Макгерк Бретт

"Ближневосточные конфликты. История в лицах": http://proza.ru/2021/10/12/892


МАКГЕРК БРЕТТ (1973 -       ).

Государственный деятель США. Ученый. Дипломат, юрист, журналист, искусствовед.


Основные темы:

- Оккупация Ирака силами международной коалиции во главе с США, 2003 - 2011 гг.;
- Гражданские войны и этно-религиозные конфликты в Ираке, 2003 -      гг.;
- Конфликт США и Ирана, 2010-е гг.;
- Война с ИГИЛ (запрещена в РФ) на Ближнем Востоке, 2013 -           гг.;
- Битва за Мосул в Ираке, 2016-2017;
- Зоны влияния в Сирии. Присутствие России, Ирана, США и Турции, 2015 -       гг.;
- Курдский сепаратизм в Ираке, Сирии и Турции;
- Референдум о независимости Курдистана, 2017 г.;
- Вывод войск США из Сирии, 2019 г.

Персоналии:

- Аль-Асад Башар, президент Сирийской Арабской Республики, 2000 -         ;
- Аль-Маджиид ат-Тикриити Саддам Хусейн Абд (Саддам Хусейн), президент Ирака, 1979-2003;
- Аль-Малики Нури, премьер-министр Ирака, 2006 -2014;
- Джеффри Джеймс, посол США в Ираке, 2010-2012;
- Президенты США: Буш Джордж (младший), 2001-2009, Обама Барак, 2009-2017, Трамп Дональд, 2017-2021, Байден Джозеф, 2021-       ;
- Эрдоган Реджеп, президент Турции (2014 -        ).

Сопутствующие темы:

- Система власти и управления в США;
- Общественные и научные организации в США;
- Студенческие братства в США.


Родился в 1973 г. в г. Питтсбурге (Пенсильвания, США) в учительской семье.  В 1991 г. окончил среднюю школу. 1996 г. - диплом бакалавра искусств (Университет штата Коннектукут) . 1999 г. - степень доктора права (Юридическая школа штата Колумбия). В 1999-2003 г.: клерк в федеральной судебной системе США (помощник верховного и двух окружных судей). В 2003-2004 гг.: юрисконсульт по апелляционным спорам в компании "Kirkland & Ellis" (одной из крупнейших юридических фирм в США) и одновременно адьюнкт-профессор юридического факультата в Университете штата Вирджиния. В 2004-2005 гг.: советник по правовым вопросам при временной коалиционной администрации в Ираке. В 2005-2009 гг.: специальный помощник президента США и директор по Ираку и Афганистану в Совете национальной безопасности США. В 2009-2010 гг.: научный сотрудник в Гарвардском институте политики и Совете по международным отношениям (некомерческом аналитическом центре США), постоянный комментатор ряда новостных агентств. В 2011-2013 гг.: старший советник посла США в Ираке. В 2013-2014 гг.: помощник государственного секретаря США по Ираку и Ирану в Бюро по делам Ближнего Востока Государственного департамента. В 2014-2019 гг.: сначала заместитель, а потом посланник президента США в Глобальной коалиции по противодействию ИГИЛ (запрещена в РФ). В 2019-2021 гг. : почетный лектор Института международных исследований Фримена Спойли Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, аналитик по иностранным делам на телеканалах "NBC News" и "MSNBC". С 2020 г. - координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в Совете национальной безопасности США.

Нельзя не обратить внимание на долголетнее пребывание Макгерка на высоких должностях государственной службы США. Это, своего рода, прецедент, т.к. срок службы на ответственных постах в американском истеблишменте, как правило, ограничен сроком пребывания у власти действующего президента, после  которого у руля государства становится новая команда, реализующая кадровую политику своей партии. Государственная служба Макгерка приходится на конец первого и второй срок президента Буша-младшего (Республиканская партия), без малого два срока президента Обамы (Демократическая партия), первые полсрока президента Трампа (Республиканская партия) и, на текущий момент, самое начало президентского срока Байдена (Демократическая партия). Если он и уходил в отставку, реализуя при этом себя в научной и журналистской работе, то ненадолго.

Среднюю школу Макгерк окончил с отличием и по специальной программе для отличников поступил в университет. В период учебы в Юридической школе (университете) работал в редколлегии университеского журнала  "Columbia Law Review" (обозрение законодательства штата Колумбия).  Общественная деятельность Макгерка в период учебы была связана со студенческим братством "Зета-Пси". Эта организация, как и другие популярные в США студенческие объединения, именуется греческими буквами и отличается строгой дисциплиной, жесткой иерархией управления, высокой степенью ответственности среди членов и специфическими ритуалами. Многие видят в организации такого рода студенческих братств аналогию с масонскими ложами, но о прямой связи не говорится. Мотивацией членства в американских студенческих братствах, как ни банально, является социальный лифт: трудоустройство и продвижение на высокие должности в государственном аппарате и бизнес-сфере по окончании обучения. Скорее всего, благодаря именно этой системе Бретт Макгерк был продвинут на высокие государственные посты. Но нельзя списывать со счетов и определенные личные качества Макгерка: не только разносторонний интеллект и способность к работе в различных сферах деятельности, но также физическая сила, смелость и решительность. Эти личные качества были ярко проявлены, когда он, ещё в начале трудовой деятельности спас на пляже тонущую женщину,  а спустя годы посещал поля сражений. Во многом благодаря им Макгерк является завидным "долгожителем" в сфере внешней и военной ближневосточной политики своего государства.

В 2004 г. этакий кабинетный юрист оказался в Ираке. В этой стране, к тому времени, силами международной коалиции во главе с США (без мандата ООН) было свергнуто законное руководство во главе с Саддамом Гусейном. Задачей Макгерка  была юридическая поддержка процесса формирования новой легитимной государственной системы  в стране и передачи ей управления от временной администрации коалиционных сил. В ходе этой деятельности, при его активном участии, была разработана действующая конституция Ирака, принятая на референдуме в 2005 г., в которой были декларированы многопартийность и баланс этно-религиозных общин (суннитов, шиитов, курдов) в системе власти и управления.

Однако, лояльное США  руководство Ирака не смогло привести страну к военно-политической стабильности. При наличии прописанных демократических атрибутов страна становилась территорией партизанщины, с неконтролируемыми вооруженными формированиями и распространении исламского экстремизма. Большой интерес к разделу сфер влияния в стране, через шиитские группы, стал проявлять соседний Иран, что было в принципе невозможно при режиме Хуссейна. Страны-участники международной коалиции одна за одной отзывали свои немногочисленные воинские контингенты.  Положение контингента США далеко нельзя было назвать комфортным, т.к. партизанская война была развязана в основном против него. Да и общественность США не могла долго мириться с ростом числа потерь военнослужащих. Это было одним из существенных козырей Демократической партии, жаждущей накануне очередных выборов сменить во власти  республиканскую администрацию Буша-младшего. Задачей Макгерка было укрепление власти иракского руководства, определения статуса американских военнослужащих в правовом поле Ирака и подготовка к выводу значительной части воинского контингента. Фактически, он был ведущим переговорщиком в этом процессе.  В 2006 г. на пост главы правительства Ирака удалось продвинуть Нури аль-Малики, а в 2008 г. организовать подписание с ним Соглашения о сотрудничестве в области безопасности. Данное Соглашение предполагало вывод американских войск к концу 2011 года с сохранением ограниченного контингента на нескольких военных базах с целью обучения иракских военнослужащих.  Реализовывать эту задачу предстояло теперь уже администрации демократов во главе с президентом Обамой, которому довольно быстро в данном вопросе понадобились специалисты из прежней администрации.

Макгерк снова прибыл в Ирак в 2010 г. , чтобы помочь преодолеть внутриполитический кризис в стране, когда возникли проблемы с формированием правительства после парламентских выборов, результаты которых оспаривались участниками в судебном порядке. Тогда удалось преодолеть кризис и сохранить правительство Нури аль-Малики. Через год Макгерку пришлось разруливать тупиковую ситуацию на переговорах о корректировке Соглашения о безопасности 2008 г.: уточнялся вопрос о численности американского контингента, который предполагалось оставить в Ираке после 2011 г. В стране было неоднозначное отношение к американскому присутствию: одни считали, что это продолжение оккупации, другие связывали уход американцем с вероятным хаосом.

Деятельность Макгерка в Ираке получила высокую оценку в администрации президента Обамы. В марте 2012 г. последний официально объявил о намерении назначить Макгерка послом США в Ираке, после отставки Джеймса Джеффри. Но тут дипломата ждала неприятность: на специальных слушаниях его кандидатура была отклонена, главным образом, из-за "слива"  информации скандального характера.  Речь идет о переписке с  корреспондентом "The Wall Streat Journal" Джиной Чон, которая незадолго до слушаний стала его официальной супругой. Оппонентами были предъявлены и внебрачные отношения (на момент переписки!), и злоупотребления служебным положением в плане обмена информацией, и набор прочих менее существенных факторов, среди которых был даже слишком молодой возраст (39 лет!).  Для Макгерка это оказалось хоть и неприятной, но вовсе не трагической "подножкой". Как в таких случаях говорят: не приобрел, но и не потерял.

2000-е и 2010-е годы ознаменованы непростыми отношениями между США и Ираном, который, опираясь на ядерную программу, пытается распространить свое влияние на Ближнем Востоке и существенно потеснить США и Израиль. От тлеющих фаз противостояние доходило до ракетных ударов и обстрелов военных и стратегических объектов. Его заложниками стали прежде всего граждане обеих стран, которые, вынужденно находясь на противоположной территории, подвергались риску быть обвиненными в шпионаже и т.п. С 2014 по 2016 гг. Макгерк вел секретные переговоры с представителями руководства Ирана по освобождению из тюрьмы американских граждан. В итоге, удалось вернуть в США пятерых узников взамен на помилование и прекращение розыска еще большего количества иранцев.

Проблемой, с которой Макгерк был накрепко связан на долгие годы, стала борьба с террористической организацией ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта" - запрещена в РФ). Он был одним из немногих в американском истеблишменте, кто первым осознал реальную угрозу этой террористической инфраструктуры в регионе, стремительно захватывающей под свой контроль значительные территории в Ираке и Сирии. Два раза (в 2013 и 2014 годах) он давал соответствующие свидетельские показания в Комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США. Глобальная коалиция по противодействию ИГИЛ - это, во многом, проект Макгерка. Коалиция насчитывала порядка 60-70-ти государств (точные цифры в разных источниках разнятся), несколько международных организации и по составу была самой крупной в истории. Самым критическим моментом этой компании стал в 2014 г. захват игиловцами Мосула (Ирак), откуда последние уже представляли реальную угрозу для Багдада.  Макгерк инспектировал эвакуацию около полутора тысяч сотрудников посольства США. При его активном участии была организована смена на посту премьер-министра Ирака бывшего протеже Нури аль-Малики, который проявил несостоятельность перед угрожающей опасностью и был вынужден уйти в отставку. Макгерк находился непосредственно в эпицентре событий, пытаясь сгладить противоречия между иракской армией, состоящей в основном из арабов, и курдскими вооруженными формированиями, организовать их взаимодействие в наземной фазе военной операции. Битва за Мосул в 2016-2017 гг. была длительной (более полугода!) и кровопролитной. Силы коалиции оказывали поддержку с воздуха, не считаясь при этом с жертвами среди мирного населения, которое, фактически, оказалось заложником противоборствующих сторон.

После освобождения Мосула курдские организации остро поставили вопрос о независимости Курдистана. В регионе был проведен референдум, который ранее неоднократно откладывался из-за противостояния игиловцам. В реализации решения референдума лидеры непризнанного Курдистана очень рассчитывали на помощь США и, в частности, Макгерка, у которого в Ираке были тесные контакты с пешмергой (курдскими военизированными формированиями). Существенной помощи не последовало. Сам Макгерк ограничился общими словами о праве курдов на самоопределение, не желая при этом обострять отношения с руководством Ирака. В итоге, территория Курдистана была сначала блокирована правительством Ирака как военными, так и экономическими средствами, а затем при поддержке шиитского ополчения штурмом был взят Киркук (провозглашенная столица Курдистана).

Далее активность Макгерка перемещается в сторону Сирии.  Ситуация там была еще более запутанной, чем в Ираке. Страна в результате кровопролитной гражданской войны была, фактически, поделена на три зоны влияния, вооруженные силы которых постоянно сталкивались между собой и при этом каждая своими силами вела борьбу с игиловцами. Две трети сирийской территории были под контролем сирийской армии и президента Башара Асада, опирающихся на военную и финансовую помощь со стороны России и Ирана. Северо-западная часть контролировалась Турцией оппозиционными официальному руководству формированиями, поддерживаемыми Турцией. Северо-восток страны, при поддержке США, контролировали "Сирийские демократические силы", в которых доминировали курдские вооруженные формирования. Есть сведения, что идея использовать этакое обобщенное название (СДС) принадлежала Макгерку. Турецкая сторона всегда считала, что таким образом осуществляется прикрытие на сирийской территории враждебной ей Рабочей партии Курдистана. В Турции было даже проводилось расследование в отношении Макгерка по факту "сговора с террористическими группами". В свою очередь, Макгерк неоднократно обвинял Турцию в нарушениях договоренностей и фактической лояльности к игиловцам, а президента Эрдогана - в непомерных амбициях.

Сирийская миссия Макгерка отличалась расчетливостью и прагматизмом в отстаивании интересов своей страны. Ему чужды были красивые и пустые "мантры" о ценностях, чем увлекались и увлекаются многие американские политики. Его кредо - это реальные цели и этапы их осуществления. Он не раз называл Башара Асада убийцей и военным преступником, но при этом отрицал целесообразность попыток его свержения. Макгерк не хотел хаоса на взрывоопасной территории, видимо, сказался иракский опыт. Признавая Россию в качестве ведущего игрока в сирийском военно-политическом пространстве, Макгерк пытался для начала разрушить ее союз с Ираном (присутствие которого, по всей видимости, больше всего раздражало и раздражает США) и решать основополагающие вопросы путем прямого с ней диалога. На данном этапе он считал вполне приемлемым сохранять присутствие в курдском анклаве, откуда США беспрепятственно вывозят нефть.

Решение президента США Трампа в 2019 г. о вывести военный контингент из Сирии на основании якобы окончательной победы над ИГИЛ прозвучало для Макгерка как гром среди ясного неба. Он не считал ИГИЛ уничтоженным, несмотря на то что все его территории были, фактически, отвоеваны. Его поэтапная схема достижения целей рушилась: значительное сокращение военного присутствия США усиливало Турцию, Иран и Россию, делало непонятным положение курдского анклава и т.п. После скандальных заявлений о некомпетентности президента Макгерк ушел в отставку. В ответ президент Трамп в присущей ему экстравагантной манере заявил, что не знает, кто такой Макгерк. Сменил Макгерка на его посту никто иной, как Джеймс Джеффри, которого тот собирался сменить на посту посла в Ираке.

После победы на состоявшихся недавно президентских выборах в США Джозефа Байдена (бывшего вице-президента в период президентства Обамы) состоялось очередное возвращение Макгерка к реализации ближневосточной политики государства. Сфера его деятельности, круг полномочий и степень доверия к нему со стороны политического руководства выглядят еще более расширенными.

В российской прессе Макгерка, что вполне естественно, представляют чаще всего в негативном образе, нередко причисляют к "ястребам", отстаивающим интересы военного лобби США. Тем не менее, необходимо понимать, что российским интересам в ближневосточном регионе противостоят, в основном, интеллектуалы, прагматичные и решительные. Их уровню необходимо соответствовать, чтобы грамотно отстаивать интересы нашей страны как на Ближнем Востоке, так и других стратегически важных регионах.


Источники:

- Википедия (англ. версия);
- "Суровые истины в Сирии" (2019) :  [статья Б. Макгерка в переводе на рус. яз.] https://colonelcassad.livejournal.com/5358229.html;
- Публикации на порталах: Российский совет по международным делам, Deutsche Welle Akademie, Кумир.ру, Allgov.com, Riataza.com, а также на лентах новостных агентств.


Рецензии