Медитации по Магритту

Медитации по Магритту

Предлагаемый ниже текст представляет собой попытку разгадки метафор, отображенных на картинах Магритта, выставлявшихся в декабре 1998 – январе 1999 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.
Названия подразделов соответствуют названиям картин.

Смысл ночи
Безликость. Чувства подавлены и брошены. Диалог невозможен. Сердце? Забудьте это слово. Душа? Несусветная глупость.
С последними лучами солнца исчезли Я и Ты, остались только Он и Она. И еще Смерть.
Все перевернулось. Высокое стало низким, низкое ; высоким. Мы расстались, но я никак не расстанусь с мыслью об этой, такой соблазнительной, женщине. Дыхание смерти оставило мне только тело, лица же, как ни бьюсь, мне не вспомнить. Да и было ли оно? есть ли оно у ночи?

Алфавит откровений
Азбука сущего: черное ; изнанка белого. Небытие ; изнанка бытия. Смерть ; жизни. Невидимое сплетение пустоты и не-сущего ; в основе всех вещей.

Вечно очевидное
О, как ты прекрасна! Но почему я не могу восторгаться тобой целиком? Почему всегда всплывает что-то одно и встает перед глазами, затмевая другое? Наверное, красота твоя слишком велика, чтобы вместиться в меня полностью. Быть может, очевидность частного скрывает за собой неочевидность целого?
 
Невидимый мир
Вот оно! Невидимое для меня ; видимо другим. Может быть, даже многими другими. Но для меня это знание лишено смысла. Я могу только понять невидимое, но узнать ; никогда!
;То, что мы не видим, не ощущаем, подобно в нашем сознании камню ; холодной, глухой глыбе. От невозможности увидеть мы отрицаем его, не пытаясь проникнуть внутрь. Этот камень стоит у нас в душе и мы не пытаемся понять, что он из себя представляет.;

Стеклянный ключ
Все хрупко. Равновесие неустойчиво. У каждого свой ключ к гармонии мгновения. И он хрупок тоже. В любой миг мир может обернуться грудой осколков.

Удел человеческий
Наши чувства тщательно воспроизводят внешний мир в некую картину. Увы, сколь бы точным слепком с действительности она не была, это только копия, хотя мы и принимаем ее за оригинал.

Изнасилование
Лицо, лик, личность не нужны насилующему. Тело беспощадно затмевает их.

Полевой бинокль
Мы всматриваемся в мир как в бинокль, желая приблизить далекое, понять непонятное, разгадать тайное. Но мир смеется над нами. Приближение к тайне не дает нам ключа, а лишь рассыпает перед нами новые загадки.

Голконда
О, это удивительный город. Город мечты! Там люди невесомы и свободны от всего земного. Помысли себя в небе ; и ты уже паришь в воздухе.

Оставшийся в живых
Да, ты жив, но все твои друзья погибли. Их кровь еще не остыла. Их последние слова еще звучат у тебя в ушах. Они еще живут в тебе, но жив ли ты сам?

Любезная сердцу истина
О, как мы холим и лелеем ее, как дорога она нашему сердцу. Она тешит нас так же, как ласкает глаз вид накрытого стола, полного яств и диковинных вин. Что с того, что этот великолепный стол только нарисован на стене? Нам она не видна.

Исцелитель
Его душа всегда нараспашку. Он не гоняется за миром, чтобы поймать и тотчас заточить в клетку, как большинство из нас. Напротив, он отворяет клетки наших душ и тем самым исцеляет их.

***
Эти отклики на выставку Магритта в Музее личных коллекций вовсе не претендуют на роль путеводителя для тех, кто впервые знакомится с ней. Первое впечатление должно быть чистым. Скорее, их можно назвать незавершенным диалогом, к которому вольны присоединиться все желающие. Когда я уже поставил точку, мне попались на глаза следующие строки Элюара:

Клинками сна в ночи проведена
Волшебная черта, и мы опять чужие…
Под небом яростным невидима земля.
Лик сердца потерял живые краски…
               
Сокровенно влюбленная ты свою наготу
Прикрываешь улыбкой а любовные речи
Обнажают тебя твою шею и грудь
Твои бедра и веки
И в глаза я целую тебя
Чтобы явилась ты предо мной
Вся и навеки.

Зеркало мгновения

Оно рассеивает свет,
Оно показывает нам вещей нагую суть,
Оно отказывает нам в возможности на миг отвлечься,
Оно ; что камень,
Твердый камень
Движения и взгляда…

Не знаю, были ли знакомы эти стихи Магритту, когда он создавал «Смысл ночи», «Вечно очевидное», «Невидимый мир». Знаю только: ни одна поставленная точка не бывает последней.


1998


Рецензии
Очень своеобразный отзыв.

Валерий Липневич   09.09.2021 19:52     Заявить о нарушении
Давненько это было.. Помню, я подолгу стоял перед каждой картиной, пытаясь осмыслить, что хотел сказать автор. Жаль, что не могу на этом портале сопроводить текст изобразительным рядом.

Сергей Батонов   14.09.2021 07:55   Заявить о нарушении