Два ключа. Часть 3

Польша. 1863 год.

     Анджей Ястржембский как всегда в четверг прогуливался по блошиному рынку. Нередко обедневшие помещики или слуги-воришки продавали там весьма ценные вещи. Под ценными вещами Анджей понимал книги. Это была самая сильная его страсть. Не имея таланта к писательскому делу, он высоко ценил тех, кто умел красиво подать мысли на бумаге.

     Но, кажется, сегодня он вернется домой не с чем. То ли люди перестали интересоваться книгами, то ли зима выдалась такой холодной, что из-за нехватки дров пришлось топить книгами?

     «Фарфор. Кругом фарфор», – бормотал себе под нос Анджей, ходя между рядами. Дойдя до поворота, он почувствовал холодный ветер, пронизывающий спину. Подняв воротник повыше, Анджей продолжил искать что-то интересное.

     Анджей уже собирался уходить домой, расстроенный неосуществившимися покупками, как его кто-то  толкнул, чуть не сбив с ног. Пытаясь удержать равновесие, Анджей повернулся влево. Среди торговцев вазами и медной утварью он заметил женщину в белом пуховом платке. Она стояла вполоборота и болтала о чем-то с соседом, который торговал шкурками кроликов. У ее ног на старом покрывале лежали несколько книг. Но Анджея привлекла кожаная обложка для блокнота изысканной работы с красивыми сине-белыми вышитыми орнаментами. Анджей провел взглядом по товарам. Ложки, подсвечник, какая-то коробочка, разные мелочи. Но обложка была одна, и она очень сильно привлекала внимание Анджея.

     «Добрый день», - вежливо начал Анджей.

     Женщина тут же обернулась, сверкнув янтарными глазами.
 
     «Вы хотите что-то купить?» - приветливо и тихо заговорила она.
Анджей услышал в ее голосе знакомый норвежский акцент.

     «Да, мне понравилась вон та обложка для записной книжки. Могу я посмотреть ее поближе?».
     «Конечно».

     Женщина наклонилась, доставая обложку, и нечаянно уронила стопку из пяти книг. Анджей решил помочь и подхватил падающие книги. Именно тогда его взгляд упал на гравировку, отжатую в уголке кожаной обложки: «ХХ от ЮЯ».

     «А откуда у вас эта вещь?» - с недоверием спросил Анджей.

     Он положил пойманные книги на землю и потянулся за обложкой. К сердцу подкралось нехорошее предчувствие. Женщина вздохнула. Снова сорвался ледяной ветер. Анджея обдало холодным снегом, который поднялся вместе с ветром из ближайших крыш.
     «Я ее не украла, - начал женщина и вдруг замолчала, внимательно присматриваясь в мужчине. – Меня зовут Астри. И я помню вас, господин Анджей. Я была служанкой в доме Хансенов, когда вы с братом нас посещали. Госпожа Хансен, когда распускала прислугу, дала ее мне», – Астри быстро кивнула в сторону обложки.

     «А почему Хансены распустили прислугу?» - спросил Анджей.
     «Миссис Хансен так решила. Она, после побега Хелены, все меньше времени уделяла светским делам, приемам. Больше занималась благотворительностью, помогала сиротам. К томе же она немного странной стала… Но это не мое дело. В общем, госпожа Хансен решила распустить почти всех, чтобы сэкономленные деньги отдавать в приюты. Я ее и не виню... Тем более, каждому из прислуги, кого уволила, миссис Хансен дала немного денег и, вот, вещи, которые можно продать, - Астри начала говорить все более вдохновенно. – Я мечтаю делать фигурки из керамики и подумала, что здесь… Ой, простите, господин».
     «Ничего-ничего, Астри. Искусство – дело благородное», - вздохнул Анджей.
     «Так вы будете обложку брать, господин Анджей?».
     «Буду, - Анджей достал кошелек. – Сколько с меня?».

     Домой Анджей вернулся в немного подавленном настроении. Он нашел обложку, которая была бы очень дорогим, но и болезненным воспоминанием для его младшего брата Юлиана. И Анджей теперь, переступив порог дома, начал сомневаться, стояло ли вообще покупать ее. Он хотела отдать обложку Юлиану – на память. Но теперь его одолевали сомнения.

     К тому же, сегодня его дом должна посетить его невеста Мария, и быть в дурном настроении перед свадьбой ей не шло. Потому Анджей собрал волю в кулак, выдохнул и улыбнулся себе в зеркало, решив спрятать обложку до удобного случая. Он положил ее на столик в коридоре, снимая пальто, когда в дверь постучали.

     «Пани Мария прибыла, - учтиво поклонился дворецкий Анджею. – Прикажете подавать ужин? Или кофе сначала?»
     «Давайте ужин».

     Этим вечером Анджей то и дело развлекал Марию, рассказывая разные занятные истории, подливая в бокал отличное вино.

      Когда Анджей провожал невесту к карете, женщина стояла за углом дома, казалось, ей совсем не было дела до того, что происходит вокруг. Она зажгла спичку и опустила к своим ногам. От ее ног к дереву неподалеку от кареты, тянулась тоненькая искрящаяся полоска пороха, которая кончалась небольшой горкой вблизи странного вида коробки.
     Горка пороха ярко сверкнула, издав хлопок, и лошадь, рядом с которой стояла Мария, вдруг вздыбилась. Она  чуть не ударила девушку копытом по ноге. Но Марию за мгновение до этого сбил с ног большой ворон.

     «Как ты?», – Анджей тут же подхватил Марию, помогая встать.
     «Спасибо, хорошо, - мягко ответила Мария. – Ничего не сломала, а значит послезавтра сможем поехать в горы».
     «Что случилось?», - возмущенно спросил Анджей у кучера.
     «Сам не понял, пан Анджей. Вон там что-то хлопнуло. Слышите запах? Порох, кажется», - на последней фразе кучер виновато притих и почесал затылок, но Анджей этого не заметил. Он был очень обеспокоен состоянием своей любимой.
     «Не важно, главное, что сейчас с тобой все хорошо», - Анджей прижал Марию к себе и, поцеловав на прощание, остался на улице, смотреть вслед удаляющейся карете.

     «Что ты делаешь, мама?!» - сердито прошептал мужчина, хватая пожилую женщину за руку.
     «То, что должна, Юлиан, - сердито ответила она, вырвавшись из рук младшего сына. – Проверяю… все ли будет работать».
     «Ты издеваешься, - сердито прошептал Юлиан. – Пойдем домой, и давай договоримся – больше никаких подобных выходок. Кто знает, что произошло бы, если бы не Карл».
     «То есть? – женщина обеспокоено огляделась. – Господи, как же это они так рано вышли? Юлиан, сынок, не говори только Анджею – он обидится. Я всего лишь хотела устроить фейерверк. Не сработало. Может порох отсырел? И поему конюх так близко к дереву поставил карету?! Мы же договаривались! Вот он у меня получит».
Скептически хмыкнув, Юлиан направился к дому. За конюха он был спокоен – никогда еще мамино «получит» не доходило дальше возмущений.

    
     «Юлиан? Рад тебя видеть, - Анджей вошел в вестибюль и сразу заметил у двери столовой брата. – Ты давно приехал? Я не видел твоей кареты».
     «Я теперь пользуюсь другим видом транспорта, - пробормотал Юлиан. – Когда я прибыл, мать сказала, что у тебя гости, и я решил не мешать беседе».
     «Зря ты не зашел, я уверен, Мария была бы рада тебя увидеть».
Юлиан улыбнулся, кивнув, и обнял брата.
     «Я не хотел мешать вам, голубки. А Мария меня уже видела раньше – на мне ничего нового не выросло».
     «Ты знаешь, что случилось во дворе? – Анджей похлопал старшего брата по плечу и отошел на несколько шагов. – Юлиан, признайся честно, это мама снова проверяла свои китайские покупки?»
     «Ты знаешь это лучше меня, зачем же спрашивать?» - хитро подмигнул Юлиан.
     «Эх, мама…».
     «Сначала она вас не заметила. Это должен был быть сюрприз для вас с Марией, но кучер поставил карету слишком близко к оговоренному месту, а сам фейерверк не сработал.… В общем, мама сама тебе все расскажет позже. Сейчас ей нездоровиться – очень переволновалась из-за инцидента».
     «Пойду спрошу о ее самочувствии».

     Анджей направился к лестнице, но Юлиан его остановил.

     «Мама отдыхает. Просила, чтобы никто ее не беспокоил».

     Анджей уловил в голосе брата мрачные нотки. И только после этого обратил внимание на резной круглый столик, у которого стоял Юлиан. Он стоял спиной к Анджею и тот не сразу рассмотрел, что лежало перед Юлианом на столе.
    
     «Откуда?» - холодно спросил Юлиан.
     «Что откуда?».
     «Откуда это?» – Юлиан протянул Анджею кожаную обложку, которую тот купил накануне.
     «А-а, так я купил ее у служанки Ханс…», - Анджей замолчал, отведя взгляд. Как же он мог забыть ее на столике?

     Тема все еще оставалась тяжелой для Юлиана, и сейчас Анджей ругал себя последними словами за то, что не спрятал покупку надежнее. Хотя, приезда Юлиана Анджей не ожидал. Самым неприятным было то, что эту обложку Юлиан лично подарил Хелене однажды, и теперь Анджей считал себя самым плохим человеком в мире, заставляя брата вспоминать те времена.

     «У служанки? – в голосе Юлиана послышалось недоверие. – Если ты имеешь отношение к исчезновению Хелены…».
     «Я говорю правду, Юлиан. Сегодня я купил эту обложку вместе с книгой у Астри на блошином рынке. Помнишь Астри? Милая такая, улыбчивая невысокая девушка?»

     Юлиан поджал губы. Вертя в руках обложку дневника Хелены он не знал, какой вопрос еще задать Анджею. С одной стороны вопросов роилось сотня, но, с другой стороны, Анджей вряд ли мог бы на них ответить.

     «Астри, говоришь?»
     «Да. А чем это тебя удивляет?» - Анджей отдал слуге пальто и спрятал руки в карманы брюк. Он подошел к окну и с непониманием уставился на брата.
     «Откуда у служанки обложка личного дневника Хелены?» - голос Юлиана звучал почти безэмоционально.
     «Она сказала, что миссис Хансен решила распустить почти всех слуг и пустить деньги на благотворительность. А прислуге дала с собой разные вещи на продажу. Что в этом такого?».
     «Твоя вера в человечество меня всегда поражала, Анджейчик. Но подумай сам, с чего бы матери, которая потеряла дочь, отдавать обложку дневника своей же дочери какой-то служанке? А где же сам дневник? Кто будет хранить дневник без обложки?».
     «Может… - Анджей сглотнул. – Она его выбросила?»
     «Миссис Хансен выбросила?  – Юлиан иронически улыбнулся. – Мое последнее письмо пока что осталось без ответа, но я очень сомневаюсь, что она могла избавиться от дорогой для ее дочери вещи. На продажу? Что-то плохой из Астри рассказчик, неправдоподобная история».
     «Всякое может быть, Юлиан. Мы же не знаем, что может произойти с умом горюющей матери».
     «Астри случайно не говорила, где она остановилась? Я хочу поговорить с ней».
     «Нет. Насколько я помню».
     «Ладно. Это значения не имеет, - Юлиан направился к лестнице. На ходу он остановился, поднимая в воздух обложку. – Ты не против, если я ее пока возьму?»
     «Конечно, можешь вообще забирать», - закивал Анджей.
     «Благодарю».

     Юлиан скрылся на втором этаже, оставив Анджея в некоем смятении.

     «Мы завтра едем в горы, - негромко проговорил Анджей вдогонку, будучи уверенным, что брат его не услышит. – Забыл сказать».
     «Рад за вас. Желаю хорошо провести время».

     Анджей подскочил от неожиданности. Из-за дверного косяка выглядывал Юлиан, задорно подмигивая.

     «У меня отличный слух, Анджейчик. Я всегда слышал, сколько конфет ты ел, запираясь в шкафу».


Рецензии