Образование как социальный лифт
Прорыв происходит, когда возникает письменность. Одно из величайших изобретений человечества позволило хранить и распространять знания в пространстве, путём тиражирования письменных источников, и во времени, записывая накопленный опыт предыдущих поколений. Грамотные люди становятся одной из опор в государствах, захватывают лидирующие позиции в религиях, где знание письменности было обязательно для высшего слоя жрецов, возвышаются над основной массой населения. Уже в странах Древнего Востока правящие слои делают грамотность привилегией господствующих классов, тем более иероглифы и клинопись сложны, учить их нужно достаточно долго и учениками могли быть дети из знатных и зажиточных семей, которым не надо было беспокоиться о хлебе насущном. Из-за сложности письменности часто применялся принцип кнута. В одном из древних документов написано: «…Ухо мальчика на спине его». Отсюда вывод – пороли. Однако выучишься, станешь писцом, жрецом, поднимешься в социальной структуре общества. Идеала пытались достичь в Китае, где в древности и в средневековье существовала традиция, по которой кандидат, чтобы занять чиновничью должность, обязан был сдать экзамен. Чем выше должность, тем сложнее экзамен.
Возникновение религии привело к созданию теологических, зачаткам научных знаний. Древние государства дали человечеству многое. Архитектура и ирригация – Египет, двенадцатеричная система в математике (сутки, минуты), астрономия – Междуречье, цифры, зачатки всех философских школ – Индия, шёлк, бумага – Китай, алфавит, стекло – Финикия, Ветхий завет – Израиль – всё сразу не перечислишь. С созданием финикийского алфавита, который стал примером и основой для европейских азбук, грамотность распространяется в обществе шире. Грамотны теперь не только жрецы и знать, но и много людей из средних слоев населения Древней Греции и Рима, которых учили за посильную плату на дому. Появляются высшие школы как академия Платона в Афинах, развиваются научные дисциплины. Например, геометрия Евклида, открытия Архимеда и т.п. Даже рабам, знающим грамоту, выжить было легче. Античная культура, достигшая многого ( от технологии строительства римлянами дорог на века до Александрийской библиотеки ) стала в дальнейшем основой европейской.
После разгрома Западной Римской империи варварами многое было утеряно. Христианство превращается в мировую религию и остатки знаний сохраняются в монастырях, потом возрождаются в городах, но в раннем средневековье Западная Европа была захудалым полуостровом Евразии. Образование и наука развиваются на Востоке. В столице Византийской империи Константинополе открывается медицинское училище – аналог мединститута и многие правители того времени имели врачей - ромеев. Создаётся «греческий огонь», напалм средневековья, точный состав которого неизвестен до сих пор. Грамотные люди уважаемы, делают карьеру. Научные достижения из Византии, несмотря на войны, попадают в мусульманский мир, где вызывают огромный интерес. И. Солоневич пишет, что « Гарун Аль-Рашид в своё время предлагал византийскому императору сто пудов золота и вечный мир за командировку в Багдад на лекции греческого философа Леона; философия и по сей день не котируется так высоко». К сожалению, у нас практически невозможно узнать, как учили тогда на Востоке. В литературе есть лишь упоминания о мектеба и медресе – религиозных школах, хотя всем грамотным людям известна имена: Авиценна – гениальный врач, Омар Хайям – прекрасный поэт, Улугбек – великий астроном. Один из первых университетов в Европе в девятом веке был открыт в Кордове мусульманами, в котором было самая большая библиотека трудов античных авторов в Европе. Парадоксально, но именно через мусульман античная письменная культура вновь вошла в образовательный процесс Западной Европы. На Дальнем Востоке развиваются школы духовных практик, где во главе угла ставится духовное и физическое совершенство человека: йога в Индии, путь «Дао» в Китае. От цивилизаций доколумбовой Америки до нас дошли лишь крохи знаний. Мы не знаем, как учили майя, и можем лишь восторгаться их достижениями в математике и астрономии. Хотя можем предположить, что грамотные люди были в рядах элиты, но всё это покрыто мраком забвения благодаря конскистадорам и католической церкви, уничтожившим уникальные цивилизации.
Постепенно западноевропейские страны эволюционируют, развиваются, достигают определённый уровень развития научных знаний, где в образовании и науке крепнет тенденция светского развития. Вместе с монастырскими школами появляются городские, а потом университеты, выпускники которых добиваются больших успехов. Это Томас Мор, основоположник утопического социализма, закончивший Оксфорд и ставший лорд-канцлером Англии; Фома Аквинсий, святой католической церкви, закончивший, а потом преподававший в Парижском университете: Георгий Скорина, медик и белорусский первопечатник, учившийся в Краковском и Падуанском университетах и другие известные люди. Большую роль для развития просвещения сыграло книгопечатание с использованием разборного шрифта, что не произошло в Корее и Китае из-за сложности иероглифов.
В Киевской Руси образование соотносят официально с крещением Руси, когда в страну хлынул поток переводной литературы, создаётся своя, при Владимире Святом появляется первая школа для мальчиков, а сестрой Владимира Мономаха была открыта первая школа для девочек. Грамотность распространяется во всех слоях общества, потому что писать и читать, нужно было на своём языке, тогда как в Западной Европе языком образованных людей считалась латынь – мёртвый язык Древнего Рима. Большое распространение грамотности на Руси подтверждают находки берестяных грамот в Новгороде или то, что французские короли принимали клятву при восхождении на трон на евангелии, написанном на церковнославянском языке и привезённом с родины Анной Ярославной, киевской княжной и французской королевой, прабабушкой многих знатных родов. Развитие русских княжеств было задержано монголо-татарским игом, так как в завоеватели громили города, сосредоточия культуры.
После эпохи Великих географических открытий Западная Европа вырывается вперёд, практически применяет научные знания в жизни, например порох, хотя он был известен ещё раньше в Китае. Идёт рост и пересмотр научных знаний с позиции рационализма, который гибко применяют в меняющих обстоятельствах для своей выгоды. Если убиваем индейцев, значит у них нет души, если торгуем рабами из Африки, то негры полуживотные, стоящие по развитию ниже белых, не пускаем учёных и мастеров в Московское царство, потому что там живут варвары, для которых науки вредны. К XVIII – XIX в.в. в странах Западной Европы складывается массовый слой интеллектуалов, в основном из представителей «третьего сословия», а в таких странах, как Англия, «рабочая аристократия» отдаёт своих детей в технические школы, где они получают дефицитные профессии ( механик), что в период промышленного переворота повышает социальный статус, материальное благосостояние, даёт определённые гарантии против безработицы.
Такие же процессы идут в России. В XVI в. в боярской думе вводится чин думского дьяка для государственных грамотных чиновников высшего ранга независимо от происхождения. Пётр I делает образование обязанностью дворян. Можно вспомнить знаменитый указ, запрещающий неграмотным дворянам жениться. Впоследствии образованность становится привилегией дворянского сословия. Создаётся сословная система обучения, которая доживает до революции 1917г. Случаи, когда простые люди вроде М. Ломоносова, могли достичь научных высот или, хотя бы получить приличное образование и повысить свой социальный статус были единичны. Лишь после реформ 1861г. начинается рост разночинной интеллигенции, к сожалению являющейся чрезвычайно тонким слоем. В конце XIX в. этот слой составляет примерно 1% населения Российской империи, что тоже являлось одной из причин отставания страны. Несмотря на то, что она входила в пятёрку промышленных держав.
После октябрьской революции и гражданской войны образование находится под пристальным вниманием советской власти и на него выделяются огромные средства, тем более масса образованных граждан эмигрировала из страны, бросила Родину на произвол судьбы. Перед властью стояла задача создать новую интеллигенцию, народную по своей сущности. С 1930-31г.г. вводилось всеобщее обязательное начальное обучение детей. В стране работало 152т. школ. Высокими темпами развивалось система среднего специального и высшего образования. К 1940г. в стране было 4600 вузов, СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Идёт процесс формирования нового слоя интеллектуалов через обучение на рабфаках, массовое направление рабочей и крестьянской молодёжи в вузы и техникумы. Значительные успехи были достигнуты в естественных, технических, гуманитарных науках, в литературе и искусстве. Создание сбалансированной бесплатной системы образования в Советском Союзе явилось одной из причин быстрого развития страны. Именно в СССР образование стало главным социальным лифтом, дающим толчок человеку для достижения высокого социального статуса. Примером может служить Л. И. Брежнев, дед которого был курским крестьянином, а отец рабочим. В 1921г. он заканчивает школу, в 1927г. – Курский землеустроительный техникум и работает землеустроителем на Урале. С 1931г. по 1935г. учёба в институте города Днепродзержинска на вечернем факультете и в это же время работа посменно кочегаром. Учиться в таких условиях было непросто, но Брежнев защищает диплом с отличием и получает звание инженера - теплосиловика. Часто в печати встречаются утверждения, что Леонид Ильич не любил читать, не разбирался в искусстве. Однако то, что он не понимал балет, не помешало ему профессионально заниматься сельским хозяйством во время работы в Молдавии и Казахстане на целине. Брежнев смог оценить перспективы открытия нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, вложить деньги в их освоение, на дивиденды от которых страна живёт до сих пор. Он был представителем технической интеллигенции и, если не имел представления о поэзах Игоря Северянина, то с точки зрения простого человека новые квартиры, которые получили миллионы людей, этот недостаток перевешивали.
Но именно в правление Леонида Ильича происходит снижение престижа высшего образования. Это было связано с социальной политикой советского правительства. Оно стало повышать зарплаты неквалифицированных рабочих, а оклады ИТР и представителей творческих профессий оставило на прежнем уровне, хотя инженер в 30-е годы XX века в СССР на свой заработок мог снять квартиру, полностью содержать семью и нанять домработницу. В 80-е годы в Читинской области подсобный рабочий получал 90р., плотник – 140 – 170р., в зависимости от разряда, подземный крепильщик в шахте 280 – 320р; а оклад библиотекаря был 90р., учителя – 120р. Многие специалисты уходили в рабочие профессии, где зарплата была больше – ответственность меньше.
Полностью авторитет образования рухнул в « лихие 90-е», когда масса людей с высшим и средним специальным образованием потеряла работу. Идёт огромная утёчка научных кадров за рубеж, квалифицированные специалисты становятся «челноками», гувернантками, иногда преступниками, чтобы выжить самим и прокормить семью. Деньги в образовательные организации не вкладываются, старую методику преподавания отбрасывают, хватают с запада то, что нам абсолютно не подходит, критически к таким материалам не относятся, система просвещения буксует, вводится коммерческое обучение. Чтобы выжить ВУЗы открывают филиалы, куда зачисляют любого, закрывая глаза на качество знаний, выдают дипломы, а кое-где и торгуют ими и диссертациями. Несколько лет назад в прессе промелькнула заметка, что диссертация П. Астахова, уполномоченного по правам человека, является плагиатом. Новость тихо замылили, так же как появляющиеся сведения о купленных дипломах у наших чиновников. В открытых источниках говорится, что каждая пятая диссертация в России является плагиатом, однако не слышно, чтобы такие « учёные» лишались званий, по крайней мере, громко об этом не говорят, так как получается, что «мозги нации» – это обыкновенные мошенники.
С 90-х годов XX в. происходят бесконечные реформы системы образования. Кажется, что сознательно уничтожают советскую школу, которая была одной из лучших в мире, недаром США взял советский опыт обучения в к. 50 – 60г.г. после успеха СССР в космосе. Политики не понимают, что школьное обучение консервативно, даёт знания проверенные десятилетиями, являющиеся фундаментом для дальнейшего развития образовательного процесса учащегося. Уменьшается количество часов в профильных предметах ( русский язык, математика, история, литература ), добавляются непонятные предметы ( МХК и др. ), которые нужны только во время обучения в специализированных образовательных учреждениях. Создаётся скрытая монополия на элитные школы, куда набор идёт через детсады, где есть подготовка ( за деньги ) определённых знаний и умений. Школы, где профилирующими являются иностранные языки, набирают первоклассников из выпускников детсадов, в которых эти языки изучают с трёхлетнего возраста.
Искусственно отделили образовательные и воспитательные функции в школах и, поэтому почти исчезли патриотическая, когда многие умные ребята не хотят служить в армии и защищать капиталы Потанина, Дерипаски и других олигархов, что в будущем может приблизить социальный взрыв; трудовая. Большая часть относится презрительно к рабочим и в то же время сами не могут себя обслужить, хотя бы, в крайнем случае. Правда такое отношение идёт из царской России, где бытовало такое выражение: «вшивая интеллигенция», подразумевающее, что интеллигент, оказавший по воле случая вне своей среды обитания опускается, не может за собой ухаживать. Масса таких примеров есть в нашей литературе у Достоевского, Шаламова, Солоневича. Плохо, когда такую политику ведут по всей стране. К чему привела отмена так называемой эксплуатации детского труда среди воспитанников детских домов. Если в царской России и в Советском Союзе выпускники таких заведений были самостоятельны, неплохо приготовлены к жизни, то сейчас для них, взрослых парней и девушек, открывают повсеместно курсы, где учат варить, стирать, распоряжаться деньгами. Нонсенс.
Из образовательных учреждений ушло то, что раньше называли официальной идеологией и нашлись люди, вроде умные, что закрепили этот тезис в Конституции. История учит: нет общества и государства без идеологии, которая может выступать под разными вывесками, но скреплять большинство людей определёнными идеями. С 90-х годов, нас кормили либеральными идеями, но в народе они не прижились. С 2000-х у нас всплеск гордости за прошлое, как историк, я это приветствую, однако связывающей идеи, как, например, было в XVI – XVII в.в., когда церковь провозгласила: «Два Рима пало, Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать!», у нас нет.
Методику преподавания и педагогику вместе с наработанными хорошими мыслями и практиками отбросили в угоду Западу, откуда брали часто давно нам известное, искажали, пропагандировали как, что - то необыкновенное. Простой пример: в начале 90-х. у нас писали о современной методике погружения в предмет в скандинавских школах, однако этот метод был разработан ещё в царской России при подготовке к введению всеобщего начального образования в1915г. при министре просвещения Игнатьеве и материалы находятся в русских архивах. Введение ЕГЭ до сих пор вызывает много нареканий и своей цели не выполнило. Его можно было использовать во время экзаменов по математике, физике, химии, но никак при проверке знаний по устным предметам ( история, литература и т.д. ). Школьники на уроках истории и географии абсолютно не умеют работать с картой, потому что только один тест по карте включён в ЕГЭ и погоду не сделает. Тесты по литературе иногда переходят в разряд анекдотов. Был такой проверочный тест: «Какие глаза у лошади Вронского?» Нам с пеной у рта доказывали, что ЕГЭ введено как лекарство от коррупции, но почему то стобальников по русскому языку больше всего в кавказских регионах. Каждый год литература по подготовке к ЕГЭ даёт прибыли с продаж больше чем детективы и возникает вопрос кому выгодно? Понятно, что не школьникам. Сам был свидетелем, когда в Москве на II съезде учителей истории и обществознания один из представителей группы разработчиков тестов, которых отодвинули от кормушки, лез каждый день к делегатам, чтобы они подписали петицию о том, как они хорошо разрабатывают тесты и их надо вернуть на прежнее место, то есть к кормушке. Поэтому после таких экзаменов преподаватели ВУЗов и колледжей исправляют огрехи своих коллег по школе. Для меня было шоком, когда узнал, что в этих учреждениях на первом курсе вводят русский язык на уровне школьных программ. Раньше говорили о том, как сформировать ЗУН ( знания, умения, навыки ), а сейчас продавливают мысль о том, что учеников нужно лишь научить находить знания не прилагая больших усилий. Знания вытесняются из вышеназванной триады, их заменяет Интернет, который становится аналогом внешней памяти, ткнул на кнопочку и результат готов. Однако без знаний нет ни умений, ни навыков, особенно на практике, соответственно ни анализа, ни синтеза. Многие исследователи за рубежом, да и у нас в России пишут об оглуплении нового поколения, снижении коэффициента умственного развития при прогрессе информационных технологий. Не надо забывать, что программы пишут люди и у них есть свойство делать ошибки. Каждый, кто бывает в Интернете, знает, что там можно получить массу ошибочной информации, в первую очередь это касается гуманитарных и социальных наук. Знания, полученные онлайн, часто фрагментарны, вообще это касается и современной школы с её подготовкой на результаты ЕГЭ. Мне пришлось разговаривать на эту тему с моим институтским преподавателем, доктором исторических наук. Ответ был таков, что советская школа подготовки кадров учителей – историков разгромлена, а для большинства студентов большую проблему составляет нахождение причинно – следственных связей. Как социальный лифт образование работает со скрипом. Во многих региональных, да и столичных ВУЗах знания не соответствуют диплому. О наполняемости столичных ВУЗов провинциалами по результатам ЕГЭ мы уже писали. Более подробно о таких скандалах, происходивших в последние годы, каждый желающий может найти в открытых источниках, последний случай арест ректора в Якутии 26 ноября 2020. Обучение в МГИМО, МГУ на коммерческой основе стоит сотни тысяч в год. Ректор МГУ В. А. Садовничий как то проговорился, что, в современное время, М.В. Ломоносов не смог бы учиться в его ВУЗе потому, что ему не хватило бы денег. Для талантливых учащихся создали « Сириус», региональные центры творческого развития, но глубинка снова выпала из цепочки. Ещё в 2012г. я писал о проблемах сельских школ, редакция журнала « Преподавание истории в школе» в №3-м предложила дискуссию, а воз и ныне там. Взять хотя бы школу для одарённых детей в г. Чита. Ученики талантливы, но учиться можно, если родители оплачивают учёбу ребёнка. То есть учатся дети зажиточных родителей. Возьмём Новосибирскую физико – математическую школу-интернат в советское время, когда надо было решить предложенные ученику задачи в школе, районе, области, где присутствовали представители Новосибирска, значит, списать было невозможно. Зачисляли не только по результатам, но и за нестандартное мышление. Учили бесплатно, на полном государственном обеспечении и более пятисот выпускников школы стали докторами наук. У нас есть хорошие ВУЗы, как МГТУ им. Баумана, куда идут без взяток, учится трудно, но интересно, где за студентами начинают охоту фирмы ещё во время учёбы, чтобы привлечь их к себе на работу. К сожалению, на слуху больше имён тех богатых молодчиков, которые не уважают закон, устраивая гонки, и занимают место, на котором могли бы учиться талантливые молодые люди, стремящиеся принести пользу стране. Хорошо, что в последнее время у нас сократился отток талантливой молодёжи из страны.
Пора, в конце концов, привести нашу систему образования в божеский вид и планируя будущее, нужно не забывать прошлое. В высшем образовании в России всегда ценилась универсальность, которая позволяла выпускникам работать практически или идти в науку. Введение бакалавриата и магистратуры ограничило выбор в профессии (бакалавр) и увеличило время обучения (магистр). Всё это сделано в подражании к Болонской системе, забыв о насущных проблемах России. Нужно ограничить определённым процентом количество студентов, обучающихся на коммерческой основе, поставив коммерцию в жёсткие рамки. Надо восстановить бесплатные очные подготовительные курсы (рабфаки) для талантливой молодёжи, куда можно будет поступать из регионов при определённом стаже, поступление без конкурса для абитуриентов с направлением и победителям олимпиад. Как обязанность – отработка определённого количества лет после окончания ВУЗа. Так же для ВУЗов и СУЗов обязательно нужен план по выпуску специалистов на перспективу, чтобы не было перекосов ,как сейчас, в пользу юристов, экономистов, культурных антропологов, искусствоведов и т.д. Прогресс науки и техники ведёт к сокращению рабочих мест, к увеличению безработицы. Однако у России есть свои преимущества для борьбы с такими последствиями. В первую очередь – земля. Идёт рост населения земного шара, хронический дефицит продовольствия в мировом масштабе. Почему бы властям не начать целенаправленную политику поддержки развития сельского хозяйства и сельского населения с последующим перемещением миграционных потоков в село. Для этого надо сильную поддержку государства в развитии инфраструктуры, финансов, кооперации, агрономии, мелиорации, введении новых сельскохозяйственных культур, собирании, переработке и продаже дикоросов. Сюда же включается развитие образования для нужд сельского хозяйства и, связанной с ним промышленности, с учётом региональных особенностей. Ведь профессия скотовод – это и оленевод, и коневод, и свиновод, и т.д.
После развала СССР профессиональное сельское образования находится в глубокой яме. Многие СПТУ были закрыты, в тех, которые остались на плаву, учат профессиям, часто далёким от сельского хозяйства: продавец, мастер по укладке паркета. Часто нет специальностей, нужных в данной местности. Небольшой пример. Ещё в семнадцатом веке был создан Нерчинский земледельческий округ, одно из немногих мест в РФ, где до сих пор растёт дикуша (дикая гречиха). То есть климат благоприятствует посевам гречихи. Однако в планах Нерчинского сельхозколледжа нет среди выпускников-агрономов специализации: гречкосей. С созданием в экономике группы самозанятых было бы желательно учить ведению фермерского хозяйства на малых площадях. Нужно создавать в сельских районах специализированные школы ( Кстати, такую закончил Котовский), которые существовали ещё в царской России и приравнять их к среднему специальному образованию. Если подумать, то можно найти и другие перспективы. Ясно одно, чтобы образование являлось в современном мире социальным лифтом для большинства людей, нужно прекратить излишнее реформирование, поставить ясные конкретные задачи перед преподавательским составом на десятки лет вперёд, убрав ненужные для него функции, поддержать его морально и материально. Надо сделать людей заинтересованными в получении знаний, которые помогут освоить человеку нужную профессию, хорошо заработать , придать уверенность в завтрашнем дне, повысить свой социальный статус.
Свидетельство о публикации №221070100733
Андрей Кириллов 72 03.07.2021 19:27 Заявить о нарушении
Владимир Казанцев 5 04.07.2021 09:15 Заявить о нарушении