О проекте Миру - мир

Публицистическое эссе

Знак информационной продукции: 12 +

1.

«Миру – мир!».
Такие знакомые слова. Такие понятные. Такие очевидные. Ещё недавно казалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть, одно – два десятилетия - они станут реальностью.
Но постепенно надежды растаяли за горизонтом грядущих событий. Исчезли там, где должны были показаться алые паруса фрегата «Двадцать второй век»...
Всеведущий Интернет сообщает нам, что впервые эти слова упоминаются в оде Г.И. Державина «Лебедь» (1875 г.): «… проповедуя мир миру…». В 1917-м - становятся лозунгом Февральской революции и воззванием к прекращению Первой мировой войны.
Знаменитым советским лозунгом они станут после выступления журналиста Ильи Эренбурга на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже, 23 апреля 1949 года. «Мир – миру!» провозгласил тогда он, заканчивая свой доклад. И с мая 1951 года, спустя десять лет после начала Великой Отечественной войны, он прочно утверждается в советской журналистике и пропаганде [9].
Советского Союза больше нет, но нет и мира на планете. Холодная война сменилась войной с терроризмом, а та в свою очередь – всеобъемлющей «гибридной» войной, сопровождаемой вспыхивающими как искры многочисленными локальными конфликтами и затуманенной удушливым смогом пандемии.
Но следует ли нам отказаться от данного лозунга? Настолько ли он разочаровывающий? Настолько ли утопичный? Стоит ли забыть о нём, закинув в чулан вместе с ненужной советской атрибутикой?
Размышляя и вдаваясь в детали, я вдруг увидел иной смысл его. Не как лозунга, а как фразеологизма.
Ведь как лозунг он означает: «На Земле, населённой людьми, не должно быть войн» [10].
Но в церковнославянской и русской дореволюционной орфографии было два слова мир: миръ в значении «спокойствие, отсутствие войны» и міръ в значении «вселенная» [9]. И если использовать «мир» в последней трактовке, то смысл фразы приобретает не пацифистский, а познавательный и даже философский характер:
«Миру – мир!», то есть «Человечеству – Вселенная!». А далее у каждого свой выбор. Можно считать, что это означает неограниченные возможности в познании людьми Земли и Вселенной, а можно – разумное освоение её богатств и возможностей. И именно такая трактовка (особенно познание) этого фразеологизма, его широкое, нетривиальное понимание, мне нравится больше всего.

2.

Где-то в середине марта 2021 года дошли у меня руки перебрать коллекцию значков. Большинство из них сохранились с советских времён, хотя есть и те, что появились в последнее время.
И в процессе перебора, привлекли моё внимание несколько – с тем самым лозунгом. И заронили они мысль написать статьи по глобальным проблемам человечества, кои интересуют меня уже многие годы. Эти значки я и вынес в качестве иллюстрации для данного эссе, потому как с них всё началось. Хотя в реальности началось всё гораздо раньше, когда я стал изучать глобальные проблемы, думать о них, читать и делать собственные выводы. Некоторыми из этих выводов я и буду делиться со своими читателями.

3.

Введение было бы не полным без моего рассказа об интересе к «горячим точкам» планеты. Как я уже писал ранее, военная тематика интересовала меня с детства. Но тогда это была Гражданская и Великая Отечественная война.
Сам термин «горячая точка» я впервые услышал на политинформации, когда учился в школе №33 Группы Советских Войск в Германии (ГСВГ). Особенно мне запомнились обсуждения гремевшей тогда ирано-иракской войне.
После приезда в Исилькуль военная тематика временно отошла на второй план, уступив место астрономии и научной фантастике. А потом вернулась уже в ином качестве – в процессе тревожных сводок о многочисленных конфликтах на постсоветском пространстве, в особенности, на Кавказе.
Учёба в университете дала много новой, ранее неизвестной мне информации. Мой будущий научный руководитель – Николай Семёнович Фалькович – на своих лекциях довольно подробно рассказывал про очаги политической напряжённости, особенно про бушевавшую тогда войну в Югославии.
После окончания университета я стал преподавать экономическую географию мира, и тема локальных войн стала для меня особенно актуальной. Когда случилось 11 сентября 2001 года, пришлось много  говорить о них и на лекциях и на семинарских занятиях. С помощью многочисленной литературы (например, [1, 2, 3, 4, 5]), а так же некоторых статей из журнала «Азия и Африка сегодня» и радиопередач Александра Бовина «Мир за неделю», я разбирался с очагами политической напряжённости во всём мире. Особенно значимыми оказались: акты геноцида в Руанде и Кампучии (ныне - Камбоджа), арабо-израильский и индо-пакистанский конфликты, войны во Вьетнаме, Корее, бывшей Югославии, Афганистане, Чаде, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии, Йемене, Уганде, между Эфиопией и Эритреей, ЮАР и Анголой.

4.

Но этим не исчерпывался мой интерес к глобальным проблемам человечества. Будучи экологом по своей второй специальности, я активно изучал по доступным источникам глобальный экологический кризис, географию его проявления во всех уголках планеты. И по возможности собирал материалы по остальным проблемам – демографической, энергетической, мирного освоения космоса и т.д.
Моя любимая книга о глобальных проблемах – третий том труда В.П. Максаковского «Географическая картина мира» (1996) [6]. В издании 2003 года этот раздел вошёл в том первый [7]. Эту книгу, равно как и её переиздание, я буду частенько цитировать в своих будущих очерках данного проекта, так как именно она стала «колыбелью» для моего понимания глобалистики и всего, что с ней связано.
Если же брать личностный аспект, то мой интерес к глобальным проблемам человечества не случаен.
Во-первых, он связан с моим извечным стремлением к широкому кругозору, заложенному ещё в детстве жизнью за границей, а в юности – романами Жюля Верна и научной фантастикой. Конечно, нельзя объять необъятное, чрезвычайно трудно в океане информации избежать «клиповости» и поверхностного восприятия. Но как иначе удовлетворить неуёмную потребность в познании и саморазвитии? Мне всегда тесна узкая и ограниченная информационная повестка, всегда мало тех знаний, которые у меня есть. А это-то как раз и необходимо для глобалистики.
А во-вторых, я по натуре – исследователь [8]. Это часть моей сущности, моего внутреннего «я». Гуманитарные и естественнонаучные задачи без готового ответа – вот что меня вдохновляет. А что может быть важнее решения глобальных проблем? Сам вопрос – а имеются ли эти решения? – до сих пор актуален. Не решив старых проблем, человечество сталкивается с проблемами новыми, более глобальными и устрашающими. И не думать о них, не искать ответов хотя бы для самого себя – лично мне просто напросто невозможно.

5.

Но если проект о глобальных проблемах, то к чему тогда название: «Миру – мир»? Нельзя ли придумать что-то более оригинальное?
Прежде всего, это отсылка к значкам, натолкнувшим меня на идею. Кроме того, борьба за мир – важнейшая и актуальнейшая из проблем. (Где-то я слышал мнение, что человечество, якобы, без войн жило всего около трёх месяцев за последние 5 или 6 тысяч лет; я уверен, что в эти месяцы тоже шли войны, только информации о них не сохранилось). Даже сейчас, в разгар пандемии коронавируса, эта проблема не менее актуальна, чем раньше.
Но есть и более веская причина. Я считаю, что проблема войны и мира в наше время – своеобразная «вершина айсберга» всех глобальных проблем. Ведь очевидно, что все глобальные проблемы между собой взаимосвязаны. И взаимосвязь эта не линейна, а мозаична, переплетена явными и неявными причинно-следственными «нитями», в которых даже глубоким аналитическим умам не под силу быстро разобраться. Но при этом каждая из глобальных проблем – поле для конфликтов. Ведь это и ресурсы, и экономика, и космос, и перенаселение, и многое-многое другое. И «мира в мире» без решения этих базовых проблем человечеству не добиться. Но без мирного процесса развития цивилизации не решить и глобальных проблем. Как ни парадоксально это звучит, как ни задаёт прямо противоположный вектор для наших размышлений в духе «яйцо или курица», но видится будущий мир мне именно так.
Сам же проект – это цикл очерков и эссе, посвящённый глобальным проблемам человечества, размышлением о будущем цивилизации с учётом её истории и текущих событий. Лично я не сторонник идей неизбежного апокалипсиса, не считая трансформации Солнца в красный карлик через миллиарды лет. Человечество пережило уже немало кризисов и даже подходило к самому краешку глобального небытия. Но всё ж таки не погибло, и вышло из всего этого победителем.
Да, время стирали древние цивилизации, одни народы поглощались другими. Но это не обратило в прах главнейшие достижения прошлого, а, напротив, вывело их на более высокий уровень. И даже, несмотря на отсутствие быстрых решений в преодолении глобальных проблем, я выступаю в качестве умеренного оптимиста, уповая и на научно-технические решения, и на ресурсную устойчивость самой природы Земли, и на мудрость человеческих поколений, и на «ободряющее» действие кризисов. Да-да, именно кризисов, ибо каждый из них показывает нам допущенные ошибки, или же неработающие схемы и шаблоны, приглашая нас «в новую реальность».
Примеров тому – сотни. Это и остров Пасхи, и Чернобыль, и Арал, и Бхопальская катастрофа, и, конечно же, коронавирус. Все кризисы имеют «первые симптомы», но люди нечасто на них адекватно реагируют. И дело не только в пресловутом «авось», но и в недомыслии, инертности, неповоротливой бюрократии, конфликте интересов, политической, экономической, социальной, экологической близорукости и множестве других, не всегда очевидных факторов.
Именно умение преодолевать новые вызовы на уровне «симптома», действовать «на опережение» - главнейшая задача и нашего поколения, и грядущих жителей Земли. Лично я верю в то, что это возможно. И если не сейчас, то в будущем.
Особенность моего проекта ещё и в том, что входящие в него материалы будут идти под разными рубриками. Большинство как «публицистика», но некоторые – как «история и политика» и «естествознание». Первый очерк появится уже завтра, и он будет посвящён моему видению перечня глобальных проблем. Остальные появятся по мере написания.
Возможно, после десятка задуманных эссе, я закончу проект. А может, со временем, начну его «второй сезон», обратившись к той трактовке лозунга, которую я предложил в начале настоящего очерка. Думаю, жизнь сама подскажет, что писать дальше.
И ещё: заметки, которые я буду публиковать – это не готовые ответы, не приглашение к дискуссии. Это – пища для размышления. Именно к размышлениям на тематику глобальных проблем я и постараюсь сподвигнуть  читателей.
А иначе зачем нам – Хомо сапиенсам – разум?

Литература:

1. Войны второй половины ХХ века. / Авт.сост. А.Н. Гордиенко. – Минск: Литература, 1998. – 544 с.
2. Шишов А.В. Военные конфликты ХХ века: от Южной Африки до Чечни. – М.: Вече, 2006. – 569 с.
3. Нартов Н.А. Геополитика. Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство; Издательство политической литературы,  2002. – 439 с.
4. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М.: Дрофа, 2004. - 288 с.
5. Голубчик М.М. Политическая география мира. Учебное пособие. – Смоленск: Издательство СГУ, 1998. – 312 с.
6. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс). Часть III. Глобальные проблемы человечества. – Ярославль: Верхняя Волга, 1998. – 160 с.
7. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с.
8. Демешко В. Я – исследователь. // http://proza.ru/2019/08/07/111
9. Миру – мир // Википедия. https://ru.wikipedia.org
10. Мавлонова М. Что значит фразеологизм «миру мир»? // Яндекс.Кью. https://yandex.ru/q/question
 
Июнь 2021 г.

Полный список произведений автора - по ссылке http://proza.ru/avtor/demits

Другие эссе проекта "Миру - мир":
http://proza.ru/2021/07/02/257
http://proza.ru/2021/07/21/58


Рецензии