Гра Гинол страшно, аж жуть

Гра Гинол (Grand Guignol) – это жанр театрального действа, где коротенькими пьесами с натуралистическими подробностями показывали ужасы. C 1894 по 1962 г.г. небольшой театрик в Париже (Le Thеаtre du Grand Guignol) был единственным в мире, а его репертуар и название стало нарицательным именем для «аморальных» ужастиков, «в натуре» показанных. Сейчас «Гра Гинол» в изобилии по интернету кочует – детки развлекаются и снимают видео….

А вот большие дяди и тёти – писатели, поэты, режиссеры, журналисты и прочие от литературы «имеющие» – пишут свои произведения и даже не ведают, что или вся их продукция к  Гра Гинолу относится, или части (главы) некоторые, как говорится, ЧИСТА… КаР-Р-оЧ-И-И-и… Гра Гинол и есть.

Не знают и не ведают, поскольку не многие из писателЁв-поэтов и прочих литераторов-журналюг профессионально подковывались на филологических факультетах (и какова она, филология-ЭТ наша?,… «туды её в качель»)….

В общем, не до Гра Гинолов нам раньше было, когда соцреализм кругом и всюду, с каждой стенки и пустого места на заборе нам (литераторам и нет) в глаза «всю дорогу» бросался. СучЛит же теперешний – это, если словами Корнея Чуковского молвить, есть ни что иное как «…он ударил в медный таз и вскричал – Карабарас…» или, если по-простому, по-нашему, по-народному, - «навались – подешевело: было рупь, а стало – два!» Написать знаков чёрненьких ПОБОЛЕ – какой такой Гра Гинол!?... Не знаем даже, что «ла кукарача» - это … простой чёрный таракан.

Имя Гинол (Guignol) для Франции такое же распространенное мужское имя, как у нас Гриша – не часто, но встречается, а нарицательным стало по имени кукольного персонажа из традиционного вертепа (как Петрушка, Панч, Пьеро, Пиноккио и другие).

Театральный деятель, довольно известный режиссер Оскар Метеньер в 1894 году основал театр, в котором было всего 293 кресла, в заброшенной часовне на улице Шапталь (rue Chaptal, 20 bis). Несмотря на сверхминиатюрность, всё в театрике этом было, «как у людей»,… даже яма оркестровая и галёрка… и название «Великий Гинол».
Основатель и первый директор Гра Гинола О. Метеньер считал, что раз существует определенный «класс» парижан и землян (это во всемирном масштабе) преступников всяких мастей, бездомных бродяг, проституток и других представителей низшего социального эшелона, то надо создать для них специальную «культуру» и ВАЩЕ – «залетописировать и залитовать», если хотите, это стремительно развивающее физически и философски направление.

«А чЁ, Саш-Маш-Колян-Петруха-Педро», - разве не прав был «пахан» наш идейный-идеологический?...

Следующий директор Гра Гинола  Макс Морей нашел по-настоящему «сногсшибательного» автора – Андрэ де Лорда. Этот писатель сотрудничал с Гра Гинолом 25 лет и «качество» его продукции измерялось числом обмороков почтенной публики на представлениях. Сотрудничая с профессиональным психологом, он наваЯл свыше 100 пьес, из которых большинство были взяты из историй болезни психиатрических клиник. Надо сказать, что большинство пьес Гра Гинола касалось исследования грани между нормальным, сумеречным и патологическим (больным) сознанием героев, действующих в пьесах.

Камиль Шюази с 1914 по 1930 г.г. был директором и его вклад во всемирное театральное искусство – это высокое мастерство специальных эффектов, воздействующих на психику зрителя. Хорошая кино-продукция ужастиков основана на открытых им особенностях стиля.

Пола Макса – актриса этого периода Гра Гинола. Что только «не вытворял» с ней Шюази?
Макса известна как «женщина, которую убивали чаще всех женщин в мире»: на протяжении своей карьеры ей пришлось «быть убитой» 60-ю различными способами свыше 10 тысяч раз. Её насиловали на сцене 3 тысячи раз!
С приходом в театр режиссера Джэка Джовина (1930 – 1937) начался закат Гра Гинола.
Он потихоньку смещал акценты показа «ужасов жизни» - от кровавых натуралистических сцен до психологической драмы. Это уже не совсем «точно» воспринималось тем «классом», для которых театр был создан.

Вот – примеры.
 
Возьмем пьесы самого кассового автора Гра Гинола – А. Де Лорда. В натуралистической «Ужасной страсти» няня душит ребенка на глазах у зрителя, а в пьесе «Преступление в деревенском доме» две старые ведьмы (бабы Яги) ножницами ослепляют красавицу из-за ревности к её красоте. Действие происходит в грязной психушке. Эти и другие пьесы пользовались огромным успехом, и кассовый сбор был.

Психологическая драма, где нет никаких сцен насилия того же Андрэ де Лорда «Лаборатория галлюцинаций», не имела успеха и кассы: врач рассказывает, как он узнаёт в одном из больных, которых он оперирует, бывшего любовника своей жены. Врач, конечно, мстит – удаляет часть центров головного мозга и делает из адюльтерщика зомби, послушного только командам обиженного мужа. Даже сцена в конце пьесы, когда зомби этот вколачивает молотком огромный гвоздь в голову врача, не спасла от провала пьесу с такими психологическими ухищрениями.
 
В 1962 году Le Thеаtre du Grand Guignol закрылся окончательно – последний его директор Шарль Нонон произнёс такую речь: «До войны все наши зрители приходили сюда, чтобы посмотреть то, что за этими стенами было невозможно увидеть и совершить. Сейчас каждый знает, что подобное и даже хуже, - вполне возможно в действительности. Нам никогда не перегнать Бухенвальд».

Гра Гинол умер, да здравствует Гра Гинол!

Несколько подобных театров (свыше 10) возникло затем в Европе и в США. В 2007 году возник последний из них в Вашингтоне под названием «Театральная группа Молотов» - пьесы авторов Гра Гинола ставятся в новом сочетании, и это – «коктейль Молотова».
Таким образом, термин «Гра Гинол» употребляют, как правило, для определения литературы «низкого» или низкопробного жанра, в которой используются заштампованные ужасы с кровавыми сценами «местного значения». Отражения реальной действительности в них нет, а преступники или маньяки, в конце-концов отмщаются (чаще местью праведной, но не «за государственный счёт»). Вместо настоящего «ужаса» изображенный в стиле Гра Гинол блеклый отпечаток превращает драму в комедию или фарс.

Однако ужас ужасу – рознь!
 
Вот – одноактная пьеса «Неожиданно прошлым летом Suddenly Last Summer» гиганта Теннеси Вильямса. Талант автора извергается, как вулкан, в коротенькой вещи сочетаются страсть, реализм, фантазия, лирические полеты свободной мысли. Никаких видимых ужасов и кровопролитий, а психологический накал с каждым словом, с каждой репликой нарастает постепенно….

Всё взрывается вдруг, и обрушивается на зрителя горячая красного цвета вулканическая лава! Нельзя флиртовать с Гра Гинолом, ужас нас всех, зрителей, приковывает к креслам – с ума можно сойти, пожалейте нас….

Стареющая «гранд дама» из южных штатов миссис Винэйбл, убеждает своего доктора, чтобы её племяннице Катерине сделали операцию лоботомии (удаление лобной доли головного мозга – в 30-40-е годы эта операция проводилась в США широко с целью лечения шизофрении). Девушка, якобы, сошла с ума и рассказывает небылицы о смерти любимого сына Винэйбл Себастьяна.

Что же знает о смерти Себастьяна на экзотическом бразильском курорте эта безумная девица, которую можно «вылечить» лишь одним способом – удалив лобную долю головного мозга?

И кто в состоянии оценить горе и несчастье миссис Винэйбл? – её сын был выдающимся поэтом, принцем среди всех принцев и всяческим образцом для подражания. Гранд дама предлагает доктору огромную сумму за операцию, но… при этом произносит какие-то непонятные слова: «Кто ей поверит после операции?» или «Девушка -  она все разрушает, мой сын был созидатель – creator».

Доктор всё-таки ухищряется побеседовать с Катериной наедине в конце пьесы. Он убеждается (и мы все зрители тоже), что правда, ужасная правда, в словах этих.
Великий поэт Себастьян был гомосексуалистом, и страсть неукротимая привела его на бразильский пляж Cabeza de Lobo прошлым летом. В одной из диких оргий с молодыми красивыми молодчиками они его попросту и, натурально выражаясь, съели, сварив предварительно и разодрав его всего на куски….

«Каннибализм и гомосексуализм – это равные по уровню «грехи»?», - флиртует (в 50-е годы) с Гра Гинолом сам страдающий «пороком однополой любви» Т. Вильямс?

А «убивать» память человека, который знает и говорит правду, разве это не менее тяжкое преступление?... Равно как и подвергать остракизму и загонять в подобие лепрозориев меньшинство себе подобных – что это? Ужас жить в Гра Гиноле уничижения по сексуальному признаку почти во всех произведениях Теннеси Вильямса доведен до совершенства непревзойдённого.

А вот примеры Гра Гинола в настоящем натуралистическом его прямом смысле….

«Черный зрачок «пээма» смотрел прямо в грудь. Алексей отстраненно заглянул в девятимиллиметровое отверстие, таящее в себе тупорылую смерть весом в шесть граммов. «И одну десятую…» — мысленно поправил он себя, отметив, что предохранитель снят, курок взведен, нервно подрагивающий палец противника на спусковом крючке почти уже выбрал свободный ход…. Еще мгновение — и курок сорвется с боевого взвода, щелкнет по ударнику, который  разобьет капсюль притаившейся в патроннике гильзы, и спящая до поры до времени свинцовая пуля со стальным сердечником внутри под чудовищным давлением пороховых газов вдавится в нарезы ствола и, набрав на выходе сумасшедшую скорость, вырвется на  свободу, сметая все на своем пути….» 

Кончилось все хорошо, Гра Гинол превратился в «фарс победы добра над злом».

«Самовзвод — в ПМ самовзводный ударно-спусковой механизм куркового типа, благодаря которому можно быстро открыть огонь непосредственным нажатием на спусковой крючок без предварительного взведения курка».

Гра Гинол такой в «литературном произведении» допустим? Конечно, да:  «книга» нужна писателю, который издает всё, что под руку попадется, – сегодня «Устав бойца», завтра – телефонную книгу впузырит в листаже-знако-оплатную ведомость….

 «Стоило только ему отвернуться, как в окно тут же постучали. …. за окном мелькнула какая-то черная тень. Решив, что это бьется в его окно залетная ворона, он вооружился веником и открыл окно…. И тут Алексей, лицо которого закрывала боевая спецназовская маска с прорезями для глаз, маятником качнулся на веревке к окну, из которого высунулся «погонять ворон» одетый в пижаму, … который чуть не обделался. «Ну, вот ты и встретился со своим ночным кошмаром», — зловещим голосом произнес Алексей».

* * *

Один писатель взялся доказать, что сложившиеся литературные жанры умерли и можно о них не вспоминать при ваЯнии разных и всяких трЮдов. Можно смешивать их, жанры эти проклятущие, обобщать неверно, ошибочно и фактически ничего не суммируя. Рассуждать можно об одном и том же в разных произведениях, в разных и неподходящих их местах и до такой степени дорассуждаться, что одними и теми же оказываются все трЮды, … но число томов для общего собрания при этом возрастает.
 
Гра Гинол возник как драматургический жанр, но не на пустом месте. В литературу ужасы «вошли» с лёгкой руки Эдгара Алана По и его огромного жёлтого орангутанга,… помните «Убийство на улице Морг»?

Бескровный психологический Гра Гинол можно обнаружить  в стишке В. Высоцкого, в котором враги советского народа нанимают в шпиЁны несознательных граждан, чтобы они фиксировали отдельные недостатки нашей жизни по ночам, а потом «про этот случай раструбят по БиБиСи».

Много всяких хороших и разных Гра Гинолов встречается во всех разделах искусства литературно-кино-теле-театрального.

По законам жанра этого всё «ужасное» должно кончаться, как у В. Высоцкого: «…он пострижен и посажен, а в гостинице советской поселился мирный грек».

Если взошел в горы главный герой и встретились ему огромно-ужасные трудности, то уж, будь добр, писатель «гра гинольщик», спусти с горы (пусть и с ужасами) на радость нам, читателям, любимого героя.
 
Если уж захотелось тебе, «гра гинольщик» на выдумки охочий, взорвать с ужасами кого-нибудь вместо героя главного в его таратайке «Ниве», то и пусть взрывается какой-нибудь не совсем полностью понравившийся читателю персонаж.

Конечно, такой «редкий» для Гра Гинола эпизод, когда героиню проигрывают в карты, но ей удаётся избежать злой участи, можно найти в нескольких десятках «произведений». Однако – не в сотнях же, а значит, молодец, автор: и Гра Гинол иЗделал и конец вполне «хэппи» вышел….

А что касается лучшего персонажа для настоящего, то есть полноценного и неприкрытого Гра Гинола, ОГРОМНОГО РЫЖЕГО ОРАНГУТАНГА, то его вполне можно заменить «кривляющейся обезьяной в профессорской мантии». Образ этот придуман, правда, не Гра Гинольщиком, куда ему грешному такие сочные и полнокровные образы придумывать при его сплошных «в натуре, урою…» и прочих фраз, типичных для невысокого лба писательского. Но дан ему образ этот безвозмездно, подарен – вот и пользуйся, копирайт платить не требуется, не впервой….

Эпитафия – это тоже жанр, и любой подвизающийся на ниве Гра Гинол вполне может обогатить себя такой (пригодной для «угранитывания» золотыми буквами):

Здесь я покоюсь – некто … ицкий
Авось грехи простит мне Бог.
Я Гра Гинол не знал, но мог.
Зачем мне сладкие коврижки?



Подпись под рисунком

Отгадай загадку
И реши вопрос:
Кто стреляет в пятку,
А попадает в нос?


Рецензии