Ч. 179 Денег не было, но держались

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/06/30/740

Перед Михаилом Петровичем Лазаревым стояли две главные задачи: строительство мощного флота и укрепление главной базы – Севастополя и оказание помощи армейским частям в боевых действиях на побережье.

Но, как всегда, всё упиралось в деньги, которых не было. Николай I, когда утверждал новые штаты Черноморского флота, приказал привести его «в комплект по мере того, как министр финансов будет находить возможным отпускать нужные на сей предмет суммы».

Император утвердил смету в размере 13 миллионов рублей. Помимо нехватки средств, возникли непредвиденные обстоятельства. Из-за бесснежных зим не удалось переправить через днепровские пороги корабельный лес, что вызвало задержку в строительстве кораблей.

Лазарев распорядился вырубать крымские сосновые и дубовые леса для строительства транспортов и мелких судов. Об экологии тогда и слыхом не слыхивали. В 1836 году на Черноморском флоте было 12 линейных кораблей, из которых половина доживала свой век.

Михаил Петрович лично обратился к царю с просьбой выделить дополнительные средства на кораблестроение. Николай I распорядился выдать Черноморскому управлению 4 миллиона рублей из турецкой контрибуции. Но этого хватило только на три корабля.

Император утвердил план строительства в Севастополе сухих доков и нового адмиралтейства, а для модернизации Николаевского адмиралтейства разрешил произвести закупки в Англии механического оборудования.

Благодаря англичанам, мастерские Николаевского адмиралтейства получили современное технологическое оборудование.

Это позволило увеличить производственные мощности, повысить производительность и сократить применение ручного труда. Кроме того, в Англии закупали цепные якорные канаты, пока не научились их изготавливать на Выксунских заводах. Технологию и чертежи добыли всякими привычными способами у англичан.

Написав это, я задумался, участвовало ли английское правительство в поддержке сопротивления русским войскам горцев на Кавказе? В чём заключалась от этого польза англичанам? Или это была инициатива торговцев оружием и военными материалами, контрабандистов, которые получали до ста процентов прибыли?

Ответа на этот вопрос у меня нет, потому что в это же самое время англичане продавали в Россию оборудование, позволявшее укреплять русский флот, обучали русских мастеров современному судостроению, ремонтировали русские корабли, снабжали их продовольствием, морскими картами, лоциями, навигационными приборами.

Никаких документов, подтверждающих участие правительства Англии в поддержке горцев, мне найти не удалось.

Новое адмиралтейство, эллинги и другие необходимые сооружения для базирования флота в Севастополе создавались по чертежам и под руководством англичанина Сэмюэля Аптона, которому полностью доверял Михаил Петрович Лазарев.

В 1834 году Николай I утвердил план защиты крепости с моря и назначил на должность строителя Севастопольской крепости полковника Шестакова. Через год, недовольный задержкой с выполнением работ, император снял Шестакова и назначил вместо него полковника Густава Ефимовича фон Фалькерзама.

Но чтобы строить укрепления, эллинги, казармы, требовались рабочие и каменщики.
Использовали военно-рабочие роты и арестантов, а там каменщиков можно было пересчитать по пальцам, да и работали эти подневольные люди соответственно, как и работают рабы. Вольных каменщиков не удалось найти ни в Одессе, ни в других городах.

Фалькерзам, несмотря на отказ в помощи Военного министерства, всё же сумел добиться увеличения числа рабочих.

Лазарев после назначения на должность главного командира Черноморского флота и портов, был полон энтузиазма и радужных надежд. Он был уверен, что работы будут завершены через пять лет.

Но когда детально вник в состояние строительства, то понял, что при таких темпах на это понадобится лет пятьдесят. К тому же он узнал, что намечено сокращение бюджета Морского министерства.

Он написал Александру Сергеевичу Меншикову: «Я умоляю Вашу светлость не допускать нас к остановкам в работах по новому адмиралтейству и сухим докам в Севастополе».

В 1837 году Севастополь посетил император. Николай I получил хорошее инженерное образование, прекрасно читал чертежи. Он подробно разобрался со строительством, внёс очень толковые изменения.

Император не поленился посмотреть, как заготавливают камень в Инкерманском карьере. Увидев, что добычей камня занимаются солдаты, приказал заменить их. В Военном министерстве решили сформировать четыре арестантские роты, а на самую тяжёлую и грязную работу в карьере отправить «воспитательные» роты из цыган.

Бессарабский и Новороссийский генерал-губернаторы получили распоряжение хватать цыган, формировать из них  воспитательные роты по принципу арестантских и отправлять в Севастополь.

Для других работ направили солдат 15 пехотной дивизии. Им платили крохотные деньги, а арестанты работали, разумеется, бесплатно. Не так давно прочитал, что некая умная дама предложила продолжить этот арестантский опыт в наше время.

Тем не менее, людей хватало только на то, чтобы заниматься строительством батарей для защиты от нападения с моря. Со стороны суши Севастополь оставался незащищённым.

Властный и жёсткий Михаил Петрович Лазарев пробивал любое сопротивление своим планам. Когда Фалькерзам вежливо отклонил требование Лазарева ускорить возведение левого фаса крепости, сославшись на утверждение плана царём, Михаил Петрович добился доведения своего требования до императора.

В результате Фалькерзам лишился своей должности, и его сменил инженер-полковник Павловский.

Пришла пора напомнить о некоторых наших героях. Отсчёт военной выслуги морских офицеров начинался с производства в гардемарины. Гардемарином Степан Степанович Лесовский стал в 1833 году.
 
В тот год парламент Англии принял закон, по которому запретили рабство. Плантаторам Вест-Индии заплатили в качестве компенсации за каждого раба по 30 фунтов стерлингов. Крепостным русских помещиков оставалось ждать этого счастливого момента ещё долгих двадцать восемь лет.

Пропасть между офицерами-крепостниками и матросами-полурабами не уменьшалась, а только разрасталась. В западных странах, напротив, офицеры и матросы в социальном плане сближались. Разрыв, несомненно, существовал, но шло медленное сближение этих социальных групп, чего не скажешь о России.

В 1834 году началась корабельная служба Степана Степановича. На Балтике тогда плавали только летом. Обычно крейсерство длилось не больше шести недель. Уже через две недели матросы заболевали цингой и были завшивлены.

Офицеры жили бок обок с матросами, поэтому, если от цинги они спасались более качественным питанием, то от вшей было никуда не деться. К концу крейсерства более чем у десяти процентов моряков оказывались воспаленными глаза.

Это был результат чистки палубы абразивным камнем: мелкие деревянные частицы при ветре попадали в глаза. От этого ли, или от чего иного, но Лесовский мучился с глазами всю жизнь. Зрение у него оказалось слабым, и он рано надел очки.

Цингу частично удалось обуздать только после вступления в командование всеми военно-морскими силами великого князя Константина, который принял важные меры по улучшению матросского быта.

Продолжение http://proza.ru/2021/07/02/337

Инкерманские каменоломни


Рецензии
Каждая ваша строчка, как оказалось, стала подтверждением моих мыслей по-прочтении предыдущей главы. А я ведь просто сравнивала тогда и сейчас.

Благодарю вас!

Искренне,
Кира

Кира Викторова   02.07.2021 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Кира!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.07.2021 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.