Наш младший брат

   
 
       Появление  младшенького в нашей семье было всеобщей радостью.
 Имя ему дал Виталий, старший наш брат. — Будем звать его Лёней, сказал он.
 Родители согласились.

       Мне было пять лет, когда Лёня родился. Теперь я уже не только младшая сестра, но и старшая, для Лёни.

     Лёня  был таким хорошеньким и все родственники его сразу полюбили.
 Тётя Фана, жена старшего папиного брата, звала его только так — Лёнушка!

     Как все дети, он любил слушать , когда ему читали книжки и сразу запоминал.
 Когда кто-то из нас хотел ему помочь одеться или обуться, Лёня говорил — Я сам.
 Я ведь мужчина.

      Зимой очень любил с высокой горы кататься на санках.
 Причём ложился на санках животом вниз и летел со всей скоростью.
 Пыталась помочь ему затащить санки на горку и снова слышала — Я сам!

       Очень внимательным Лёня был к маме.
 Мама рана потеряла зубы — цингой переболела.
 Придя домой от зубного с «новыми зубами» рассказывала, что врач велел есть хлеб
 без корочки.
 Мы все это пропустили мимо ушей, а Лёня запомнил. И, когда однажды он увидел,
 что мама ест корочку, он так возмутился — Гад такая, ты зачем корочку ешь? Врач
  запретил тебе!
 Мы все дружно посмеялись, но «гад такая» прижилось в нашей семье.
 Своё возмущение выражали только так.

      С четвёртого класса Лёня увлекся рыбалкой.
 Мы переехали на новое место жительства, в Соколовку. А там река — Ишим.
 Стал Лёня с мальчишками ходить рыбачить на удочку.
 Надо было видеть, каким счастливым он приходил с уловом. — Мама!
 Ты , обязательно, пожарь эту рыбку для всех.

       В новом классе Лёня привыкал также трудно, как и я.
 Мамы у его одноклассников были молодые по сравнению с нашей мамой.
Лёню мама родила в 42 года. И вот спросили они Лёню — Почему твоя мама такая старая?
- Ничего она не старая...Насупился Лёня.
А придя домой, достал из письменного стола мамин портрет, который нарисовал
простым карандашом Виталий, во время своих летних каникул.
Взял ластик и все морщины на мамином лице стёр.

       Лёня рано научился играть в шахматы. Играл с папой, а когда Виталий
приезжал на каникулы, играл и с Виталием.
Маме по секрету Лёня говорил — Мама! Я  хочу стать таким же шахматистом,
как   Ботвинник.

       С двенадцати лет Лёня стал ходить на рыбалку уже с ночёвкой.
Иногда  и я в их компанию напрашивалась. Брали.
  Сидим на обрывистом берегу  Ишима, закинули все свои удочки и ждём.
Вдруг мальчишки мне шёпотом — Вера! У тебя клюёт! Тяни…
А Вера от неожиданности  так дёрнулась, что с обрыва в реку и плюхнулась.
На крючке моей удочки оказалась крупная щурогайка . Стала её с крючка снимать, а
она как ухватилась за мой палец и не выпускает. Пришлось мальчишкам спасать меня.
Кровь ручьём и палец долго болел.

      После восьмого класса решил Лёня вместе с товарищами своими поступать
в механический техникум. Маме не хотелось его отпускать из дома. А папа — Марусенька! Пусть попробует.

       Лёня поступил. С интересом учился.
Но в феврале умирает наш папа. Мы все заняты своими переживаниями и никто не подумал о Лёне. Только, когда разъехались все родственники, мама спросила — А где у нас Лёня?
А Лёни не было дома.
Вот тут и всполошились все.

      Вечером Надежда, наша старшая сестра, пошла доить корову. Подоила и решила сена ей добавить в кормушку. Подходит к сену, а там Лёня, клубочком свернулся и плачет.
Более суток он там провёл. В холоде, голодный.

        Лёне было четырнадцать лет. У него тонкая организация нервной системы.
Ему было не под силу свалившееся горе.
Он стыдился своих слёз, которые не мог удержать.
И он не стал ходить на занятия в техникуме, боясь, что его спросят, почему он отсутствовал, а он расплачется. - Мужчины ведь не плачут...
   В результате техникум оставил совсем.

        Позже окончил железнодорожное училище.
Смеясь говорил — Ну, вот теперь в нашей семье есть представитель от рабочего класса, а не только интеллигенция.

       Когда Лёня был маленьким, то часто говорил — Мама! Я не пойду в армию.
- Почему Лёня ты не хочешь в армию? Все  мальчики должны отслужить.
- Меня там убьют.
  А вот , когда пришло время идти в армию, Лёня пошёл с удовольствием.
Только мы, родные все были в тревоге.
Служил в стройбате и, Слава Богу! , всё обошлось благополучно.

      Свою девушку Лёня нашёл в трудный для себя период. Можно сказать,
что она спасла Лёню.
  Девушка заканчивала медицинский институт. Они поженились.
Появилась в нашей семье ещё одна Надежда Набокова.
   Надежда жизнерадостный человек, хохотушка. С хорошим чувством юмора, в этом они с Лёней похожи.
Умеет вкусно готовить, любит печь пироги. С ней голодным никогда не будешь.
А какой чай заваривает - всем чаям чай!
И щуку фаршировать умеет. И арбузы солит так, что не оторваться от них - ел бы и ел.
Да и мастерица шить, вышивать.
Лёня тоже всё умеет по хозяйству.

      Свою любовь к рыбалке Лёня пронёс через всю жизнь.
Теперь уже ставил сети. Сети рыболовные  научился сам вязать.
Одну такую сеть привёз в подарок моему мужу. Правда она пролежала без пользы.
  Рыбы ловил много, жена не успевала чистить.
Вялил рыбу в прок. И часто нам присылал вяленую рыбу в гостинец.

      Теперь мы уже все взрослые встречались по каким-либо особым событиям.
Лёня с Виталием всегда играли в шахматы. Лёня был уже серьёзным соперником.
Наши встречи были радостными. Мы все ночи просиживали, разговаривая, вспоминая своё детство и жизнь под родительским кровом.
Шутили, прикалывались друг над другом.
Лёня всегда много читал и Виталию по интеллекту не уступал.
 
      На мамино семидесятилетие мы приехали все со своими семьями.
Когда Лёня стал поздравлять маму, поцеловал её в щечку, погладил её морщинки на лице
- Все эти морщинки у мамы от меня. Прости родная, пожалуйста! Я люблю тебя,мама.

 
       Когда меня выписали из онкологии, Лёня прилетел навестить нас.
Я была в платочке. После химиотерапии моя голова была без волос полностью.
Лёня завёл меня в другую комнату, снял с меня платочек, поцеловал мою лысую голову и, глотая слёзы, говорил — Главное, что ты жива...главное, что ты жива…
 
      Свою сестру Надежду мы с Лёней хоронили вместе.
И снова горе ему не под силу. Тайком вытирал слёзы.
 
     Надежда с Лёней вырастили двоих детей.
Сына Сергея. Дочь Марийку.
Дали обоим высшее образование.
Теперь у них есть три внучки — Аня,Света и Юля.

      Лёня работал на железнодорожной станции города Акбулак, Оренбургской области. Работал добросовестно. Имел  уважение от людей. За честь своего коллектива выступал на городских соревнованиях по волейболу.


  Мы любили бывать в гостях у Лёни с Надеждой - гостеприимные они очень.

   
      В честь Лёниного пятидесятилетия Виталий написал:
 
«Не зря часы на кухне
Шустрёхонько стучат…
Сложил года и ухнул
- Уж Лёньке пятьдесят!
От этого открытия
Очнулся я вполне - Ну, как же мог забыть я?
Седьмой десяток мне…
Уж я лечу под гору,
А брат мой на вершине,
Вошёл он в саму пору
- Целы мотор и шины.
Теперь сильней, чем раньше,
Мы на отца похожи.
Всего на пять я старше,
А ты на семь моложе.
Суметь бы сохраниться,
Не телом, а душою,
Ничем не оскверниться
На старость нам с тобою.
Потом, чтоб наши дети,
Лет через тридцать пять
Могли светлО глядеть
И нас свЕтло вспоминать.
Ценнейшего наследства
Не мыслил наш отец.
Он совесть дал нам с детства,
Хватило б на конец…
 
=====================
Упрёка иль подвоха
В сих строчках небоись.
Тут о себе тревога
- такой уж эгоист.
       Вит.Набоков
 
      У Лёни, по наследству от отца, был порок сердца.
На это Лёня никогда не обращал внимания.
Занимался спортом. И в армии отслужил достойно.
 
     Второго мая 2004 года звонит Лёне Виталий, поздравляет его с Днём Рождения и говорит
- Лёня! А ты знаешь, что ты уже дожил до возраста отца?
Лёня — А ты брат на что намекаешь?
 
    Жизнь Лёни оказалась такой же непродолжительной, как и у папы.

    13 октября 2004 года ушёл из жизни наш замечательный младший брат.
Он больше всех из нас был похож на отца.
Похож своим отношением к людям и к делам.
Своим чутким отношением к родным.
Я говорила Лёне — Из нас четверых , ты самый-самый  Набоков.
Лёниной любви хватало на всех родных.
 
   Светлым был человеком наш младший брат.
   Светлая ему память!
   Живёт в моём сердце.
 

       
    На фото Лёня с Надеждой в день их свадьбы
       


Рецензии
Светлым был человеком Ваш младший брат.
Светлая ему память!
Хорошей памятником ему будет Ваш рассказ!
С уважением и признанием, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   08.01.2022 17:15     Заявить о нарушении
ГРИГОРИЙ!

СЕРДЕЧНОЕ ВАМ СПАСИБО!

Вера Набокова   08.01.2022 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.