Пересдача

1.
Вадим Рощин - студент 3-го курса медицинского института шёл на экзамен по патологической анатомии с легким сердцем. Поскольку в течение нескольких дней, отведённых деканатом для подготовки к нему, основательно подготовился к сдаче экзамена, практически вызубрив весь учебник по предмету.
На дворе ясно светило солнце. Было тепло... Даже, скорее, жарко, несмотря на раннее утро. Середина июня в Москве всегда была такой... По дороге
Вадим вспоминал истории старшекурсников об ужасах, ежегодно творящихся на экзамене. Рассказывали, что заведующий кафедрой - известный академик, в силу разных причин, просто лютует, доводя студенток до истерики. Впрочем, как следовало из тех же рассказов, к студентам мужского пола он также не питал особой любви. Говорили, что академик сильно глуховат на одно ухо, что, наверно, случилось в результате его службы в артиллерии в годы войны. И что лучше садиться к нему с противоположной - здоровой стороны. Но какое именно ухо страдало у академика Вадиму так и не удалось до сего дня выяснить.
У входа в здание, где располагалась кафедра, уже стояла толпа сокурсников. Кучками по 3-4 человека или поодиночке - все стояли в волнении и чрезвычайном напряжении, ожидая, когда их пригласят в аудиторию сотрудники кафедры.
Экзамен по патологической анатомии или "патану", как между собой называли предмет и кафедру студенты всех поколений, традиционно проходил в 2 этапа. Сначала в течение одного часа студенты отвечали на 100 тестовых заданий в форме простой выборки, где из 5 вариантов ответа на вопрос требовалось выбрать только один.
Из 100 заданий допускалось сделать:
-2 ошибки (для оценки "отлично");
-4 ошибки (для "хорошо");
-6 ошибок (для "удовлетворительно");
-более 6 ошибок ("неудовлетворительно").
Далее, прошедшие 1 этап тестирования и не отсеявшиеся здесь, переходили ко 2-му этапу экзамена - устной беседе с экзаменатором по билету. Билет, в свою очередь, включал 3 вопроса: макропрепарат, микропрепарат, электронограмма...
Студенты с замиранием сердца ожидали, чьи фамилии назовут, в числе успешно прошедших 1-й этап.
И вот, среди допущенных к устному экзамену, Рощин услышал свою фамилию.
В числе первых пяти "счастливчиков" Вадим направился в кабинет к экзаменатору. Уже по дороге, от лаборанта кафедры они узнали, что их группу будет экзаменовать тот самый академик, одним именем которого пугали студентов мединститута во все времена.
Однако, уверенный в своих знаниях по предмету, Рощин почему-то не боялся.
Вытянув билеты, все присели готовиться за учебные столы. Вадим сидел к экзаменатору ближе всех и потому прекрасно слышал всё, вплоть до мелочей, как проходил экзамен у его одногруппников.
Наконец, очередь отвечать по билету дошла и до него...
Он присел, следуя приглашающему жесту академика на стул, слева от него.
-Первый вопрос, молодой человек?
Резкий голос и сам тон вопроса не оставляли сомнений насчёт того, что перед Рощиным сидел ещё не слишком старый, но, вероятно, больной человек, которому безумно надоела вся эта возня со студентами.
-Перед нами фибринозный перикардит, так называемое "волосатое сердце"... Начал свой ответ Вадим...
-Итак... Назовите мне причины и механизм его развития, симптомы заболевания, методы диагностики и лечения.
Рощин стал отвечать на поставленные вопросы... Академик слушал, не перебивая. Закончив, Вадим спросил:
-Переходить ко второму вопросу?
-Что? Какой второй вопрос? Вы мне первый ещё как надо не рассказали. Второй... Надо же... Вам есть, что добавить по первому вопросу?
-Вадим был вынужден признаться, что добавить ему более нечего.
-Нечего сказать... "Блестящие" знания... В таком случае, больше тройки вам поставить не могу. Вас устраивает такая оценка?
-Постойте, Виктор Викторович (так звали академика) я же ещё два вопроса в билете не ответил. И тесты написал на 4+. Может, вы всё-таки выслушаете меня до конца?
-Что ж, отвечайте, если есть такое желание. Хотя, я думаю, это напрасный труд. Я уже составил о вас своё мнение, и вряд ли дальнейший ответ заставит меня его изменить.
Вадим, привыкший бороться с трудностями до конца, продолжил свой ответ по билету.
-Второй вопрос... Под микроскопом установлен микропрепарат "Амилоид в почке"... Окраска: конго рот... Красный конго...
С другой стороны стола в этот момент к академику подошёл один из преподавателей кафедры и что-то стал нашёптывать ему на ухо...
Рощин понял, что сидит как раз со стороны глухого уха.
Академик, закончив слушать своего коллегу, повернул голову к Вадиму:
-Я не услышал от вас, какой именно краситель используется для этого препарата?
-Я уже назвал... Конго рот...
Но академика, ввиду проблем со слухом, просто "понесло":
-Вы очень самоуверенный студент, вот что я должен сказать. Вы не только не ответили мне, как следует, на первый вопрос билета, но и по второму вопросу, судя по всему, тоже ничего не знаете...
К столу опять подошёл тот же преподаватель и наклонился к академику...
Вадим сидел молча, сознавая, что шансов получить хорошую, а тем более - отличную отметку у него нет уже практически никаких.
Академик, на секунду отвлекшись от своего собеседника, вновь повернул голову к Рощину:
-Так какая окраска?
Вадим понял, что академик просто не расслышал его слов.
-Вы какой язык изучаете, студент? Обратился к нему академик...
-Английский...
-Очень жаль... Вот, если бы вы изучали немецкий, то по аналогии с моим вопросом могли бы кое о чём догадаться.
Вы знаете, как переводится с немецкого "Rote Fahne"?
-Нет...
-Это означает "Красное знамя"...
С противоположной стороны стола к академику подошёл преподаватель кафедры, к которому тот опять повернулся вполоборота...
-Я не знаю, что такое "Rote Fahne"... Зато я знаю, что такое "Рот Фронт"!!!
Вадим понял, что сегодня - не его день. И что, образно говоря, ловить ему здесь больше нечего. Для подтверждения своего тезиса, он согнул правую руку в локте, со сжатой в кулак кистью, изобразив  всемирно известный символ политической партии* и громко стукнул локтем по столу экзаменатора. Рука Вадима, натренированная на занятиях по каратэ, издала при этом довольно громкий звук. В общем, удар получился - что надо...
Вот тут-то и случилось непредвиденное. Вздрогнув от звука удара, академик резко повернул голову и носом ударился о кулак Вадима.
На долю секунды в кабинете повисла пауза.
-Что? Угрожать преподавателю? Заведующему кафедрой? Пошёл вон!!!
С этими словами академик быстро написал в зачётке Рощина "неуд." и швырнул его зачётную книжку в сторону двери...
Понимая, что диалога не будет, Вадим, под сочувствующими взглядами одногруппников, прошёл к двери, молча поднял зачётку и уже собрался выходить, как вдруг его тоже "накрыл псих". Сказалось нервное перенапряжение и бессонная ночь перед экзаменом. Он развернулся в дверях, поглядел на академика и с раздражением швырнул зачётку обратно. Слава Богу в академика не попал...
Мрачнее мрачного он направился к выходу с кафедры. Его догнал тот самый "нашёптывающий" и буквально силой всунул зачётную книжку Рощина ему в руку.
-Что вы наделали, Боже мой... Вы не представляете, что сейчас натворили. Он же вас теперь после сессии будет на каждой пересдаче брать к себе и ставить "неудовлетворительно" до тех пор, пока вас не исключат из института. Вас хочется в армию? Не терпится примерить сапоги?
-Ничего... Другие Родине служили - и я послужу...
-Послушайте, я могу вам дать единственно правильный совет. Идите немедленно в деканат и всеми правдами-неправдами просите там допуск на пересдачу экзамена в сессию. Это ваш единственный шанс. Тем более, что академик завтра на неделю улетает во Францию на Международный симпозиум врачей-патологоанатомов.
Иначе он будет вас "ловить" после сессии постоянно. И ставить двойки. Он злопамятен...
-Спасибо за совет, я учту...
Вадим вышел с кафедры и отправился в деканат...

2.
В деканате допуск для пересдачи экзамена в сессию ему не дали, мотивируя тем, что подобные допуски может дать только проректор по учебной работе Института.
-Значит, пойду к проректору... Решил Вадим... Хотя, по правде говоря, надежд на благополучный исход всей этой Истории у него уже не было.
В мрачном настроении он купил в магазине напротив деканата 3 бутылки Жигулевского пива и отправился в ректорат... Но, поскольку проректора в своём кабинете не было, сел там же на ступеньках второго этажа и стал ждать... Учитывая жаркую погоду, холодное пиво оказалось как нельзя кстати. Вадим откупорил одну из бутылок и стал утолять жажду, размышляя о создавшейся неприятной ситуации и путях её решения.
-Ну и ну... Совсем студенты от жары с ума посходили. Уже и в ректорате пиво пьют...
Рядом с Рощиным, качая головой, стоял мужчина, лет 35 на вид, в костюме и галстуке.
-Студент, вы не в пивной бар пришли. Вы понимаете? Продолжил он читать нотацию...
Вадим мрачно оглядел своего собеседника с ног до головы. На проректора по учебной работе тот явно не тянул, хотя бы в силу своего молодого возраста.
-Мужик, ты иди куда шёл. Не раздражай. Мне уже всё равно...
-Студент, вы почему так с проректором разговариваете?
-Это ты что ли проректор? Ну, насмешил...
Вместо ответа мужчина рукой указал на одну из дверей в холле, на которой имелась металлическая табличка с выгравированной надписью...
-Горелов Игорь Григорьевич...
Проректор по хозяйственной части... Вслух прочитал Вадим...
-Да, ладно? Только и смог теперь сказать он...
-Ну, а сейчас пойдём ко мне в кабинет - расскажешь, что там с тобой случилось. Проректор по Хозяйственной части открыл дверь своим ключом и жестом пригласил Рощина войти внутрь.
-Присаживайся к столу, рассказывай. И, кстати, у тебя в сумке нет, случайно, ещё одной бутылки холодного пива? Пить хочется... Очень жарко...
-Есть... Только не знаю насколько оно сейчас холодное. Ответил вконец растерявшийся Вадим, но, тем не менее, вынул из сумки бутылку Жигулевского и протянул своему собеседнику.
Тот быстро открыв бутылку,  припал губами к горлышку и стал жадно пить. Утолив жажду несколькими глотками он вновь спросил Вадима:
-Ну, так и что же с тобой стряслось?
Вкратце Рощин пересказал своё сегодняшнее приключение.
-Понимаю... Сиди здесь, в кабинете. Я пойду, посмотрю приехал ли проректор по учебной работе. Дай свою зачётку на всякий пожарный...
Через 10 минут новоиспечённый друг Вадима вернулся обратно...
-На, гусар, держи своё разрешение на пересдачу. Проректор всё подписал. Иди немедленно в деканат и на основании этой записки бери допуск на экзамен в сессию. Не благодари... Кстати, я мельком увидел в твоей сумке ещё одну бутылку пива. Не оставишь?
Поблагодарив своего "спасителя", Рощин моментально отправился в деканат, благо тот находился неподалёку.
Зам.декана лишь удивлённо вскинул брови, прочитав записку от проректора, но возражать не стал...
-Завтра на пересдачу с другим потоком пойдёте?
-Однозначно...
-Ну, успехов вам...
Уходя из деканата и возвращаясь домой, Вадим понимал, что хвататься сейчас за учебник и книжку-практикум по патологической анатомии не только бесполезно, но даже вредно. Можно "перегореть"...
-Будь, что будет... Решил он...
-Лучше высплюсь, как следует. Завтра предстоит серьёзный бой. Только бы академик действительно улетел на Симпозиум. Только бы авиарейс не отменили...

3.
На следующее утро всё повторилось, как и накануне... Те же кучки студентов, сбившихся в стайки возле входа на кафедру. Та же суета её сотрудников...
-Академика сегодня не будет... Он улетел на Симпозиум... Шептались то здесь, то там студенты.
Вместе с другим потоком факультета Рощин прошёл в лекционный зал, где вновь стал отвечать на тестовые задания. Вариант тестов попался хуже некуда. Не в пример вчерашнему. Отпущенный на тестирование час уже подходил к концу, а треть заданий так и не была выполнена.
-До сдачи тестов на проверку осталось 5 минут. Поспешите... Громко об'явил на всю аудиторию лаборант кафедры.
-Эх, была-не была... Где наша не пропадала...
Вадим, когда-то игравший в лотерею "Спорт-лото" и даже выигравший в неё однажды 3 рубля, решил свою Судьбу аналогичным способом. Он наугад проставил крестики - варианты ответов во всех 30 вопросах, руководствуясь, при этом, исключительно интуицией. По наитию... И стал напряжённо ждать результата.
Наконец, лаборант кафедры зачитал итоги 1-го этапа экзамена. Среди выбывших Рощина не было.
-Что ж, уже неплохо... Подумал он... И в тот же момент его фамилию выкрикнули следующим на устный экзамен.
-Рощин... 5 кабинет... К профессору Козловой...
Вытянув билет, Вадим крайне обрадовался. Все 3 вопроса были ему очень хорошо знакомы. Хотя, как сказать... Вчера он тоже верил в свои силы. И чем это в итоге обернулось...
-Рощин... Присаживайтесь ко мне... Пожилая женщина - профессор кафедры пригласила его к своему столу.
-Я не спросила, вы успели подготовиться? А то ведь я вызвала вас почти без подготовки...
-Смелого пуля боится... Проговорил про себя Вадим и вслух сказал:
-Безусловно, я готов к ответу...
Присев к столу, он чуть скосил глаза на стол профессора и рядом со стопкой закрытых зачётных книжек, к своей неописуемой радости и счастью, обнаружил напротив своей фамилии цифру "5"...
Не поверив, он ещё раз посмотрел в листок с фамилиями и записанными напротив них оценками за тестовый экзамен...
Нет, ошибки нет... Он написал тесты на "5". То есть сделал не более 2-х ошибок на 100 вопросов.
Профессор Козлова, заметив направление взгляда Рощина, чуть улыбнулась и, кивнув головой, подтвердила очевидное:
-Отлично у вас... Молодец... Начинайте...
-Только бы она раньше времени не открыла мою зачётку. Молил Бога Вадим...
Он начал быстро и бойко отвечать первый вопрос билета, однако, на середине профессор прервала его:
-Достаточно... Я вижу, вы знаете этот вопрос. Дальше...
Рощин также бегло ответил профессору кафедры и последующие 2 вопроса.
-Ну, вот... Весьма похвально... Очень приятно, когда студенты показывают на экзамене такие блестящие знания предмета!!!
С этими словами она вынула из стопки зачётку Рощина и открыла её. Эффект был не хуже финальной сцены в Гоголевском "Ревизоре". Профессор Козлова секунд 30 смотрела в зачётку и не могла говорить. Однако, постепенно она пришла в себя.
-Скажите, а как это может быть, что вчера вы получили "неудовлетворительно" по предмету у нашего заведующего кафедрой, а сегодня отвечаете мне на "отлично"?
-А это вы мне скажите... Перешёл в наступление Вадим...
-Как можно выучить патологическую анатомию за одну ночь с двойки на пятёрку?
-Подождите, так это были вы? Тот студент, который вчера ударил академика по лицу, а потом швырнул в него зачёткой?
Ну, дорогой мой, и приключение же у вас. Ваше счастье, что академик сегодня на Симпозиум улетел.
-Извините, но это неправда. Академика я не бил. Он сам налетел носом на мой кулак. Хотите покажу, как это всё произошло?
-Ну, нет уж, увольте... Но зачёткой-то в него кидались?
-Кидал... Врать не буду. Только не в академика, а в его сторону. И рад, что случайно не попал...
Покачав головой, Козлова, наконец, произнесла:
-Я не могу поставить вам "отлично", извините. Одна я такой вопрос решить не могу. Поймите меня правильно. Сейчас я созову комиссию из трёх преподавателей кафедры, и мы вот таким консилиумом будем вас экзаменовать. Обождите, пожалуйста здесь несколько минут. Я схожу за членами комиссии...
Через 5 минут Козлова вернулась. Вместе с ней шли доцент кафедры Вертинский и ассистент Чуланов. Обоих Вадим хорошо знал. Сын Вертинского учился с ним на одном потоке, а Чуланов вёл у Рощина группу оба семестра.
-Вот, что, молодой человек... Начала разговор Козлова...
-Я пригласила двух преподавателей кафедры в комиссию для объективной оценки ваших знаний. Одна я на себя такую ответственность взять не могу. Мы зададим вам 10 вопросов. Если вы ответите на все - мы поставим вам "отлично", в чём тут же в зачетной книжке и распишемся. Если же вы не ответите хотя бы на один вопрос - мы вам ставим "хорошо". Идёт?
-Конечно... Согласился Вадим... Свою четверку он ведь уже в любом случае заработал. Так почему не побороться за более высокую оценку?
Экзамен с членами комиссии начался... Несмотря на грамотные ответы, Вадим всё же "срезался" на 9-м вопросе. Члены комиссии вздохнули с облегчением...
-Ну, что ж, "хорошо". Уж, не обессудьте...
Получив обратно свою зачётку с заветной записью "хорошо", Рощин вышел на улицу. Также, как и вчера, ярко светило солнце. Но сегодня оно светило по другому. Не жгло беспощадно голову, а ласкало её нежно своими лучиками, как будто мама в детстве.
Вадим шёл в деканат, чтобы внести коррективы в экзаменационные ведомости. В руках он нес свою зачётную книжку с самой "дорогой" в прямом смысле слова оценкой за все 6 лет его обучения в мединституте... Потому, что эта четвёрка была ему дороже любой пятёрки... По любому предмету...


Рецензии