О рыцарской повести Галины Божковой Слепой огонь

Любителям жёсткого фэнтези из времён средневековья должна понравиться повесть Галины Божковой «Слепой огонь». Здесь есть всё: яростные битвы, заговоры, предательства, тайны королевского двора, юные герои, коварные злодеи, горькая и страстная любовь. Читатель сможет испытать сильные чувства и представить себе яркие картинки фантазийного мира, похожего на Европу далёкого средневековья.
Главная идея повести звучит актуально и в наше время: получив власть, человек, однако, не может чувствовать себя абсолютно свободным. Он в той или иной мере зависим от своего окружения, от тех людей, которые владеют деньгами или военной силой, от разного рода условностей и обычаев того общества, где он правит. Да и собственные страсти, эмоции и фобии не стоит сбрасывать со счетов. Значит, властитель не всегда может достичь тех целей, о которых страстно мечтает. Да и вообще, человек – игрушка в руках судьбы, особенно если мир, его окружающий, жесток и непредсказуем. Автор подливает масла в огонь следующим заявлением: «Неправда, что за грехи отцов не отвечают их дети. Неправда. В жизни чаще расплачиваются именно невинные. За всё».
А ведь это утверждение может быть верным только в злом и несправедливом мире, где нет ни закона, ни права, ни защиты человека, ни чести, ни совести. Как в таком мире выжить благородному герою, чьи цели высоки, а честь не позволяет ему делать подлости? Именно это и исследует автор, но вот только выводы получаются неутешительными…

По законам жанра фэнтези все персонажи повести делятся на злодеев и героев. Никаких полутонов или размышлений о том, что человек в определённых обстоятельствах может быть либо хорошим, либо плохим.
Король Гордон, пришедший к власти путём заговора и мятежа – стопроцентный злодей. Он завистлив, мстителен и кровожаден. Его старший сын Керок точно такой же, только непонятно, как он смирился с тем, что всесильный отец не сделал его наследником престола, боясь определённых сословных предрассудков. Другой герой повести – юный воин Робер, напротив, – рыцарь без страха и упрёка, страстный, пылкий, служащий даме  сердца и идее справедливости. Вот только не везёт ему на протяжении всего повествования. Кстати, он тоже имеет право наследовать престол, но удача ускользает, так как законы чести не позволяют молодому человеку совершать подлости, и он не способен на предательство.
Рыцарская романтика пронизывает повествование от начала и до конца. Каждой главе предшествует баллада, стилизованная под средневековую поэзию и создающая определённый настрой, чаще всего - трагический или героический.  Например, в первой главе, действие которой разворачивается в старинном замке, все персонажи веселы, молоды, счастливы, влюблены. Но мрачная баллада предупреждает читателей, что это счастье хрупко, и следует готовить себя к неким страшным событиям. Так и происходит...

Повесть изобилует интригами и заговорами на основе родственных связей героев. Но тут много тёмного и непонятного. Писательница так увлекается приключениями и хитросплетениями сюжета, что допускает страшную путаницу в генеалогии своих персонажей. Сознанию читателей с большим трудом приходится продираться сквозь частокол запутанных семейных связей и личных взаимоотношений героев. К тому же, повесть перегружена именами второстепенных персонажей, и эти имена часто звучат фонетически весьма схоже (все женские начинаются на букву «л»), а запоминать их, оказывается, вовсе не обязательно, так как герой или героиня вскоре сойдут со сцены или погибнут. Ждёшь продолжения рассказа о заявленных героях, а появляются другие…

В начале повести Роберу всего пятнадцать лет. Он бесстрашен и дерзок, как любой юноша из богатой и знатной семьи, хорошо умеет владеть оружием. Однако, разговаривая с приёмным отцом – графом Себастьяном Донованом, он высказывает порой мысли слишком взрослые, которые не должны бы волновать подростка, но, по воле автора, они озвучиваются Робером безапелляционно и тяжеловесно, заменяя, видимо, авторское разъяснение ситуации. Юношу волнует жестокость короля, притеснения простых людей и знати, переполненные тюрьмы, жестокие казни. Но дом графа Донована расположен  далеко от столицы и королевского дворца, от придворных интриг и тюремных подвалов. И зачем же тогда так волноваться Роберу? Соответствует ли юношеской психологии такая, к примеру, фраза: « Как можно определить, где кончается разумная ответственность и начинается самоуправство и самодурство?» . Таким фразам не верится, эти речи кажутся надуманными и странными…
Новоявленный король Гордон, конечно, самозванец, и нечего ждать от него достойного правления. Но удивляет и то, почему автор выбрала в самозванные короли  всего лишь барона, чей дворянский титул, на самом деле, находится на низшей ступени иерархической лестницы средневековой знати и не предполагает близости к власти. Но автор почему-то всё время подчёркивает, что род барона Гордона весьма славный и не менее величественный, чем род короля. Отсюда и амбиции! А у читателя – вопросы…

Радует, однако, что линия главного героя, Робера, не прерывается.  Более того, у него появляется возлюбленная – Милена, дева-воительница королевских кровей, по характеру и возрасту как нельзя более подходящая для юного рыцаря. Ну, нельзя без романтической любви и без клятвы верности в фэнтезийном средневековом мире! Закон жанра требует любовной интриги. И сразу же у Робера появляется достойная цель жизни: отомстить главному обидчику Милены, королю Гордону, за предательство, за страшные смерти близких людей, за страдания безвинных… 
Робер дал клятву Милене, что никогда, ни при каких обстоятельствах не будет служить Гордону Лексу. И очень скоро ему пришлось делать выбор между свободой и принуждением подчиниться воле короля. Роберу ужасно не везёт: его силой доставляют в столицу, ко двору, и ставят перед альтернативой: гнить заживо в страшной подземной тюрьме или делать то, что диктует Гордон. Ясно, что юный рыцарь предпочитает остаться верным клятве и попадает в тюрьму.

Кстати, очень напрягает болезненная жестокость повествования: все эти тюрьмы, казни, пытки, глумления, сжигания на кострах и прочие насильственные действия. Их слишком много. И они выписаны исключительно ярко: кажется, будто ты сам присутствуешь при этих трагических событиях. Иной раз трудно читать такие страницы: душа не принимает чрезмерной жестокости, сердце замирает, и думаешь – ну для чего это? Все и так знают, что средневековье – время жестокое и беспощадное, а хочется иной раз совсем обратного, -  чтобы кто-то из героев противостоял этому негативу более активно и действенно. Но Робер или обретается в тюрьме, или  подаётся в леса вместе со своими боевыми товарищами и становится разбойником. Его стихия – месть. Какие уж тут благодеяния? Милена по склонности к жестоким поступкам ничуть не уступает Роберу.  Автор подчёркнуто заостряет внимание читателя на том, что сильные руки девушки были  одинаково тренированы «убивать мечом, ножом, палицей, копьём или молотом». А это, между прочим, отталкивает. Куда-то пропадает восхищение, вызванное первым (тренировочным) боем девы-воительницы в лесу…

 А вот описания некоторых сцен любви, напротив, волнуют и восхищают, так как в воображении сразу же возникают красочные картинки, созданные авторским словом – сочным, ёмким, осязаемым, чувственным. Любовь противостоит жестокости, и она прекрасна!
Но не так уж много любви достаётся Роберу. В тюрьме он узнаёт удивительные и страшные для него семейные тайны. Получается, что его настоящий отец убил отца возлюбленной. Юноше кажется, что вся жизнь его рушится, и все клятвы теперь не имеют смысла. Но всё-таки он остаётся верен обету, не поддаётся на посулы и чудесные обещания короля Гордона, и это заставляет уважать его. Ведь Робер предпочёл гнить в тюрьме, но не поступиться честью, не предать свою любовь, не купить свободу, власть и богатство ценой предательства. «Я не хочу служить убийце и самозванцу!» - заявляет он. Но современному читателю, возможно, покажутся более убедительными слова Гордона, который говорит Роберу: «Возьми, что тебе предлагают: богатство, власть, могущество. Большинство людей жизнь кладёт, чтобы завоевать хоть толику того, что само идёт в твои руки. Сколько людей ты сможешь спасти, озолотить или справедливо наказать!... Ты свободен от моих грехов. Прими бесценный дар, предназначенный тебе по праву. И будь счастлив». Читатель поневоле задумается, а не разумнее ли, получив в руки власть (хоть и неполную), начать творить в государстве справедливые дела и завоёвывать свою любовь уже с других позиций – не из тюремной ямы, а из царского дворца? Ведь жалкий заключённый, будь он хоть трижды благороден, не вызывает ничего, корме сожаления. Он побеждён, раздавлен, он проиграл, потерял свободу, любовь и возможность быть независимым человеком. Такие мысли невольно закрадываются, но… служить убийце и подлецу – это путь к потере своей души и чести. Так что, на мой взгляд, не стоило вкладывать в уста Гордона столь красивые слова, которые могут смутить читателя. Самому же Роберу всё ясно, никаких внутренних сомнений и колебаний у него нет. При этом автор поясняет читателю, что для таких людей «внутренняя убеждённость в своей правоте важнее сокровищ и искушений мира… Если бы таких людей было мало, мы не имели бы столько святых и великомучеников».

А ещё автора явно интересует вопрос: как может повести себя человек в состоянии полной зависимости от чужой воли и прихоти? Достойно ли? Не сломается ли? Робер не сломался и, более того, нашёл способ выжить в ужасных условиях каменной ямы. Его мужество и находчивость впечатляют! А действия могут подсказать людям, которые, не дай бог, попадут в подобную ситуацию – что же делать. К примеру, Робер «старался сам сочинять истории, чтобы хоть чем-то занять мозг и заполнить пустоту вокруг». А ещё он декламировал наизусть баллады, сказания, молитвы. И пел! Красивые песни, которые сам сочинял. Это его и спасло в конечном итоге. Так что давний девиз Робера: «Свобода живых – в выборе» - пригодился ему в трудной ситуации и в дальнейшей жизни.

Сюжет, однако, закручивается лихо: побег из тюрьмы вместе с новыми друзьями-воинами, жизнь в лесах ради одной цели – мести, ибо король Гордон успел к тому времени расправиться со многими людьми – родными и друзьями Робера. Месть и кровь составляют в повести некий круговорот – бесконечное повторение, нарастание зла как среди виноватых, так и среди правых не оставляет надежды на что-то светлое и человеческое. Хотя, описание жизни отряда в лесу, во главе с Робером – Тёмным Ангелом  –  не лишено живости, затейливости и даже некоторого юмора. Этот поворот сюжета чем-то напоминает знаменитые английские легенды о Робине Гуде – благородном и бесстрашном  разбойнике из Шервудского леса. Даже поездка на рыцарский турнир инкогнито как бы отсылает к литературно-историческому предшественнику главного героя повести. Да и баллады, которые сочиняет Поющий Рыцарь, напоминают читателю о  западноевропейской поэзии средневековья. Эти баллады мелодичны, удивительны, красивы и повествуют о любви, о жажде жизни, о верном рыцарском сердце. Немудрено, что дева-воительница желает  безоглядно полюбить певца – рыцаря из своих снов, героя сочинённых баллад, сильного, гордого, готового прийти на помощь…
И вот тут как будто бы завязывается захватывающая интрига, потому что Милена перепутала Тёмного Ангела с подлым Кероком – сыном короля - и дала обещание выйти за него замуж. К сожалению, интрига не получает развития: слишком быстро девушка узнаёт об ошибке, и становится ясно, что свадьбе не быть. А можно было бы закрутить здесь такие приключения! Однако, любовная линия выстраивается весьма банально…

Интересны в повести и рассуждения автора о том, нужна ли королям справедливость и совесть при их безграничной власти? Легенда о Красном мече справедливости, который призван помочь королю «отличить добро от зла и стать правильным человеком» напрямую подводит к мысли, что власть и справедливость в любые времена, при любых обстоятельствах – «две вещи несовместные», даже в нашем просвещённом 21 веке… Да ведь и сама Милена, поднявшая восстание против злого короля Гордона, сражается, вроде бы, за справедливость. Но на самом деле – за власть. А две этих цели изначально противоположны, ибо борьба за власть предполагает любые методы и средства её достижения, даже самые неправедные.
Ближе к концу повествования тайны королевского двора закручиваются в такой плотный клубок, что трудно разобраться во многих перипетиях родственных взаимоотношений. Интриги приводят к тому, что тайны эти внезапно раскрываются, и несчастный Робер снова попадает в застенки, на этот раз уже к королеве Милене. Ну как же без этого: возлюбленные должны помучить и потерзать друг друга, иначе читателю не хватит горькой остроты переживаний и волнений.

Автор замечает как бы вскользь: «Сказки не получилось». И это правда, ибо финал повести кажется весьма странным для жанра фэнтези, где в конце всех испытаний обязательно должна побеждать правда и справедливость, а герою надлежит праздновать победу. Здесь же всё наоборот. Последний бой Робера написан очень красиво, но читателя ждёт жестокое разочарование. Ведь наш безупречный рыцарь гибнет в этом бою. И сразу  возникает вопрос: зачем была описана вся эта борьба, мучения и страсти? В них не оказалось смысла, потому как Робер не добился своих целей, потерял любовь, а в финале и саму жизнь. Бывают, конечно, в литературе открытые финалы, незавершённые сюжетные линии, когда автор хочет, чтобы читатель сам домыслил возможный ход событий. Но если герой гибнет ни с того ни с сего, значит, впереди уже ничего нет, всё обрывается. Более того, получается, что произведение повествует о полном неудачнике и невольно подводит к мысли: будь ты хоть самым лучшим и отважным человеком на свете, но всё в руках судьбы. Так есть ли смысл сопротивляться злу? Ведь оно в этом мире сильнее, потому что не стесняется в средствах достижения целей, не боится чужой крови и не мучается угрызениями совести. А разве такие выводы хотел бы сделать автор, завершая свою повесть? Поэтому, наверное, книга и называется «Слепой огонь». Ибо слепой пламень жестокости пожирает всех без разбора: правых и виноватых, добрых и злых, милосердных и жестоких. Для чего же писалась книга? Только, чтобы было интересно следить за острым сюжетом и приключениями героев? Но современному читателю этого мало. Нужны какие-то выводы, подсказки: как жить на нашей не очень доброй планете, чтобы не потерять себя и не стать игрушкой в руках мерзавцев?
Можно, конечно, предположить, что автором задумывалось продолжение, и герой оказался бы не мёртв, а только ранен. Тогда реванш у него всё-таки состоялся бы, и победа добра над злом была бы прописана чётко, а любовь воссияла бы наконец , победив все предрассудки и ложные амбиции. Но ничто в конце повести не указывает на такую возможность…


Рецензии