Сказка для взрослых. Лес и его враг лесной пожар

Все от мала до велика знают, что Лес – это лёгкие Земли.

Русский лес всегда был нашей гордостью, спасеньем и кормильцем.
За многие века наш Человек дружил и оберегал Леса. Лесопосадки от выветривания почвы нас спасали. Лес дарил нам избы, мебель, тепло, парусные корабли, а позже шпалы, целлюлозу, спирт и бумагу.

На западе огромные леса свела на нет промышленность и сельское хозяйство. Россия так велика, и лесом так богата, что даже возросшая промышленность весь её лес на сегодня не уничтожила.
Но есть могучий лесу враг – лесной пожар.

Он возникает от искры малой, от непогашенной кем-то папиросы, от костра, от молнии из туч. Вот почему в сушь вход в лес всем запрещён. Лесной пожар – страшнее урагана и потопа. Он сжигает всё: деревья от веток до корней, кусты, ягодники и траву. А так же всех лесных животных. Оставляя после себя безжизненное пепелище.

Все жители у лесных массивов, лесных пожаров опасались. И если возникал такой, то всем скопом тушить его старались: широкой просекой ему дорогу преграждали.

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова (СПбГЛТУ), известный  как ЛТА, Лесотехническая академия, своих студентов не только добыче древесины обучает, но сбережению и восстановлению. Однако, бизнес современный, от этой стратегии далёк. 

Сейчас эгоистичный Человек лесной пожар себе на вооружение взял. Пожар сожжёт участок леса, а хитрован берёт лицензию на санитарную вырубку горелого леса, а сам элитные деревья рубит далеко от гарей. От этого большой барыш имея.

В том ли причина? Но в 2019 году площадь пожаров в восточной Сибири составила три миллиона гектаров. Это уже глобальная катастрофа, которая даёт людям Земли право задуматься: не стоит ли установить Всемирный контроль за огромной тайгой Сибири?



Про пожары северных лесов из сайтов интернета.


Парниковый эффект всему земному шару угрожает. А зависит он от пара  (водяной пар ответственен примерно за 36—70 % парникового эффекта) и углекислого газа    (CO2) (9—26 %), в основном.

Ученые под руководством Катарин Даффи (Katharyn A. Duffy) из Университета Северной Аризоны оценили возможность перехода экосистем суши (растений и лесов)  из поглотителей углерода в источники его эмиссии при повышении средней температуры свыше 35 градусов при глобальном потеплении.

Пожары и вырубки сибирских лесов (как наиболее больших лесов на Земле) уменьшают возможность поглощения углекислоты. Более того пожары лесов сами являются мощными источниками водяного пара и углекислого газа. Эти факторы могут стать более мощным источником парникового эффекта, чем вся промышленность России. (На 2019 год данные по СО2: Россия - 1532,6 Мт, пожары леса - ~ 284 Мт).

  Вот что говорит специалист Канады по поведению огня и управлению лесными пожарами Даниел Перракис. – «Чтобы вы понимали — в Канаде, в северных областях ежегодно регистрируются тысячи лесных пожаров. А население, например, на северо-западе, на территории примерно в 1,2 миллиона км — не более сорока–сорока пяти тысяч человек. Невозможно тушить все эти пожары. И не нужно мешать явлению, которое, в общем-то, является естественным для этой экосистемы. Небольшие пожары могут даже быть полезны. Они уменьшают количество горючего материала.

В сибирских лесах существуют «зоны контроля», на которых пожары можно не тушить, если расходы на тушение превышают предполагаемый ущерб».

Однако, как объясняет Григорий Куксин из Greenpeace, это «выделенные зоны лесов, в которых ведется лишь наблюдение за пожарами, причем только космический мониторинг. Как правило, эти территории либо вне зоны авиапатрулирования, либо на самой его границе: нет смысла тратить деньги на обнаружение пожаров с самолёта, если их не будут тушить».

Он подчеркивает, что «зоны контроля» занимают почти половину лесного фонда. Туда входит «почти вся Чукотка, очень большая часть Якутии, Корякский округ в Камчатском крае. Практически все тундровые, лесотундровые пожары попадают в зону контроля, и их никто не тушит». В этих зонах не должны находиться ни населенные пункты, ни участки осваиваемого леса. Тем не менее, там встречается и то, и другое. В интервью RFI Григорий Куксин также отметил, что 90% теперешних пожаров находятся именно в этих зонах, и что главная задача для предотвращения пожаров в будущем — пересмотр границ этих территорий.

Этим летом (2019 г) общая площадь пожаров в Сибири составила три миллиона гектаров. В Иркутской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии был введен режим чрезвычайной ситуации.
Победить огненную стихию удалось только с наступлением сезона осенних дождей.

Кому выгодны лесные пожары сибирской тайги? Ушлым предпринимателям.

Типовой сценарий прост: получив разрешение на санитарную вырубку горелого леса, элитные деревья рубят далеко от гарей. Затем этот лес доставляется на пункты приема и отгрузки древесины, где его скупают заказчики — как правило, китайские.

По статистике, основной поток лесоматериалов из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов идет именно в КНР, при этом на ДФО приходится более 30 процентов всего лесного экспорта России.

А в конце февраля 2019 года в Государственную думу в очередной (по подсчетам экспертов, в шестнадцатый) раз был внесен соответствующий законопроект. Поскольку прямо запретить экспорт леса Россия не может (подобные меры противоречат правилам Всемирной торговой организации), в новом документе речь идет о "запрете заготовки древесины в целях экспорта".

Самое большое число подписей — более 650 тысяч — собрало размещенное два года назад и адресованное правительству России требование ввести десятилетний мораторий на вырубку и экспорт леса из России.

Однако пока призывы граждан не находят отклика. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, комментируя августовскую инициативу Минприроды, отметил, что Китай — ключевой торгово-экономический партнер России и страны намерены впредь наращивать взаимный товарооборот.

"В этих условиях устанавливать без крайней необходимости какие-либо ограничения экспортно-импортных операций, в том числе в отношении лесопромышленных материалов, нецелесообразно", — заявил глава Минпромторга, подчеркнув, что проблемой незаконных вырубок сибирского леса должны заниматься региональные власти и правоохранительные органы.

Корнем всех сегодняшних бед с полным основанием можно считать принятый в 2006 году Лесной кодекс. В нем полномочия по использованию лесного фонда были распределены между федеральным правительством, региональными властями и бизнесом. В результате лесозаготовка стала одной из самых коррумпированных отраслей российской экономики: в деле уничтожения лесов региональные чиновники действуют в тесной связке с дружественными бизнесменами.

Разрешения на аренду лесного участка и вырубку распределяются по конкурсам, которые неизменно выигрывают свои люди. Они рубят лес, потом продают своим же компаниям за копейки, а те уже перепродают по рыночной цене китайцам. В карманы недобросовестных бизнесменов и чиновников ложится огромная прибыль, ведь одна машина леса стоит сто тысяч рублей. А бюджет получает копейки.

Естественно, что ветви... срубленной древесины остаются на вырубках. Высыхают и становятся потенциальным материалом для возгорания лесных пожаров.

"На информационную систему (Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины (ЛесЕгаис), в которой, по идее, должен фиксироваться весь оборот древесины — от порубки до реализации пиломатериалов.) затрачены большие деньги, а она до сих пор работает неэффективно, продажа леса остается в теневом секторе", — констатировала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в феврале этого года (2019).

Эксперты уже давно составили список мер, необходимых для наведения порядка в лесной отрасли. Во-первых, все вопросы использования лесного фонда необходимо передать на федеральный уровень. Во-вторых, нужно установить единый для всей страны жесткий порядок деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, ограничив именно на этом уровне продажу леса иностранцам.

Кроме того, требуется подключить имеющиеся ресурсы "Роскосмоса" для спутникового мониторинга вырубок (в первую очередь — санитарных в зоне прошедших лесных пожаров) и увеличить численность сотрудников лесной охраны, оснастив их современной техникой — от автомобилей высокой проходимости до беспилотников с системой видеонаблюдения. Все эти очевидные меры обсуждаются уже не один год.

Проблема в том, что на их реализацию требуются серьезные расходы, а когда приступают к обсуждению очередного федерального бюджета, выясняется, что денег нет. Так что главе Минприроды остается только шантажировать Китай угрозой прекращения экспорта древесины, в надежде, что богатые зарубежные партнеры профинансируют охрану наших лесов.

Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем

Класс лесного пожара          Площадь, охваченная огнем, га
Загорание                0,1-0,2
Малый пожар                0,2-2,0
Небольшой пожар                2,1-20
Средний пожар                21-200
Крупный пожар                201-2000
Катастрофический пожар                Более 2000





Мои предложения по противопожарным мерам сибирской тайги.


Мы можем согласиться со словами канадского эксперта Даниела Перракиса, что тушить не разгоревшийся пожар, определённый по космическому мониторингу намного проще. Только этому мешают огромные просторы тайги России.

Тем не менее, эта задача вполне решаема, если установить постоянное пожарное дежурство пожарных самолётов-экранопланов с базами за 800-900 км друг от друга. Для этих машин такое расстояние будет преодолено за 2-3 часа. За этот срок пожар не сильно разгорится.

Наиболее простым решением защиты тайги от пожаров было бы создание сети пожарных водоёмов с причалами для самолётов-экранопланов и небольшими строениями для обслуживания этих машин и их экипажей. А так же небольшой склад топлива для них. Самолёт-экраноплан мог бы брать больший пожарный запас воды, чем пожарные вертолёты и самолёты.

Такая машина, летя в экранном режиме над низинной территорией болот, тундры и водных ландшафтов существенно экономила бы топливо. Но она имела бы возможность преодолевать леса и горные отроги, а так же подниматься в высоту для осуществления противопожарной разведки. 

Эти машины можно было бы быстро сосредоточить у лесного пожара и погасить его при благоприятной климатической обстановке.

При современной технике создание таких водоёмов не дорого и не долго. Перед водоёмом должна быть небольшая разгонно-посадочная дорожка, позволяющая экраноплану совершить эволюции для посадки в водоём или взлёт с него. Это значительно удешевит стоимость пожарных водоёмов. Естественно, что уровень воды в водоёме должен контролироваться автоматической системой с радио оповещением о нём экипажа самолёта-экраноплана.

Мировая самолётостроительная практика уже давно имеет опыт по созданию таких машин, правда военного назначения. Сибирская тайга - это не южные степи и пустыни, где водные источники малы. Сибирская тайга водой богата, только создание пожарных водоёмов должно проводиться при тщательных гидротехнических проверках.

Самолёт-экраноплан сил МЧС должен обладать широким скоростным диапазоном от 40 до 400 км/час и  вертикальным стартом и посадкой (хотя это топливно-затратные режимы, которых следует по возможности избегать). Кроме воды (пенной смеси) самолёт-экраноплан должен иметь возможность перевозить ещё до 30 пожарников. Они будут непосредственно управлять операцией тушения.

При грузоподъёмности самолёта-экраноплана 30 тонн, с помощью ВСУ (водо-сливного устройства) «Пурга» можно обработать квадратный километр площади или создать заградительную полосу длиной 600—3000 м и шириной 6—8 м.  Самолёта-экраноплан за считаные секунды может набрать воду и затем доставить её к очагу возгорания.

Насос ВСУ насыщает набранную воду пенообразователем внутри емкости во время полета к месту тушения. Одной заправки пенообразователя хватает на несколько водозаборов в пожарных водоёмах или близкого к пожару источника воды.

Такая пожарная техника с одной пожарной командой может потушить небольшой лесной пожар: класса "загорание", "малый" или "небольшой пожар". При более сложном классе лесного пожара придётся подключать дополнительные бригады. Главное не допускать перехода пожара в ранг "крупного", когда его тушение уже затруднено.
 
Сеть пожарных водоёмов должна создаваться из расчёта 0,75 дальности полётов загруженных водой экранопланов-самолётов. И этих машин должно быть не меньше, чем 0,2 от числа пожарных водоёмов данного сибирского региона.

Места дислокации экранопланов-самолётов и экипажей должны определяться по графику и чередоваться от удалённых от городов и центров до близь лежащих, где экипажи могут с семьями пожить, а технике можно будет провести качественную профилактику.

Противопожарные дежурства должны проводиться планово в пожароопасный период. А в остальное время техника и экипажи должны использоваться для важных народнохозяйственных и спасательных задач.

Такая сеть пожарных водоёмов по всей территории сибирской тайги имела бы огромное значение для освоения этой природной кладовой России. Со временем она бы стала важной транспортной артерией всего этого региона в гражданском и военном назначении.

Тогда бы у региональных властей и правоохранительных органов была бы реальная возможность заняться проблемой незаконных вырубок сибирского леса, как сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, и незаконным проживанием и браконьерством пришельцев из сопредельных стран.

Быть может тогда «Дальневосточный гектар»  в Республике Бурятия и Забайкальском крае, обещанный властями всем гражданам России и временным российским эмигрантам зарубежья с 1 августа 2020 г., не будет как сейчас стоить не больше "ломанного гроша", а приобретёт весомый денежный эквивалент и перспективу для серьёзного развития в России.

России достались огромные лесные богатства. Её обязанность перед всей Землёй их тщательно учесть, беречь и с толком, и пользой для страны использовать, и не отдать грабителям на растерзанье.

Великие писатели России о русском лесе пламенно писали. Великие учёные совет беречь его давали. Так неужели нынешние люди и нынешняя власть наш Русский Лес под корень изничтожит?

Надежда на китайских партнёров в защите наших лесов сомнительна. Мы можем перефразировать вечные слова Грибоедова: "Блажен, кто верует (надеется на партнёров). Тепло ему (и всем нам будет от глобального потепления) на свете".


Рецензии
Я из Сибири. И после школы еще несколько лет проработал в геологии в востяоной Якутии. Тогда леса Сибири не горели. То, что происходит сейчас - это вакханалия самодурства местных органов власти, продающих лес Китаю. А чтобы его продать, надо его сначала "спалить". Вот они этим и занимаются.

Виталий Овчинников   28.07.2021 10:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. Вы правы. Малое шкурничество и разгильдяйство превращается в настоящую беду всей Земли. В наше время культура эгоизма и стяжательства подталкивает "бизнесменов" не охранять народное богатство (лес), а "погреть руки" на лесных пожарах. У властей нет ни возможностей, ни желания пресечь подобные явления. Причём, не только в России.
Всего хорошего.

Евгений Радомысельский   10.08.2021 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.