За что русских писательниц осуждали на мытьё белья

«Мать семейства, которая часто отлучается и не радеет о своем хозяйстве, желая в республике литераторов блистать дарованиями, остроумием и глубокомыслием, и которая сочиняет метафизические и философические романы, осуждается на три месяца мыть белье и полоскать столовую посуду» — так сообщалось в «Начертании уложения для республики литераторов», появившемся на страницах «Вестника Европы» в 1805 году. Сочинение было направлено не только против дам, решивших взяться за перо, но и вообще против всякого дилетантского вторжения в литературу: женщины оказались в одном ряду с «мальчиками, вышедшими из училища» и молодыми провинциалами. Однако женское литературное творчество задолго до (и довольно долго после) «Начертания» воспринималось как нарушение культурной нормы, в отличие от писаний «мальчиков из училища» и представителей других сословий, которых в скором времени назовут разночинцами.

 
Мыть белье и полоскать столовую посуду? А не наоборот?
И были прецеденты применения этого законоположения?
Разве около 1805 года в России не было АВТОРЕСС?
И если такое Начертание вышло -стало быть, такие дамы, желавшие в республике(?!) литераторов блистать...Кто же это были?
И это начало 19 века. А в 18 веке(1700-е гг.) в Европе уже было немало женщин-писательниц, даже знаменитых, и вот, видимо, наши стремясь не отстать от европейских мод, - тоже хотели блистать остроумием, учёностью и сочинительством, - да нарвались на вот такую аракчеевщину. Наверное, мужчины из "республики литераторов" стали негодовать на дам-авторесс, будучи ими остроумно и глубокомысленно высмеиваемы и не умея изысканно парировать...

Тут Сафы русские печальны,
Как бабки наши повивальны,
Несли расплаканных детей.
Одна – прости Бог эту даму! –
Несла уродливую драму,
Позор для ада и мужей,
У коих сочиняют жены.

      Константин Батюшков.


Александры Мурзиной «К читателям» (1799 год). Мурзина описывает причины, побудившие ее заняться творчеством:

Писать я для того
Стихами начинала,
Веселья моего
Предметом их считала,
Чтоб скуки избежать…

В то же время Мурзина осознает разницу в положении писателей и писательниц и в бедственном положении последних обвиняет мужчин, и это смело для того времени:

Но более тому
Я слушая дивилась,
Что к полу моему
Сатира вся клонилась
Как будто женский пол
Жизнь в мраке провождает;
Мужчина ж, презря дол,
Умом в звездах летает.

В конце концов поэтесса призывает к восстановлению справедливости, потому что «опыт утверждает, / Что смертных род Творец / Во всех дарах равняет».

Сафы - это от Сафо, так называли в печати авторесс стихов.

Катков в рецензии на «Сочинения в стихах и прозе графини С.Ф. Толстой» писал, что «появление их более или менее радостно, и живые души могут почерпнуть в них много наслаждений, — за это искренняя благодарность их авторам, но, с другой стороны, с утратою их, человечество не утратило бы ни одного из своих элементов и жилo бы так же полно, как живет теперь, владея ими». Отзывы, критика стихов и прозы русских писательниц была примерно в таком духе:или осуждение, или стандартные похвалы("русская Сафо", что выше высмеяно Батюшковым). Либо в лучшем случае вот такой двусмысленный отзыв известного критика Каткова.
В чем же кроются истинные причины неприязни мужчин к умным женщинам?
 
Александра Петровна Хвостова
Анна Петровна Бунина-первый профессиональный литератор, стремившаяся заабатывать сочинительством. Раскритикованная Пушкиным по частным взаимоотношениям, осталась в истории литературы с клеймом "посредственной поэтессы".

Евдокия Петровна Ростопчина,"Додо" из окружения Михаила Лермонтова и первая обратившая внимание на его поэтический талант:"Мы рождены с тобою под одной звездой" - лермонтовское стихотворение посвящено Додо.
Анна Павлова.
гр.Ростопчина и Анна Павлова  были соперницы.

Владислав Ходасевич  в статье «„Женские” стихи» он выделил две линии женской поэзии, берущие начало от этих поэтесс: «У нас это направление, которое трудно назвать вполне литературным, наметилось очень давно: его первая представительница (и может быть — самая яркая) была Ростопчина. Тогда же оно вызвало и протест: отчасти в критике Белинского, отчасти — в творчестве Каролины Павловой. Весьма вероятно, что именно отталкиванием от ростопчинской „женскости” вызвана „мужественность”». Его современникам поэзия Павловой казалась слишком рассудочной, потому что она позволила себе выйти за рамки дозволенной женщинам тематики и размышлять на «мужские» темы.

В начале 1840-х появились первые открытые эмансипантки в России.
 Александра Зражевская, писательница и журналистка, написала оставшийся незавершенным роман в письмах «Женщина — поэт и автор». В журнале «Маяк» было опубликовано несколько писем («Зверинец»,  «Краткий курс литературной зоологии»), в которых она открыто дискутировала с критиками-осудителями женского пера и женоненавистниками. Это, вероятно, один из первых случаев феминистской критики в России. Но еще нескоро наметились перемены в общественном сознании и остро встал "женский вопрос" в России в 1860-е гг.
 29/06/2021

Илл.:портрет сестры А.С.Пушкина Марии Пушкиной.
Художественное фото с репродукции и рамка в фоторедакторе - автора статьи.

http://proza.ru/2021/07/01/1556
За что русских писательниц осуждали на мытьё белья

https://stihi.ru/2015/05/30/3314
Золотой закатиться звездой. Мирра Лохвицкая

https://stihi.ru/2014/12/05/528
Серебряный век. Мирра Лохвицкая. Пион

https://stihi.ru/2019/05/21/8485
Фарфоровый ландыш Марии Папер

https://stihi.ru/2017/11/19/636
Верлибры Лермонтова. Стихи о фрейлине Бартеневой

https://stihi.ru/2020/11/14/8581
О Марии Всеволодовне Крестовской


https://stihi.ru/2020/11/21/483
О Галине Серебряковой и ее книгах


https://zera-cherkesov.livejournal.com/155637.html


Рецензии