Когда вселяется Святой Дух

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и ВСЕЛИСЯ В НЫ, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша», – обращаемся мы по утрам в молитве ко Святому Духу.

Более двух тысяч лет назад Бог Отец послал Сына Своего Единородного, Иисуса Христа, на землю, чтобы Он, жертвуя Собой, взял на Себя грехи избранных от начала мира детей Божьих и указал им путь спасения, состоящий в переходе на жизнь по духу (а не по плоти), что невозможно без обретения веры во Христа и вселения в избранного человека УСЫНОВЛЯЮЩЕГО Святого Духа.

В Новом Завете находим немало цитат, из которых становится понятным, что НАЧАТОК Духа Святого был дан детям Божьим еще при их сотворении (в отличие от детей дьявола), но для усыновления в жизнь вечную этого начатка недостаточно – человек сам должен заслужить своей достойной земной жизнью спасительное усыновление.

На первый взгляд кажется, что многие люди в первое пришествие Христа обретали Святой Дух без каких-либо значительных усилий с их стороны: Елизавета, Захария, Симеон Богоприимец, апостолы, евнух-ефиоплянин, первые христиане на проповедях Петра, Павла и многие другие.

Однако в те времена происходили вселенского масштаба события – зарождалось христианство, и каждый стяжавший Святого Духа современник Христа выполнял при этом свою важную перед Богом миссию.

Мы же живем во времена, когда накануне Страшного суда идет «добор» до полного числа язычников (Рим. 11:25), и миссия наша далеко не так важна для Церкви Христовой в целом – всего лишь спасти нашу собственную душу – зато «проходной балл» в Царство Небесное, безусловно, нынче зашкаливает.

Поэтому со всей серьезностью следует воспринимать сказанное в Новом Завете о Святом Духе, «Которого Бог дал ПОВИНУЮЩИМСЯ ЕМУ» (Деян. 6:32). Кроме того, поскольку Святой Дух усыновляет людей в вечную жизнь в Царстве Небесном, то важно помнить и слова Христа о том, что «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие УСИЛИЕ восхищают его» (Мф. 11:12). То есть, усыновление Святым Духом в Царство Небесное происходит по итогам СОБСТВЕННЫХ СТАРАНИЙ ЧЕЛОВЕКА, а не путем проведения какого-то обряда или таинства над ним.

А это значит, что, получив от Бога дар веры во Христа и одновременно надежду стать избранным, ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ, пытаясь усидеть на двух стульях и окунаясь после службы в храме в привычный греховный водоворот – ни в коем случае нельзя.

Как показывает опыт многих подвижников, чтобы обрести усыновление Святым Духом, человек должен сделать СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫБОР и совершить (для начала!) некий очень значимый и важный по отношению к Богу ПОСТУПОК, отрекаясь от мирского (разумеется, не полностью, а от чего-то самого греховного в себе) в пользу духовного.
 
Такой судьбоносный выбор сделали в свое время апостолы, бросив все и посвятив себя Спасителю. Подобный выбор делают люди, становясь монахами. В миру похожий поступок тоже возможен – например, его совершил знаменитый поэт-песенник на пике своей карьеры («Невероятный случай наших дней», 2017г.) или круто изменившая свою жизнь Наталья («Случай из жизни» 2021г.). Тем самым человек ПОВИНУЕТСЯ Христу, исполняя Его повеление: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Другое дело, что совершить такой ПОСТУПОК по аналогии «С понедельника начинаю худеть или бросаю пить» – практически невозможно.

И дело даже не в отсутствии силы воли, а в СЛАБОСТИ ВЕРЫ, а значит, в остающемся труднопреодолимом тяготении человека к мирскому. Из Евангелия знаем, что на неверующих не действовала исцеляющая сила Христа, а маловерные теряли полученные от Христа способности (как усомнившийся и начавший тонуть Петр – Мф.14:28-31). Христос подчеркивает: «Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20)).
 
Но выход есть! Веру можно укрепить и умножить: «Умножь в нас веру», –обращались ко Христу Его ученики (Лк. 17:5). В ответ Христос приводит притчу, из которой следует, что для умножения веры надо сделать НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, чем обычные ежедневные обязанности человека (Лк. 17:7-10).

Для укрепления веры и одновременно стяжания Святого Духа человек должен провести ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.

ВО-ПЕРВЫХ, настроить себя на систематическое ежедневное чтение Нового Завета (оптимально по три главы). В нем сказано, что "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17), а также что Бог есть Слово, Слово есть Дух, а Дух есть Бог. Значит, чтобы впустить в себя Дух Святой, нужно впустить в себя Слово – то самое слово, которое мы читаем в Новом Завете. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

ВО-ВТОРЫХ, для вселения Святого Духа должны быть подготовлены необходимые условия, ведь апостол Павел утверждает, что наше тело – это храм для Святого Духа, а поскольку Дух свят, то он не может поселиться в оскверненном храме.
 
Что в данном случае подразумевается под осквернением, ведь грехов много, а стать полностью безгрешным в земной жизни нереально? Апостол Павел акцентирует, что человек все грехи совершает вне своего тела, и только грех БЛУДА он совершает против собственного тела, становясь одним целым с блудницей (блудником) (1Кор. 15:20).

Поэтому даже верующие во Христа блудники, не вырвавшие с корнем из себя этого греха и не раскаявшиеся в нем, не смогут стяжать Святого Духа в храм своего оскверненного тела. Это же подтверждает и Сам Христос, признавая, что ненавидит блудодеяние, а также поедание идоложертвенного (мяса) (Откр.2:14-15, 20-22).

Искоренение блуда, если он присутствует в жизни человека, может как раз и стать тем поворотным навстречу Богу ПОСТУПКОМ, а если блуда нет, то нужно взяться за искоренение какой-то другой основной своей греховной страсти – при этом важно быть последовательным, без рецидивов и возврата на «свою блевотину» (2Петр. 2:22).

Такие действия означают, что человек желает ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ в угоду Богу и стать Его ПОСТОЯННЫМ приверженцем, почитателем, учеником, а не формально, лишь на время обряда крещения, чтобы за порогом храма вновь отдалиться от Него, что в большинстве случаев и происходит.
 
Аналогично бывает и с таинством причастия, когда человек приходит со списком грехов в кармане, что-то выдавливает из себя на исповеди, подглядывая в шпаргалку, а затем, причастившись и пребывая в полной уверенности, что удостоился благодати Святого Духа (а за какие, собственно, заслуги?!), как та «вымытая свинья, идет опять валяться в грязи» (2Петр. 2:22).
   
После вышеперечисленных немногих, но очень важных предварительных шагов, при условии твердого намерения человека продолжать действовать в том же направлении, жизнь его постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
 
Преподобный Исаак Сирин писал: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами своими».
 
А благодать Святого Духа – безусловно, дар Божий. Только не надо ждать от Бога даров Святого Духа, подобных тем, которые получили апостолы Христа – возможность говорить на разных языках и т.д., ведь у них была совсем другая миссия. О вселении Духа Святого в современного человека могут свидетельствовать следующие признаки:

– успех во многих начинаниях человека и защищенность от всевозможных невзгод – раньше этому препятствовали бесы, а теперь бесы избегают человека, в котором обитает Святой Дух;

– человеку становится трудно согрешать – этому препятствует страх Божий перед грехом (1Ин. 5:18);

– исчезает тяга к похоти – этот признак стяжания Святого Духа в качестве одного из основных приводит протоиерей Андрей Ткачев;

– человек утрачивает пристрастие к алкоголю, наркотикам и другим «курируемым» бесами грехам;

– многие мирские ценности начинают казаться человеку по справедливости суетными и ничтожными, что значительно упрощает и облегчает его жизнь;

– во время молитвенного обращения к Богу часто приходит на ум выход из сложных жизненных ситуаций и т.д.

Если человек не отступит от избранного пути, то и в дальнейшем вселившийся Святой Дух будет продолжать наставлять, вразумлять его, избавлять от «всякия скверны», способствовать его дальнейшему духовному росту и, в конечном счете, спасению души.



Рецензии
Вы в курсе, что в Писаниях никакой Церкви Христовой нет?

Денис Фоменко   18.11.2021 10:11     Заявить о нарушении