Глава 16 - толпа на кенигштрассе

ГЛАВА 16 - ТОЛПА НА КЕНИГШТРАССЕ, Руперта из Хентцау,-книга Энтони Хоуп.

     Проект, возникший в мыслях слуги мистера Рассендиля и воспламенивший дерзкий ум Занта, как искра зажигает сухую стружку, смутно представлялся многим из нас в Стрельзау. Мы действительно не хладнокровно лицо и план его, как маленького слуга, не сочтется она сразу с рвением, убедиться в его необходимости, как констебль Зенды; но это было там в моей голове, иногда полагая как страх, иногда-надежда, сейчас кажущейся один вещь, которую следует избегать, опять же единственный ресурс, в отношении более катастрофическая проблема. Я знал, что он находится внутри. Мысли Берненштейна не меньше моих собственных; потому что ни один из нас не мог придумать никакого разумного плана, с помощью которого живого короля, который , как теперь знала половина Стрельзау, находился в городе, можно было бы похитить, а мертвого короля поставить на его место. Перемена могла произойти, как казалось, только одним способом и одной ценой: надо было сказать правду или большую ее часть , и каждый язык должен был болтать сплетнями и догадками о Рудольфе Рассендиле и его отношениях с королевой. Кто что знает мужчины и женщины не отшатнулись бы от этой альтернативы? Принять его означало подвергнуть королеву всей или почти всей опасности, которой она подверглась из-за потери письма. Мы действительно предполагали, под влиянием непоколебимой самоуверенности Рудольфа, что письмо будет отвоевано, а рот Руперта Хентцау заткнут; но оставалось достаточно материала для жадных разговоров и предположений, не сдерживаемых уважением или милосердием. Поэтому, хотя мы и были живы к его трудностям и его бесконечным рискам, мы все же представляли себе эту вещь как возможную, имели ее в своем распоряжении. и намекали на это друг другу: моя жена-мне, я-Берненштейну, а он-мне быстрыми взглядами и полусказанными фразами, которые заявляли о его присутствии, избегая открытого признания в нем. За саму королеву я не могу говорить. Ее мысли, насколько я мог судить, были связаны страстным желанием снова увидеть мистера Рассендила и сосредоточились на визите, который он обещал как горизонт надежды. Рудольфу мы не осмелились открыть ни слова о той роли, которую он должен был играть в нашем воображении: если бы он принял ее, то это было бы его собственным поступком, потому что судьба, о которой говорил старый Зант, вела его., и ни на какие наши уговоры. Как он и сказал, он оставил все остальное и сосредоточил все свои усилия на ближайшей задаче, которая выпала на его долю, на задаче, которая должна была быть выполнена в грязном старом доме на Кенигштрассе. Мы и в самом деле сознавали, что даже смерть Руперта не спасет тайну. Ришенхайм, хотя и был в данный момент пленником и беспомощным, был жив , и его нельзя было мучить вечно; Бауэр был неизвестно где, он был свободен действовать и говорить. И все же в глубине души мы не боялись никого, кроме Руперта и сомнений. дело было не столько в том, можем ли мы это сделать, сколько в том, должны ли. Ибо в минуты волнения и сильного чувства человек освещает препятствия, которые кажутся достаточно большими, когда он обращает на них задумчивый взгляд в тишине послезавтра.

Послание от имени короля убедило большую часть праздной толпы неохотно разойтись. Сам Рудольф сел в один из моих экипажей и уехал. Он направился не к Кенигштрассе, а в противоположном направлении.: Я предположил, что он намеревался приблизиться к месту назначения кружным путем, надеясь добраться туда, не привлекая внимания. Карета королевы все еще стояла перед моей дверью, так как было условлено, что она отправится во дворец и там будет ждать известий. Мы с женой должны были сопровождать ее, и я подошел к ней, где она сидела одна, и спросил, не здесь ли она. ей доставляло удовольствие начать немедленно. Она была задумчива , но спокойна. Она выслушала меня, потом встала и сказала:” -А где же граф Люзау-Ришенгейм? - спросила она вдруг. - Где же граф Люзау-Ришенгейм?”

Я рассказал ей, как Берненштейн охранял графа в комнате в задней части дома. Она, казалось, на мгновение задумалась, потом сказала:

- Я увижусь с ним. Иди и приведи его ко мне. Вы должны быть здесь, пока я с ним разговариваю, но больше никого.”

Я не знал, что она задумала, но не видел причин противиться ее желаниям и был рад найти для нее какое-нибудь средство использовать это время ожидания. Я повиновался ее приказам и принес Ришенгейм ей. Он последовал за мной медленно и неохотно; его неустойчивый ум снова перескочил от опрометчивости к унынию; он был бледен и встревожен, и, когда он очутился в ее присутствии, бравада его поведения, поддерживаемая перед Берненштейном, уступила место стыдливой угрюмости. Он не мог смотреть в ее серьезные глаза, устремленные на него.

Я отошел в дальний конец комнаты, но она была маленькая, и я слышал все, что происходило. Я держал револьвер наготове, чтобы прикрывать Ришенгейма на случай , если он попытается вырваться на свободу. Но это было уже в прошлом: присутствие Руперта было тонизирующим средством, которое заставляло его напрягаться и верить в себя, но сила последней дозы исчезла, и человек снова погрузился в свою естественную нерешительность.

“Милорд, - мягко начала она, жестом приглашая его сесть, - я хотела поговорить с вами, потому что не хочу, чтобы джентльмен вашего ранга думал слишком плохо о своей королеве. Небеса пожелали, чтобы моя тайна не была для вас тайной, и потому я могу говорить откровенно. Вы можете сказать , что мой собственный стыд должен заставить меня замолчать; я говорю, чтобы уменьшить свой стыд в ваших глазах, если могу.”

Ришенхайм поднял на нее унылый взгляд, не понимая ее настроения. Он ожидал упреков и встретил тихие извинения.

- И все же, - продолжала она, - это из-за меня король лежит теперь мертвый, и верный, скромный человек, попавший в сети моего несчастного состояния, отдал за меня свою жизнь, хотя и не знал этого. Пока мы разговариваем, может случиться, что один джентльмен, еще не слишком старый , чтобы научиться благородству, будет убит в моей ссоре, а другой, которого я один из всех, кто его знает, не могу похвалить, легко отдаст свою жизнь за меня. А для вас, милорд, я поступила неправильно, прикрывая жестокий поступок каким-то предлогом, заставляя вас казаться служащей королю в исполнении моего наказания.”

Глаза Ришенхейма опустились на землю, и он нервно заламывал руки -одну о другую. Я убрал руку с револьвера: теперь он не шевелился.

“Я не знаю, - продолжала она теперь почти мечтательно, как будто говорила больше сама с собой, чем с ним, или даже забыла о его присутствии, - какой цели, по совету Небес , послужило мое великое несчастье. Может быть, я, занимающая место выше большинства женщин, тоже должна быть судима выше большинства; и в этом испытании я потерпела неудачу. И все же, когда Я взвешиваю свои страдания и искушения, и на мой человеческий взгляд кажется, что я не сильно ошибся. Мое сердце еще не смирилось, Божье дело еще не сделано. Но вина крови лежит на моей душе даже лицо моей дорогой любви я вижу теперь только насквозь его алый туман; так что, если бы то, что казалось моей совершенной радостью, было теперь даровано мне, оно пришло бы испорченным, испачканным и пятнистым.”

Она замолчала, снова устремив на него взгляд, но он не произнес ни слова и не пошевелился.

“Ты знал мой грех, - сказала она, - грех, столь великий в моем сердце, и ты знал, как мало мои поступки уступали ему. Неужели ты думал, мой господин, что грех не имеет наказания, что ты взял его в свои руки, чтобы добавить стыда к моим страданиям? Неужели Небо так великодушно, что люди должны умерять его снисходительность своей суровостью? И все же я знаю, что из-за того, что я был неправ, ты, будучи неправым, мог бы казаться себе не таким уж неправым и, помогая своему родственнику, мог бы утверждать , что служил чести короля. Таким образом, мой господин, я был причиной в тебе поступка, который твое сердце не могло ни приветствовать, ни похвалить твою честь. Я благодарю Бога, что ты больше не страдаешь от этого.”

Ришенгейм начал бормотать низким хриплым голосом, все еще опустив глаза: “Руперт убедил меня. Он сказал, что король будет очень благодарен и даст мне ... - Голос его замер, и он снова замолчал, скручивая руки.

“Знаю, знаю, - сказала она. - Но вы не стали бы слушать мои уговоры, если бы моя вина не ослепила вас.”

Она вдруг повернулась ко мне, стоявшему все это время в стороне, и протянула ко мне руки, глаза ее наполнились слезами.

“И все же, - сказала она, - твоя жена знает и все еще любит меня, Фриц.”

- Она не была бы моей женой, если бы не любила, - воскликнул я. “Для Я и все мои не прошу ничего лучшего, чем умереть за тебя. Величество.”

“Она знает и все же любит меня,” повторила королева. Мне нравилось видеть , что она, казалось, находила утешение в любви Хельги. Это женщины, к которым обращаются женщины, и женщины, которых женщины боятся.

- Но Хельга не пишет писем, - сказала королева.

“Да нет же,” сказал я, и Я мрачно улыбнулся. Ну, Рудольф Рассендилл никогда не ухаживал за моей женой.

Она встала и сказала: “Пойдем во дворец.”

Когда она поднялась, Ришенхайм сделал быстрый импульсивный шаг к ней.

“Ну, милорд, - сказала она, поворачиваясь к нему, - вы тоже пойдете со мной?”

“Лейтенант фон Берненштейн позаботится, - начал я. Но Я остановился. Малейший жест ее руки заставил меня замолчать.

“Вы пойдете со мной?” снова спросила она Ришенхейма.

“Мадам,” пробормотал он, - Мадам ... ”

Она ждала. Я тоже ждал, хотя терпения у меня не было.
Внезапно он упал на колени, но не осмелился взять ее за руку.
Она сама подошла и протянула его ему, печально сказав:
- Ах, если бы, прощая, я мог заслужить прощение!”

Ришенгейм схватил ее руку и поцеловал.

“Это был не я,” услышал я его бормотание. - Руперт натравил меня, и я не смогла устоять против него.”

- Ты пойдешь со мной во дворец? - спросила она, убирая руку, но улыбаясь.

“Граф Люзау-Ришенхайм,” Я осмелился заметить: “Знает кое-что , чего не знает большинство людей, мадам”. - Она повернулась ко мне с достоинством, почти с неудовольствием.

“Графу Люцау-Ришенхейму можно доверить молчание,” сказала она. - Мы просим его ничего не предпринимать против своего кузена. Мы просим только его молчания.”

“Да, - сказал я, превозмогая ее гнев, - но какая у нас будет безопасность?”

- Его честное слово, милорд.” Я знал, что упрек моей самонадеянности заключался в том, что она называла меня “милорд”, потому что, за исключением официальных случаев, она всегда называла меня Фрицем.

- Его честное слово!” - проворчал я. - По правде говоря, мадам. ”

“Он прав, - сказал Ришенхайм.; - он прав.”

“Нет, он ошибается, - сказала королева, улыбаясь. - Граф сдержит данное мне слово.”

Ришенгейм посмотрел на нее и, казалось , хотел обратиться к ней, но потом повернулся ко мне и тихо сказал::

“Клянусь Небом, я так и сделаю, Тарленхейм. Я буду служить ей во всем ”

“Милорд, - сказала она очень милостиво и вместе с тем очень печально, - вы облегчаете мне бремя своей помощью не меньше, чем потому, что Я больше не чувствую, что твоя честь запятнана во мне. Пойдем, пойдем во дворец.” И она пошла к нему, говоря: “Мы пойдем вместе.”

Ничего не оставалось, как довериться ему. Я знал, что не смогу обратить ее.

- Тогда я посмотрю, готова ли карета, - сказал я.

“Да, Фриц, - сказала королева. Но когда я проходил мимо, она остановила меня на мгновение, сказав шепотом :”

Я подошел и протянул ему руку. Он взял ее и нажал.

“Клянусь честью,” сказал он.

Потом я вышел и увидел Берненштейна , сидящего на скамейке в холле. Лейтенант был прилежным и внимательным молодым человеком; казалось , он внимательно изучал свой револьвер.

- Можете это убрать, - сказал я довольно раздраженно, хотя мне и не хотелось пожимать руку Ришенхейму. - Он больше не пленник. Теперь он один из нас.”

“Черт бы его побрал! Берненштейн вскочил на ноги.

Я вкратце рассказал ему, что произошло и как королева добилась, чтобы Руперт стал ее слугой.

“Я полагаю, он будет придерживаться этого, - закончил я; и я думал, что он будет, хотя Я не стремился к его помощи.

В глазах Берненштейна блеснул огонек, и я почувствовал дрожь в руке, которую он положил мне на плечо.

“Значит, остался только Бауэр , - прошептал он. - Если Ришенхайм с нами, то только Бауэр!”

Я прекрасно понимал, что он имеет в виду. Пока Ришенгейм молчал, Бауэр был единственным человеком, кроме Сам Руперт, знавший правду, единственный человек, угрожавший этому великому плану, который все больше и больше наполнял наши мысли и все сильнее притягивал нас, по мере того как все препятствия на его пути, казалось , исчезали. Но я бы не стал смотреть на Берненштейн, боясь признать даже моими глазами , как мой разум подпрыгнул вместе с его. Он был смелее или менее щепетилен, как вам будет угодно.

- Да, если мы сумеем заткнуть Бауэру рот.” он продолжал:

- Королева ждет карету.,” - резко перебил я.

“Ах да, конечно, карета, - и он повернул меня так, что я вынуждена была посмотреть ему в лицо. Потом он улыбнулся и даже слегка рассмеялся.

“Теперь только Бауэр! - сказал он.

“И Руперт,” кисло заметила я.

- О, Руперт уже мертв , - усмехнулся он и, выйдя из зала, объявил слугам о приближении королевы. Надо сказать, что молодой Берненштейн был веселым товарищем по заговору. Его невозмутимость почти соответствовала хладнокровию Рудольфа; я не мог соперничать с ним сам.

Я поехал во дворец с королевой и моей женой, остальные двое следовали за мной во второй карете. Не знаю, что они говорили друг другу по дороге, но Берненштейн был достаточно вежлив со своим спутником , когда я присоединился к ним. Главным оратором у нас была моя жена: она восполнила, судя по тому, что рассказал ей Рудольф, пробелы в наших знаниях о том, как он провел ночь в Стрельзау, и к тому времени, когда мы прибыли, мы были полностью информированы во всех подробностях. Королева говорила мало. Импульс, который продиктовал ее обращение к Ришенхейму и заставил ее пройти через него, казалось, угас; она стала снова подвержен страхам и опасениям. Я видел ее беспокойство, когда она вдруг протянула руку и коснулась моей, шепча::

- Он, должно быть, уже в доме.”

Наш путь лежал не мимо дома, и мы пришли во дворец без каких-либо известий о нашем отсутствующем начальнике (так я называю его так мы все, от самой королевы, тогда смотрели на него). Она больше не заговаривала о нем, но глаза ее, казалось , следили за мной, как будто она молча просила меня о какой-то услуге; что это было, я не мог понять. Берненштейн исчез, и раскаявшийся граф вместе с ним; зная, что они вместе, я не испытывал беспокойства; Берненштейн проследит, чтобы его спутник не замышлял предательства. Но я был озадачен молчаливым обращением королевы. И я был самим собой горит в ожидании новостей с Кенигштрассе. Прошло уже два часа с тех пор, как Рудольф Рассендиль покинул нас, и от него не было никаких вестей. Наконец Я больше не мог этого выносить. Королева сидела , держа за руку мою жену; я сидел в другом конце комнаты, так как думал, что они захотят поговорить друг с другом, но я не видел, чтобы они обменялись хоть словом. Я резко встал и подошел к ним.

- Вам нужно мое присутствие, мадам, или вы позволите мне отлучиться на некоторое время?” Я спросил.

- Куда ты хочешь пойти, Фриц?” - спросила королева, слегка вздрогнув, как будто я внезапно прочитал ее мысли.

“На Кенигштрассе,” сказал я.

К моему удивлению, она встала и взяла меня за руку.

- Благослови тебя Бог, Фриц!” - воскликнула она. - Не думаю, что смогла бы вынести это дольше. Но я бы не стал просить тебя уйти. Но ступай, мой дорогой друг, ступай и принеси мне новости о нем. О, Фриц, мне опять снится этот сон!”

Моя жена посмотрела на меня с храброй улыбкой и дрожащими губами.

- Пойдешь в дом, Фриц?” она спросила.

“Нет, если только я не вижу в этом необходимости, дорогая, - сказал я.

Она подошла и поцеловала меня. “Иди, если тебя хотят, - сказала она. И она попыталась улыбнуться королеве, как будто добровольно рисковала мной.

- Я могла бы стать такой женой, Фриц, - прошептала королева. “Да, Я мог бы.”

Мне нечего было сказать; в данный момент Если бы я это сделал, то, возможно, не смог бы сказать. В беспомощном мужестве женщин есть что-то такое, что заставляет меня чувствовать себя мягким. Мы можем работать и бороться; они сидят и ждут. И все же они не дрогнули. Теперь я знаю, что если бы мне пришлось сидеть и думать об этом, я бы превратился в пса.

Ну, я и ушел, оставив их там вдвоем. Вместо мундира я надел штатское и сунул револьвер в карман пальто. Подготовившись таким образом, я выскользнул из дома и пешком направился на Кенигштрассе.

Уже давно перевалило за полдень, но многие обедали, и улицы были не полны. Два или три человека узнали меня, но я прошел мимо почти незамеченным. Не было никаких признаков волнения или волнения, и флаги все еще высоко развевались на ветру. Зант хранил свою тайну; люди Стрельзау все еще думали, что их король жив и находится среди них. Я боялся, что приход Рудольфа будет замечен, и ожидал увидеть толпу людей возле дома. Но когда я добрался до него, там было не больше десяти или дюжины бездельников . Я принялся расхаживать взад и вперед. с самым небрежным видом, на какой только был способен.

Вскоре, однако, произошла перемена. Рабочие и деловые люди, покончив с едой, начали выходить из своих домов и из ресторанов. Мокасины перед N разговаривали со многими из них. Некоторые говорили: “В самом деле?” они покачали головами, улыбнулись и пошли дальше: у них не было времени на то, чтобы смотреть на короля. Но многие ждали; закуривая сигары, сигареты или трубки, они стояли и болтали друг с другом, время от времени поглядывая на часы , чтобы не злоупотреблять своим досугом. Таким образом, собрание выросло до двухсот человек. Я остановился, потому что тротуар был пуст. слишком многолюдно, и повисли на задворках толпы. Стоя там с сигарой во рту, я почувствовал на своем плече чью-то руку. Обернувшись, я увидел лейтенанта. Он был в форме. Рядом с ним стоял Ришенхайм.

“Вы ведь тоже здесь? - спросил я. - Ну, кажется, ничего не происходит, не так ли?”

Ибо N не подавал никаких признаков жизни. Ставни были подняты, дверь закрыта; маленький магазинчик в этот день не работал.

Берненштейн с улыбкой покачал головой . Его спутник не обратил внимания на мое замечание.; он был явно в сильном волнении и не сводил глаз с двери дома. Я уже собирался обратиться к нему, как вдруг мое внимание было полностью отвлечено мельком мелькнувшей на плечах прохожих головой.

На парне, которого я видел, была коричневая широкополая шляпа. Шляпа была низко надвинута на лоб, но, тем не менее, под ее ободком виднелась белая повязка. Лица я не видел, но череп в форме пули показался мне очень знакомым. С самого начала я был уверен, что забинтованный человек-Бауэр. Ничего не сказав Берненштейну, я начал красться в толпе. Когда я шел, я услышал, как кто -то сказал, что все это чепуха; короля там не было.: что делать королю в таком доме? Ответом была ссылка на одного из первых бездельников; он ответил: что он не знает, что, черт возьми, там делает король, но что король или его двойник, конечно, вошли и, конечно же, еще не вышли. Я хотел бы представиться им и убедить их уйти, но мое присутствие перевесило бы мои заявления и было бы воспринято как верный признак того, что король в доме. Поэтому я держался в стороне и незаметно пробирался к забинтованной голове. Очевидно, рана Бауэра была не настолько серьезной, чтобы помешать ему покинуть лазарет, куда его доставила полиция.: теперь он, как и я, ждал вопроса о визите Рудольфа в дом на Кенигштрассе.

Он не видел меня, потому что смотрел на N так же пристально, как и Ришенгейм. Очевидно , ни один из них не заметил другого, иначе Ришенхайм выказал бы некоторое смущение, а Бауэр-некоторое возбуждение. Я быстро пробрался к своему бывшему слуге. Мой разум был полон мыслей о том, чтобы добраться до него. Я не мог забыть замечание Берненштейна: “Только Бауэр сейчас!” Если бы я мог обезопасить Бауэра, мы были бы в безопасности. В безопасности в чем? Я не отвечал сам себе, но старая мысль работала во мне. В безопасности в нашей тайне и в безопасности в нашем плане, в плане, по которому мы все, мы здесь, в городе, и те двое в охотничий домик, настроил наши умы! Смерть Бауэра, пленение Бауэра, молчание Бауэра, как бы оно ни было обеспечено, устранят с его пути величайшую помеху.

Бауэр пристально смотрел на дом; Я осторожно подкрался к нему сзади. Рука его лежала в кармане брюк, там, где изгиб локтя заканчивался промежутком между рукой и телом. Я просунула левую руку и крепко зацепила его. Он обернулся и увидел меня.

“Вот мы и встретились снова, Бауэр, - сказал я.

На мгновение он остолбенел и тупо уставился на меня.

- Ты тоже надеешься увидеть короля?” Я спросил.

Он начал приходить в себя. Медленная, хитрая улыбка расплылась по его лицу.

- Король?” он спросил.

- Ну, он ведь в Стрельзау, не так ли? Кто нанес тебе рану на голове?”

Бауэр сделал движение рукой, как будто хотел вырвать ее у меня. Он обнаружил, что его крепко держат.

- Где моя сумка?” Я спросил.

Не знаю, что бы он ответил, потому что в этот момент из-за закрытой двери дома послышался какой-то звук. Как будто кто-то быстро и нетерпеливо бежал к двери. Затем послышался пронзительный женский голос, но резкий и грубый. В ответ раздался сердитый крик с девичьей интонацией. Полный нетерпения, я вырвал руку из руки Бауэра и бросился вперед. Я услышал его смешок и , обернувшись, увидел, как его забинтованная голова быстро удаляется по улице. У меня не было времени посмотреть на него, потому что теперь я увидел двух мужчин, стоящих плечом к плечу., пробираясь сквозь толпу, не обращая ни на кого внимания и не обращая внимания на брань и увещевания. Это были лейтенант и Rischenheim. Без малейшего колебания Я настроил себя на то, чтобы протолкнуться и пробиться сквозь толпу, думая присоединиться к ним впереди. Они пошли дальше, и я пошел дальше. Все уступало место перед нами с угрюмой неохотой или испуганной готовностью. Мы втроем стояли в первом ряду толпы, когда дверь дома распахнулась и из нее выбежала девушка. Ее волосы были растрепаны, лицо бледно, а глаза полны тревоги. Она стояла на пороге и смотрела прямо перед собой. толпа, которая в одно мгновение выросла, как по волшебству , в три раза по сравнению с прежней, и, мало понимая , что она делает, она кричала в нетерпеливых акцентах чистого ужаса.:

- Помогите, помогите! Король! Король!”


Рецензии