Тайный дресскод

В ходе очередных раскопок в древнеегипетском некрополе Нага эд-Дер (в ста милях к югу от Каира), в 1902 – 1903 годах американский археолог Джордж А. Рейснер извлёк из гробницы одной дамы редкие артефакты: 12 платьев, в очередной раз ставящих в тупик бывалых египтологов. Та, которой принадлежал гардероб, родилась и умерла в лихое время I-го переходного периода, о котором остались леденящие душу хроники – где-то около 2150 г. до н.э., но не ранее конца VI-й и не позднее начала XI-й династии. В массе своей культурное наследие той эпохи жалкое и только в оплотах династий сильных номархов осталось былое величие. Не связанные меж собой эти оазисы мира обращались в уделы, а страна распадалась. В кровавом море разора и анархии "смех исчез", а малые дети проклинали тот день, когда они появились на свет. Армия разоряла свою же страну, селяне оставили поля, урожай погиб, голодные громили города и некрополи, иноземцы со всех сторон атаковали "павшего льва"... Гроб хозяйки усыпальницы № 94 из дерева, он груб и прост, камера не расписана, и утварь бедна, а может, и просто разворована; мы не знаем ни её имени, ни статуса, хотя ткань её одежд добротна и усеяна рядами тончайших горизонтальных складок, рукава сильно гофрированы, а швы оторочены бахромой.

4 платья из её гардероба попали в Музей изящных искусств Бостона, где в лаборатории на них выявили следы капелек пота – дама щеголяла в таких вот платьях-плиссе при жизни. Но, положа руку на сердце, шили ранние египтяне грубо при самой тонкой обработке ткани – платья, в частности, из "клада" Рейснера обычно выглядят как декорированная галабея или балахон Пьеро. А на памятниках между тем едва ли не все женщины облачены в подобие необычайно узких длинных сарафанов, иногда цветных или унизанных бисером, но чаще ритуально-белых (ибо это культовые памятники, о чём нельзя забывать). На аристократках и царицах были и длиннорукавые платья с узким декольте, а также длинные палантины, но ткань без складок (так выглядят, к примеру, супруга царевича Рахотепа Нофрет и царица VI-й династии Хетепхерес II). При изображении дам художник не в силах был оставить их без магии флирта, и прямо-таки "приклеивал" к ним еле намеченные покровы. И, быть может, складки, тем более горизонтальные, не стали наносить лишь потому, что те затмили бы естественную красоту форм как паутина?

В 1897 году, до находки Рейснера, много платьев нашёл в некрополе Дешаша британский египтолог Ч.Ф. Питри и они вызвали много споров.В виде выкройки туники состояли из трёх частей: основы из подола, ниспадающего от уровня груди до колена или щиколотки и двух одинаковых кусков материи, из которых делали рукава и "кокетку", а затем верх и подол соединяли. Ханс Боннет, немецкий египтолог, счёл такие одежды ночными сорочками (потому-де их и как бы нет в искусстве). А сам Питри готов был усмотреть в них не более чем погребальные "саваны", тем более что часть платьев оказалась непомерно длинной (из-за того, что их сшили наспех, не успев собрать ткань в модные складки), и слишком уж узкой. Тут к месту вспомнить о наделавшем в 1977 году шуму исследовании египетского платья из некрополя Тархан (мастаба 2050) от I-й династии, у которого остались целы лишь лиф да рукава. В древности носила его или миниатюрная женщина, или девочка-подросток, а теперь оно в музее Питри (UC28614B1), который нашёл его ещё в 1912 году, но счёл бинтами для мумии.

Не в пример многим другим образцам (например, робе из Лувра, найденной в 1903 году в Асьюте: E 12026) одеяние из Тархан изящно: складки на лифе выложены "ёлочкой", а рукава не сжаты в тугую "гармошку", подол был прямым, не раздувался "колоколом". У царицы Хетепхерес II-й на портрете покрой платья тоже не вполне обычен: оно со вздыбленными острыми плечиками, а над полосками ожерелья её шею охватывает нечто вроде чокера – возможно, звенья лазуритовой цепочки. По анализу ткани само платье попало в Тархан позже его основания, и есть даже мнение, что оно V-й династии, ибо до сих пор думали, что складки на ткань египтяне стали наносить не ранее III-й династии, и то лишь на парадные "килты" вельмож и фараона. Такую плиссировку наводили, зажимая влажную ткань между рифлёных досок (есть образец в музее Флоренции). Е. Стахелин думает, что узор из борозд и морщин на ткани фиксировали клеем, и от него древние наряды особенно сильно темнеют. На памятниках цвет складок золотистый, и, возможно, это тонкие строчки клея.

Есть лишь два или три изображения поры именно Старого царства, где женщины представлены в платьях-плиссе. В дальнейшем они будут встречаться чаще, но чем дальше к имперской эпохе, тем более люди будут предпочитать одежду без швов, создавая дивные платья из длинного отреза материи при помощи разной драпировки и пояса. Так будут носить свои тоги римские сенаторы и мантии – римские жрицы Исиды, так до сих пор носят сари индийские женщины. В случае драпировки складки падали вертикально, что гораздо красивее и делает фигуру более стройной, особенно если пояс повязан высоко, как в стиле "ампир".  Но при XVIII-й династии в гробницах казначея царицы Тии Аменмеса (или Меса: ТТ 254) и звездочёта Нахта (ТТ 52) юные селянки, рвущие лён в поле, одеты в сорочки с рукавами. На картинах у Меса платья съёжены от складок.

Их уже шили по-иному: складывали вдвое полотно и прорезали в сгибе горловину, бока соединяли.  Сам способ – ещё XI-й династии, но в целом египтяне махнули на лекала рукой, выбрав драпировку.  В своё время Ю.Я. Перепёлкин указывал на то, что строгость и простота нарядов староегипетской аристократии была как бы «притворной». Из-за того, что нас "дурачат" памятники, было мнение, что во времена пирамид дамы далеко уступали мужчинам первенство в моде. Но в любой парной статуе супругов как раз жена одета наряднее. Деланый аскетизм условного фасона кокетлив: он призван подчеркнуть непревзойдённую прелесть тела красавицы. А если где-то господин разряжен, как фанфарон, то это не более чем знаки его сана или чина, ибо мужчине-то не красотой нужно гордиться. На деле знать одевалась одинаково роскошно, а народ, когда мог, ей подражал, хотя наряды до боли несовершенны. Но их изначальная белизна и виртуозная отделка быть может, и нивелировали примитивный крой, не говоря уж о драгоценностях, способных укрыть блеском даже гниение старости. В эпоху пирамид масса народа ходила летом без ничего, как дикари, а зимой одевала скатки из волокон папируса цвета соломы или ритуально нечистую шерсть.

На снимках: образец древней египетской сорочки с длинными плиссированными рукавами (США, Музей изящных искусств Бостона, инв. № 34.56); сборщица льна на росписи из гробницы звездочёта Нахта (ТТ52) в длиннорукавом платье.


Источники:

Риефсталь Элизабет при содействии Сюзанны Э. Чапман. «Заметка о древней моде. Четыре раннеегипетских платья в Бостонском Музее изящных искусств». Вестник Музея изящных искусств Бостона, Том 68-й, 1970 г., № 354./A Note on Ancient Fashions. Four Early Egyptian Dresses in the Museum of Fine Arts, Boston by Elizabeth Riefstahl with the assistance of Suzanne E. Chapman. Boston museum bulletin. Vol. LXVIII 1970, № 354.

Эрман Адольф. Жизнь в Древнем Египте./пер. с англ. И.А. Петровской. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г.

Эрман Адольф. Государство, армия и общество в Древнем Египте.

Мертц Барбара. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. Перевод с английского Б.Э. Верпаховского. Москва. Изд-во ЗАО «Центрполиграф», 2007 г.

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Стивенсон Элис. «Египетский музей археологии Питри: характеристика и коллекции»/ The Petrie Museum of Egyptian Archaeology. Edited by Alice Stevenson. UCL PRESS


Рецензии