Руперт из Хентцау, 1 глава

ГЛАВА I - ПРОЩАНИЕ КОРОЛЕВЫ, книга Энтони Хоупа

Человек, который живет в мире, маркировка, как каждый акт, хотя само по себе возможно легкое и незначительное, может стать источником последствия, которые распространяются далеко и широко, и поток для лет или столетий, едва ли мог чувствовать себя в безопасности полагая, что со смертью герцога Strelsau и реставрация короля Рудольфа на свободу и его трон, положила бы конец, раз и навсегда, беды родился дерзкий заговор Черного Майкла. Ставки были высоки, борьба остра; острие страсти было заточено, и семена вражды посеяны. И все же Михаил, ударив за корону, он заплатил за удар своей жизнью: разве не должен был наступить конец? Майкл был мертв, принцесса -жена ее двоюродного брата, история в надежном месте, и лицо мистера Рассендилла больше не появлялось в Руритании. Не должен ли тогда быть конец? Так сказал я своему другу констеблю Зенды, когда мы беседовали у постели маршала Стракенца. Старик, уже близкий к смерти, которая вскоре лишила нас его помощи и совета, склонил голову в знак согласия: в старых и больных любовь к миру порождает надежду на него. Но полковник Зант подергал себя за седые усы., и, покрутив во рту черную сигару, сказал: - Вы очень оптимистичны, друг Фриц. Но мертв ли Руперт Хентцау? Я его не слышал .”

Хорошо сказано, и как старый Зант! И все же человек мало что значит без возможности, и Руперт сам по себе вряд ли мог нарушить наш покой. Стесненный собственной виной, он не осмеливался ступить ногой в королевство, из которого по редкой удаче ему удалось вырваться, но скитался по Европе, зарабатывая на жизнь своим умом и, как говорили некоторые, пополняя свои ресурсы любезностями, за которые не отказывался от значительной компенсации. Но он постоянно держался у нас на глазах и не переставал придумывать, как бы ему получить разрешение вернуться и наслаждаться поместьями. на что и дал ему право смерть дяди. Главным агентом, через которого он имел наглость приблизиться к королю, был его родственник, граф Люзау-Ришенхайм, молодой человек высокого положения и большого богатства, преданный Руперту. Граф хорошо выполнил свою миссию: признал заслуги Руперта. тяжкие обиды, он выдвинул в его защиту мольбы молодости и преобладающего влияния, которое герцог Майкл позаботился о своем приверженце и пообещал в словах столь значительных, что они выдали диктовку самого Руперта, будущую верность не менее сдержанную , чем сердечную. - Дайте мне мою цену, и я заплачу. придержи мой язык, - казалось , с небрежным акцентом Руперта донеслось из почтительных губ его кузена. Однако, как можно предположить, король и его советники, слишком хорошо зная нравы графа Хентцау, не были склонны прислушиваться к мольбам его посла. Мы твердо следили за доходами мастера Руперта и, насколько могли, следили за его передвижениями, ибо твердо решили, что он никогда не вернется в Руританию. Может быть, нам удалось бы добиться его выдачи и повесить на том основании, что он преступления; но в эти дни каждый проходимец кто заслуживает нет лучше, чем быть повешенным на ближайшем дереве должно быть, то, что они называют справедливое судебное разбирательство; и мы боялись что, если Руперт были переданы нашей полиции и предстанет перед судом по Strelsau, секрет что мы охраняли так усиленно станут сплетничать все города, да и всей Европы. Так что Руперт остался безнаказанным, если не считать изгнания и конфискации арендной платы.

И все же Зант был прав насчет него. Каким бы беспомощным он ни казался, он ни на мгновение не отказался от борьбы. Он жил в вере, что его шанс придет, и изо дня в день был готов к его приходу. Он строил против нас козни, как мы строили козни, чтобы защититься от него; если мы следили за ним, он не спускал с нас глаз. Его власть над Люцау-Ришенгеймом заметно возросла после визита его кузена в Париж. С этого времени молодой граф начал снабжать его ресурсами. Вооружившись таким образом, он собрал вокруг себя инструменты и организовал систему. о шпионаже, который донес до его ушей все наши действия и все положение дел при дворе. Он знал, гораздо более точно, чем кто-либо другой за пределами королевского круга, меры, принятые правительством королевства, и соображения, которые диктовали королевскую политику. Более того, он обладал всеми подробностями, касающимися здоровья короля, хотя по этому поводу наблюдалась крайняя сдержанность. Если бы его открытия на этом закончились , они были бы досадными и тревожными, но, возможно, не причинили бы серьезного вреда. Они пошли дальше. Поставленный на след своим знакомым С тем, что произошло во время пребывания мистера Рассендиля на троне, он проник в тайну, которая успешно скрывалась от самого короля. Зная это, он нашел возможность , которой ждал; в ее смелом использовании он увидел свой шанс. Я не могу сказать, было ли на него сильнее влияние его желания восстановить свое положение в королевстве или обиды, которую он питал к мистеру Дж. Рассендиль. Он любил власть и деньги; он также горячо любил месть. Без сомнения, оба мотива сработали вместе, и он обрадовался, обнаружив, что оружие в его руке было двойное лезвие: одним он надеялся расчистить себе путь, а другим-ранить ненавистного ему человека через женщину, которую тот любил. В общем, граф Хентцау, проницательно распознавший чувство, существовавшее между королевой и Рудольфом. Рассендил, поставил своих шпионов на работу и был вознагражден , обнаружив цель моих ежегодных встреч с мистером Рассендиллом. По крайней мере, он догадывался о характере моего поручения; этого ему было достаточно. Голова и рука вскоре были заняты тем, чтобы обратить знание в отчет.; угрызения совести никогда не стояли на пути Руперта.

Браку, который воспламенил радостью всю Руританию и стал в глазах народа видимым триумфом над Черным Михаилом и его сообщниками-заговорщиками, исполнилось уже три года. Три года принцесса Флавия была королевой. Я уже достиг того возраста, когда человек должен смотреть на жизнь глазами, не затуманенными туманом страсти. Мои любовные дни закончились, но нет ничего , за что я был бы более благодарен Всемогущему Богу, чем дар любви моей жены. В бурю он был моим якорем, а в ясном небе-моей звездой. Но мы, простые люди, вольны следовать зову сердца.; разве я старый дурак, если говорю, что он дурак, который следует за чем-то другим? Наша свобода не для князей. Нам не нужно ждать никакого будущего мира, чтобы уравновесить удачу людей; даже здесь существует равновесие. С высокооплачиваемых требуют плату за их состояние, богатство и почести, столь же тяжелые, сколь и великие; для бедных то, что для нас значимо и не сладостно, может показаться облаченным в одежды удовольствия и наслаждения. Ну а если бы это было не так, кто бы мог спать по ночам? Бремя, возложенное на королеву Флавию, я знал и знаю так хорошо, как только может знать человек. знай это. Я думаю, что это нужно женщине, чтобы знать это полностью; потому что даже сейчас глаза моей жены наполняются слезами , когда мы говорим об этом. И все же она терпела это, и если она потерпела неудачу в чем-то, я удивляюсь, что это было так мало. Дело было не только в том, что она никогда не любила короля и любила другого всем сердцем. Здоровье короля, подорванное ужасом и тяжестью заточения в замке Зенда, вскоре пошатнулось окончательно. Он действительно жил.; нет, он стрелял и охотился, и держал в руках , по крайней мере, некоторую меру власти. Но всегда со дня своего освобождения он был капризным инвалидом, другим совершенно от веселого и веселого принца, которого злодеи Майкла поймали в охотничьем домике. Было кое-что и похуже. Время шло, и первый порыв благодарности и восхищения, который он испытывал к мистеру Рассендиллу, угас. Он все больше и больше размышлял о том, что произошло, пока он был пленником; им овладел не только навязчивый страх перед Рупертом из Хентцау, от рук которого он так страдал, но и болезненная, полубезумная ревность к мистеру Рассендиллу. Рудольф играл роль героя, пока лежал беспомощный. Это были подвиги Рудольфа, за которые его собственный народ ликовал он в своей собственной столице. Лавры Рудольфа венчали его нетерпеливое чело. У него было достаточно благородства, чтобы негодовать на взятый кредит, но не хватало мужества мужественно его вынести. И ненавистное сравнение поразило его ближе. Зант прямо говорил ему, что Рудольф сделал то-то и то-то, создал тот-то прецедент, определил ту-то и ту-то политику, и что королю ничего не остается, как следовать по стопам Рудольфа. Имя мистера Рассендилла редко слетало с губ его жены, но когда она говорила о нем, это было так, как говорят о великом человеке , который умер, принижая все живое тенью. его имя. Я не верю, что король разглядел ту правду, которую его жена целыми днями скрывала от него, и все же он беспокоился, если имя Рудольфа упоминалось Зантом или мной, а из уст королевы он не мог этого вынести. Я видел, как он впадал в припадки страсти при одном только звуке этого, ибо он терял контроль над собой при малейшей провокации.

Движимый этой тревожащей ревностью, он постоянно стремился добиться от королевы доказательств любви и заботы, превосходящих то, чем может похвастаться большинство мужей , или, по моему скромному мнению, оправдать свое право на это, всегда требуя от нее того, чего в глубине души боялся не дать ей. Многое она делала из жалости и из чувства долга; но в некоторые моменты, будучи всего лишь человеком, а сама -женщиной вспыльчивой, она терпела неудачу; тогда легкий отпор или невольная холодность превращались воображением больного в великую обиду или намеренное оскорбление, и ничто из того, что она могла сделать, не могло искупить ее. IT. Так они, никогда по-настоящему не сходившиеся, отдалились друг от друга еще дальше; он остался один в своих болезнях и подозрениях, она-в своих печалях и воспоминаниях. Не было ребенка, который мог бы перекинуть мост через пропасть между ними, и хотя она была его королевой и женой, она росла почти чужой для него. Так, по его мнению , и должно быть.

Таким образом, хуже, чем овдовев, она прожила три года; и только один раз в год она посылала три слова человеку, которого любила, и получала от него три слова в ответ. Потом силы покинули ее. Произошла жалкая сцена, в которой король раздраженно упрекал ее по какому-то пустяковому поводу, случай ускользает из моей памяти, говоря ей раньше других слова, которые даже одна она не смогла бы выслушать с достоинством. Я был там, и Зант; маленькие глазки полковника гневно сверкнули. “Я хотел бы заткнуть ему рот , - услышал я, как он пробормотал: своенравие почти истощило даже его преданность. Это случилось за день или два до того, как я должен был отправиться на встречу с мистером Рассендиллом. На этот раз я должен был искать его в Винтенберге, так как год назад меня узнали в Дрездене, а Винтенберг, будучи местом поменьше и менее подверженным случайным визитерам, считался более безопасным. Я хорошо помню, какой она была, когда позвала меня к себе через несколько часов после того, как ушла от короля. Она стояла у стола, на нем стояла коробка, и я хорошо знал, что красная роза и послание внутри. Но сегодня было еще кое-что. Без предисловий она перешла к теме моего поручения.

- Я должна написать ему, - сказала она. - Я не могу этого вынести, я должна писать. Мой дорогой друг Фриц, вы ведь понесете его в целости и сохранности, не так ли? И он должен написать мне. И вы привезете это в целости и сохранности, не так ли? Ах, Фриц, я знаю, что ошибаюсь, но я голоден, голоден, голоден! И это в последний раз. Ибо теперь я знаю, что если я пошлю что-нибудь, я должен послать больше. Так что после этого времени Я вообще не буду посылать. Но я должна попрощаться с ним; я должна получить его прощание, чтобы оно пронесло меня через всю мою жизнь. На этот раз, Фриц, сделай это для меня.”

Слезы катились по ее щекам, которые сегодня покраснели от своей бледности до бурно-красного цвета; ее глаза бросали мне вызов, даже когда умоляли. Я наклонил голову и поцеловал ей руку.

- С Божьей помощью я отнесу его в целости и сохранности, моя королева, - сказал я.

- И расскажи мне, как он выглядит. Посмотри на него внимательно, Фриц. Посмотрите, здоров ли он и кажется ли сильным. О, и сделай его веселым и счастливым! Пусть на его губах появится улыбка, Фриц, а в глазах-веселый огонек. Когда ты будешь говорить обо мне, посмотри , выглядит ли он так, будто все еще любит меня. - Но потом она замолчала, плача. - Но не говори ему, что я это сказала. Он был бы огорчен, если бы Я сомневалась в его любви. Я в этом не сомневаюсь, право, не сомневаюсь, но все-таки скажи мне, как он выглядит , когда ты говоришь обо мне, Фриц? Смотри, вот письмо.”

Вынув его из-за пазухи, она поцеловала его, прежде чем отдать мне. Затем она добавила тысячу предостережений, как я должен нести ее письмо, как Я должен был уйти, и как вернуться, и как мне не грозила никакая опасность, потому что моя жена Хельга любила меня так же, как любила бы своего мужа, будь Небо добрее. “По крайней мере, почти так, как следовало бы, Фриц, - сказала она, то улыбаясь, то плача. Она никогда не поверит, что женщина может любить так, как любит она.

Я оставил королеву и отправился готовиться к путешествию. Раньше я брал с собой только одного слугу и каждый год выбирал себе другого. Никто из них не знал, что я встречался с мистером Рассендиллом, но предполагал, что я занят частным делом , которое послужило предлогом для получения разрешения от короля. На этот раз я решил взять с собой швейцарского юношу, поступившего ко мне на службу всего несколько недель назад. Его звали Бауэр; он казался флегматичным, несколько глуповатым парнем, но честным, как день, и очень услужливым.

Он пришел ко мне с хорошей рекомендацией, и я без колебаний нанял его. Теперь я выбрала его своим спутником главным образом потому, что он был иностранцем и, следовательно, менее склонен сплетничать с другими слугами, когда мы вернемся. Я не претендую на большой ум, но, признаюсь, мне неприятно вспоминать, как этот толстый, простодушный на вид юноша выставил меня дураком. Ибо Руперт знал это Я познакомился с мистером Рассендиллом год назад в Дрездене; Руперт зорко следил за всем, что происходило в Стрельзау; Руперт раздобыл этому парню его прекрасные отзывы и послал его ко мне в надежде, что он рискнет сделать что-нибудь полезное для своего работодателя. На мое решение отвезти его в Винтенберг можно было надеяться, но вряд ли можно было рассчитывать; это была дополнительная удача, которая так часто подстерегает планы умного интригана.

Собираясь проститься с королем, я застал его скорчившимся у костра. День не был холодным, но сырой холод подземелья, казалось , проник до самых костей. Он был недоволен моим отъездом и раздраженно расспрашивал меня о деле, вызвавшем мое путешествие. Я, как мог, парировал его любопытство, но не сумел успокоить его дурного настроения. Наполовину устыдившись своей недавней вспышки, наполовину желая оправдаться перед самим собой, он раздраженно воскликнул::

- Дела! Да, любое дело -достаточно хороший предлог, чтобы уйти от меня! Клянусь Небом, Интересно, служили ли когда-нибудь королю так плохо, как я? Почему вы так старались вытащить меня из Зенды? Никому я не нужен, никому нет дела, живу я или умираю.”

Рассуждать с таким настроением было невозможно. Мне оставалось только заверить его, что я постараюсь ускорить свое возвращение всеми возможными способами.

“Да, прошу вас, - сказал он. - Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился обо мне. Кто знает , что этот негодяй Руперт может предпринять против меня? И я не могу защитить себя, не так ли? ”

Так, со смесью жалости и злобы, он бранил меня. Наконец я замолчал, ожидая, когда он соблаговолит отпустить меня. Во всяком случае, я был благодарен ему за то, что он не подозревал о моем поручении. Если бы я хоть словом обмолвился о мистере Рассендиле, он бы меня не отпустил. Он и раньше негодовал на меня, узнав, что я общаюсь с Рудольфом; так ревность полностью уничтожила благодарность в его груди. Если бы он знал, что я несу, не думаю, что он возненавидел бы своего спасителя сильнее. Очень вероятно , что какое-то такое чувство было вполне естественным; его не было тем менее болезненно воспринимать.

Покидая присутствие короля, Я разыскал констебля Зенды. Он знал о моем поручении, и, усевшись рядом с ним, я рассказал ему о письме, которое привез с собой, и договорился, как сообщить ему о моем состоянии наверняка и быстро. В тот день он пребывал не в лучшем расположении духа: король тоже раздражал его, а у полковника Занта не было большого запаса терпения.

- Если мы до этого не перережем друг другу глотки, то к тому времени, как вы прибудете в Винтенберг, мы все уже будем в Зенде, - сказал он. -Двор переезжает туда завтра, и я пробуду там столько же, сколько и король.”

- Он помолчал и добавил: - Уничтожьте письмо, если есть опасность.”

Я кивнул головой.

- И погубить себя этим, если есть единственный способ, - продолжал он с угрюмой улыбкой. - Одному Богу известно, зачем ей вообще понадобилось посылать такое глупое послание, но раз уж она должна была это сделать, лучше бы она послала с ним меня.”

Я знал, что Зант насмехается над всякой сентиментальностью, и не обратил внимания на слова, которые он употребил при прощании с королевой. Я удовлетворился ответом на последнюю часть того, что он сказал.

“Нет, тебе лучше быть здесь, - настаивала я. - Потому что, если я потеряю письмо , хотя вероятность этого невелика, ты сможешь помешать ему попасть к королю.”

“Я мог бы попробовать,” усмехнулся он. - Но клянусь жизнью, рискнуть ради письма ! Письмо-плохая вещь, чтобы рисковать миром королевства.”

“К несчастью, - сказал я, - это единственное, что может нести посыльный.”

“Тогда пошли,” проворчал полковник. - Передай от меня Рассендиллу, что он хорошо справился. Но скажи ему, чтобы он сделал что-нибудь еще. Пусть они попрощаются и покончат с этим. Боже милостивый, неужели он всю жизнь будет думать о женщине, которую никогда не увидит?” Воздух Занта был полон негодования.

- А что ему еще делать?” Я спросил. - Разве его работа здесь не закончена?”

“Да, дело сделано. Возможно , дело сделано, - ответил он. - По крайней мере, он вернул нам нашего доброго короля.”

Возложить на короля всю вину за то, кем он был, было бы вопиющей несправедливостью. Зант не был виновен в этом, но его горькое разочарование заключалось в том, что все наши усилия не обеспечили лучшего правителя для Руритании. Зант мог служить, но ему нравилось, чтобы его хозяин был мужчиной.

“Да, боюсь , что работа этого парня здесь закончена, - сказал он, когда я пожал ему руку. Затем в его глазах внезапно вспыхнул свет. “Возможно, и нет, - пробормотал он. - Кто знает?”

Я надеюсь, что мужчине не нужно считать дурным то, что он любит тихий ужин наедине со своей женой перед тем, как отправиться в долгое путешествие. Таково, по крайней мере, было мое воображение, и я с досадой обнаружил , что кузен Хельги, Антон фон Строфцин, пригласил себя разделить с нами трапезу и прощание. Он беседовал со своей обычной воздушной пустотой на все темы, которые снабжали Стрельцова сплетнями. Ходили слухи, что король болен, что королева разгневана тем, что ее увезли в Зенду, что архиепископ собирается проповедовать против низких платьев.; что канцлер должен быть уволен; что его дочь должна была выйти замуж, и так далее. Я слушал , не слушая. Но последний кусочек его бюджета привлек мое блуждающее внимание.

“В клубе держали пари, - сказал Антон, - что Руперта из Хентцау вызовут. Ты что-нибудь слышал об этом, Фриц?”

Если бы я что-нибудь знал, то , разумеется, не стал бы рассказывать об этом Антону. Но предложенный шаг настолько расходился с намерениями короля, что я без труда опроверг сообщение с авторитетным видом. Антон слушал меня с судейской морщинкой на гладком лбу.

“Все это очень хорошо, - сказал он, - и я полагаю, что вы обязаны это сказать. Все, что я знаю, это то, что Ришенхайм намекнул полковнику Маркелю день или два назад.”

“Ришенхайм верит в то, на что надеется, - сказал я.

- А куда он делся?” - ликующе воскликнул Антон. - Почему он вдруг покинул Стрельзау? Говорю тебе, он пошел на встречу. Руперт, и я готов поспорить на что угодно, что у него есть какое-то предложение. Ах, ты не все знаешь, Фриц, мой мальчик?”

Действительно, я не знал всего. Я поспешил в этом признаться. - Я даже не знал, что граф уехал, не говоря уже о том, почему он уехал, - сказал я.

“Видишь?” воскликнул Антон. И добавил покровительственно: - Держи ухо востро, мой мальчик, тогда ты будешь стоить того, что тебе платит король.”

“Надеюсь, не меньше, - сказал он. Я“, ибо он мне ничего не платит.” Действительно, в то время я не занимал никакой должности, кроме почетного поста камергера Ее величества. Любой совет , в котором король нуждался от меня, спрашивался и давался неофициально.

Антон ушел, убежденный, что набрал очко против меня. Я не видел , куда. Вполне возможно, что граф Люцау-Ришенхейм отправился на встречу со своим кузеном, и столь же вероятно, что ни одно из этих дел не требовало его заботы. Во всяком случае, это было не для меня. У меня было более неотложное дело. Выбросив все это из головы, я велел дворецкому сказать Бауэру, чтобы он шел вперед с моим багажом и чтобы мой экипаж был у дверей вовремя. После отъезда нашего гостя Хельга занялась приготовлением небольших удобств для моего путешествия; теперь она подошла ко мне, чтобы попрощаться. Хотя она старалась скрыть все признаки этого, я заметил в ее поведении беспокойство. Ей не нравились мои поручения, она воображала опасности и риск , в которых я не видел никакой вероятности. Я не поддавался ее настроению и, целуя ее, просил ждать меня через несколько дней. Даже ей я не говорил о новом и более опасном бремени , которое я нес, хотя знал, что она пользуется полным доверием королевы.

“Моя любовь королю Рудольфу, настоящему королю Рудольфу, - сказала она. - Хотя у тебя есть то, что заставит его не думать о моей любви.”

- Я не хочу, чтобы он слишком много думал об этом, милая, - сказал я. Она схватила меня за руки и посмотрела мне в лицо.

“Какой же ты друг, правда , Фриц? - Вы поклоняетесь мистеру Рассендиллу. Я знаю, ты считаешь, что я тоже должна поклоняться ему, если он попросит. Ну, я не должен. Я достаточно глуп, чтобы иметь собственного идола.” Вся моя скромность не позволяла мне усомниться в том, кто ее кумир . Вдруг она приблизилась ко мне и прошептала на ухо: Я думаю, что наше собственное счастье вызвало у нее внезапное острое сочувствие к своей госпоже.

“Заставь его послать ей любовное послание, Фриц,” прошептала она. - Что-нибудь , что утешит ее. Ее кумир не может быть с ней, как мой-со мной.”

“Да, он пришлет ей что-нибудь утешительное, - ответил я. - И Храни тебя Бог, моя дорогая.”

Потому что он наверняка пришлет ответ на письмо, которое я принес, и этот ответ я поклялся принести ей в целости и сохранности. Итак, я отправился в путь с добрым сердцем, неся в кармане пальто маленькую коробочку и прощание королевы. И, как полковник Зант сказал мне, что я уничтожу обоих, если понадобится, и себя вместе с ними. Мужчина не служил королеве Флавия с раздвоенным разумом.


Рецензии