На досуге

"Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго, "Старик и море" Эрнеста Хемингуэйя, "Повелитель Мух" Уильяма Голдинга и "1984" Джорджа Оруэлла -  проглотил их, смакуя каждое слово и наслаждаясь гениальностью авторов.

Зря я обходил "Собор" стороной, считая,  что ничего нового не найду, так как произведение до основания заезжено одноимённой оперой, набрасывавшейся на людей в своё время из каждой глотки, возомнившей себя звездой.

С удивлением узнал, что горбатый циклоп Квазимодо был ещё и глухим. Это чуть ли не единственный персонаж, который достоин сочувствия за свои страдания и преданность.

Эпичная Эсмеральда феерически глупа и влюбляясь в красивого подонка, повторяет ошибку, которую до и после неё  совершили миллионы и миллионы таких же наивных барышень.
 
Архидиакон Клод Фролло играет в произведении роль обезумевшего паровоза без тормозов, переехавшего у Льва Толстого Анну.

Книга о любви. О любви разной: страстной, безумной, нежной, безответной, наивной, пафосной, плотской, грешной и запретной. Без всякого смущения у себя в черепе я поставлю эту книгу на одну полку  рядом с Анной Карениной.
 
Единственное, что напрягает у Гюго - это его увлечённость архитектурой и Парижем. Непонятно, зачем он так подробно об этом рассуждает. Такие отстранённые от сюжета умозаключения надо издавать отдельной книгой для специалистов. Они только затягивают произведение и отпугивают многих читателей.
 
"Старик и море" - это жемчужина, которую нужно публиковать во всех журналах типа: Охота и рыбалка хотя бы раз в год. Это гимн рыболова и его мечта. Данное произведение Эрнеста Хеменгуэйя  о силе воли и упорстве. Для того, чтобы понять душу рыбака, нужно обязательно прочесть или прослушать эту книгу. У жён рыбаков она должна стать настольной. До ознакомления с ней, надо запретить женщинам выходить замуж за тех, у кого рыбалка - это профессия или хобби. И каждый рыбак перед тем, как разводить руки, хвастаясь своей добычей, должен вспомнить о старике Хеменгуэйя, о его схватке  с Трофеем с большой буквы и о битве за него с акулами.

"Повелитель мух" Уильяма Голдинга и "1984" Джордж Оруэлл - это одни из самых страшных книг, с которыми я имел честь ознакомиться. В счёт не идут, естественно, десятки ужастиков, которыми я развлекался в своё время. Пожирал их тогда исключительно из-за своей доступности для утоления литературного голода.

Книги Голдинга и Оруэлла - это другого уровня кошмар и ужас. "Повелитель мух" - о детях, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых, о том, как быстро и легко люди дичают и превращаются в дикарей и каких трудов стоит остаться человеком. Это реально страшно, когда ребёнок оказывается вне цивилизации, когда откатывается до уровня первобытного человека, когда становится убейцей.

Если бы старина Оруэлл дожил до наших дней, он бы удивился своим предсказаниям будущего, которое описал в 1949 году в произведении "1984". Большой брат следит за тобой! - ох как же это актуально сейчас. Ужасы Совка, Северной Корее, Китая, умноженные на кошмары техногенной цивилизации, проявившиеся сначала в индустриально развитых западных странах. Книга - утопия о войне ради войны, о том, что любая власть существует исключительно ради власти, о том, что революции происходят для смены правящих элит, а не ради блага народа. Бедняжка Оруэлл даже не подозревал, на сколько он окажется провидцем, описывая манипуляции психикой людей и  превращении их в безвольное стадо, а переписка истории и памяти для них станет делом обыденным.

Книга «1984» о всепоглощающем страхе, о предательстве, об отречении от своих убеждений, от любви, от памяти и от логики. Дважды два — пять? — Как скажете.

Я бы посоветовал обе эти  книги прочесть каждому блогеру и политологу перед тем, как рассуждать о преимуществах политических строев и о социологии, об истории. Может оказаться, что и говорить уже ничего не надо, так как всё давно сказано гениальными писателями. Обе книги страшные, но нужные для думающих людей, для тех, кто хочет разобраться в происходящем вокруг.


Рецензии