Енот Листик, барсук Храпун и счастье

                ***

Енот и барсук снова купались в ручье. В опаленные дни конца июня они делали это по несколько раз в день. Только сегодня енот решил еще поплавать – до другого берега и обратно. А барсук просто погрузился в воду – только голова виднелась над водой.
- Вот оно, счастье – говорил барсук.
- Ты уверен? – спрашивал енот.
- Конечно. В этом раскаленном аду – окунуться в прохладный ручей – это ли не блаженство?
- Так ты думаешь, блаженство спрятано в ручье, и все звери нашего леса должны сбежаться сейчас к этому ручью и остаться в нем навеки?
- Ну нет.. Это же временное счастье, а не вечное. Но потом об этом приятно будет вспоминать..
- О том, как мы купались жарким летом в ручье?
- Почему бы и нет. В этой воде хоть чувствуешь себя собой. А то от жары ощущение, будто ты вытек из самого себя, и тебя больше нет.
- Все-таки ты изрядно преувеличиваешь.
- Скажи, енот, а как на тебя действуют воспоминания о счастливых событиях в твоей жизни? Они возвращают тебя к тебе самому или наоборот отдаляют?
- Да я не особенно вспоминаю о счастливых событиях в жизни - немного их было. Да и были ли они счастливыми? Часто потом оказывалось, что не  были, даже наоборот. К себе "тогдашнему" я не могу возвратиться - и поэтому воспоминания отдаляют и не возвращают. Я-вспоминающий имею мало общего со вспоминаемым, и этот разрыв не преодолеть - вот если б я его преодолел, - я был бы счастлив, но куда там. Глядя на "прошедшее счастье", мне сложно идентифицировать себя с "собой-в-прошлом", и от этого отчуждения - счастья уж точно нет. Скорее желание убежать от себя "тогдашнего", но ведь это тоже я - значит просто убежать от себя.
- Ты мне как-то говорил, что сочиняешь сказки, лежа в своем дупле. Это и есть то самое бегство?
- Да. Так уже давно. Но быть счастливым в сказках - это очень сомнительное счастье. И потом – ну какие сказки?! Вот лето – оно и есть сказка. И в ней сочинили нас. И мы даже можем ее покинуть
- Покинуть? Не понял. Мы, что, - можем выйти из этого лета и попасть в другое лето?
- Можем. Мы просто не пробовали. Но если мы выйдем из этого, и попадем в другое лето, то вернемся ли обратно? Вдруг окажется, что мы были счастливы именно сейчас, в этом лете? Счастье ведь всегда ощущается «после» - ты оглядываешься и понимаешь: да, я был счастлив. Только от этого ощущения счастья обычно не бывает.. А ты говоришь о возвращении к счастью в воспоминаниях..
- Знаешь, я говорил даже не о возврате к "тогдашнему", а скорее, к настоящему, к внутреннему ощущению мира в себе. Мне кажется, что сказки лишь уводят в сторону чего-то несбыточного и, тем самым отдаляют от себя ещё больше. То есть, ты окунулся в свою прекрасную иллюзию, затем вынырнул - все вокруг совсем не так радужно,- получил разочарование, уныние и прочее..
- Мир разочаровывает, и иллюзия разочаровывает. И в сказке можно избавиться от разочарования мира. Но наша беда в том, что мы не всемогущи. Мы не можем до конца быть в сказочном мире. Хотя это не беда, это скорее благо, барсук: представь, что было бы, если бы мы до конца своих дней остались на острове грез? Не стал бы такой остров тюрьмой для нас?
- Это смотря какие грезы.
- Да. Вот я, например, сейчас был бы счастлив, если б две недели подряд шел дождь, и смотрел бы на него из своего жилища, и гулял бы днем и ночью, по уши мокрый, по лесу. Однако от такого развития событий был бы счастлив только я. А остальные обитатели леса?
- Думаю, вряд ли. Но ведь мы говорили про сказку. Вот и сочини сказку, где в лесу две недели непрерывно идут дожди, и ты счастлив.
- Уже сочинил. И вроде бы я там встретился с собой. Но это не воспоминание о счастливом прошлом. Это воспоминание о никогда не бывавшем. Увы, ветер существования задувает все сильнее, и я знаю, что если буду жить под этим дождем больше двух недель, то исчезнет даже видимость счастья. А если бесконечность – то она совершенно точно будет величайшим несчастьем: всю жизнь под летним дождем!
- Всю жизнь под летним дождем – это еще не самое плохое. Все-таки я не понял: неужто тебе совсем не о чем вспомнить, о чем-то светлом-пресветлом?
- Пока ты не спросил, я думал, что да. Но.. Допустим, я родился. Может, это и есть самый счастливый момент в жизни? Ведь родиться – это счастливее, чем не родиться. Если, конечно, жизнь не обречена на сплошные страдания. Но дело в том, что я не помню миг своего рождения. Вдруг тогда я как раз не был счастлив – стоит ли в таком случае возвращаться к этому моменту?
- Слышишь, Листик? По-моему, это гром.
- Да. Кажется, я увидел вспышку молнии. Ой, и дождь начинает идти!
- Судя по всему, будет сильный дождь.
- А что, если он продлится две недели? Что мы будем думать тогда о счастье и несчастье?


Рецензии
Очень необычная сказка. Как и все Ваши сказки. Особенно две мысли выбиваются ярко: сказка/жизнь и каков был момент рождения.

Всегда ли можно назвать сказку иллюзией? Не является ли она зачастую очень мощной квинтессенцией смыслов? Когда в одну точку собираются переживания,осмысления, возможно,надежды и мечты, отреагирование болевых точек внутренних,метафоричные изображения тех ситуаций,которые в жизни очень сложными могут быть, а в сказке обыгрываются и дают выход. И самое интересное,что эта обыгранность и переосмысление могут перетекать потом в жизнь. Потому что не всё в сказке иллюзия или даже аллюзия! Далеко нет.

И мысль о моменте рождения: помню ли я его, был ли счастлив или нет? Это огромная тема! И очень важная! Ведь погруженность в мир начинается с материнской любви и нежности. Была ли она явлена? Стресс рождения сглаживается теплом рук матери и голосом, который говорит тебе о любви, поёт тебе первую колыбельную. Сглаживается теплым поцелуем в маленький лобик и сладким молоком,которое питает тебя. И вселенная, в этот момент она здесь. Мама и ты. Бог говорит с тобой через мать в это время. И ощущение счастья или несчастья в это время создают базу для ребёнка на будущее.

Произведения, рождающие вопросы, заставляют думать - это очень ценно! Нужно только уметь прислушиваться и не спешить. Ваши сказки именно такие. Спасибо большое!

Алевтина Ремаркина   05.07.2021 08:10     Заявить о нарушении
Был ли счастлив или нет...

Боб Жмуркин   05.07.2021 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.