Надоело! Ничего не хочу. окончание
(окончание)
- Перестанешь ли ты быть (существовать), если исчезнут желания?
+ Люди этого боятся. Кажется, что да, вместе с исчезновением желаний человека покидает энергия, цели и смыслы. Ведь желания движут людьми.
- Как в таком случае ты продолжаешь существовать, если говоришь об отсутствии желаний? Если, конечно, не врёшь. Но ты-то врёшь, это очевидно, просто твои желания затаились на уровне подсознания, а в сознании их, вроде как, и нет. И всё-таки, как осуществляется существование без наличия желаний? Мы где-то в глубине своего существа ощущаем, что существует возможность обойтись без желаний. И духовные Учения это подтверждают, направляя ищущих к жизни без желаний. Будда даже вывел четыре благородные истины, и в одной прямо указано, что к страданиям нас приводят желания и ожидания, и что есть таки путь избавления от страданий. Никто не умер от того, что понял природу желаний и отпустил желания, став свободным от них. Ну, а те, кто не понял и не отпустил, а жёстко цепляются за желания, те могут и умереть.
+ Но почему кажется, что без желаний всё теряет смысл, нет стимула? В их отсутствии видится не животный уровень существования, а растительный, состояние овоща. Животная жизнь – это жизнь желаний, поэтому человеку рекомендуется освобождаться от желаний, чтобы не быть только животным. Зачем жить человеку, будучи овощем, только телом? Желания делают нас живыми, активными, целеустремлёнными.
- Вот мы и приблизились к подменам. Получается, что жить нужно только ради удовлетворения и исполнения желаний? А как же «Сказка о золотой рыбке и разбитом корыте», и другие сказки об этом же?
+ Испытывать желания и стремиться их удовлетворить – это ли не смысл человеческой жизни?
- Смысл находится в другом месте, а не в мире желаний. Желания – это инструмент, при помощи которого человека заставляют страдать, настолько глубоко укоренён, что человек хочет страдать. Корень страдания. Так что даже когда человек хочет быть счастливым и стремится к счастью, он всё равно попадает в страдания. Потому что «хочет». И если хочет достичь просветления или освобождения, то получает какой-то эрзац вместо просветления и свободы, тоже из-за «хочу». Какая разница, что хотеть, лишь бы хотеть – и ты в ловушке.
Если желания доминируют в человеке, то смысл начинает их обслуживать, знания, опыт, умения, эмоции обсуживают наши «хотелки». Но нельзя быть уверенным и в том, что они наши.
А почему бы уже желаниям не служить поиску смысла, счастья, любви, свободы на каком-то этапе пути? Почему бы их, желания, не контролировать, не наблюдать, как они возникают и исчезают? Они в нас появляются, и что из-за этого они уже «наши»? Кто-то их присваивает и заявляет, что да, «мои желания». Попробуй управлять своими желаниями. Так может, это они управляют тобой? Итак, они возникают и исчезают в тебе, касаются тебя, но можно их не присваивать, и тогда не нужно с ними носиться и обслуживать их. Они сами по себе, а ты живёшь. Когда это видишь, то ты свободен от желаний, в независимости от того, есть они в тебе на данный момент или нет.
Почему желания вызывают столько проблем в мире? Потому что присваиваются личностями, и личность их использует ради самоутверждения. А реальны ли желания? И вот тут мы можем увидеть, что они иллюзорны. Желания – это извращённые потребности, служащие не организму, а личности. Освобождаешься от желаний – освобождаешься от проблем, вызываемыми желаниями. Значит, люди врут, что хотят избавиться от проблем и от страданий. Потому что не видят природу желаний. Всё наоборот – люди хотят и создают проблемы, хотят страдать. Ибо если им не страдать разными способами, то они не смогут чувствовать себя живыми. Перефразируя Декарта можно сказать об обычном человеке: страдаю, следовательно, существую. Но обнаружить эти подмены возможно только в процессе самоисследования.
+ Опять ты замахнулся. Сильно глубоко забрасываешь невод. Где и рыбы никакой не водится.
- Да, поэтому и вытягиваю каждый раз пустой невод – ловлю пустоту. Ты-то совсем другое дело, всё пытаешься поймать «золотую рыбку», которая бы осуществила чудесным образом исполнение твоих желаний. Но питаешься тем, что попалось в сети – разностью. Так вот эта «разность» - это не всегда совпадает с тем, что ты хотел, а является данностью. Что Бог послал, то и кушаешь. И от скудной, и от избыточной пищи можно умереть. Вот бы Бог ещё и меру нам послал!
Ну так как, поймал золотую рыбку? Ты удовлетворён и спокоен в результате удовлетворения твоих прошлых желаний? Или хочется ещё?
+ Ты и сам знаешь, что удовольствие сиюминутно и преходяще. Желания не заканчиваются. Нужно ещё и ещё, пока жив.
- Опять врёшь. Как же не заканчиваются, если ты пришёл к тому, что они закончились? Где сейчас твои желания, когда ты канючишь, что всё надоело? Они исчезли, но обязательно вернутся. Ты немного отдохнёшь, восстановишь силы, появится жизненная энергия и, о чудо, вернутся к тебе желания. Они ушли, потому что ты им неинтересен и не нужен, когда обесточен. Зачем ты им, если они не могут взять у тебя энергию? А ты-то думал, что желания дают энергию тебе! Это как кредит в банке – тебе дают денег, но отдавать будешь с процентами, и попадаешь в кабалу, пока тебя не высосут полностью, не оставят ни с чем. Так ты пользуешься кредитом (желаниями) или банк пользуется тобой при помощи навязывания кредитов? А реклама отовсюду предлагает – купи, купи, купи! Чтобы доставить тебе удовольствие на пару минут, а потом высосать твою энергию. Это твои желания или ты в их власти? Социум внушает людям мысль, что существование без желаний не имеет никакой ценности и смысла. Что это, как не плацдарм для новых желаний, чтобы им было куда вернуться, когда ты подзарядишься? Они всё время в поиске жертв, из которых им нужно тянуть соки, чтобы продолжалось их паразитическое существование. Ведь когда они покидают тебя, то не исчезают вообще, а лишь идут туда и к тем, где могут присосаться. Люди – доноры для Эгрегора желаний.
Фишка же в том, что, когда их нет ты продолжаешь существовать.
+ Как жить без желаний?
- Так ведь существуют потребности. Потребности живых существ и необходимость. Желания у личности, а потребности у тела. Можешь не хотеть есть, но возникнет чувство голода и заставит тебя найти что-нибудь и съесть. Это похоже на желание, очень похоже, но это не желание, а ощущение голода. Тонкость различения. Так же и с жаждой, сном, сексом. Люди разучились различать, где желания, а где их потребности, всё перепуталось. Желания не твои, а вот потребности твои, потому что, не удовлетворив их ты точно умрёшь. Потребности продиктованы нуждой, или необходимостью. Так что можно жить из потребностей, так даже проще и спокойнее.
И чем тебе такое существование не дзэн? Хочешь пить – пьёшь, хочешь спать – спишь – так говорят дзэн-буддисты. Только опять подмена в словах, и у них тоже: потому что под «хочешь» подразумевается не желание, а потребность. Дзэн-существование не хочет пить, а испытывает жажду, так правильнее. Так только говорится, что хочешь. Потребности легко и просто удовлетворяются. Да, не всегда сразу же, иногда приходиться подождать, поискать возможности, помучаться.
+ А чем, в таком случае, дзэн-существование отличается от животного существования? Животные тоже живут по инстинкту, из потребностей.
- Внешне мало чем. А внутренне – наличием сознательного наблюдения. Дзэн – это Внимание, направленное на Бытие. Осознанное бытийствование. У животных подсознательное, у людей сознательно-полусознательное-подсознательное. Тело находится в здесь и сейчас, Я – это Внимание, Наблюдение, а личность – в уме и в мире, созданном умом. Тело – физически реально, но временно и ограниченно, Я – вечно, бесконечно и трансцендентно, личность – иллюзорна и существует в мире образов.
+ А вот ещё о чём хочется спросить. Непонятно, почему ты считаешь, что у животных нет желаний, если мы можем видеть у них желания. Люди не согласны с твоей точкой зрения.
- Ну и пусть будут.
+ Да, пусть. Но попытайся объяснить. Интересен сам ход размышлений, даже если он ошибочен.
- Кто наблюдает за животными? Люди. И часто случается, что люди приписывают животным свои качества, свои характеристики, свои взгляды, представления и мироощущения. Они описывают поведение животных за самих животных. Это и есть интерпретации. Могут ли люди чувствовать и ощущать так же, как и животные? Если настроиться особым образом, отождествиться, то да. А животные могут чувствовать то же, что и люди? Почему нет? Организмы действуют по общим программам, по общим принципам. Но есть и различия. Например, у человека возникает личность – социальная индивидуальная программа. А у животных и насекомых, даже у социальных, как муравьи, пчёлы, рыбы, стайных и стадных животных, личности нет.
+ Но считается, что желания присущи телу, а ты тут огорошил своим откровением, что желания присущи личности.
- Можно ли прожить без потребностей? Нет. А можно ли прожить без желаний? Да. Это доказывает, что желания искусственной природы, созданные умом.
+ Но в таком случае, и мысли, и чувства можно считать иллюзорными, потому что их нет у животных.
- Это глупость. И мысли, и чувства реальны настолько же, как и ощущения, и физическая проявленность. Ни мысли, ни чувства не принадлежат исключительно человеческим существам, у них своя природа. Но людям присуще мыслить и чувствовать, улавливать и транслировать мысли и чувства.
+ Тогда что с желаниями не так?
- Всё так. Они на своём месте. В человеческом уме. И служат ему. Но не природе.
То, что мы наблюдаем у животных и что может показаться нам проявлением желаний – это наш способ восприятия и описания. Мы судим по себе. И животных, и богов, и демонов люди наделяют человеческими качествами. Мы интерпретируем поведение животных на понятном нам и привычном языке. И в рамках этого языка есть термин «желания», хочу и не хочу. Смотрим на своего домашнего любимца кота, или пса, и видим в его поведении желание или нежелание. А в дикой природе мы тоже у животных наблюдаем желания? Во-первых, мы приписываем животным то, что хотим видеть у них, и что является нашей проекцией. Во-вторых, домашние животные и те, которые обитают рядом с человеком, способны перенимать повадки людей, подражать людям подсознательно. И да, что-то в их поведении может нам напоминать желания. Это влияние человека, которое он оказывает на других существ. Животные, как и дети, могут копировать поведенческие реакции людей. Но уберите человека от животных, отпустите своих питомцев на свободу и у них исчезнут дурные наклонности, привычки, заимствованные у людей. Вернувшись в естественную среду, они будут руководствоваться инстинктами и потребностями, и не останется даже намёка на желания. Да что там – самого себя поместите в природную среду, желательно подальше от мира, и постепенно проявятся изменения – желания будут утихать и исчезать, а на смену им придут потребности, ощущения и чувства. Как думаешь – у отшельников остаются желания? Найди таких, сходи к ним и спроси об этом. Освобождённые люди руководствуются чем-то иным, а не желаниями. Потребностями, интуицией, чувством самосохранения, светом мудрости, чувством единства, но не желаниями.
+ Спрашивается: вот нахрена ты остановил меня и спросил, как мои дела? Как мне теперь развидеть то, что ты мне наговорил?
- Всё будет по твоей нужде. А твоя нужда будет согласованна с всеобщей необходимостью. Ты, не будучи супергероем, находишься в квантовой суперпозиции. Так что всё возможно. А случится то, что должно.
Свидетельство о публикации №221063000994