Художник знаменитого ледокола
Выпускник Императорской Академии художеств – Евгений Иванович Столица (1870 – 1929) вряд ли предполагал, что вскоре окажется участником северных экспедиций на ледоколе «Ермак», построенном по проекту вице – адмирала С. О. Макарова, а во время русско – японской войны побывает, как художник в Порт – Артуре, среди мужественных его защитников, ещё больше сблизившись с талантливым флотоводцем, став очевидцем его гибели на броненосце «Петропавловск».
Будущий художник Е. Столица родился в селе Будеи Кодымского района Одесской области, но значительная часть его жизни и творчества связана со старинным городком Одессщины – Ананьевым, названным в честь его основателя – запорожского казака Анания, осевшего там в 1753 году.
Успешное окончание Академии художеств и трёхгодичное пребывание в мастерской своего учителя А. Куинджи давали Евгению Ивановичу возможность отправиться за границу, побывать в странах Европы. В это время С. Макаров отбирал специалистов и команду для уже построенного в Англии ледокола «Ермак». Для будущей экспедиции нужны были фотографы и хороший художник. Вице – президент Императорской Академии художеств граф Фёдор Петрович Толстой порекомендовал адмиралу лучшего выпускника Е. Столица, и тот счёл за честь участвовать в экспедициях ледокола.
Позднее С. Макаров, отзываясь о Евгении Ивановиче, запишет в своей книге «Ледокол < Ермак > во льдах»:
«Он (Столица) так пристрастился к полярной природе, что целые дни проводил в торосах, и мы часто побаивались, чтобы какой – нибудь любопытный белый медведь не побеспокоил его своим неожиданным появлением в то время, как он, увлекаясь, писал природу, среди которой они живут.»
Из экспедиций Е. Столица привезёт множество эскизов, по которым в Ананьеве, напишет ряд картин, посвящённых суровой природе Арктики. Одна из них – «Ледокол <Ермак> в полярных льдах» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже 1900 года, а остальные выставлялись в Академии художеств на «весенних» смотрах. Это принесло ему большую известность.
С началом русско – японской войны в 1904 году Е. Столица прибывает в штаб С. Макарова в Порт – Артур для создания серии батальных картин. За несколько дней до гибели эбр «Петропавловск» он написал этюд с изображением С. Макарова и художника В. Верещагина в каюте корабля, а гибель броненосца запечатлел в своём альбоме, наблюдая за произошедшим с берега.
Мастерски выполненные художником порт – артурские зарисовки впоследствии уже в Ананьеве дорабатывались в такие полотна, как «Электрический утёс», «Установка орудия у подножия Золотой горы» и другие, все они были переданы Ленинградскому Военно – морскому музею.
В 1909 году Е. Столица получает звание академика живописи «За известность на художественном поприще». Он много работает на родине, в Ананьеве. Основная тема его картин в последние годы – природа родного края. Жизнь талантливого художника заканчивается в Москве в 1929 году.
Е. СТОЛИЦА ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО СВОИ КАРТИНЫ, А В ИСТОРИИ СВЯЗЬ С РУССКИМ ФЛОТОМ, С ФЛОТОВОДЦЕМ С. О. МАКАРОВЫМ – НОВАТОРОМ МИННОГО ДЕЛА И ТАКТИКИ МОРСКОГО БОЯ, СОЗДАТЕЛЕМ МОЩНОГО ЛЕДОКОЛА, ПРОДЕМОНСТРИРОВАВШИМ НА ДЕЛЕ НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ ТАКОГО ТИПА КОРАБЛЕЙ В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ, А ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ.
1 июля 2021 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221070101226
С теплом, Виктор
Виктор Афсари 25.03.2022 17:32 Заявить о нарушении