Правда и Вымысел сериала Обитель

Сериал Обитель произвел сильное впечатление на меня своей безоглядной обреченностью и обратил на некоторое время в молчание. Только 6 июня, в этот день в 1923г. пароход «Печора» доставил на Соловецкие острова первую партию заключённых, я собрался высказать свое мнение об этом фильме. Подчеркну, что достоинством сериала является его согласование с замыслом автора романа "Обитель" Прилепиным, что во всяком случае приближает повествование к документальной и концептуальной основе лагерной истории.

тот же текст с иллюстрациями
https://olegdushin.livejournal.com/195589.html
или на моем дзен-канале Друг Истории (06.06.2021)


Вместе с этим нельзя не упомянуть, что автор романа ещё до выхода сериала подвергся критике за свое историческое произведение. Так, Клирик Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Умнягин написал в рецензии 2016г.: "Сопоставление романа «Обитель», посвящённого истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) конца 1920-х – начала 1930-х гг. с оригинальными воспоминаниями соловецких узников того же периода показывает мифогенную природу данного художественного произведения...Отсутствие подлинной исторической перспективы не позволяет современному писателю проследить генезис лагерной среды и возвыситься до духовного понимания феномена ГУЛАГа."

Однако я в чем-то возражу Умнягину, предъявляющего требования к писателю - по высшему счёту - с религиозных позиций. Замечу, что современный сериал по роману Прилепина, хотя и с "отвлекающим сексом" на экране, выглядит как Предупреждение политикам. Он хорошо показывает к чему приводит идеологическое противопоставление "свой-чужой" в перипетиях классовой и иной борьбы. Очевидным становится на примере Соловецкого лагеря то, что выделение политически чуждых элементов в обществе ведёт к потере моральных норм и к злодеяниям. При этом как раз историческая перспектива в сериале присутствует, о чем я и собираюсь говорить в данном очерке.

Конечно, многим россиянам хочется представлять Советский Союз как образ из безоблачного детства, который был отнят злыми силами в 90 годы. Поэтому сериал Обитель некоторые критики называют антисоветским, забывая о том, что канва его событий привязана к определенному месту и событиям 1927-1930 гг. Напомню им, что после 1953г. маховик массовых репрессий в СССР был остановлен. Даже большевики сумели опомниться, как когда-то та же католическая церковь после костров инквизиции. Больше того, периоды потепления случались в СССР и при жизни Сталина. После них наступали фазы ужесточения, а потом снова потепления. В притчу и языци вошел один 1937 год, но, напомню, что шахтинское дело состоялось в 1928г., а ленинградское - в 1949-1952гг.

Автор обращается к периоду перехода от относительно мягкого периода в советской истории в 1923-1927гг. к ее ужесточению после 1927г. Начальный пункт сериала "Обитель", - прибытие заключенного Горяинова (актер Е.Ткачук) на Соловки - это 1927 год. Внимание, важно. 1927 год - это год прихода Сталина к единоличной власти, но фамилия Сталин вообще не упоминается в сериале. Может быть потому, что тогда еще не было культа его личности, а, может быть, по другой причине. В любом случае, 1927 - это год ожесточенной борьбы Сталина с троцкистско-зиновьевской группировкой.

16 ноября 1927 года Троцкого и Зиновьева (с подачи Сталина и Бухарина) исключают из партии. Через 2 года "развенчают", кстати, и любимца партии Бухарина, но о нём также в фильме не вспоминают, хотя он даже важнее Троцкого для уяснения сути картины. Как бы там ни было, начальник Соловецкой тюрьмы Эйхманс (актер Безруков), разумеется, в курсе политических событий в стране. Поэтому в сериале (весной - осенью 1927) он постоянно советует следователю Кучеренко (играет А.Ребёнок) снять портрет Троцкого в кабинете. Один взгляд на этот портрет Льва уже подсказывает, что судьба поклонницы Троцкого - Кучеренко обещает быть нелёгкой.

илл.Это может быть опасно

Но, казалось бы, какая связь может быть между судьбой Троцкого и жизнью политзэков на Соловках, их же посадили вовсе не за симпатии к этому оракулу? Добавим к тому же, что в октябре 1927 г. из 12 896 соловецких узников 2383 сидели за бандитизм, изготовление фальшивых денег и криминальное прошлое.

В фильме "Обитель" ответ на мой вопрос о Троцком дается, так сказать, хронологически. Либерального (относительно) начальника Соловецкого лагеря Эйхманса заменяет садист и палач Ногтев (актер Ф.Лавров), он же первый начальник лагеря в 1923-25 годах. Только по факту эта смена руководства лагеря произошла "не при Троцком", а 20 мая 1929 года - вскоре после решительного разгрома на апрельском пленуме ВКП(б) группы Бухарина. Читайте в учебнике об этом либеральном, правом уклоне в компартии, противном насильственной коллективизации. Без всякого Бухарина в сериале дата прихода на должность Ногтева размыта, поскольку создатель предлагает уклончивую и конспирологическую версию перевода Эйхманса на другую работу.

Как выглядит версия смены начальника лагеря в "Обители"? Изложим её логику. Эйхманс разрешает постановку пьесы "Дни Турбиных" Булгакова в лагерном театре. В перерыве представления - на фуршете один из актеров, бывший белый офицер Серж Мезерницкий (В.Добронравов) пытается пассионарно застрелить из револьвера начальника лагеря Эйхманса. На счастье начальника, починенный (кем-то) револьвер из театрального реквизита дает осечку. Получается как бы вроде, что "добро" заключенные каэры (кр - контрреволюционеры) не понимают, надо убирать отсюда доброго начальника и закручивать гайки в лагере. В результате на Соловки возвращают первого начальника лагеря, бывшего матроса, пьяницу и садиста Ногтева.

илл.последний акт Мезерницкого
Буквально такого или не такого покушения на жизнь Эйхманса на Соловках, кстати, не было. Этот ключевой для драматической развязки эпизод собран из разных документальных кусков. Например, мотив покушения Мезерницкого зритель может понять как пафосный поступок актера-офицера, который играет самого себя в пьесе "Дни Турбиных" и снова проникается духом белой гвардии.

илл.актеры Дни Турбиных идут торжественно на спектакль в сериале - как на последний бой

Глупо, бессмысленно это покушение узника? - Да, конечно. Ведь за покушение расстреляли не только Мезерницкого, но и много других его друзей. Только здесь замечу, что хотя этого покушения на Соловках и не было, у "либерала" Эйхманса был конкретный грех за душой перед этим офицером, за который можно было бы и отомстить.

19 июля 1926г. умер основатель ВЧК Феликс Дзержинский, о чем сразу узнал Эйхманс. Из воспоминания соловецких узников, источник инф. - рассказ попавшего в заключение чекиста: "Во время попойки вечером 20 июля (1926г.), Эйхманс напомнил Кучьме, что им надлежит выполнить традицию чекистского обряда: произвести расстрел в честь усопшего.." Сказано-сделано. 21 июля было расстреляно 5 каэров по ложному обвинению в подготовке побега - полковник Васильев, барон Остен-Сакен, генштаба полковник Акерман, полковник Чернышев и коммерсант Гривопотский.

Итак, согласно информации выше, мы видим палача и либерала в одном лице. Действительно, выпускник рижского политеха, латышский стрелок Эйхманс поощрял театр, журналы, кино в лагере. Первый театр был создан на Соловках ещё при Ногтеве, когда Эйхманс возглавлял управление в лагере, - 23 сентября 1923г.

Узник Ширяев вспоминал: "В репертуаре соловецкого театра 1923 – 1927 годов агитка почти отсутствовала и шли даже запрещенные в РСФСР пьесы, как, например,«Псиша», «Старый закал», «Каширская старина», «Сатана» (Гордина). Тенденция эксплуатации труда заключенных зародилась позже 1926 –1927 годов." Смотри полностью "Cоловецкие сказы." Ширяева. Почему Ширяев пишет об эксплуатации труда только после 1926-1927 годов, то есть после принятия курса партии на индустриализацию страны, я понимаю лишь отчасти и пишу об этом ниже.

Зимой 1926 г. Эйхмансом (1897-1938) был издан приказ, дающий право начальникам лесозаготовок расстреливать отказников (от работ) на месте без суда. Заключенные называли лесоповал «сухим расстрелом». За зиму погибала четверть, работавших там, людей, столько же покидали лесные командировки инвалидами. Однако ж на лесоповале работало только до 38% заключенных, некоторые могли собирать ягоды, как также показано в сериале. А некоторые играли в лагерном театре и получали освобождение от работ.

илл.Десятник: Ты кого обмануть хочешь, за самовол смерть полагается!

В изданных Соловецких воспоминаниях я нигде не обнаружил, чтобы в театрах (их было в лагере несколько) на Соловках ставили пьесу "Дни Турбиных" М. Булгакова, написанную по его же роману "Белая гвардия". Эта пьеса была разрешена к постановке в СССР 25 сентября 1926г. до апреля 1929г., поэтому при либеральных взглядах Эйхманса, она могла бы идти теоретически и в Слоне. Могла бы, но... скорее всего театральная постановка по "Белая гвардия" здесь на самом деле не шла, этот спектакль не ставился на Соловках. А авторы "Обитель" использовали в своей придумке о покушении Мезерницкого - во время представления - материалы Дела о Кремлевском заговоре 1929г.

илл.афиша Дни Турбиных из сериала


В июне 1929 г. (уже при Ногтеве) в Информационно-следственный отдел лагеря поступили сведения о том, что в лагере существует организация заключенных, которая ставит себе целью разоружение охраны, захват оружия, связи и плавучих средств, затем — массовый побег на материк и далее — в Финляндию. Начались аресты. 29 октября 1929 г. вблизи Соловецкого Кремля было расстреляно 36 человек. Отзвуком этого события стало в сериале сцена задержания охранника из числа заключенных, бывшего офицера Бурцева (М.Евланов).

илл.Кучеренко говорит Горяинову: 36 человек расстреляли, все кто был близок Бурцеву

Время второго правления Ногтева на Соловках было недолгим, с 20 мая 1929г. по 19 мая 1930г. Но в отношении этого срока в сериале допущена вольность. Произошел типичный для кино разрыв одного события на два факта. Мы видим, что заключенный Горяинов вдруг оказывается свидетелем торжества справедливости. - Вдруг расстреливают нескольких садистов-чекистов, включая начальника штрафного места Секирки.

Действительно, 3 апреля 1930г. Коллегия ОГПУ создала комиссию (Шанина) по обследованию деятельности лагерей, прежде всего, Слона. Комиссия быстро выявила систему неприкрытого террора против заключенных. Например, из списка претензий к администрации - 6. Убийства под видом побега; 7. Изнасилование женщин и принуждение к сожительству заключенных женщин с надзором. И прочие издевательства - их слишком много для цитирования здесь.

В итоге 13 человек из 38 подследственных (в основном из числа самих заключенных) были расстреляны. А начальник лагеря Ногтев отправлен на пенсию. С этой точки зрения одна из финальных сцен сериала, когда Ногтев приказывает расстрелять каждого десятого из заключенных, не точна хронологически.

илл.Ногтев: К стенке!

Когда любовники Горяинов и Кучеренко отправляются вместе на расстрел, Ногтев(1892-1947) уже должен отдыхать на пенсии. Но здесь для россиянина гораздо важнее уже символ. Каждый десятый наш соотечественник погибает в силу простого жребия судьбы. Правда, это сюжет сериала, а не романа, у писателя конец Горяинова другой. Как бы там ни было, зрителя в этой киносцене сопровождает трагический вокализ Рахманинова. А Ногтев это или кто другой отдал приказ идти к стенке, не столь важно. Между прочим, 17 марта 1933г. ОГПУ снова приговорило к расстрелу еще 35 сотрудников лагерной администрации (в основном из числа заключенных) за разные злоупотребления и разложение.

Захара Прилепина задела в сериале неправдоподобная сцена, когда расстрелянных закапывают в сапогах, что, по его мнению, неверно. Сапоги тогда были ценностью в отличие от жизни. Меня же задело другое. Расстрел чаек на Соловках по команде Ногтева, - как символ смены порядков. Чайка - это символ МХАТА (театра), она же стала символом первого Соловецкого театра в 1923г. С аллегорической точки зрения кинообращение к названию пьесы Чехова - это очень эффектная сцена. Она же напоминает в другом ряду восприятия борьбу с воробьями в Китае. Это очень художественно. Дело только в том, что заключенному на Соловках в те годы полагалось “За убитую чайку от 6 месяцев ареста на Секирной до 3 лет нового срока”. Так советская власть охраняла птицу от голодных узников. В сериале же допущена чистая импровизация на мхатовскую тему.

Но вернемся к Троцкому. Разногласия Троцкого и Сталина шли по линии отношения к мировой революции. Пока руководство компартии (особенно Троцкий) рассчитывало на победу революции во всемирном масштабе, порядки в стране были относительно мягкие. Политика НЭПА допускала частное предпринимательство и прочие вольничанья. Учитывалось в партийном руководстве, между прочим, и мнение Социалистического Интернационала и иностранных профсоюзов, которые прослышали в 1924г. о зверствах на Соловках.

Общеполитические обстоятельства обеспечивали некоторые свободы даже в лагерной жизни. Курс на индустриализацию с 1927г., насильственная коллективизация с 1929г., свертывание нэпа отразились на ужесточение политики и повлияли на жизнь заключенных в лагерях. В Колымских рассказах Шаламова мы как-то уже не находим сценки театральных постановок.


Рецензии