Как фазан пытался понять, что такое экосистема

Как фазан пытался понять, что такое «экосистема»
Однажды, после жаркого летнего дня пронеслась над Урочищем Глубоким Пыльная Буря, цепляясь за верхушки деревьев, она бросалась пылью и кричала: «Разрушаю ЭкоСистему!».
Фазан, наблюдая за происходящим из своего укрытия, видел, как качаются Деревья, как старые и хрупкие Ветви обламываются и падают вниз. Ветер давно стих, а Фазан все пытался разгадать, о чём шумела Буря и что такое ЭкоСистема, наверно это Деревья и Ветки, решил для себя Фазан…
Наступила осень и прекрасным, теплым днем Фазан отправился на прогулку.
Вдруг, ему навстречу Куча Мусора, испугался Фазан и хотел уже спрятаться в траве, как Куча Мусора заговорила голосом Ежика:
– Привет, Фазан!
– Ежик! ты меня напугал, что ты делаешь? – спросил Фазан.
– Я убираю мусор, который оставили в лесу Люди.
– Ежик, зачем его убирать!? К весне не остается от него и следов, все будет снова праздничное и зеленое, – удивился Фазан.
– Нет, Фазан! ЭкоСистема может очистить всё от старой травы, листьев, превратив их в Плодородную Почву, но Мусор, который оставляют Люди, может лежать десятки, сотни и даже тысячи лет! – вздохнул печально Ежик и потащил Кучу подальше от своего дома.
А Фазан двинулся в путь, по тропинке дальше, через Старицу к светлому Лоховнику, размышляя, что наверно ЭкоСистема это и Уборка Леса, но почему Она такая капризная и не может убирать все подряд?
Еще издалека Фазан понял, что что-то не так в его любимом Лесу. Обычно серебристое облако листьев Лоховника и яркие осенние краски встречали его до самых морозов, а сейчас все было унылым и черно-серым.
- Что случилось? Что с тобой произошло? – спросил Фазан у своего любимого Дерева.
– Пришли Люди, развели подо мной костер, ушли и не потушили. Было жарко, загорелась сухая трава и я тоже, загорелся. Остались листики лишь высоко вверху, – ответил Лох.
– Ничего страшного, – стал успокаивать Фазан, – весною вырастут у тебя новые листья, и цветы вокруг будут снова расти.
– Нет, Фазан! На моих сгоревших веточках не будет больше листьев, и трава после пожара не будет прежней! Посмотри, там, где был пожар, уже растут злостные сорняки! Погибли мои друзья, Насекомые, повреждена Почва, которая образовывалась сотни или может тысячи лет. Пройдет много времени, но ЭкоСистема не будет прежней!
– Значит, ЭкоСистема это и Лес, и Насекомые, и Почва – размышлял Фазан, продолжая путь через Дубраву к Озеру.
Привычную тишину нарушил треск Сороки, Лесного Сторожа, – «Спасайся, кто может! В Лесу Люди!» – слышалось со всех сторон.
Фазан бросился к пожухлой от солнца траве, надеясь быстрее спрятаться. Два года назад встреча с Людьми для его Дедушки окончилась печально, и эта история была известна всему Лесу.
Громкие детские голоса были слышны со стороны Склона.
– А ты знаешь, что такое ЭкоСистема? – Фазан услышал разговор Ребят и осторожно поднял голову, чтобы услышать ответ на давно волнующий его вопрос.
– ЭкоСистема – это Система, объединяющая все живые организмы, которые взаимодействуют с природой и друг с другом. У каждого организма есть своё место. И если один из видов пропадает, то может измениться или даже погибнуть вся  ЭкоСистема! – уверенно и очень серьезно говорила Девочка, фотографируя яркие осенние Цветы. 
– А какие бывают эти ЭкоСистемы? – продолжил спрашивать Мальчик, рассматривая Кузнечика, сидящего на его ладошке, – Ой, прыгнул к себе домой! – Мальчик, смеясь, побежал вверх по Склону, а следом за ним и Девочка.
Школьники ушли, оставив Фазану новый вопрос.

*****

История появилась в результате совместного творчества с учениками.


Рецензии
Географическая оболочка охватывает все системы. А по жизни я изучал смены в третичном-четвертичном периоде и голоцене. 300 тысяч лет неплохой период для отслеживания динамики. Одни виды заменяются другими в экологической нише. Виды кто более хорошо приспосабливается к изменяющейся окружающей среде, те и выживают, а кто не может тот исчезает.

Но если в систему вмешивается человек, то тут уже другой расклад, так как учителю, нужно объяснять ученикам, что историю человеческого воздействия на природу, нужно рассматривать без отрыва того периода времени.

К примеру, в СССР освоение новых территорий, тогда никто не думал особо об экологических сменах, изменение окружающей среды, исчезновения видов растений, животных. Был голодный народ, после войны, задача была накормить его, дать новые рабочие места, быстро восстановить страну. Задачу поставили, её выполнили. А с учеными особо не разбирались. Кто шел против линии партии, тому было не весело. И если в перестройку можно было идти против прежних решений партии, то в период 40-50-х годов, можно было отправиться в Гулаг. Если кто был шибко умный.

При жизни И.В. никто бы не посмел ему сказать то, что сейчас может сказать любой. Потому что время тогда было непростое. Вот с этой точки зрения, и нужно рассказывать об экологических сменах, без отрыва от периода, того времени. Тогда и определения жизни были другие. Это комплексный подход. Без отрыва какого-то отдельного компонента, из экологической системы.

Но об этом забывают учителя, рассказывая только одну часть, с другой стороны хоть и сейчас время другое, но тоже, особо не пойдешь против учебного плана, где эти вопросы опускаются. Не моден нынче объективный подход.

А так есть и экология лёссов, если что.

С интересом
Искандар Халилов

Заметки Географа   18.09.2021 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.