Память о прощании и прощении Гл. 2
Глава вторая «Соборность Святая, Великая, Русская…»
Конечно, не может не быть на месте сем образа Самого Преподобного, молитвы которому прежде всего о вразумлении тех, кто учится и обучает, возносятся. Он главный в этой части Столицы Православной. Конечно, после Спасителя и Матери Его Пречистой. Здесь – в этом пространстве, неподалёку от Монастыря, пребывает, конечно, Образ Спасителя, во время жизни Его земной чудом сотворённый. Образ с которым на битву за Веру и Русь шли – Тот Самый - Нерукотворный.
А Матерь Его Пречистая пребывает в Образе, много веков назад на Святой Горе явленном. Она Царица Небесная – Всецарица. Пред Образом этим о поражённых раком молитва возносится. И не только, конечно…
Если взирает на приходящих с образа иконописного Преподобный Чудотворец Радонежский, то должен пребывать здесь зримо и Святой Митрополит Московский, желавший Сергия преемником своим видеть – да, как известно, предпочёл Игумен Скромный в монастыре с братией своей остаться.
Митрополит Московский Алексий – Митрополит, исцелившего от слепоты жену хана – и за то от завоевателей послабления для Руси получивший.
Кстати, а совсем неподалёку высятся два величественных храма. Один - цвета небесной синевы, в честь Преподобного Сергия возведён – а напротив – бордовый – Святителя Московского Алексия.
Святители Московские... Без них, наверное, Русь во времена нашествия поганых в бездну бы канула…
А название главы зримо воплотилось прежде всего в этом Образе Иконописном, что с левой стороны. Собор Семи Святых - нет это не название каноническое, конечно, - а суть изображённого.
Итак… Старца Саровского, которого святым ещё во время земной жизни почитали, к которому за помощью со всей России шли, каждый православный знает, конечно. И говорить об этом – при Царе-Мученике Прославленном Святом - ни слов, ни времени, ни пространства печатного недостанет.
Потому вспомним лишь последние строки поэмы М.А.Волошина:
Серафим и мертвый не покинул
Этих мест, проплавленных молитвой,
И, великое имея дерзновенье
Перед Господом, заступником остался
За святую Русь, за грешную Россию.
За всех нас, грешных…
Знают, наверное, все и Патриарха-Мученика - его воззвания к народу не покоряться полякам. Святого Патриарха Гермогена, мученическую кончину принявшего. Роль его в победе русского оружия не меньшая, чем собравших ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, чем отдавшего жизнь за Царя Ивана Сусанина...
В небе вечернем святая душа
К Богу полёт совершает.
Проникновенные слова Архидиакона Романа, песней ставшие, о Святителе Белгородском Иоасафе. О нём Сама Пречистая сказала: «Этот - нашего рода». Святитель, почитание которого «костью в горле» встало у самозванцев, в веке окаянном хозяевами России, хозяевами жизни себя возомнивших...
А вот пример Святости Семейной, Святости Супружеской. Княгиня Анна Кашинская – супруга, а после вдова казнённого в орде Святого Благоверного Князя Михаила Тверского. Святая Княгиня, потерявшая в годы лихолетия не только мужа, но и сына.
Она здесь самая «старшая»...
Образы такие на только к молитвенному обращению побуждают, но и к тому, чтобы знаниями багаж свой духовный пополнить. Вот и про трёх Святых, с образа на нас взирающих, после почитать понадобилось...
Хотя один из них показался вроде бы знакомым. Феодосий Угличский - не будем сейчас вспоминать, с чем для каждого русского человека сей город древний связан. Дело в том, что Святого Феодосия ещё - даже в первую очередь - Черниговским называют – и объясняется это легендой о предках Святого. Связано имя его с противостоянием униатству...
А вот Святые Иоанн Тобольский и Сибирский и Питирим Тамбовский и Козловский.
Они, как и Святой Феодосий, по земле в судьбоносном семнадцатом веке ходили.
Лики Святителей строги, сосредоточены, говоря языком мирским. Строги именно оттого, что с любовью к людям заблудшим относятся. Оттого, что вслед за Христом и Матерью Его Пречистой скорби мира на себе несут. Не может быть, как сказал один из авторов «Русского дома», «улыбающейся» иконы. Только духовно слепым, духовно невежественным Святые Лики «злыми» показаться могут. Истинная Любовь на благодушие «не разменивается»…
Русские Святые – плоть от плоти Руси Святой. Только не может не быть в Святыне Православной Образа того, кто в мир в конце третьего века пришёл - и стал «своим» и для Руси Святой, и для всего мира христианского. (См. также «Дивен Бог во Святых Его»).
Микола, Микола, Микола Святитель,
Святитель Можайский,
Землям - проповедник, морям - проходитель.
А знают Миколу неверные орды.
А ставят Миколе каноны медвяны.
А ставят Миколе свечи воскояры.
Ему - Свету - слава и слава держава!
Во всю его землю, во всю во Вселенну!
И слава вовеки, вовеки! Аминь!
Так восхваляли Святителя Мирликийского Николая предки наши благочестивые – пением и гуслями.
Скорый помощник и путешествующим, и осуждённым судом неправедным, и нищетою в плен взятым. Поборник Истины, за веру претерпевший, разоблачивший ересь арианскую. Святой, к которому как к наставнику мудрому, другу и помощнику со всеми бедами приходят. Как и к Преподобному Сергию, через тысячелетие в мир земной пришедшему...
Ныне в столице нашей многие часовни в храмы-часовни преобразуют - нельзя без алтаря служить Литургию и причащать. Здесь же несколько лет назад был иконостас возведён - с Праздничным рядом - от Пришедшей в мир Благой Вести до завершения земной жизни Матери Божией. Храма здесь пока нет - но будет, возможно...
Рядом со Святыней великое множество и мастерских, и магазинов, и кафе. Шумит столичная жизнь двадцать первого века. А улица имя Преподобного, на битву с погаными Князя благословившего, от глубины веков хранит. И звучит молитва в маленькой Часовне, память о судьбоносном Прощании Преподобного Сергия с братией сохранившей…
Преподобный Отче Сергие! Святой Митрополит Московский Алексий! Святые Андроник и Андрей! Молите Бога о вразумлении нашем, молите, чтобы не поразила больше Россию чума безумия, беспамятства, святотатства!
Молите Милостивого Бога о нас…
Свидетельство о публикации №221070101129