Список неблагих воззрений
*
Пока я рассказывал о подземных буддийских храмах, открытых на территории Таджикистана, старик неторопливо скрутил ещё одну самокрутку, насыпал табаку и задымил.
Бумагу для самокрутки он вновь оторвал от длинного листка, который свешивался с поставца.
Он попыхтел, с наслаждением пуская дым, и между затяжками, с паузами произнёс, переведя взгляд на обрывок бумаги:
– Много её было, – и он покрутил рукой, показывая, что раньше бумага была свёрнута в свиток, образуя рулон.
– Теперь совсем мало.
Он коротко взглянул на меня и кивнул в угол:
– Что курить буду?
Я подошёл к поставцу и взял в руки обрывок бумаги.
То, что осталось, имело длину в полтора листа.
Старик-таджик бесстрастно следил за мной.
– Язык тарабарский. Никто не понимает.
Я взглянул на короткие аккуратные строки, покрывающие обрывок.
Света у поставца было мало, и я перешёл к окну.
При свете на полях кое-где стали видны едва заметные буддийские символы триратны.
Я выложил из рюкзака на поставец изрядную пачку старых газет, которые всегда беру на растопку для костра:
– Это вам.
Старик невозмутимо попыхивал самокруткой.
Я вгляделся в буквы. Ничего знакомого.
Не латиница и не греческий, не санскрит и не пали, не арабский и не персидский, не армянский и не грузинский, не китайский и не японский.
– Интересно! – невольно вырвалось у меня.
– Забирай, если надо, – коротко выдохнул таджик между затяжками.
Я тотчас аккуратно заложил обрывок в рюкзак.
После возвращения в Москву пришлось прибегнуть к помощи знакомого из Института востоковедения.
Уцелевший на обрывке текст оказался началом списка.
А язык был действительно редким – ронг-ринг, Сикким, запись по горизонтали, повёрнутыми буквами, сохраняющими традицию письма вертикальными строками.
Судя по языку, этот порыв буддийского ветра долетел на таджикские земли с Тибета.
Уцелел заголовок и первые тридцать три позиции списка.
Вот перевод:
ТЫСЯЧА ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ НЕБЛАГИХ ВОЗЗРЕНИЙ
1. Выявление признаков.
2. Причина порождает следствие.
3. Приписывание.
4. Отсечение.
5. Индивидуация.
6. Отрицание единой основы.
7. Опора на восприятие.
8. Всё изменяется.
9. Всё неизменно.
10. Различение.
11. Отсутствие неподобающего.
12. Идея начала.
13. Самонадеянность.
14. Сильная обеспокоенность.
15. Ошибочность.
16. Увеличение.
17. Не-утверждение.
18. Обман.
19. Уважение.
20. Устойчивое заблуждение.
21. Укоренённость в чём-либо.
22. Воззрение как не-воззрение.
23. Исключение применения.
24. Рассмотрение не способствующего освобождению.
25. Рассмотрение завес.
26. Увеличение неблагого.
27. Отсутствие результата.
28. Отрицание уничтожением.
29. Невыразимость.
30. Неприятие.
31. Величие.
32. Гордыня.
33. Недостижимость.
На этом месте бумага обрывалась.
Специалисты сказали, что полная рукопись подобного рода пока не открыта.
В тибетских «Категориях учения великого зерцала дхармы», которые цитирует великий реформатор буддизма, философ и проповедник тонких истин буддийского учения Долпола Шераб Гьялцен, живший в 14-м веке, приводится нечто, весьма похожее –двадцать восемь (или около того) ошибочных воззрений бодхисатв, которые чтут букву, а не глубинную суть учений.
Подумалось: на самом деле список бесконечен.
Подумалось: на самом деле список бессмыслен.
Своей (подразумеваемой) почти бесконечной длиною он отрицает сам себя.
Отрешённость от всех смыслов – не это ли гениально?
Но наше сознание во всём способно улавливать и генерировать смыслы.
И далее – опираться на них.
И тогда, отрицая, список утверждает сам себя – как возможный бесконечный вычет из целостности, почитаемой благом.
Но что тогда остаётся?
Представим себе, что у нас в руках полный список неблагих воззрений – огромный свиток в десятки метров длиной.
Представим себе, что мы вдумчиво читаем его, проникаемся им.
Не начнут ли при этом «благое» и «неблагое» переливаться одно в другое, а граница между ними – таять?
Не это ли происходит с сознанием на высших этапах очистки?
Именно тогда взгляд и воззрения почти достигшего видятся как ересь начинающим адептам.
***
Если мы – как в море корабли,
Нет у нас ни дома, ни семьи.
Если мы – как этот окоём,
Дом, семья – везде, где мы живём.
***
Мы все оттуда, мы обороткой,
Передвигаемся с телом-лодкой
Туда, где «благое» и «неблагое»
Просто исчезнут как «то» и «другое».
***
Свидетельство о публикации №221070101198