Глава 9 - король в охотничьем домике

        ГЛАВА IX - КОРОЛЬ В ОХОТНИЧЬЕМ ДОМИКЕ.
Руперт Хентцау,-книга Энтони Хоупа

То мгновение с его потрясением и смятением чувств приносит одно суждение, позднее размышление -другое. Среди грехов Руперта Хентцау я не ставлю на первое и самое большое место убийство им короля. Это действительно был поступок безрассудного человека, который не стоял ни перед чем и не считал ничего священным; но когда я вспоминаю историю Герберта и прослеживаю, как этот поступок был совершен и какие обстоятельства привели к нему, мне кажется , что он был в некотором роде навязан ему той же извращенной судьбой, которая преследовала нас. Он не хотел причинить королю никакого вреда действительно можно утверждать что, из каких бы побуждений он ни стремился служить ему, но под внезапным стрессом самозащиты он не сделал ему ничего. Неожиданное незнание королем своего поручения, честное поспешное рвение Герберта, вспыльчивость борзого Бориса вынудили его совершить поступок, совершенно не соответствующий его интересам. Вся его вина заключалась в том, что он предпочел смерть короля своей собственной-преступление, возможно, присущее большинству людей, но едва ли заслуживающее места в списке Руперта. Все это я могу признать сейчас, но в ту ночь, когда перед нами лежало мертвое тело, когда история, жалобно рассказанная запинающимся Гербертом, была еще не закончена. голос был свеж в наших ушах, трудно было позволить себе такое смягчение. Наши сердца взывали к мести, хотя сами мы больше не служили королю. Нет, вполне может быть, что мы надеялись заглушить упрек собственной совести более громким криком против чужого греха или желали предложить какое-нибудь запоздалое пустое искупление нашему умершему господину, быстро свершив правосудие над человеком, убившим его. Я не могу сказать в полной мере, что чувствовали другие, но во мне, по крайней мере , доминирующим импульсом было не терять ни минуты на то, чтобы объявить о преступлении и поднять всю страну в погоню Руперта, чтобы каждый человек в Руритании бросил свою работу, свое удовольствие или свою постель и сделал своей заботой захват графа Хентцау, живого или мертвого. Помню, я подошел к тому месту, где сидел Зант, и, схватив его за руку, сказал::

- Мы должны поднять тревогу. Если вы поедете в Зенду, я начну с вас. Стрельзау.”

- Тревога? - спросил он, глядя на меня и дергая себя за усы.

- Да, когда новость станет известна, все люди в королевстве будут искать его, и он не сможет убежать.”

“Чтобы его схватили? - спросил констебль.

- Да, определенно,” - воскликнул я, разгоряченный волнением и эмоциями. Зант взглянул на слугу мистера Рассендилла. Яков с моей помощью поднял тело короля на кровать и помог раненому лесничему добраться до ложа. Теперь он стоял рядом с констеблем в своей обычной ненавязчивой готовности. Он ничего не сказал, но я увидел понимание в его глазах , когда он кивнул полковнику Занту. Они хорошо подходили друг другу, эта пара, их трудно было сдвинуть с места, их трудно было встряхнуть, их нельзя было отвратить от цели, которая была у них в голове, и от дела, которое лежало в их руках.

- Да, скорее всего, его схватят или убьют, - сказал Зант.

- Тогда давай сделаем это!” - воскликнул я.

“С письмом королевы,” сказал полковник Зант.

Я совсем забыл.

- Шкатулка у нас, письмо у него,” сказал Зант.

Я мог бы рассмеяться даже в этот момент. Он оставил шкатулку (то ли от спешки , то ли по неосторожности, то ли по злому умыслу, мы не могли сказать), но письмо было при нем. Взятый живым, он использовал бы это мощное оружие, чтобы спасти свою жизнь или удовлетворить свой гнев; если бы оно было найдено на его теле, его доказательства говорили бы громко и ясно всему миру. И снова он был защищен своим преступлением: пока у него было письмо, он должен был оставаться неприкосновенным от любого нападения , кроме наших собственных рук. Мы желали его смерти, но мы должны быть его телохранителями и умереть, защищая его , а не позволить кому-либо, кроме нас, напасть на него. Нельзя использовать открытые средства и искать союзников. Все это пронеслось у меня в голове при словах Занта, и Я увидел то, чего никогда не забывали констебль и Джеймс. Но что делать, я не видел. Ибо король Руритании лежал мертвый.

С момента нашей находки прошел час, а то и больше , и было уже около полуночи. Если бы все прошло хорошо, мы были бы уже далеко на обратном пути к замку; к этому времени Руперт , должно быть, был уже далеко от того места, где он убил короля.; мистер Рассендилл уже ищет своего врага в Стрельзау.

- Но что же нам тогда делать? ” - спросила я, указывая пальцем через дверной проем на кровать.

Зант в последний раз дернул себя за ус, затем скрестил руки на рукояти меча между колен и наклонился вперед.

“Ничего, - сказал он , глядя мне в лицо. - Пока мы не получим письмо, ничего.”

- Но это невозможно!” - воскликнул я.

“Да нет, Фриц, - задумчиво ответил он. - Пока это невозможно; это может стать таковым. Но если мы сумеем поймать Руперта на следующий день или даже в ближайшие два дня, это вполне возможно. Только дайте мне письмо, и я объясню, что вы утаили. Что? Неужели тот факт, что преступления известны, никогда не скрывается из страха насторожить преступника?”

“Вы сможете написать историю, сэр, - вставил Джеймс с серьезным, но ободряющим видом.

- Да, Джеймс, я сумею сочинить историю, или твой хозяин сочинит ее за меня. Но, клянусь Богом, история это или не история, письмо не должно быть найдено. Пусть говорят, что мы сами его убили, если им так хочется. ”

Я схватил его за руку и крепко сжал.

- Ты не сомневаешься, что я с тобой?” Я спросил.

“Ни на минуту, Фриц, - ответил он.

- Тогда как мы можем это сделать?”

Мы подошли ближе друг к другу; Запт и Я сел, а Джеймс склонился над креслом Запта.

Масло в лампе почти кончилось, и свет горел очень тускло. Время от времени бедняга Герберт, для которого наше искусство ничего не могло сделать, издал легкий стон. Мне стыдно вспоминать, как мало мы думали о нем, но великие планы заставляют действующих в них лиц не обращать внимания на человечность; жизнь человека ничего не стоит против очка в игре. Если не считать его стонов, которые становились все слабее и реже, только наши голоса нарушали тишину маленького домика.

“Королева должна знать,” сказал Зант. - Пусть она останется в Зенде и объявит , что король задержится еще на день или два . Тогда ты, Фриц, должен немедленно ехать в замок, а Берненштейн должен как можно скорее добраться до Стрельзау и найти его. Рудольф Рассендилл. Вы трое должны разыскать молодого Руперта и получить от него письмо. Если его нет в городе, вы должны поймать Ришенхейма и заставить его сказать, где он.; мы знаем, что Ришенхейма можно убедить. Если Руперт там, мне не нужно давать никаких советов ни тебе, ни Рудольфу.”

- А ты?”

- Мы с Джеймсом остаемся здесь. Если придет кто-нибудь, кого мы не пустим, значит, король болен. Если пойдут слухи и придут великие люди, они должны войти.”

- Но тело?”

- Сегодня утром, когда ты уйдешь, мы соорудим временную могилу. Осмелюсь сказать, два, - и он ткнул большим пальцем в сторону бедняги. Герберт.

“Или даже, - добавил он с мрачной улыбкой, - три для нашего друга. Борис тоже должен быть вне поля зрения.”

- Ты похоронишь короля?”

- Не так глубоко, но мы можем вытащить его снова, бедняга. Ну что, Фриц, у тебя есть план получше?”

У меня не было никакого плана, и я не был влюблен в план Сапта. И все же он предлагал нам двадцать четыре часа. По крайней мере, на этот раз казалось, что тайну можно сохранить. После этого мы едва ли могли надеяться на успех; после этого мы должны были произвести короля; мертвого или живого, король должен был быть замечен. Но вполне возможно, что еще до того, как закончится передышка, Руперт будет нашим. В общем, что еще можно выбрать? Ибо теперь нам угрожала еще большая опасность , чем та, от которой мы вначале старались уберечься. Тогда самое худшее, чего мы боялись, - это что письмо попадет в руки короля. Этого не может быть. Но было бы еще хуже, если бы его нашли у Руперта, и все королевство, нет, вся Европа узнала бы, что он написан рукой той, которая теперь по праву стала королевой Руритании. Чтобы спасти ее от этого, ни один шанс не был слишком отчаянным, ни один план не был слишком рискованным; да, если, как сказал Зант, мы сами должны были ответить за смерть короля, все же мы должны были идти дальше. Я, из-за чьей небрежности был заложен весь шлейф катастрофы, был последним человеком, который колебался. Честно говоря, я считал , что моя жизнь должна быть оплачена, если от меня этого потребуют. я-моя жизнь и перед всем миром - моя честь.

Итак, план был составлен. Для короля должна была быть вырыта могила; если возникнет необходимость, его тело должно быть положено в нее, и место было выбрано под полом винного погреба. Когда смерть пришла к бедному Герберту, он мог лежать во дворе за домом; для Бориса они задумали место отдыха под деревом, где были привязаны наши лошади. Ничто не удерживало меня, и я поднялся; но когда я поднялся, то услышал, как голос лесника жалобно зовет меня. Несчастный хорошо знал меня и теперь крикнул, чтобы я сел рядом. Я думаю, Зант хотел , чтобы я оставил его, но я не мог отказать ему в его последней просьбе, хотя на это ушло несколько драгоценных минут. Он был очень близок к своему концу, и, сидя рядом с ним, я делал все возможное, чтобы успокоить его. Его мужество было приятно видеть, и я думаю, что мы все наконец обрели новое мужество для нашего предприятия, увидев, как этот скромный человек встретил смерть. По крайней мере, даже констебль перестал выказывать нетерпение и позволил мне остаться , пока я не закрою страдальцу глаза.

Но время шло, и было уже почти пять часов утра, когда я попрощался с ними и сел на лошадь. Они взяли своих лошадей и отвели их в конюшню за сторожкой; я махнул рукой и поскакал обратно в замок. Начинался день, воздух был свеж и чист. Новый свет принес новую надежду; страхи, казалось, исчезли перед ним; мои нервы были натянуты до напряжения и уверенности. Моя лошадь свободно двигалась подо мной и легко несла меня по травянистым аллеям. Трудно было тогда впасть в полное уныние, трудно сомневаться в уме, силе рук или благосклонности фортуны.

Показался замок, и я окликнул его радостным криком, эхом отозвавшимся среди деревьев. Но мгновение спустя я вскрикнул от удивления и немного приподнялся в седле, пристально глядя на вершину башни. Флагшток был обнажен, королевский штандарт, развевавшийся на ветру прошлой ночью, исчез. Но по древнему обычаю флаг развевался на башне, когда король или королева находились в замке. Он больше не будет летать для Рудольфа V; но почему он не провозгласил и не почтил присутствие королевы Флавии? Я сел в седло и пришпорил коня. о его скорости. Судьба жестоко ударила нас, но теперь я боялся еще одного удара.

Еще через четверть часа я был у двери. Выбежал слуга, и я неторопливо и легко спешился. Сняв перчатки, я отряхнул ими сапоги, повернулся к конюху и велел ему взглянуть на лошадь, а потом сказал лакею:

- Как только королева оденется, узнай, может ли она меня видеть. У меня послание от его Величества.”

Молодой человек выглядел несколько озадаченным, но в этот моментна пороге появился Герман, королевский мажордом .

“Разве констебль не с вами, милорд?” он спросил.

- Нет, констебль остается в сторожке с королем, - сказал я небрежно, хотя был далек от небрежности. - У меня послание для ее величества, Германн. Узнай у некоторых женщин, когда она примет меня.”

“Королевы здесь нет,” сказал он. - Действительно, мы весело провели время, милорд. В пять часов она вышла, уже одетая, из своей комнаты, послала за лейтенантом фон Берненштейном и объявила, что собирается выехать из замка. Как вы знаете, почтовый поезд проходит здесь в шесть. - Да, королева, должно быть, только что покинула станцию.”

- А зачем?” - спросила я, пожав плечами в ответ на женскую прихоть. - Ну, для Стрельзау. Она не объяснила причин своего отъезда и взяла с собой только одну даму-лейтенанта фон Берненштейна . Это была, если хотите, суматоха: всех надо было будить и поднимать с постели, готовить экипаж, посылать сообщения на вокзал, и все это было очень трудно. ”

- Она не назвала никаких причин?”

- Никаких, милорд. Она оставила мне письмо к констеблю, которое приказала передать ему в руки, как только он прибудет в замок. Она сказала, что в нем содержится важное послание , которое констебль должен передать королю, и что оно не должно быть доверено никому, кроме Полковник Запт собственной персоной. Удивляюсь, милорд, как вы не заметили, что флаг был спущен.”

“Ну, старик, я не смотрел на замок. Отдай мне письмо.” Для Я видел, что ключ к этой новой загадке должен лежать под обложкой письма Занта. Это письмо я должен сам отнести Запту, причем не теряя времени.

“Отдать вам письмо, милорд? Но, простите, вы не констебль.” Он слегка рассмеялся.

- Да нет же, - сказал я, выдавив улыбку. “Это правда, что я не констебль, но я иду к констеблю. Король приказал мне вернуться к нему , как только я увижу королеву, а поскольку ее величества здесь нет , я вернусь в домик, как только мне оседлают свежую лошадь. А констебль в сторожке. Давай, письмо!”

“Я не могу дать его вам, милорд. Приказ Ее величества был положительным.”

- Чепуха! Если бы она знала Если бы пришел я, а не констебль, она велела бы мне отнести его ему.”

- Не знаю, милорд: ее приказы были ясны, и она не любит, когда ей не подчиняются.”

Конюх увел лошадь, лакей исчез, мы с Германом остались одни. “Отдай мне письмо,-сказал я и понял , что мое самообладание не выдержало, и в моем голосе явственно слышалось нетерпение. Это было ясно, и Германн встревожился. Он отшатнулся, хлопнув ладонью по груди своего зашнурованного сюртука. Этот жест выдал, где находится письмо; я был вне благоразумия; я прыгнул на него и вырвал его руку, схватив его за горло другой рукой. Нырнув в карман, я достал письмо. Потом я вдруг отпустил его, потому что глаза у него вылезли из орбит. Я достал пару золотых монет и отдал ему.

“Это срочно, дурак, - сказал я. - Попридержи язык.” И не дожидаясь изучения его изумленного красного лица, Я повернулся и побежал к конюшне. Через пять минут я уже сидел на свежей лошади, через шесть был уже далеко от замка и мчался назад, к охотничьему домику. Даже сейчас Герман помнит , как я его схватил, хотя, без сомнения, он уже давно истратил золотые монеты.

Когда я добрался до конца этого второго путешествия, я пришел на похороны Бориса. Джеймс как раз похлопывал мотыгой по земле под деревом , когда я подъехал; Зант стоял рядом, покуривая трубку. Сапоги обоих были в пятнах и липкой грязи. Я соскочил с седла и выпалил свою новость. Констебль с проклятием схватил письмо; Джеймс тщательно выровнял землю ; я не помню, чтобы делал что-нибудь , кроме как вытирал лоб и чувствовал себя очень голодным.

“Боже мой, она пошла за ним! - сказал Зант, читая. Затем он протянул мне письмо.

Я не буду излагать то, что написала королева. Нам, не разделявшим ее чувств, этот намек показался действительно трогательным и трогательным, но в конце концов (говоря откровенно) глупым. Она сказала, что пыталась вынести свое пребывание в Зенде, но это сводило ее с ума. Она не могла успокоиться; она не знала, как у нас дела, как у тех, кто в Стрельзау; несколько часов она лежала без сна, а потом, наконец , заснув, увидела сон.

- Мне уже снился один и тот же сон. Теперь оно пришло снова. Я видела его так ясно. Он казался мне королем, и его называли королем. Но он не ответил и не пошевелился. Он казался мертвым; и я не мог успокоиться.” Так она писала, постоянно извиняясь, постоянно повторяя, как что-то влекло ее в Стрельзау, говоря, что она должна ехать, если хочет снова увидеть “того, кого ты знаешь” живым. - И я должна увидеть его, ах, я должна увидеть его! Если письмо было у короля, я уже разорен . Если нет, скажите ему, что вы хотите или что вы можете придумать. Я должен идти. Это случилось во второй раз, и все было так ясно. Я видел его; Говорю вам, я его видел. Ах, я должна увидеть его снова. Клянусь, я увижу его только один раз. Он в опасности Я знаю он в опасности; или что означает этот сон? Берненштейн пойдет со мной, и я его увижу. Прости, прости меня: я не могу остаться, сон был такой ясный.” Так она закончила, бедная леди, наполовину обезумевшая от видений, которые ее собственный беспокойный мозг и опустошенное сердце вызвали, чтобы мучить ее. Я не знал, что она уже рассказывала самому мистеру Рассендиллу об этом странном сне, хотя и не придавал значения подобным вещам, полагая, что мы сами делаем свое дело. сны, порождающие из страхов и надежд сегодняшнего дня то, что, кажется, приходит ночью под видом таинственного откровения. Однако есть вещи, которые человек не может понять, и я не претендую на то, чтобы измерять умом пути Божьи.

Однако нас волновало не то, почему королева уехала, а то, что она уехала. Мы вернулись в дом, и Джеймс, вспомнив, что люди должны есть, хотя короли умирают, приготовил нам завтрак. На самом деле, я очень нуждался в пище, будучи совершенно измученным; и они, после их трудов, были едва ли меньше. утомленный. За едой мы разговаривали, и нам стало ясно , что я тоже должен ехать в Стрельзау. Там, в городе, должна разыграться драма. Там был Рудольф, там Ришенхайм, там, по всей вероятности Руперт из Хентцау, теперь там королева. И об этом знал только Руперт, а может быть, и Ришенхайм. что король мертв, и как события прошлой ночи сложились под неотразимой рукой своенравной фортуны. Король мирно лежал на своем ложе, его могила была вырыта; Зант и Яков хранили эту тайну с торжественной верой и готовностью жить. В Стрельзау Я должен пойти сказать королеве, что она овдовела, и нацелить удар в сердце юного Руперта.

В девять утра я вышел из сторожки. Я должен был ехать в Хофбау и там ждать поезда, который доставит меня в столицу. Из Хофбау я мог бы послать сообщение, но сообщение должно было возвещать только о моем собственном прибытии, а не о новостях, которые я нес. Занту, благодаря шифру, я мог послать весточку в любое время, и он велел мне спросить мистера Рассендила, должен ли он прийти к нам на помощь или остаться на месте.

“День должен решить все , - сказал он. - Мы не можем долго скрывать смерть короля. Ради Бога , Фриц, покончи с этим молодым негодяем и получи письмо.”

Поэтому, не теряя времени на прощание, я отправился в путь. К десяти часам я был уже в Хофбау, потому что скакал яростно. Оттуда я послал в Берненштейн во дворец известие о моем приезде. Но там меня задержали. В течение часа поезда не было.

- Я поеду верхом, - крикнул я себе, но тут же вспомнил, что если поеду верхом, то конец моего путешествия наступит гораздо позже. Оставалось только ждать, и можно себе представить, в каком настроении я ждал. Каждая минута казалась мне часом, и я до сих пор не знаю, как прошел этот час. Я ел, я пил., Я курил, ходил, сидел и стоял. Начальник станции знал меня и думал, что я сошел с ума, пока я не сказал ему , что везу самые важные депеши от короля и что задержка угрожает большим интересам. Тогда он проникся сочувствием, но что он мог поделать? На придорожной станции не было специального поезда: Я должен ждать; и ждать, так или иначе, и не вышибая себе мозгов, я ждал.

Наконец я оказался в поезде; теперь мы действительно тронулись, и я подошел ближе. Через час бега я увидел город. Затем, к моему невыразимому гневу, нас остановили и ждали неподвижно минут двадцать или полчаса. Наконец мы снова тронулись в путь; если бы не мы, я бы выскочил из машины и побежал, потому что сидеть дольше-это свело бы меня с ума. Теперь мы вошли на станцию. С огромным усилием я успокоился. Я откинулся на спинку сиденья; когда мы остановились, я сидел, пока носильщик не открыл дверь. С ленивой неторопливостью я велел ему поймать мне извозчика и последовал за ним через вокзал. Он придержал для меня дверь и, подав ему свой douceur, сказал:, Я поставил ногу на ступеньку.

“Скажи ему, чтобы ехал во дворец, - сказал я, “и побыстрее. Я уже опаздываю из- за этого проклятого поезда.”

“Старая кобыла скоро отвезет вас туда, сэр, - сказал кучер. Я вскочил. Но в этот момент я увидел на платформе человека, который махал мне рукой и спешил ко мне. Извозчик тоже увидел его и стал ждать. Я не осмелился сказать ему, чтобы он ехал дальше, потому что боялся выдать свою неуместную поспешность, и было бы странно не уделить ни минуты кузену моей жены, Антону фон Строфцину. Он подошел, протягивая руку в изящной перчатке из жемчужно-серого козленка, ибо молодой Антон был предводителем стрельзауских денди.

“Ах, мой дорогой Фриц! - Я рад, что не состою при дворе. Как вы все ужасно активны! Я думал, ты поселился в Зенде на месяц?”

“Королева внезапно передумала , - сказал я, улыбаясь. - Леди , как вам хорошо известно, знают о них все.”

Мой комплимент или намек вызвал у него довольную улыбку и галантное покручивание усов.

“Ну, я думал, что ты скоро придешь, - сказал он, - но не знал, что приехала королева.”

- А ты нет? - Тогда зачем вы меня искали?”

Он слегка приоткрыл глаза в томном, элегантном удивлении. - О, я предполагала, что ты будешь на дежурстве или что-то в этом роде, и тебе придется прийти. Разве ты не присутствуешь?”

“На королеве? Нет, не сейчас.”

- Но на короля?”

“Да, конечно, - сказал я, и Я наклонился вперед. - По крайней мере, теперь я занят делами короля.”

“Вот именно,” сказал он. - Так я и думал, что ты придешь, как только узнал, что король здесь.”

Может быть, мне следовало сохранить самообладание. Но я не Сапт и не Рудольф Рассендилл.

- Король здесь?” - ахнула я, хватая его за руку.

"конечно. Ты не знал? Да, он в городе.”

Но я больше не обращал на него внимания. С минуту я не мог говорить, потом крикнул извозчику::

- Во дворец. И гони как дьявол!”

Мы бросились прочь, оставив Антона с открытым от удивления ртом. Что касается меня, то я в ужасе откинулась на подушки . Король лежал мертвый в охотничьем домике, но король был в своей столице!

Конечно, правда вскоре промелькнула у меня в голове, но утешения это не принесло. Рудольф Рассендиль был в Стрельзау. Его кто-то видел и принял за короля. Но утешение? Какое утешение теперь, когда король мертв и никогда не сможет прийти на помощь своему поддельному?

На самом деле, правда была хуже, чем Я зачал. Знай я все это, я, возможно, поддался бы отчаянию. Ибо не по случайному, неопределенному виду прохожего, не по простому слуху , который можно было бы решительно опровергнуть, не по свидетельству одного или двух, было известно о присутствии короля в городе. В тот день, по свидетельству толпы людей, по его собственному заявлению и его собственному голосу, да и по согласию самой королевы, мистер Рассендил был принят за короля в Стрельзау, в то время как ни он, ни королева Флавия не знали, что король умер. Теперь я должен рассказать о странном и извращенном последовательность событий, которые заставили их использовать столь опасный ресурс и столкнуться с такой огромной опасностью. И все же, как бы велик и опасен ни был риск , даже когда они отваживались на него, в свете того, чего они не знали, он был еще более страшным и фатальным.


Рецензии