Зазеркалье, гл. 5. Дорога - под шагами идущего

             Благополучно пройдя весь поселок по окраинным улочкам, Павел скользнул в спасительное жерло лесных зарослей, где вечерняя мгла уже понемногу сгущалась в ночную темень.
Достав из пакета влажный носовой платок пропитанный муравьиной кислотой, он обтер им руки и лицо. Резкий запах не смущал Павла, он давно привык к нему и убедился, что средство это действует безотказно почти в течение суток. О Фугасе позаботился Василий –перед дорогой опрыскал его раствором дегтярного мыла и дал маленький пульверизатор Павлу про запас. Так они спасались сами и оберегали своего питомца от зловредного комарья в окопах.

– Вот такой вам сюрприз, «комарики, мушки маленькие», – на манер шуточной песни тихонько пропел себе под нос Павел, – останетесь теперь без пропитания!
 Ночные переходы для него не были в диковинку, к ним он привык еще в чеченских горах. Подгоняемый нетерпением, Павел двинулся на восток, ориентируясь по Луне изредка  бросавшей слабые лучи в прогалины между деревьями. Было тихо и безветренно, лишь изредка молчание леса нарушало посвистывание совы-сплюшки, да рядом тихо возился и шуршал в траве кот – охотился за мышами.

– Проголодался, добытчик, – усмехнулся Павел и сам ощутил, насколько голоден – прошли они уже довольно большое расстояние, пора бы уже подкрепиться и поспать.

Костерок, даже бездымный, в эту ночь разводить Павел не решился, фонариком баловаться тем более – пока что они шли по лесу вдоль трассы, мало ли кто мог здесь ошиваться. Не обнаружив поблизости елочек, Павел на ощупь нарезал десантным ножом, доставшимся ему еще от деда, охапку подроста и травы. Нож этот был незаменим, служил ему верой и правдой во всех  «горячих точках» и был для Павла не просто оружием, а памятью и оберегом.

Отыскав среди кустарника небольшую проплешину со всех сторон скрытую зарослями, он соорудил для ночлега некое подобие ложа, и, усевшись на ствол поваленного дерева, с наслаждением захрустел галетами. Достав кусок сала и открыв баночку с паштетом, предложил еду и Фугасу, но тот отказался, полакал лишь воды налитой ему в крышку от котелка. По военной привычке зарыв пустую банку и присыпав это место листвой, Павел  устроился на подстилке из ветвей. Кот, как это повелось еще со времен окопной жизни, довольно мурлыча, растянулся у него на груди. Так согревая друг друга – августовские ночи стали уже довольно прохладными, путешественники забылись чутким сном.

Проспав большую часть дня, они шли без остановок до следующего утра и остановились на привал только когда небо начало сереть, и по верхушкам деревьев пробежал с легким трепетом прохладный утренний ветерок.

Место подвернулось подходящее – крохотная полянка, окруженная со всех сторон густым буреломом вперемешку с подростом. Изрядно ободрав и без того рваные лохмотья, Павел пробрался на полянку. Следом, держа в зубах мыша, скользнул Фугас и, положив добычу перед Павлом, вопросительно уставился на него круглыми зелеными глазами.

– Ты, добытчик, сколько раз тебе говорить – я мышей больше не ем, – дожевывая галету, потрепал его по загривку Павел и, взяв мышь за хвост, бросил ее в кусты, – про запас тебе будет.
Кот проводил взглядом отброшенную добычу, но не сдвинулся с места.

– Да ты, братец, я вижу, сыт, давай теперь поспим немного. 
Выбрав траву погуще, Павел постелил на нее куртку, лег, обнял тихонько урчащего мурлыку и утомленный длительным переходом почти сразу забылся сном. Он знал, что о малейшей угрозе кот даст ему знать заранее, как всегда предупреждал бойцов о надвигающейся опасности, давая им возможность подготовиться к атаке или огневому налету.* Однако служба его заключалась не только в этом.

В окопах мышей было видимо-невидимо, досаждали они изрядно, совершая набеги на съестные припасы. Безуспешная борьба длилась с ними до тех пор, пока из соседнего, уничтоженного обстрелами поселка не приблудился к бойцам серый, лишившийся дома бродяга. С тех пор и кот был сыт, и можно было не бояться остаться без еды. Котейку все любили, он напоминал о мирной жизни, о доме, с ним даже в холодном и мокром окопе было уютно. А когда у кого-то из бойцов что называется «срывало крышу» от вида растерзанных тел и разрушенных домов, к нему срочно вызывали «боевого психолога» – Фугаса.

Армия и кошки стали неразделимыми с древних времен. Именно они еще в 525 году до Рождества Христова помогли персам одержать победу над египетской армией, несмотря на то, что армия эта в несколько раз превосходила персидскую по численности.
Во время наступления воины персов вместо щитов прикрывались кошками, священными животными египтян. Хитрость сработала на славу – ведь умышленное убийство священного животного в Египте каралось смертью. Разве могли египетские солдаты бить врагов мечами и копьями, стрелять в них из луков не рискуя причинить вред кошкам? Египтяне вынуждены были отступить и фараон Псамметих Третий потерпел тяжелейшее поражение.

В Первую мировую кошки служили "нюхачами" – своим поведением заранее оповещая солдат о газовой атаке. В Великую Отечественную предупреждали и мирных жителей, и солдат на фронте о налетах вражеской авиации.

Фугас кроме позывного «психолог» имел и еще один –  «сапер». Запах тротила немного напоминает запах хозяйственного мыла, но он настолько слаб, что человек может ощутить его лишь с трудом. «Сапер» же чувствовал его превосходно, за что и был награжден таким позывным. Видимо запах этот стал ассоциироваться у него со смертью и разрушением, когда был обстрелян его поселок, и его дом.

На третье утро усталые путники вышли к ручью. Вода в нем показалась Павлу мутноватой и, хотя его всерьез мучила жажда, он понимал, что сырой пить ее нельзя. От Акватабса* предложенного ему Василием он отказался – хлор не переносил, так что воду во фляге пришлось экономить.

 Василий расстарался и сухпай для Павла собрал хоть небольшой, но весьма разнообразный. И, тем не менее, допустил в спешке серьезный промах – забыл положить таблетки сухого горючего.
Вода закончилась еще вчера, путь был еще не близкий, нужно было пополнить запас.

– Ладно, где наша не пропадала, – немного поколебавшись, Павел  решил соорудить бездымный костерок. Место глухое, утро раннее, в воздухе стоял легкий туман, рядом подходящий овраг и ручей. Он принялся за работу.

Выбрав укромное местечко на склоне оврага, Павел расчистил площадку от листьев и вырыл ямку для камеры сгорания, отмерив ее диаметр ножом***. Отступив примерно сорок сантиметров, вырыл для поддува вторую. Плюнув на палец**** он определил направление ветра и на глубине двадцати сантиметров стал рыть между ямками подземный тоннель с наветренной стороны.
Подобные костры в боевых условиях ему доводилось разводить неоднократно, поэтому проделал он эту работу быстро и точно. Порыскав вокруг, набрал бересты, в куче валежника нашел сухие ольховые и березовые ветки. Вскоре, испустив едва заметное облачко дыма, костер разгорелся, а в маленьком котелке закипела вода.

Хорошенько перекусив и угостив Фугаса, на сей раз не отказавшегося от еды, Павел наконец сбросил с себя вонючее тряпье конфискованное у бомжа Вары, и ополоснувшись в ручье, надел свою одежду. Тщательно скрыв следы костра, он нашел укромное место под нависающей кромкой оврага, натаскал туда еловых веток и лег. Уже засыпая, он почувствовал тепло и приятную тяжесть кота на груди – теперь можно было спокойно поспать.

Вечером они снова отправились в путь, все время двигаясь по берегу ручья. Павел шел медленнее, чем рассчитывал – перенесенное ранение давало о себе знать. Только под утро пятого дня он увидел впереди неясное пятно небольшого строения. Подобравшись ближе, он понял, что это часовня. Близ нее из под земли бил родник аккуратно обложенный камнями и Павел наконец вдоволь напился. Вдалеке, в предутренних сумерках белело какое-то большое строение, рядом с ним – дом поменьше с пятном света на нижнем этаже, перечеркнутым раскачивающимися ветвями.

Павел понял, что достиг цели. Теперь нужно было еще понять, не ошибка ли это. Быть обнаруженным не входило в его планы, и со всеми предосторожностями он двинулся к двухэтажному строению, в котором светилось одно-единственное окно на первом этаже.
____________
Продолжение http://proza.ru/2021/06/30/992
Предыдущая глава  http://proza.ru/2021/06/29/1311 
* Огневой налёт (артиллерийский налёт, артналёт) — сильный артиллерийский (миномётный) обстрел.
** Акватабс –  таблетки белого цвета, которые имеют запах хлора, и содержат Na- соль ДХЦК, при растворении которой выделяется активный хлор. Используется для обеззараживания питьевой воды
*** Ямка для камеры сгорания диаметром 30 см. Длина ножа десантника от острия до конца стеклобоя также 30 см. Стеклобой — конструктивный элемент ножа, предназначенный для разбивания стекол.
**** Человек может использовать свой указательный палец, чтобы проверить направление ветра. Это делается путем смачивания пальца и выставления его вверх, при этом с той стороны, откуда дует ветер, палец ощущает прохладу, коорая обусловлена повышенной скоростью испарения влаги с кожи пальца из-за потока проносящегося рядом воздуха.       


Рецензии
Очень точно и динамично передали движение Павла. Проработано до мелочей, но это не тяготит текст, а наоборот придает реальность. Интересно читать и есть чему поучиться.

Муса Галимов   16.01.2022 13:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интерес, Муса, спасибо от души за добрые слова!

Светлана Лескова   16.01.2022 17:17   Заявить о нарушении
Светлана, откуда такие познания в экипировке и тактике движения? Вполне профессионально.

Муса Галимов   16.01.2022 19:00   Заявить о нарушении
Долгая и кропотливая работа, беседы, поиски материала. Тяжелое это дело писать так, чтобы не допустить косяков, чтобы всё соответствовало реальности, а не было лишь плодом фантазии, который уместен конечно, но в другом жанре. С другой стороны, чтобы написанное не выглядело формальным и похожим на протокол. Для этого требуется все полученные знания домыслить, пропустить через душу, и буквально перевоплотиться в описываемого героя, проходя с ним весь его путь, понять и почувствовать его. Это нелегко даётся, в этот роман вложено много труда и души.
Спасибо Вам за интерес, Муса!

Светлана Лескова   16.01.2022 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.