Новое платье фараона
В рамках совместного шведско-голландского проекта была реконструирована часть гардероба фараона. Руководила проектом сотрудница шведского Текстильного института в составе Университета Буроса – Кристина Ринальдо. Ткани были сотканы в Буросе, в Музее Текстиля, а одежду шили в Лейдене. Глава и участники проекта опирались в своей работе на эскизы энтузиастки Джиллиан Фогельсанг-Иствуд, несколько лет изучавшей образцы оригинальной древнеегипетской одежды и аксессуаров в музее Каира. Удалось воссоздать около двадцати предметов гардероба, среди которых туники, перчатки, носки, сандалии, нарядные воротники-ожерелья и т.д. В особенности чудесны три царские ризы. Две такие в гробнице египетской работы, а одна, очень маленькая и изящная, считается митаннийским даром маленькому фараону, не исключено, что на его коронацию (он был правителем с четырёх лет). В общем-то, митаннийская туника – это белоснежная сорочка, и она до странности похожа на туники коптов.
Такое сходство усиливает крестообразный символ древних египтян – «анх»: он выткан у ворота, спускается на грудь и включает картуши с именами фараона, многолетия в его честь и обрамление в виде силуэта Дерева жизни. Фриз подола в той же гобеленовой технике был украшен пальметтами, а ещё грифонами, сфинксами, львами, быками, козерогами и газелями которых преследуют гончие. Туники египтян той эпохи – это, как правило, нечто вроде мантии, где рукава образуют ниспадающие по бокам лишние складки материи. К ней был нужен пояс как для кимоно – не то она бы выглядела балахоном, робой. Ко всему прочему, была изготовлена имитация элегантной альмавивы из леопардовой шкурки, расшитой золотыми звёздами, которую носил фараон, когда был ещё ребёнком. В ней он должен был проводить церемонию "отверзания уст и очей" перед мумией своего отца. И другая – ведь шкурки было две (вторая – для взрослого, хоть и хрупкого, плеча, но от неё сохранились только золотая голова леопарда, заменявшая на меховой накидке подлинный череп хищного зверя).
А ещё синяя туника с ало-бирюзовыми цветами и узорами – это её упоминал А. Лукас в девятой главе своей монографии, разбирая как раз древние египетские ткани и их окрашивание. Тунику, скорее всего, пропитали ферментированным соком вайды (Isatis tinctoria L), которая ни на йоту не хуже индийского индиго (Indigofera tinctoria). Не исключено, но не доказано, что египтяне собирали свой вид индиго (Indigofera argentea, L.), в диком виде до сих пор растущий в степи и на лугах Дельты и Судана. Из-за спешки Ринальдо шла на некоторые компромиссы: так, например, узор на ткани был не выткан, а напечатан (впрочем, такая хитрость невооружённым глазом незаметна). Гораздо сложнее было точно воспроизвести качество прядения льняной нити, а у египтян оно было непревзойдённым. Ткачи Буроса вручную обратили несколько тысяч метров нитей в ткань с шестьюдесятью нитями основы на сантиметр (к слову, это был бы отнюдь не предел для ткачей фараона). Ринальдо заявила, что ткацкие машины не в силах повторить тонкую работу древнеегипетских ткачей, и ей лично пришлось брать советы у североафриканских бедуинок, до сих не забывших веретёна, ручные станки и дивные древние орнаменты и символы. Как будто бы для них застыло зачарованное время!
У шведов, как они ни бились, на прялках нить не выходила древнеегипетской «паутиной». И Ринальдо винила в том особенности волокон современного льна, донельзя изменённого селекцией и генной инженерией. В итоге эквивалент наитончайшей пряжи закупили в Италии, ведь времени на выращивание и обработку архаичных сортов льна просто не было. В конце концов, копировали же Картер, Дэвис, Лепсиус, Буссак и другие учёные и исследователи древние фрески на обычную бумагу, и притом не обязательно аутентичной темперой, но и обычной акварелью. Есть вещи, которые уходят от нас безвозвратно. «Показ мод» имени Тутанхамона в шведском городке Бурос впервые был открыт в 1999 году и длился четыре месяца с невиданным успехом (60 000 посетителей). Он стал не только сенсацией, но и спасением для бывшего на грани закрытия муниципального Музея Текстиля. Уникальную выставку затем отправили в тур по городам и странам: её видели в Польше, Лейдене, Великобритании, США, и, наконец, в Музее древностей Средиземноморья и Ближнего Востока Стокгольма.
Источники:
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание.
Свидетельство о публикации №221070100968
Татьяна Сахань 03.07.2021 23:34 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 04.07.2021 00:52 Заявить о нарушении
Татьяна Сахань 04.07.2021 18:36 Заявить о нарушении