Ирэн. 19

Прочитала,-
 - Примите глубокие извинения в связи с тем, что журфикс переноситься со среды на четверг в то же время. Очень надеюсь, что Вы придёте и украсите мой праздник.
 Мария Базылкевич.
  -  Журфикс… Нет, она не пойдёт, она устала в гимназии от злоречия по поводу голгофы бедности, зачем ей идти в гости к этим, чтобы почувствовать очередное унижение и дать им испытать чувство превосходства? Да, она может сразить и знаниями, и умом, может танцевать лучше всех, но…встречают по одёжке, умом наготу не прикроешь. Если бы найти работу, достойную, хорошо оплачиваемую! Она бы вырвалась из этих тисков вместе с матерью, зажила бы обычной человеческой жизнью.
   Неужели  я прошу так много, Господи? Неужели для меня у тебя нет совсем чуть-чуть благополучия и покоя? Неужели вся моя жизнь и остаток жизни моей матери пройдут в битве за выживание? Помоги, помоги, мне выстоять, укрепи меня, пошли мне работу по силам, дай хлеб насущный и кров, спаси и сохрани!
    Ирэн  никогда не была  набожной,  относилась к Богу как к данности, никогда не просила его по пустякам, стараясь не отвлекать от Его грандиозных дел, всегда и за всё благодарила, но сейчас, в отчаяние, она истово просила Его помощи, потому что просить больше было некого.
   И он услышал её молитвы и внял им. За дверью послышался шум, снова раздался стук,-
  -Это я, Ирэн! Открой!
Вошла мать со свёртками, давно Ирэн не видела её такой довольной и счастливой.
 -Помоги!
Ирэн сложила свёртки на диван. Мать стала их распаковывать, и доставать, для неё, Ирэн, сказочные наряды: платье, чулки- три пары разных, нижнее бельё, туфли, корсет, шляпку.
Ирэн смотрела на всё это , не понимая откуда такие деньги?
Почувствовав невысказанный вопрос, мать ответила,-
  - Я заложила своё кольцо. Обручальное. Ты устроишься на работу, мы его обязательно выкупим.
  -Мама, благодарю Вас, -
Ирэн целовала ей руки. Мать обняла её,-
 -Ну, будет, будет! В старых вещах стыдно ходить, пожалуй, с улицы прогонят, а в новом ты найдёшь место и всё устроиться.
 Ирэн повеселела, надежда снова вернулась. Благодарность к Богу и матери переполняли сердце.
  - Завтра же пойду искать работу и дам объявление в «Одесских новостях».
Мать вздохнула,-
   -Воля твоя, конечно, но тот неуклюжий молодой человек, доставивший столько неприятностей, ищет учителя французского на пять дней в неделю. Он подвозил меня и дал свою карточку, Твоя воля, конечно, но может, пока нет учеников, ты примешь его предложение?
Она протянула ей карточку.
Ирэн нахмурилась, резко ответила,-
 - Он мне неприятен, но пока нет другой работы, я приму его предложение. Надеюсь, что с оплатой он не обманет и вольностей себе не позволит. Завтра же наведаюсь в его контору.
И мягче спросила,-
 - За сколько Вы заложили кольцо?
 - За двадцать пять рублей.
Ирэн вздрогнула, сумма колоссальная, но она будет работать как каторжная и выкупит мамино кольцо. Это подстегнуло её завтра же приступить к обучению человека, вызывающего её искреннюю  антипатию и болезненные воспоминании.

   На следующий день Ирэн вышла заранее, чтобы без спешки добраться до конторы Палеолога.    Город бурлил, везде возникали стихийные митинги, рабочие, недовольные ростом цен и низкой зарплатой, отказывались работать. Уже бастовало пол-Одессы. Хозяева расчитывали на власти, власти кивали на хозяев, мол, договаривайтесь сами, народ бузил. Гимназисты и студенты, находясь на каникулах, с жаром бросились в революционную борьбу, проповедуя любимые течения: от анархии до социал-демократии. В пику им подтянулись ряды черносотенцев, стоявших за незыблемые устои и изгнание инородцев, запахло погромами.

   Димитриос с утра заглянул к родителям, он жил отдельно, снимал «холостяцкую» квартиру на Екатерининской, а родители с его младшим, но уже женатым братом, жили в собственном доме в тихом Прибрежном районе. Сюда не долетали ни тревожные заводские гудки, ни шум митингов, ни свистки городовых.
   Отец прислал ему накануне записку, прося явиться к завтраку для серьёзного разговора.
Димитриос прибыл в хорошем настроении, ему удалось решить ребус с пшеницей и выгадать несколько миллионов, он шёл к отцу с добрыми вестями, матери нёс букет.
  Его ждали, стол был накрыт на веранде в тени вековых деревьев, на которые он очень любил забираться в детстве. За столом были мать, отец, брат. Невестка, дохаживающая последние сроки беременности и страдавшая от жары, осталась у себя.
   Димитриос поцеловал мать и вручил ей цветы,-
  -Вы, как всегда, прекрасно выглядите!
  - Здравствуйте, отец!
  - Здравствуй, Константинос! Как твоя супруга? Скоро ли ожидать наследника?
Отец сдержанно кивнул, брат пожал плечами и снова погрузился в собственные мысли.
   Завтрак прошёл в молчании, старший Палеолог считал, что смешивать еду и дела нельзя, ибо одно вредит другому и плохо отражается на здоровье.
  Когда подали кофе, мать, дипломатично прихватив младшего сына, чтобы оставить мужа со старшим тет-а-тет, предложила,-
- Пойдём к Нине, узнаем, не надо ли ей чего?-

   Димитриос ждал, когда отец скажет, ради чего он позвал его? Отец молчал, раздумывая, как лучше подступиться к старшему сыну? Он был похож на него, и в деловой хватке, и в упрямстве, и в сильной воле, не чета младшему, про которого отец иногда в сердцах бросал,-
  - Размазня!
   Создав  невидимую империю денег, оседлав финансовые потоки не только в Российской Империи, но и в Великобритании, Франции и Швейцарии, старший Палеолог хотел передать штурвал управления ею в надёжные руки, поделиться своим богатым  опытом  и знаниями.
На эту роль подходил только старший сын. Он показал себя успешным коммерсантом, с революционным  мышлением,-
  -Опять революция, чтоб её!
Наконец отец начал,-
 -Наслышан о твоих успехах и рад, сердечно рад! Но хочу тебе заметить, что нынешние беспорядки – это неспроста! Россия беременна революцией, а мир после проигранной нами войны, не остановится перед новой. Вопрос: когда? Я отвожу на революцию лет восемь-десять, на войну гораздо меньше. У тебя есть какие-то мысли на этот счёт?
Димитриос задумался,-
  - Проигрыш Японии ещё аукнется нам, отец. И в валюте, и в потери стабильности. Народ бунтует, никто не хочет идти на уступки. Государство трясёт предпринимателей, обкладывая новыми налогами, предприниматели трясут рабочих, перекладывая свои убытки на них, рабочие бунтуют. Плюс инфляция, растерянность властей, постоянная смена курса. К войне страна не готова, ни материально, ни физически.
    Старший Палеолог удовлетворённо улыбнулся и откинулся на спинку кресла,-
 - Ты озвучил мои мысли! Если Россия вступит в войну, она проиграет, а значит, проиграют и те, кто поставит на неё. Если будет революция, то она сметёт всё и всех, это не оставляет нам выбора! Пока всё тихо и благолепно я принял решение вывести капиталы в Швейцарию и обосноваться там. Скоро мы получим швейцарские паспорта и уедем туда после родов Нины. Ты с нами?
     Димитриос , переваривая отцовские доводы, молчал,-
 - Вы правы, отец! Но мне хотелось бы задержаться ещё здесь, я кое-что придумал, жаль бросать на полпути, хочу вывести прибыль. Я успею уехать, если обстановка обостриться, хоть через Турцию, хоть через Грецию, связи есть везде.
 - Хорошо, но будь осторожен! В погоне за прибылью не потеряй жизнь. Это убьёт твою мать и…меня.
  Димитриоса удивило признание отца, он считал, что к нему он относиться прохладно, что его любимец Костас, и такое признание!
  -Как мало мы знаем родителей!
Отец продолжал,-
 - О делах закончим, тут тебе равных нет, я в тебе уверен и за тебя спокоен. Мне хочется поговорить о тебе. Димитриос, ты взрослый самостоятельный мужчина, богатый человек, ты многого достиг своим трудом, тебе уже тридцать лет, пора остепениться, пора завести семью, жену, детей, чтобы было кому передать дело, начатое тобой. Старость приходит незаметно, мне уже хочется отойти от дел, жить в покое, нянчиться с внуками, не думай, что она обойдёт тебя.
Жизнь человеческая коротка, а успеть нужно многое.
   Димитриос  помолчал, потом ответил,-
 - Отец, я готов жениться, но я хочу жениться на той, которую полюблю. Я богат,  мне не нужно искать приданого, мне нужна девушка умная, образованная, с характером и красивая. Как только я встречу такую, тут же дам Вам знать, отец.
 - Мама и я хотели поговорить как раз о такой девушке. Как ты знаешь, умер мой старый товарищ и партнёр Пётр Карпетнер. У него осталась дочь Анна. Милая порядочная девушка, хорошо образована, из хорошей семьи. Мы подумали…
  Димитриос  позволил себе перебить его,-
 - Благодарю, отец, но Анну я знаю с детства. Она хорошая, но мне она не нравиться. В ней нет жизни, она бесцветна и скучна. Я не женюсь на ней.
 Палеолог-старший вздохнул, -
 - Жаль, из неё получилась бы прекрасная невестка.
Димитриос посмотрел на часы,-
  -Отец, у меня важные переговоры! Я должен ехать! Был рад повидать Вас, надеюсь, в воскресенье приеду к вам снова. А сейчас позвольте откланяться!
 -Да-да, дела не любят ждать! До встречи, сынок!
Димитриос шёл к экипажу и думал,-
- Отец стареет, становиться сентиментальным. Хочет меня женить, хочет внуков…
Тут мысли его перескочили на текущие дела, и он повернул в сторону порта, обдумывая, как лучше воплотить своё решение в жизнь и не дать конкурентам повторить свой манёвр.


 
 

   
 
      

   
   
   


Рецензии