Дед Матвей

   Когда выпили по второй, или третьей рюмке чая, речь зашла о пользе паразитов.Кроме незначительного вреда, все они, как правило, приносят пользу. Пиявка - самый яркий пример. Итак - я ему про пиявки, про институт геронтологии, про гирудотерапию, про статью Пескова о пиявках в Комсомолке и т.д., а он мне:
- Да знаю, знаю, ещё пацанами этих самых пиявок ловили мы для деда Матвея. Забавный был дед. Весельчак и балагур, да вот беда - страдал ногами. Только пиявками и лечился.
- Помогало?
- А то…
- И как вы их ловили?
- На живца, на себя то - есть. Барахтались голые в пруду, а они сами цеплялись. И совершенно не слышно и не больно – вылезешь, а они на тебе. Потом  друг у друга их отдирали и в банку для деда Матвея. Не пропадать же добру… Так вот, сначала отдирали, а потом наловчились по – другому - поднесёшь тлеющий конец лучины к пиявке, даже не касаясь, она сама и отвалится, прямо в банку. С этой банкой - к деду. Только сразу не отдавали. Дед должен был расплатиться с нами. Чем? – Не к обеду будь сказано, он должен был сто раз перднуть (такой был уговор), а мы, пацаны, хором считали. Досчитаем до ста - банка деду. И он доволен, и мы.
      А ещё дед славился тем, что был большой специалист по косам. Отлаживал, отбивал, точил, а главное- мог выбрать настоящую. А без хорошей косы в деревне и не жизнь!
     Это только, кажется, что все косы одинаковы. На самом деле одной косе цена - копейка, а другой - миллион. Одна не докалена - сразу затупится, другая перекалена - не отобьёшь и не наточишь, третья винтом - будет лезть вверх, или втыкаться в землю…
     Настоящая коса даже не режет, а бреет, и наотмашь кладёт срезанное аккуратной лентой по левую руку.
 Да, много тонкостей в этом деле, кто понимает…
      Так вот однажды дед Матвей пришел в сельмаг за косой. Изрядно народу набежало, как на концерт, и мы, пацаны тут как тут.
     Возьмёт дед Матвей косу, оглядит со всех сторон, проведёт пальцем по жалу, ногтём по обушку, щелкнет по ней щелбана и слушает… Иную сразу бракует, а другую всё милует…
     С пол - часа, или с час – никакой торговли. Такое представление не каждый день. И вот три косы отложены в сторону, остальные отбракованы. Теперь дед отбирал из них- стукнет по всем трём и слушает, ещё и ещё… Так, наверное, Страдивари прослушивал и отбирал детали своих скрипок.
     Наконец выбрал одну, положил на прилавок. Сразу в магазине галдёж и шум за две последние отбракованные косы. Дед достал кисет, газету. Оторвал полоску поперёк строчек, свернул «козью ножку», набил табаком, закурил. Никому нельзя, а ему – герою дня можно.
    Директор сельмага – он же продавец, кассир, товаровед, бухгалтер, грузчик, экспедитор говорит деду Матвею:
- Слышал, ты народ чудишь, развлекаешь – по сто раз можешь без перерыва…
- Да мало ли что болтают, а ты веришь…
- У меня к тебе деловое предложение – сделаешь сто раз, коса твоя. Даром.
 Дед сразу оживился:
- А если не сделаю?
- Тогда трояк за косу и пол литра в придачу.
- По рукам…
Считали на крыльце хором – восемьдесят два, восемьдесят три,… сто!
- Ты выиграл, сказал директор, коса твоя…
Дед Матвей раздухарился:
- Да что сто - я ещё сто смогу…
И как дёрнет напоследок, да так, что галки взлетели с деревьев и собаки залаяли…
- А вот это ты зря, сказал директор. Договор был – сто, а теперь у тебя перебор – сто один. Так что плати за косу трояк и два восемьдесят семь за белоголовку, как договаривались…
Дед Матвей сник. Народ зароптал. Все были на стороне деда, но ничего поделать не могли. И тут на помощь пришёл фельдшер Василий Иванович (его за глаза Чапаевым звали).
     К нему все ходили не только с болячками. Кстати, лечил он отменно. Почище всяких там докторов, и от всяких хворей. Пиявки деду ведь он и прописал. К нему шли не только за советом, но и для разрешения всяких там деревенских споров и конфликтов. Мировой судья, одним словом. Так вот, «Чапаев» говорит директору:
- Ты сказал деду Матвею, что коса его?
- Ну, сказал…
- А раз коса его, он может делать, что захочет. Может пёрднуть, а может - нет. Его дело.
- Верно, подтвердили все разом.
Директор вынужден был согласиться. Кончилось тем, что дед Матвей на радостях купил бутылку на съекономленные деньги и угостил мужиков. Сам он, кстати, не пил. Курил изрядно. Одну за другой. Потому, видать, и страдал ногами.
 Такую историю и ещё много других поведал мне сосед по деревенскому дому «Малыш». А о пользе паразитов я всё таки расскажу… В следующий раз.

 P.S. Пиявки в банке для деда Матвея.               
 Фото из открытых источников.
20.10.2005


Рецензии