Рыцарь забвения

                Рыцарь забвения

                Притча

               
                Предисловие

     В театре Одного зрителя идет премьера представления. Оно уникально не только тем, что  показывается для одного человека и содержит в себе элементы кусковой мозаики подлинных событий одного или нескольких реальных людей, но и тем, что в большинстве случаев первый показ остается последним. Повторы же случаются крайне редко, да и то таковыми их можно считать лишь условно, сведя всевозможное разнообразие  условий только к одному высокоточному знаменателю воспроизведения записывающей пленки, но никак не в абсолютном значении постоянно меняющегося многообразия деталей. Добавьте к этому то обстоятельство, что данные представления никогда не ставятся  и не репетируются в привычном для нас понимании. Единственные репетиции, если их таковыми можно считать,  являются одновременно премьерными демонстрациями, воспроизводящими в режиме текущего времени имевшие место быть события. И в этом проявляется их, если хотите, иерархическая первостепенность над обычными театральными постановками, которые не воспроизводят напрямую реальные события, а лишь являются трансляциями адаптивных переработок каких- либо, в том числе, реальных событий прошлого. Отличие же их от кадров документальной хроники заключается в том, что описываемый видеоряд относится зачастую к временам многотысячно, а то и более, предшествующим изобретению кинокамеры и видеопроектора.


                Пролог

     Открываются в противоположные стороны шторки театрального занавеса и перед взором зрителя предстает объемно-развернутая открытка-трансформер во всей ее лубочной красочности. Приблизив взгляд и наведя контрастную резкость, в ее складках зритель обнаруживает белоснежную балерину, которая, подперев мыском носочка сложенную треугольником левую ножку к правому колену,  кружится одной, тоненькой как спица, ножкой на полочке у краешка вертикального сечения многоярусной шарманки. В саму фортунку матрешкой вложены внутрь разноуровневые трехмерные шкатулки, множащиеся по общему количеству и  прирастающие по отдельности вглубь самих себя геометрической прогрессией собствеными кирпичиками, населенными новыми уровнями создаваемых миров. В одну из таких шкатулок и завернуто, в свою очередь, вложение танцовщицы с открытки.
     На срезе верхнего яруса шарманки, как раз за образом балерины, просматривается перспектива с открывающимися видами на темную комнату без четких очертаний: в центре ее виднеется пианино, на котором лежит серебряная цепочка с кулончиком в форме изогнутого сердечка. За створкой сердечка открывается циферблат часов, бледно-молочный фон которого начинает таять под тиканье часового механизма, приоткрывая картины ерзающих и попадающих паз в паз шестеренок, крыльчаток, лопастей, крохотных винтиков и прочих частей внутренного устройства. Легкий запах машинного масла приближает к миниатюрной наковальне, на которой молоточками орудуют, приводимые в движение часовым механизмом, фигурки бурого медведя и Левши - подковывают, стало быть, аглицкую стальную блоху на подковы. Совсем вдалеке простирается голубизна неба над холмистой возвышенностью, огороженной с двух сторон зеленым леском. Две другие стороны ограничиваются церквущкой и стоящими у подножия холма домиками и подворьями. Одна половина поля на возвышенности поросла луговыми травами и цветами, а вторая распахана под пашню. В теньке небольшого стога с сеном отдыхает жнец, нахлобучив войлочную шляпу на лоб, и дородная крестьянка с большими грудями, свободно барахтающимися в просторной, белой рубахе. Ее густые волосы, под стать цвету сухого сена, заплетены в тугую косу, хвост которой выглядывает из под косынки.
     Где-то в районе среднего яруса выстлана дорожка, ведущая к рельсам железнодорожного полотна и вокзала, с которого отправляется поезд во внешний мир, покидая пределы балаганного ящика. Зритель поглядывает на свою развернутую ладошку и подсчитывает количество заключенных в ней монет: "Эх-ма.., заплатил и сходил бы на экскурсию по всем уровням, погулял бы там, все посмотрел. Но как же мало осталось деньжат. Если потрачу их на путешествие по уровням и галереям, то не останется денег на покупку билета на поезд, который к тому же вот-вот отправляется. Да, лучше уж я их потрачу на возвращение домой."
     На самом дне нижнего яруса луч незримого кинопроектора прорезается кружком, выхватывая вкрапления черно-белых видеокадров: где-то в южной части Украины, в приморской ее полосе, вероятнее всего, как представляется, в Одессе молодой человек пижонистого вида в начале средних лет подходит освежиться к автоматам, торгующим газированной водой. Сзади к нему приближается не менее приблатненного вида субъект и пробует заговорить с молодым человеком, который явно хочет сойти за своего и сквозь холодок возникшего мандража направляет все свои усилия в сторону практических познаний украинской мовы с тем, чтобы выудить из памяти как можно больше украинских словечек, вариантов наречий, говоров и речевых шаблонов. Легкая паника от  не по значению употребленного слова, либо неуместно вставленное по привычке русское словцо с характерным интонационным привкусом выдают в нем, казалось бы, удачливого поначалу конспиратора. К нему начинают подтягиваться другие люди, образующие подобие небольшой толпы, имеющей целью взять его в плотное кольцо. Режиссер, сидящий на высоком стуле, хватает в руки рупор и что есть силы кричит в него: "Вова! Ну какой хохол станет так разговаривать? У тебя если даже все слова будут украинскими, тебя с такими интонациями даже татарин раскусит на раз-два. Ну что это такое, в самом деле? И эти твои твердые как зерна пшеницы "гэ", куда это годится? Тебе нужно закосить под уркагана, вот и разбавляй эту мову блатной феней. Жаргон, он везде по теме, один и тот же. Будь уверенней, раскрепощенней, прибавь немного мелодичности. И не спеши, я тебя прошу, не спеши, не семени. Глядишь за своего или хотя бы за пшека сойдешь."  "Фальшивлю, спалили, заметили. Валить по быстрому. Без объяснений. Окружить хотят. Резко, с силой дернуться в сторону и бежать к подножке поезда!"


                Фабула

     Странствующий бард, держащий путь к блаженным берегам, приближается к  неолитическому кромлеху из сарсена и голубого камня. В мегалитическом сооружении находится лабиринт, имитирующий  карты звездного неба, представляющие собой  позолоченные перфорированные пластины из спаянных узорчатых ключей, которые содержатся в закрытых каталогах хранилища Центральной Библиотеки в купольной части собора святого Павла. Бродяга беккох, чей заплатанный плащ свидетельствует о его привилегии старинного шута, останавливается перед прудом со статуей оленя у подножия обсерватории каменного века. Межзвездный скиталец склоняет голову и устремляет взор на зачарованную водную гладь колодца мудрости.
     В зеркальном отражении вод наблюдает он  за тем, как  прядет Шалотт шерстяными нитями пространственную ткань, деревянным треском веретена расходящуюся по обе стороны времен.
     За толщей пахтающейся синевы маячат проплывающие образы дубовой рощи, обнесенной высокой оградой, кованной орнаментальными мифическими картинами Пана, преследующего прелестную нимфу. Парковые аллеи в сопровождении медных водяных фонтанов с рельефной гравировкой изображений русалок и дубенских девок сходятся по центру, где располагается Замок Знаний.  Под сводами его верхотуры на площадке толпится организованная группа знатоков архаичных языков. Один из хранителей санскрита внезапно замечает присутствие незримого путешественника во времени и озирается по сторонам, будто стараясь уловить и установить источник сигнала. Из залитых светом дворцовых окон с видами на отлогие утесы Виндзорского леса выползают, выглядывают фигурки Арлекина, пирата, плюшевого зайца и линии очертаний портретных силуэтов с обложки стихов Роберта Бернса, приобретающих трехмерную графику.
     Пущенный по поверхности камешек колыхнул одеяло и пульсирующими кругами разошелся по рябоватым нижним слоям, озарив смутный дамский лик.  В глубине городской кленовой зоны раскинулся балаганный шатер заезжих фокусников-иллюзионистов. Дама отсчитывает  три сольдо менестрелю, чтобы поучаствовать в его аттракционе. Ее усаживают в цилиндрическое зеркальное устройство внутри которого у нее возникают разительные перемены в восприятии течения времени и визуализированные эффекты искривления пространства. Покинув пределы полуторооборотной спиралевидной отражательной конструкции, у дамы возникают мощные голосовые галлюцинации, сопровождаемые пространственными дизориентационными фобиями. Над павильоном зависает гигантская фигура жонглера, облаченного в красный обтягивающий костюм и раздвоенный  гребень арлекина. Его зловещий гримированный оскал еще долго витает поверх ночных фонарей парка, выделывая акробатические трюки  и переминающегося с ноги на ногу в положении полусидя. Постепенно мрачные призраки  рассеиваются и барышня в голубеньком платьишке и низкими сапожками облегченно вздыхает, сидя на Ларце Чудес. Дама спрыгивает с Ларца и обнаруживает, что он закрыт на  металлический крючок, напоминающий раздвоенный знак вопроса. Дама всматривается в застежку и ее серебристые грани начинают медленно таять и плавиться. Крючок становится похожим на две кактусовидных головы, одной отпочковавшейся от другой. "Это все из за тебя", — заявил маленький крючок большому. — "Нет, это все ты, — отпарировал большой крючок, — я вообще не ты, а ты не я." — "Это вообще все она!" — в один голос обвинили обе головы даму. — "Кто, я? — испугалась дама, — Я вообще ничего не говорила, я вообще ничего не делала. Это они, то есть вы. Я не вы." — "Ты не мы, но мы это ты", — отфутболила отпочковавшаяся головка. — "Я не вы, но вы это я? — застыла удивленно барышня в голубеньком платьишке, — Это не я, это вы. Я ничего не делала. Я не вы, но если.. нет.. или если вы это я.. постойте же.. это все не я, я не вы, но если вы это я, значит я это вы, значит это все я? Значит я и впрямь сделала то, что я не делала? Я или не я?  А я это вообще я? Так-то я это я, но я это не я, потому что вы это я, но раз вы это я, стало быть это все я? Я или не я?" — "Ты, ты, все это ты", — громко тыкнули даме крючки. — "Я! Или не я? Я?! Ах, это я!"  Крючок растроился третьим отпочковавшимся кактусовидным головообразным отростком и не в силах более держать натиск сюрпризов из Ларца свалился, как застежка соскакивает с гвоздика на шахматной доске. Как щитовые пробки выбило крышку Ларца, из которого вырвался ввысь многометровый шланг пожарного гидранта, бьющего пеной по всей кленовой роще. Словно чертик из сказочной табакерки начали высыпаться наружу из Ларца старые тряпки, конфетти от хлопушек, стразы, ленточки и цветные лоскутки. " Куры, куры! Пыльно, душно!  — схватилась дама обеими руками за горло. Лицо ее покраснело и приняло обморочный вид, — Задыхаюсь!"  "Лови, держи их, складывай все обратно в сундук! — визжал крючок, — Трамбуй! Смотри не упусти ни одной!"  Бегая по всем парку как по курятнику, дама ловила и укладывала в Ларец грязное тряпье и пенный шланг, тестом выпиравший наружу. Замарав свое голубое платьишко, барышне наконец удалось кое - как уложить все тряпки и смотать обратно в Ларец ленточного паразита. И лишь после того, как сундук был вновь посажен на замок,  она смогла немного перевести дух.
     Смыкаются  от напряжения и моментальной потери контроля джоки над своим ментальным погружением во временные толщи пространственные воды, ранее расщепленные и удерживаемые неимоверной концентрационной волей. Нахлынувшая волна смывает его с головой пучиной дезориентации. Трехмерный парк с оградой превращается в плоскую двумерную черно-белую поверхность и крутится замкнутыми траекториями внутри объемного внешнего мира, отображенного слойным пирогом среза верхней левой доли трехмерной проекции мозга джоки, забредшего в Дом св.Иоанна Божия, в гости к убогому Джону с психами. Межзвездный скиталец отчаянно старается оторваться от преследующей его погони - огромное темное полчище бандеромонголов с факелами и рогатыми черепами на хоругвях несется вслед за ним под звуки глухих литавров. Стремящиеся к объему плоские начертания  рассеиваются от  нарастающего вибрационного гула и внезапно растворяются в полной тишине. Джоки оказывается среди поначалу кажущегося ему неизвестного места, чьи контуры он вскоре начинает припоминать. Реальный мир воспринимается  подобием некой коробки, в которой шахматные фигурки людей соединены пучком капроновых струн, управляемых рукой неведомого кукловода. Когда перчаточных дел мастер начинает трясти деревянными игрушками по своему усмотрению, то создается впечатление, что весь мир с голубым небом, дорогой и домами можно просто свернуть как лист бумаги и что если хорошенько его потрясти, все строения могут посыпаться словно крошки со скатерти и фигурки могут свалиться в бездну. Джоки принимает реальный вещественный мир, материю, время, пространство за иллюзорную видимость, скрывающую истинную картину мироздания и принимает решение избавиться от цепей иллюзий и выйти из неблагоприятного положения, освободившись из круговорота рождений и смертей. Гигантский Черный монах с длинной рясой  бежит, размахивая рукавами по  Земле, уменьшившейся до состояния школьного глобуса и одним полушагом перемахивает через континенты и моря. Шаг его постепенно вязнет и подошвы приклеиваются к поверхности земного шара, который погружает его  в циклический круговорот блужданий.
               

                Эпилог

     Безплотный дух летит по Земле  и забредает в заброшенную московскую усадьбу. Возвышаясь над ступенями, ведущими наверх строения, задерживается на межэтажной площадке, из огромных окон которой наблюдает застывшую в неподвижности фигуру странствующего барда где-то в районе Эймсбери. В просторной и уютной дамской комнате верхнего этажа, в которой некогда жизнь била ключом, а ныне поросшей плющом и кустарником, тоскливо поскрипывает  на деревянном турнике с веревочной перекладиной Петрушка - игрушечный гимнаст,  приводимый в движение от гостящих тут залетных ветров .



               
                Комментарии


      
     ...беккох...               
     Ирландский странствующий калека. 
               
     ...прядет Шалотт...               
     А. Теннисон "Волшебница Шалотт".

     ...дубенских девок...               
     С. Клычков "Чертухинский балакирь". Русалки, обитающие в реке Дубна, во главе со своей  Царицей - Прекрасной Девой Дубравной.

     ...джоки...               
     Шотландский бродячий певец.

     ...в гости к убогому Джону с психами.               
     Д. Джойс "Улисс".  Дом св.Иоанна Божия - больница для душевнобольных под Дублином. Св.Иоанн Божий (1495-1550) – основатель ордена госпитальеров, братьев-целителей.
   


Рецензии