фон Гур-Гур

из сборника «Мемории»
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2


В тот день мне пришлось идти в паспортный стол за справками.
Дождавшись своей очереди в холле, зашёл  -
стойка-прилавок, два больших застеклённых окна с арочными окошками  и две паспортистки -
моя уже копается в компьютере, готовит мне справки.
Рядом немолодая женщина, склонившись к окошку, благоговейно и заискивающе тихо, но настойчиво что-то доказывает своей паспортистке.
Та вежливо огрызается с глухим раздражением – мол, таких справок паспортный стол не даёт, обращайтесь в полицию.
У меня звонит телефон…
*
… напористый и хамоватый голос, с места, в карьер:
- «Кем вам приходится гражданка такая-то (фамилия, имя, отчество),  такого-то года рождения, прописанная там-то и там-то?»…
*
… лихорадочно пытаюсь идентифицировать имя и фамилию, но вроде они мне ничего не говорят,
догадываюсь – это какой-то примитивнейший развод…
… и наползает ощущение тревоги…
Чтобы никому не мешать, отвечаю тихо:
- «Вы ошиблись», - но интонацией оставляю шанс объяснить мне подробнее…
*
… странная пауза, секунды в две – я вслушиваюсь в неё и тревога отчего-то усиливается –
и вдруг:
- «Это ты, *лять, ошибся!» - заорал голос.
И ещё немного добавил, неприхотливым матом, как всегда на анальную тему…
*
… да так громко, что все  услышали. 
Моя паспортистка удивлённо и с укоризной вскинула на меня глаза от монитора.
Вполоборота повернулась и женщина…
*
… обидно, конечно, когда тебя полоскают какие-то бобики, да ещё на пустом месте,
но молча съел и сбросил номер.
Получил свои бумажки и ушёл.
*
Шёл и думал: что за бред?
Полнейшая бессмысленность звонка – звонит незнакомец, только для того, чтобы обложить меня матом?
Тогда зачем какая-то гражданка, прописанная хрен знает где?
Но отчего было то ощущение тревоги?…
Решил – неожиданность, напор и человеческие страхи: вдруг что-то случилось с кем-то из близких - наверное, на это и рассчитано…
Но было что-то ещё, кроме голоса и текста, что-то было ещё…
И никак не мог поймать – что…
Надоело думать, плюнул и пошёл себе дальше.
*
Прошла, примерно, неделя, может, чуть больше.
Утро, ближе к одиннадцати.
Сижу за компом.
В Питере уже несколько дней стоит жара за тридцать -  солнце за окном жарит, как на сковородке.
Ни ветерка, деревья стоят, не шелохнутся, как замерли в этом мареве.
Звонит телефон…
*
… голос мужской, молодой, деловой, строгий:
- «Здравствуйте…», - и не дожидаясь ответа, - «Вас беспокоят из Сбербанка, меня зовут…»
*
… ну-ну… уже понятно…
*
… дальше - текст приблизительный:
- «… мы обратили внимание на подозрительное списание средств с вашего счёта…»
*
… а я только что в личном кабинете оплатил кое-какие счета, так, по мелочи…
*
- «Скажите, вы переводили сегодня деньги на счёт такого-то банка?»…
*
… ну, тут уж и к бабке не ходи – развод –
сейчас спросит не потерял ли я карту и пр.
В другой раз я бы просто сбросил номер.
Но я почему-то слушаю.
И не пойму почему…
И чем-то этот звонок напоминает мне тот, недельной давности,
а чем – не пойму: и голос другой, и смысл…
- «Нет», - отвечаю.
*
- «Если это не вы переводили деньги - я передаю эту информацию в нашу службу безопасности...»
*
… и тут я начинаю догадываться – почему я его слушаю –
я вслушиваюсь в фон…
*
… киношное ухо (особенно документалиста) привыкло слушать не только голос и смысл говоримого в кадре –
оно ещё и  слушает фонЫ. (в кино это называется гур-гур)
Например, не слишком ли задувает ветер, или не громко ли чирикают птички – тогда будет бракованная  фонограмма, кадр будет испорчен.
Ветер и птичек лучше на озвучке под голос подложить…
*
… вслушиваясь в фон за голосом, якобы сбербанковского клерка,
я естественно, делаю небольшие паузы, перед тем, как ему ответить -
а фон невнятный, какие-то дальние голоса, что-то пикает – вроде как клерк звонит из какого-то холла.
И вдруг различаю едва-едва слышное объявление: голос-робот, разделяя слова произносит : 
- «Талон номер А-37 пройдите к пятому окну»...
*
... вот это да! Обычно, такие разводилы сидят в съёмных ободранных квартирках (которые меняют раз в месяц)
за потрёпанными компами и бомбят клиентов по телефону,
а этот клерк разводит меня прямо из отделения Сбербанка!…
*
… и я понял, что меня встревожило в том, прошлом бессмысленном звонке – тоже гур-гур -
там тоже был фон - что-то вроде отделения милиции-полиции:
гулкий лязг решётчатых железных дверей, какие-то невнятные команды
и дальние, едва слышные истошные вопли –
фонограмма места, куда нормальный человек не очень хочет попасть…
*
… я начинаю догадываться – фон Гур-Гур мне подсказывает –
мальчик работает поверх записанной фонограммы Сбербанковских шумов,
она у него льётся из компа и сливается с его голосом, как музыка – музыка развода…
*
… и псевдоклерк это учуял – жулики хорошие психологи.
После очередной моей паузы он вежливо спросил:
- «Вы там что - собрались умирать?»
*
… а я уже просто получаю удовольствие от фонограммы, от гур-гура –
это очень грамотная имитация отделения Сбербанка.
Отвечаю через паузу:
- «Да».
*
- «Когда?» - заботливо поинтересовался разводила – он уже понял: клиент соскользнул…
*
- «Я вам позвоню», - пообещал я…
*
… и попёрла гниль:
- «Мне нужно точную дату и время – хочу посмотреть, получить удовольствие», -
разводила пошёл вразнос, бес заклокотал и начал рвать его…
*
… стало неинтересно, я сбросил номер…
*
Нехорошие мальчики-то нынче с фонАми работают, как профессиональные звукорежиссёры,
на подсознание давят.
Мир стремительно катится к совершенству.
*
P.S. (или как пишут некоторые – ЗЫ)
Уже потом догадался, вернее вспомнил, почему первый разводила сорвался на мат –
В тот момент, когда я сказал ему:
- «Вы ошиблись», -
вторая паспортистка раздражённо и громко ответила своей настойчивой и непонятливой клиентке:
- «Тридцать третье отделение  полиции!» -
ещё раз объясняя той, куда надо идти за справкой.
Разводила это услышал, понял по-своему - решил, что нарвался на мента и изошёлся матом –
тоже слушал фон Гур-Гура – работа у него такая.
*


Рецензии