Российские воздушные асы в армиях других стран

                Йорма Сарванто

30 ноября 1939 года началась советско-финская война (известна также как «зимняя война»). Первый воздушный бой с участием родившегося в 1912 году в Российской империи лётчика Сарванто произошел 19 декабря 1939 года; первые две победы одержал 23 декабря.

6 января 1940 Сарванто вступил в бой с группой из 7 советских бомбардировщиков «ДБ-3с». Группу обнаружил лейтенант Пер-Эрик Совелиус. Он сбил один самолет и передал координаты встречи на базу ВВС в Утти. На перехват была поднята группа истребителей , один из которых пилотировал Сарванто. В ходе последовавшего боя Сарванто удалось за четыре минуты сбить шесть самолетов противника.
Инцидент привлек большое внимание во всем мире; большинство крупных западных газет опубликовали фотографию Сарванто, держащего в руках фрагмент обшивки одного из сбитых «ДБ-3».
Всего в ходе «зимней войны» Сарванто одержал 13 побед. В ходе возобновленной войны (1941—1944) сбил ещё четыре советских самолета, летая на Brewster F2A Buffalo и доведя свой общий счет до 17 побед. В общей сложности совершил 255 боевых вылетов.
В 1941 году Сараванто было присвоено звание капитана, после чего он продолжал служить на штабных должностях, в частности, как офицер связи с 1-м воздушным флотом люфтваффе. Позднее командовал  эскадрильей истребительного полка и эскадрильей учебного полка .

В первые послевоенные годы Сарванто занимал должность командира летного училища в Каухаву. В 1954 году был назначен финским военным атташе в Лондоне. В 1957 вернулся в летное училище. Ушел в отставку в 1960 году в звании подполковника. В дальнейшем работал генеральным директором банка, до своей смерти 16 октября 1963 года.
               
                Роберт Олейник

Родился 9 марта 1911, в городе Эссен-Борбек, Германская империя. Мать немка, отец по происхождению украинец, горный инженер, переселился из Российской империи до начала Первой мировой войны.
В октябре 1933 года поступил в Немецкую школу транспортной авиации, которая являлась, в том числе, прикрытием для подготовки военных летчиков. С марта 1935 года и до конца войны служил в люфтваффе. До июня 1940 инструктор, затем пилот-истребитель, а позднее командир фронтовых и испытательных эскадрилий в боевых частях.
В послевоенное время принимал участие во встречах ветеранов. В последний раз в октябре 1988 года на авиабазе «Ольденбург» (ФРГ), незадолго перед смертью.
Оберфельдфебель Роберт Олейник 15 июня 1940 получил назначение во 2-ю эскадрилью второй группы 3-й истребительной эскадры «Удет». Начал воевать на Messerschmitt Bf.109E, а с осени 1941 на Messerschmitt Bf.109F. 26 августа 1940 открыл счет собственным победам, сбив в районе Faversham (Великобритания) истребитель Хоукер Харрикейн (Hurricane), 5 сентября 1940 в устье реки Темза сбил два истребителя Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire).
21 мая 1941 был назначен командиром 1-й эскадрильи I./JG 3. До начала вторжения в СССР на счету Роберта Олейника было пять побед. 22 июня 1941 в районе Львова приблизительно в 3-40 утра Олейник сбил советский самолет — истребитель И-16. Считается, что это была первая победа пилота люфтваффе на Восточном фронте. На следующий день им было сбито четыре бомбардировщика СБ-2 а 26 июня ещё пять бомбардировщиков ДБ-3. 27 июня 1941 под Каневом Роберта Олейника сбил советский ас младший лейтенант Василий Деменок  на истребителе И-16. 14 августа 1941 Роберт Олейник снова был сбит и опять пилотом на истребителе И-16. Совершил вынужденную посадку вблизи Василькова (Киевская область).
27 июля 1941 награждён Рыцарским крестом Железного креста (по другим данным в августе 1941).
14 сентября 1941 II./JG 3 перебазировали в Голландию для патрулирования прибрежной зоны и обороны портов от налетов английской авиации. На тот момент Роберт Олейник имел 37 побед из них 32 на Восточном фронте (по другим источникам на Восточном фронте 31 победа).
26 июля 1943 Гауптман Роберт Олейник назначен командиром III./JG 1 и в тот же день он сбил свой первый бомбардировщик B-17.

8 октября 1943 Роберт Олейник назначен командиром Erprobungskommando 16  для проведения испытаний ракетного истребителя-перехватчика Messerschmitt Me.163 Komet. 1 марта 1944 принял под своё командование 20-ю эскадрилью 20./JG 1.
21 апреля 1944 под Wittmundhaven во время посадки взорвался пилотируемый Олейником Me.163. В результате катастрофы он получил тяжёлые травмы спины и лица. Олейнику повезло, обычно при таких авариях у пилота было мало шансов выжить. После выписки из госпиталя 1 августа 1944 Олейник принял командование I./JG 400, которая была сформирована 26 апреля 1944. Впоследствии благополучно дожил до старости.
                Эммануил Голицын

Князь Эммануил Голицын был авантюристом, жил он долго и нескучно, а умер в 2002 году.
Эммануил Голицын ро­дился в Кисловодске в 1918 году. Отец был кавалергардом, штабс-ротмистром и адъютан­том великого князя Николая Николаевича. Он воевал за белых, но в 1919-м уплыл из России со всем семейством и поселился в Лондоне.
Голицын не стал поступать в университет, а подался клерком в страховую компанию.  Но, вероятно, та­кая работа не соответствовала его характеру.

 В 1939 г. молодой князь решил пос­тупить в Королевские ВВС, но тут СССР напал на Финляндию. Эммануил вспомнил, кто прогнал его семью из России, и поехал участвовать в «зимней кампании». Прези­дент Финляндии Маннергейм был старым другом его отца, он же и сообщил ему страшную весть о гибели матери при бомбардировке немцами Лондона. Эммануил только начал учиться на летчика, когда Финляндия заключила и мир с СССР, и союз с Гер­манией. Англичанину Голи­цыну пришлось срочно покидать страну, причем не самым простым путем. С финским паспортом – помог Маннер­гейм – он переправился в США, потом в Канаде нанял­ся матросом, приплыл в Шот­ландию и тут же был аресто­ван в порту как шпион. По­мог­ло то, что князь Владимир тогда сотрудничал с MI5, – сына освободили.
Эммануил вступил в анг­лийский летный резерв, а в ноябре 1941-го окончил летную школу и отправился в 504-ю эскадрилью в Северной Ирландии. «Битва за Брита­нию» уже закончилась, но новые высотные «Юнкерсы» модели «86R» с апреля 1942 года царили в британском не­бе – сбросив бомбы, они преспокойно поднимались на не­доступную для англичан вы­соту свыше 13 км и улетали домой. Экспериментальное звено, в котором оказался Го­лицын, как раз должно было выяснить, как настигать «Юн­керсы» в стратосфере. Им выдали «модифицированные» Spitfire-IX. Модификация зак­лючалась в том, что с этих самолетов на «Роллс-Ройсе» содрали все «ненужное» оборудования, весом на 200 кг. В число «ненужного» вошли пу­леметы – на вооружении ос­талась лишь носовая пушка.

И вот 12 сентября 1942 года Голицын совершил то, что описывается на стенде Музея ВВС. Взлетев с аэродрома Норхольт, он набрал высоту в 12 200 км над проливом Те-Солент и заметил над правым крылом торпедообразный «Юнкерс 86R». Немец, хауптман Гётц, тоже заметил соседа, быстро сбросил бомбы и стал набирать высоту. Голи­цын взмыл следом: бой слу­чился на высоте около 14 ки­лометров. «Немец» был пов­режден, но дотянул до своего аэродрома. Так стало известно, что высотные «Юнкерсы» вполне можно атаковать: это приняли к сведению и немцы, и англичане. Когда через 30 лет Голицын встретился с Гётцем, тот подтвердил, что после этого боя вермахт стал сворачивать «высотные» бомбардировки Англии.

А Голицын продолжал по­леты: однажды на новом, вы­сотном Spitfire-VII перелетал через Ламанш и сбил немецкий истребитель «Фокке Вульф 190», за что получил вторую награду. Еще он сражался в «польской» 308-й эскадрилье – там его задачей было вести с самим собой пе­реговоры по-русски, чтобы немцы считали, будто у них на западе действуют русские!
После войны Голицын не стал возвращаться к жизни аристократа, а нанялся в Airline Services of India, а впоследствии основал собственную авиакомпанию.
В 1994 году подал прошение о восстановлении российского гражданства, которое было удовлетворено. Впоследствии он присутствовал на церемонии перезахоронения останков царской семьи в Санкт-Петербурге.
Князь Эммануил Голицын скончался 23 декабря 2002 года в Лондоне в возрасте 84 лет.


Рецензии