Художник знаменитого ледокола

                Художник  знаменитого  ледокола.

Выпускник  Императорской  Академии  художеств – Евгений  Иванович  Столица  (1870 – 1929)  вряд  ли  предполагал, что вскоре  окажется  участником  северных  экспедиций  на  ледоколе  «Ермак», построенном  по  проекту  вице – адмирала  С. О. Макарова, а  во  время  русско – японской  войны  побывает, как  художник  в  Порт – Артуре, среди  мужественных  его  защитников, ещё  больше  сблизившись  с  талантливым  флотоводцем, став  очевидцем  его  гибели  на  броненосце  «Петропавловск».

Будущий  художник  Е. Столица  родился  в  селе  Будеи  Кодымского  района  Одесской  области, но  значительная  часть  его  жизни  и  творчества  связана  со  старинным  городком  Одессщины – Ананьевым, названным  в  честь  его  основателя – запорожского  казака  Анания, осевшего  там  в  1753  году.
Успешное  окончание  Академии  художеств  и  трёхгодичное   пребывание  в  мастерской  своего  учителя  А. Куинджи  давали  Евгению  Ивановичу  возможность  отправиться  за  границу, побывать в  странах  Европы. В  это  время  С. Макаров  отбирал  специалистов  и  команду  для  уже  построенного  в  Англии  ледокола  «Ермак». Для  будущей  экспедиции  нужны  были  фотографы  и  хороший  художник. Вице – президент  Императорской  Академии  художеств  граф  Фёдор  Петрович  Толстой  порекомендовал  адмиралу  лучшего  выпускника  Е. Столица, и  тот  счёл  за  честь  участвовать  в  экспедициях  ледокола.

Позднее  С. Макаров, отзываясь  о  Евгении  Ивановиче, запишет  в  своей  книге  «Ледокол  < Ермак >  во  льдах»:

«Он (Столица)  так   пристрастился  к  полярной  природе, что  целые  дни  проводил  в  торосах, и  мы  часто  побаивались, чтобы  какой – нибудь  любопытный  белый  медведь  не  побеспокоил  его  своим  неожиданным  появлением  в  то  время, как  он, увлекаясь, писал  природу, среди  которой  они  живут.»
 

Из  экспедиций  Е. Столица  привезёт  множество  эскизов, по  которым  в  Ананьеве, напишет  ряд  картин, посвящённых  суровой  природе  Арктики. Одна  из  них – «Ледокол  <Ермак>  в  полярных  льдах»  экспонировалась  на  Всемирной  выставке  в  Париже  1900  года, а  остальные  выставлялись  в  Академии  художеств  на  «весенних»  смотрах. Это  принесло  ему  большую  известность.

С  началом  русско – японской  войны  в  1904  году  Е. Столица  прибывает  в  штаб  С. Макарова  в  Порт – Артур  для  создания  серии  батальных  картин. За  несколько  дней  до  гибели  эбр  «Петропавловск»  он  написал  этюд  с  изображением  С. Макарова  и  художника  В. Верещагина  в  каюте  корабля, а  гибель  броненосца  запечатлел  в  своём  альбоме, наблюдая  за  произошедшим  с  берега.

Мастерски  выполненные  художником  порт – артурские  зарисовки  впоследствии  уже  в  Ананьеве  дорабатывались  в  такие  полотна, как  «Электрический  утёс», «Установка  орудия  у  подножия  Золотой  горы»  и  другие, все  они  были  переданы  Ленинградскому Военно – морскому  музею.
В  1909  году  Е. Столица  получает  звание  академика  живописи  «За  известность  на  художественном  поприще». Он  много  работает  на  родине, в  Ананьеве. Основная  тема  его  картин  в  последние  годы – природа  родного  края. Жизнь  талантливого  художника  заканчивается  в  Москве  в  1929  году.

Е. СТОЛИЦА  ОСТАВИЛ  ПОСЛЕ  СЕБЯ  НЕ  ТОЛЬКО  СВОИ  КАРТИНЫ, А  В  ИСТОРИИ  СВЯЗЬ  С  РУССКИМ  ФЛОТОМ, С  ФЛОТОВОДЦЕМ  С. О. МАКАРОВЫМ – НОВАТОРОМ  МИННОГО  ДЕЛА  И  ТАКТИКИ  МОРСКОГО  БОЯ, СОЗДАТЕЛЕМ  МОЩНОГО  ЛЕДОКОЛА, ПРОДЕМОНСТРИРОВАВШИМ  НА  ДЕЛЕ  НЕОБХОДИМОСТЬ  И  ЦЕННОСТЬ  ТАКОГО  ТИПА  КОРАБЛЕЙ  В  СЕВЕРНЫХ  МОРЯХ, А  ЭТО  ДОРОГОГО  СТОИТ.

1  июля  2021  года                Вячеслав  Прытков.         

 


Рецензии
Замечательную жизнь прожил Евгений Иванович.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   25.03.2022 17:32     Заявить о нарушении