Студийные альбомы Rolling Stones - 1964-1978 гг

«Золотой век» «Катящихся камней» (журнал"Эплоко" №13, 2014)

Творческое наследие самой рок-н-ролльной группы всех времён и народов богато и разнообразно. Но не по причине его необъятности в этом обзоре не будет пластинок, вышедших после 1978 года (возможно, в будущих номерах «Эплоко» и для них найдётся место). Дело в том, что история Роллингов делится не на два и не на три этапа — их, по крайней мере, пять или даже шесть. И в каждом из этапов «Камни» предстают антитезой самим себе — может быть, не слишком явно, но всё же вполне ощутимо. Чтобы не вдаваться во все эти подробности и сохранить лапидарный слог, остановимся на тех альбомах, которые можно смело отнести к «золотому веку» группы, когда Роллинги ещё не именовались «ископаемыми ящерами рока».

1. The Rolling Stones
Дата выпуска: 16 апреля 1964 г. (Здесь и далее приводится дата выпуска британского издания)(период кавер-бэнда)

Первый альбом «Катящихся камней» был в полной мере «пробным камнем», который должен был подтвердить приемлемость чикагского блюза для британской публики. Проверка прошла «на ура»: кроме основной своей задачи она, невзначай, доказала возможность конкуренции с теми, кто казался вне досягаемости, — с самими Битлз. Роллинги в это верили не особо. Им хотелось просто играть «до посинения» (а то и «до почернения») обожаемый ими ритм-н-блюз и лишь иногда — милые, похожие на битловские,  песенки о любви, которые так любят девчушки. Однако Эндрю Луг Олдхэм, менеджер группы, был уверен в успехе: он видел потенциал своих подопечных лучше, чем они сами. Он же настоял и на том, чтобы на обложке дебютного диска не было указано название группы, вполне достаточно фотографии музыкантов, мрачно вперившихся в объектив, — что хоть и шло в разрез с бытующими представлениями об оформлении поп-пластинок, зато сразу выделяло конверт на фоне прочей жизнерадостной виниловой продукции.

Альбом “The Rolling Stones” был записан на двухдорожечный магнитофон, с которым научился управляться даже Кит Ричардс. Звучал почти как спонтанный джем, что на тот момент было для них оптимальным решением саунда.

Позиция в хит-параде — #1(Здесь и далее указана позиция в британском хит-параде).
Лучшие треки: “I’m A King Bee”, “I Just Want Make Love To You”, “Walking The Dog”.
Оценка: 4,5

2. Rolling Stones No.2
Дата выпуска: 15 января 1965 г. (период кавер-бэнда)

Второй альбом группа записывала уже не впопыхах, гораздо более осмысленно и взвешенно. Прежде всего, это касалось отбора материала: оставаясь кавер-бэндом, «Камни» на сей раз обратились к самым свежим хитам чёрного ритм-н-блюза в исполнении таких корифеев жанра как Соломон Берк и Отис Реддинг. Поскольку эти песни не были широко известны в Англии, пластинка слушалась почти как откровение — британскому уху подобного рода чёрная музыка была ещё крайне непривычна. Особенно в исполнении этаких нагловатых белых парней, которых просто распирало от сознания собственной значимости.

К тому времени Роллинги уже успели побывать в США, перезнакомиться со всеми своими кумирами — резидентами легендарного лейбла “Chess” — и заручиться их поддержкой. Но при этом их стиль поведения шёл в разрез с общепринятыми представлениями о «звёздности»: музыканты оставались интеллектуальными «босяками» и плевать хотели на мнение записных критиков и прочих скучных личностей, — не в пример Джону Леннону, которому (по мере роста популярности Битлз) пришлось усмирять бунтарскую сторону своего характера. За него «отрывались» Роллинг Стоунз.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “You Can’t Catch Me”, “Time Is on My Side”, “I Can’t Be Satisfied”.
Оценка: 4,5

3. Out Of Our Heads
Дата выпуска: 24 сентября 1965 г. (период конкуренции с Битлз)

Рок-н-ролл — крышесносная вещь. Эту мысль и выразили Роллинг Стоунз, дав третьему студийному диску название «С ума сойти». На обратной стороне обложки в аннотации продюсер Эндрю Луг Олдхэм так и написал: «Мы надеемся, что этот альбом снесёт вам крышу, так же как он снёс её нам». Запись, начинённая взрывной смесью чикагского блюза, кельтской экспрессии и британской изощренности, производила именно такой эффект.

Третий альбом для них стал переходным: из группы, исполняющей в основном каверы, Роллинги становились командой, ориентирующейся на собственный материал. К тому времени уже увидели свет их великие хиты “Satisfaction” и “Play With Fire”, но они не вошли в британский лонгплей, поскольку уже были изданы на синглах. Надо сказать, что и “Play With Fire”, и другая песня — “The Under Assistant West Coast Promotion Man” (которая синглом не выходила и поэтому попала на британское издание альбома) были плодом совместного творчества группы под коллективным псевдонимом Нанкер Фелдж (Nanker Phelge)(Фелдж — имя их соседа по лондонской квартире, где группа жила в самом начале своей карьеры; а «нанкерами» Роллинги называли гримасы, которые любил строить Брайан Джонс).

Позиция в хит-параде — #2.
Лучшие треки: “Heart Of Stone”, “She Said Yeah”, “The Under Assistant West Coast Promotion Man”.
Оценка: 4,5

4. Aftermath
Дата выпуска: 15 апреля 1966 г. (период конкуренции с Битлз)

Не проблемы последствий, к которым ведут необдуманные шаги, — наоборот, последствия того, к чему приводит накопленный опыт как исполнительский, так и сочинительский, — вот на что намекало название альбома “Aftermath” («Последствия»).

Это была первая студийная работа группы, где был представлен исключительно авторский материал двух Роллингов: Джаггера и Ричардса. Несмотря на то, что и Брайан Джонс, и Билл Уаймен также претендовали на статус авторов-песенников, тандем Мика и Кита выдавал на-гора столь удачные вещи, что жалкие потуги остальных участников квинтета просто не рассматривались. Брайан Джонс понимал, что ему соперничать с «Мигающими близнецами» (“The Glimmer Twins” — прозвище Мика и Кита) бессмысленно, поэтому сконцентрировался исключительно на аранжировках, внося в них необычные и чарующие звуки ситара, маримбы, цимбал, дульцимера и других экзотических инструментов. Во многом благодаря его таланту мультинстументалиста и изобретательности аранжировщика отличный материал Джаггера и Ричардса на пластинке “Aftermath” ко всему прочему приобрел ещё и особую звуковую фактуру.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “Lady Jane”, “Under My Thumb”, “Out of Time”.
Оценка: 5

5. Beetwen The Buttons
Дата выпуска: 20 января 1967 г. (период конкуренции с Битлз)

Перефразировали идиому “on the button” («успеть как раз вовремя»), Роллинги назвали альбом “Between The Buttons” (дословно — «Между кнопками», в переносном смысле — «Совершенно не ко времени»). Забавные рисунки барабанщика Чарли Уоттса, помещённые на обратной стороне конверта, слегка разъясняли юмор этой фразы. Но в ней присутствовало и серьёзный смысл. В то время, когда модно стало экспериментировать с тяжелым блюзом и прочими психоделическими вещами, Роллинг Стоунз — эти одни из зачинателей белого блюза — вдруг отошли от привычного грязного звучания и записали нечто более интеллектуальное и гармоничное.

«Между кнопками» (или даже «Между пуговицами»), записанный за считанные недели в ноябре и декабре 1966 года в атмосфере полного согласия и взаимопонимания, можно считать эталоном коллективного творчества. Никогда ещё «Камни» не работали с таким энтузиазмом, и каждый из них внёс практически равнозначный вклад в музыкальную ткань пластинки.

Позиция в хит-параде — #3.
Лучшие треки: “Let's Spend the Night Together”, “"Ruby Tuesday”, “She Smiled Sweetly”.
Оценка: 5

6. Their Satanic Majesty Request
Дата выпуска: 8 декабря 1967 г. (период конкуренции с Битлз)

К 1967 году менеджеру группы Роллинг Стоунз Эндрю Лугу Олдхэму так надоели проблемы его подопечных с полицией, что он начал дистанцироваться от группы, а затем и вовсе самоустранился, предоставив им самим разбираться со своим творчеством. Надо отдать должное Роллингам — они не только не растерялись, но и записали самый смелый, самый экспериментальный альбом из всей своей дискографии. Заголовок «Их сатанинское величество просят» — это издевательский перифраз текста одной из страниц национального паспорта: «Её Британского Величества Секретарь просит и требует от каждого, кого это касается, обеспечивать подателю сего...» и т.д.
(Ровно через 10 лет Sex Pistols разовьют эту антимонархическую идею в расчетливый эпатаж.) Но это не значит, что Роллинги, с присущей им нагловатой самоуверенностью, намеревались вернуть рок-н-ролльный народ из нирваны «Лета любви» к реальности. Если бы это было так, они не стали бы создавать столь замысловатые музыкальные структуры, по галлюциногенности атмосферы во много раз превосходящие творения Битлов того же 1967 года. Забавно, что двое из Битлз — Леннон и Маккартни — приняли участие в записи бэк-вокала для композиции “Sing This All Together”.

Позиция в хит-параде — #3.
Лучшие треки: “In Another Land”, “She’s a Rainbow”, “2000 Light Years from Home”.
Оценка: 4

7. Beggars Banquet
Дата выпуска: 6 декабря 1968 г. (классический период)

«Банкет нищих» — если не лучший, то, безусловно, самый цельный и зрелый альбом Роллинг Стоунз, в котором они проявили себя как серьёзные и почти умудрённые музыканты, однако сохранившие юношескую непредсказуемость и способность к творческому прорыву.

Для вящей убедительности на обложке пластинки поначалу поместили уголок общественного туалета со всеми известными атрибутами этого неприглядного заведения. Руководство выпускающей фирмы Decca заартачилось: эстетика похабных граффити не вписывалась в коммерческую политику компании. Пришлось музыкантам пойти на уступки и согласиться на мало что выражающую стилизацию обложки под пригласительный билет (очевидно, на этот самый "Банкет нищих) с названиями курсивом группы и альбома. Тут уж они огребли массу упреков в подражании Битлз — на этот раз «Белому альбому». Что было не так далеко от истины: если не в оформлении, то в музыкальном плане «Банкет нищих» точно соответствовал битловской концепции 1968 года — творить проще, отойти от навязчивой психоделии и тенденциозности, вернуться к рок-н-ролльным корням.

Это стало последней работой Роллингов, где яркий талант Брайана Джонса как инструменталиста и интерпретатора явлен в полную силу. Например, ему принадлежит партия безладовой гитары в композиции “No Expectations”.

Позиция в хит-параде — #3.
Лучшие треки: “Sympathy for the Devil”, “Street Fighting Man”, “No Expectations”.
Оценка: 5

8. Let It Bleed
Дата выпуска: 5 декабря 1969 г. (классический период)

Первый диск группы, записанный с участием Мика Тэйлора, гитариста, приглашённого на смену «вышедшему из игры» Брайану Джонсу (который, однако, успел проявить свои способности мультиинструменталиста на паре треков). Камертоном всего альбома стала композиция, давшая ему название, — “Let It Bleed” («Пусть льётся кровь») с её садомазохистскими настроениями: «Да, нам всем нужен кто-то, кому можно пустить кровь». (Наш славный интерпретатор британского рок-н-ролла Майк Науменко позднее выдал свой, русскоязычный вариант этой песни «Нам всем нужен кто-то, кого бы мы могли любить...»).

Казалось, Роллинги задались целью выкрасить свой привычный всем образ «мальчишей-плохишей» совсем уж в чёрный цвет. Словно они выросли и стали по-настоящему опасными «врагами общества №1». Однако шокирующие строки песен из “Let It Bleed” — не более чем игра претендующих на интеллектуальность представителей рок-богемы.

Один из самых интересных альбомов The Rolling Stones, в котором драйв не заслоняет великолепие мелодий, а мелодизм, в свою очередь, не снижает рок-н-рольного градуса.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “Gimme Shelter”, “Midnight Rambler”, “You Can’t Always Get What You Want”.
Оценка: 5

9. Sticky Fingers
Дата выпуска: 23 апреля 1971 г. (классический период)

«Липкие пальчики» — величайший альбом не только в дискографии «Камней», но и в истории рока вообще. Впервые Роллинги проявили себя не как банда шпаны, а как вполне продуманные авангардисты, способные соединить воедино звук и образ: брутальный звук — с вызывающим образом.

“Sticky Fingers” — своего рода декларация генеральной идеи группы Роллинг Стоунз. Идея, впрочем, как всегда у Роллингов, была вполне прозрачна — рок-н-ролльный эпатаж. Причём эпатаж, доведённый до совершенства, то есть до абсурда. Отсюда и все эти малопристойные темы песен с множеством двусмысленных намёков. Отсюда и расстёгивающийся зиппер джинсов на обложке альбома, придуманный культовым поп-художником Энди Уорхоллом. В итоге получился неприлично-притягательный симбиоз андеграунда и гламура. А противоположности, как известно, притягиваются.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “Brown Sugar”, “Wild Horses”, “Dead Flowers”.
Оценка: 5+

10. Exile On Main St.
Дата выпуска: 12 мая 1972 г. (классический период)

«Изгнанник на центральной улице» был встречен неоднозначно и получил множество критических отзывов — и за нарочитую небрежность исполнения, и за сыроватость материала, и общую нестройную атмосферу. Но на то имелись веские причины: «встрёпанное» умственное, физическое, духовное состояние музыкантов отразилось в их музыке. Кроме того, на сумбурное звучание альбома наложила ощутимый отпечаток мрачная атмосфера сырого подвала виллы Кита Ричардса, где и шла работа над записью. Тем не менее, по прошествии лет значимость этого диска только возросла.
Одно из главных его достоинств — непосредственная спонтанность и мощный драйв, которые ни до ни после Роллингам на студийных плёнках воспроизвести не удавалось. Альбом, опередивший своё время, став предвестником панка и предтечей гранжа.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “Rocks Off”, “Tumbling Dice”, “Ventilator Blues”.
Оценка: 4+

11. Goats Head Soup
Дата выпуска: 31 августа 1973 г. (период взвешенной конъюнктуры)

«Суп из козлиной головы» стал неожиданным свидетельством того, что Роллинги выдохлись. Они уже не звучали как прежде — задиристо, по-хулигански. Даже единственный стопроцентный хит альбома — “Angie” — оказался «сопливой» балладой. В песнях отразилось настроение музыкантов, уже не только избалованных славой, но и пресыщенных ею. В этом критики и обвиняли группу: «Скатившись с возможно самой высочайшей вершины в истории рок-музыки, Стоунз увязли в декадентстве и суперстарской пресыщенности “Супа из козлиной головы”».

Кстати, никакой козлиной головы на обложке альбома не было. Её роль взяла на себя голова Мика Джаггера — самоирония, достойная уважения, не так ли? Тем самым Роллинги словно говорили: «Да нет, господа, мы такие же, как и прежде. Но время идет, и нам пора меняться». Возможно, причиной этих изменений была нелегкая судьба суперзвёзд, загнавшая группу на Ямайку (из-за нехороших пристрастий Кита Ричардса дорога в большинство приличных стран была для них закрыта). А на Ямайке невозможно не попасть под влияние экзотических ритмов. Что «Камни» с готовностью и сделали.

Позиция в хит-параде — #1.
Лучшие треки: “Angie”, “Silver Train”, “Dancing with Mr. D”.
Оценка: 3,5

12. It’s Only Rock’n’Roll
Дата выпуска: 18 октября 1974 г. (период взвешенной конъюнктуры)

«Это только рок-н-ролл» впервые с 1969-го не смог одолеть вершину национального чарта, остановившись на втором месте. Прозвучало первое предупреждение этим баловням судьбы, которые не собирались прекращать играть простецкий трехаккордный, но очень заводной рок-н-ролл, не обращая никакого внимания на модные тенденции.

В тот момент они несколько расслабились в отсутствии основных конкурентов из Ливерпуля. И несколько поспешно обозначили свое творческое кредо: «Мы знаем, что это всего лишь рок-н-ролл, но лично нам он нравится». Возможно, так Роллинги хотели реабилитироваться после предыдущего невнятного “Goats Head Soup”, в котором перемудрили с фанком и соул. И хотя поклонники по привычке раскупали альбом “It’s Only Rock’n’Roll” очень активно, полученный результат музыкантов не слишком удовлетворил. Отчасти по этой причине Мик Тэйлор покинул группу The Rolling Stones сразу после окончания записи альбома.

Позиция в хит-параде — #2.
Лучшие треки: “It’s Only Rock’n’Roll (But I Like It)”, “Luxury”, “Dance Little Sister”.
Оценка: 3

13. Black and Blue
Дата выпуска: 23 апреля 1976 г. (период взвешенной конъюнктуры)

После легкого недоумения критиков и публики, вызванного не слишком ярким содержанием альбома “It’s Only Rock’n’Roll”, «Камни» решили взяться за ум и стали отслеживать новые веяния. Но идти на поводу у моды они не собирались, стремясь аккумулировать в своей музыке лишь лучшее из нового. В результате появилась пластинка, озаглавленная идиомой “Black And Blue”, которую лучше, чем «Фингалы и фонари», на русский и не перевести. Роллинги ухватились за двусмысленность, заключенную в этом выражении, стремясь намекнуть на свой новый стиль.

Альбом был записан не столько в угоду публике, сколько с целью самим получить удовольствие от эксперимента по скрещиванию чёрного фанка в стиле Джеймса Брауна (“Black”), и блюза (“And Blue”). Получилось на удивление насыщенное и необычное для Роллингов звучание. Критики не приняли экспериментаторского настроя коммерчески успешной группы. Однако по прошествии лет именно те черты “Black And Blue”, которые вызывали неудовольствие, стали считаться его достоинствами.

Позиция в хит-параде — #2.
Лучшие треки: “Hot Stuff”, “Memory Motel”, “Melody”.
Оценка: 4

14. Some Girls
Дата выпуска: 9 июня 1978 г. (период взвешенной конъюнктуры)

Выход альбома «Некоторые девушки» стал — без всяких скидок — событием, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, из-за скандальной обложки, выполненной в технике коллажа с использованием фотографий знаменитых актрис и самих Роллингов вперемежку со стилизованной рекламой женского белья: загримированные музыканты выглядели настолько вульгарно, насколько это только возможно (впрочем, ценителям нарочитого эпатажа, «Камням» именно этого и надо было). Во-вторых, из-за самой музыки, изобретательно соединившей в себе новомодные на тот момент стили «панк» и «диско». Только Роллинг Стоунз смогли осуществить такой эксперимент убедительно, поскольку сами стояли у истоков того и другого.

Альбом “Some Girls” был настолько хорош, что у многих сложилось впечатление: группа вернулась к своей лучшей форме. Даже несмотря на то, что ожидаемого продолжения не последовало, журнал Rolling Stone назвал эту пластинку лучшим альбомом 1978 года.

Позиция в хит-параде — #2.
Лучшие треки: “Miss You”, “Some Girls”, “Beast of Burden”.
Оценка: 4,5

Старший лаборант НИИ каменных покатышей мнс. Нор. Виджен-Вуд


Рецензии