Жизнь прожить не поле перейти

               

       Недавно у меня появилась новая знакомая, моя ровесница Людмила. Она приехала год назад из Киргизии. Как-то мы с ней разговорились о жизни, и она рассказала о своей семье. Вот её рассказ.

  Мои родители жили на Алтае. Там прекрасная земля, очень красивый и благодатный край. Отец с матерью поженились в 1924 году. Построили дом, завели своё хозяйство. Трудились для своей семьи, не покладая рук. Вскоре родились сначала мой брат, потом сестра, и в 28-м году ещё близнецы – два мальчика. И тут началась коллективизация. Всех заставили вступить в колхоз, забрали лошадей, корову - нашу кормилицу, весь сельскохозяйственный инвентарь . Отец от горя совсем потерял голову, целыми днями сидел, опустивши руки, даже не ел ничего. Спасибо, что мама нашла в себе силы и приняла решение. Она заставила отца очнуться:
- Хватит горевать, Петро! Пойди в колхоз и забери нашу лошадь и нашу корову!
- Как это – забери? Ведь не отдадут!
-  Но мы же забираем своё! Нельзя допустить, чтобы наши дети померли с голоду! Уедем отсюда, и нас не найдут!
    Ночью отец как-то сумел увести свою лошадь и корову. А мама быстро собрала  всё самое необходимое, завязала в узлы и погрузила на телегу. Ещё затемно уложили на телегу спящих детей, запрягли лошадь, привязали сзади к телеге корову и тронулись в путь, в полную неизвестность.

    Больше двух месяцев  скитались они в поисках нового пристанища.  Было лето, жара стояла невыносимая, старались ехать глухими дорогами и по ночам, а днём прятались в лесах. Корову пришлось продать – нужно было что-то есть, кормить семью.  Самые младшие не вынесли этого трудного пути, умерли от дизентерии.  Наконец  семья очутилась в Киргизии, в пригороде Канта.  Было решено дальше уже никуда не ехать.  Отец пошёл работать в кузню – он был хорошим кузнецом, мастером на все руки. Постепенно освоились, построили небольшую хибару.

   Часто вспоминали, какая чудесная земля была на Алтае, лёгкая, как пух.  А тут, в Киргизии, в горах  приходилось кирками разбивать неподатливую почву, чтобы вырастить хоть что-то. Здесь сажали картошку, помидоры, другие овощи.
    В 33-м году родился  ещё брат , а потом и сестра.

 Только жизнь немного наладилась, как грянула война. Отец сразу ушел на фронт, а в сорок втором  и брата призвали в армию .  Брат погиб на фронте, а отец вернулся домой  инвалидом, без ноги. Всё равно – это было счастье для всей семьи.  Я родилась уже в 1944 году.  Отец  ходил, приладив как-то деревяшку вместо ноги, но часто болел и умер, когда я только пошла в первый класс. Мама осталась одна с нами.

 Жили бедно, но как-то жили, помогали маме по хозяйству и в огороде. Я окончила в Канте школу-семилетку и поступила  уже в столице в техникум лёгкой промышленности. Столица тогда называлась Фрунзе, а теперь, когда Киргизия стала независимой страной, столица – Бешкек. Тогда Бешкек был только районом города. Я жила в общежитии, училась хорошо, чтобы получать стипендию.

  На последнем курсе, во время практики на швейной фабрике в меня влюбился молодой мастер цеха Иосиф Семёнович. Он мне тоже понравился – высокий, с красивой, густой каштановой шевелюрой . Вскоре мы поженились. Родилась у нас дочка. Я работала, дочка ходила  в детский сад, потом в школу.   В Киргизии было много русских . Все жили  спокойно и национальных проблем не было.

   Первое горе свалилось на нас, когда умер мой муж от гнойного аппендицита.       Но через три года я снова вышла замуж. Мой Коля оказался хорошим хозяином и полюбил мою дочку, как родную. Дочка получила высшее образование – окончила педагогический институт, факультет иностранных языков.

   Но тут развалился Советский Союз. Киргизия стала независимым государством. Столицу переименовали в Бешкек, а преимущество во всем стали отдавать национальным кадрам. Русские школы и детские сады стали закрывать. На работу в первую очередь брали киргизов, а русских  начинали вытеснять. В злополучные девяностые годы жить стало очень трудно во всех отношениях. У кого в России были родственники, те уезжали в Россию. А у нас нигде никого не было.

   Дочка моя решила уехать в Израиль, так как у неё была бабушка –еврейка.  Я понимала, что ей будет трудно в чужой стране, но решила, что хуже, чем в Киргизии, не будет.  Так и вышло. Дочка попала в красивый город Ашдод, устроилась на работу в школу преподавателем английского языка. Вскоре вышла замуж за хорошего парня из России.  Сначала снимали квартиру, а позже купили свою небольшую квартиру. Теперь у меня есть внучка. Дочка звала меня сюда, в Израиль, но муж не захотел ехать. Год назад мой муж умер. Я осталась одна. Пришлось за копейки продать нашу квартиру в Бешкеке и переехать навсегда  сюда.
 Живу с дочкой и зятем, получаю пособие по старости, радуюсь на внучку. Она закончила юридический факультет университета. Будет адвокатом. Скоро у неё свадьба. Жизнь продолжается.

    Вот так подумаешь  - правильно говорит пословица: Жизнь прожить – не поле перейти. Кто мог подумать  ещё 35 лет назад,   что не будет на карте такой огромной страны СССР?  Могли ли мы представить себе, что придётся бросать родной край, родные могилы  и жить в совершенно другой стране?  А тут главная проблема – это мир. 


Рецензии
Ваша история затронула душу.
Действительно, так верно изречение:Жизнь прожить-не поле перейти.Много тчгот и горя выпадает на долю человека, кому-то их достаётся больше, кому-то меньше.Но,как бы ни сложилась жизнь, в ней надо ценить каждое её мгновение и радоваться счастливым моментам.
Српсибо за рассказ!!!!
С теплом.

Кира Крузис   09.07.2021 09:41     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Кирочка, за добрый отзыв!
Удачи и добра!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   09.07.2021 12:44   Заявить о нарушении