Штрафы, Безопасность и человеческое отношение...

                Доброго дня, дорогие наблюдатели!

     Не так давно, я наткнулась на статью газеты «Коммерсантъ»: «Штрафы и траты на безопасность снизили уровень травматизма».

     В ней рассказывается, в частности, про то, как сильно снизился уровень травматизма на рабочих местах. Если смотреть на изложенные в статье факты, про влияние на безопасность увеличение затрат работодателя на своих сотрудников в сфере безопасности, ужесточения законодательства и наложения штрафов на организации за нарушение техники безопасности и трудового законодательства. Больше всего меня поразили размышления о том, как просчитываться в дальнейшем будет уровень опасности на рабочих местах.

     Поднятая в статье тема вызвала неоднозначный интерес с моей стороны к системе безопасности и способу ее реализации внутри компаний.

     Давайте поговорим о том, а что же такое травматизм?

     Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

     Какие последствия для сотрудника и работодателя?

     Если травматизм проявляется на рабочем месте, то это уже производственная травма. Разбирая это понятие можно прийти к выводу, что это повреждение тканей организма работника, вызванное механическим воздействием производственного фактора, повлекшее за собой временную или постоянную утрату трудоспособности работником или его смерть.

     Последствия для сотрудника можно классифицировать как поход в травмпункт или вызов скорой, после чего человек либо продолжает работать, либо получает больничный лист и приходит в себя в домашних условиях. Если ситуация дошла до крайности и человек лишился части себя или умер, применяются уже более тяжелые санкции и уже в отношении работодателя, если его вину в произошедшем можно доказать.

     Для работодателя сложнее всего определить, что же произошло и произошло ли это на рабочем месте, а уже после разрешать сложившуюся ситуацию с сотрудником. Параллельно с этим советую изучить подробно Трудовой кодекс, Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ. Они помогут более полно понять в какую ситуацию попал работодатель и сотрудник, и на какие деньги может претендовать пострадавший в том или ином случае.

     Как можно этого избежать?

     Избежать «приятного» знакомства с неприятными ситуациями на 100% невозможно, можно лишь стремиться к этому, но при этом следует учитывать следующие факторы;
1. Работодатель сам должен показательно придерживаться норм техники безопасности. Он лицо компании.
2. Можно ввести систему штрафов – но этот вариант может травмировать психику людей, не советую ее применять, хоть некоторых это и дисциплинирует.
3. Наладить доверительные отношения в коллективе. Данный пункт подтверждается из века в век. Потому что только сплоченная общность избегает самые тяжелые ситуации с минимальным ущербом. 

     Поразмыслив, наложив информацию из статьи на то, как строится система безопасности в известных мне организациях и на разобранную выше информацию, хочу привести вам разные типы отношения работодателя к безопасности сотрудников и отношение сотрудников к безопасности на рабочем месте.

     Типы отношений к безопасности на рабочем месте:

1. Пофигистичный
В данном типе все очень просто. В организации есть система контроля за безопасностью на рабочем месте, а по факту… данная система игнорируется даже руководителем.

2. Философский
Это необычный тип. Можно сказать, что потенциально похожий на тип «Профориентированный». Их разница лишь в том, что «философы» думают о возможных ситуациях, даже документально их заверяют, но игнорируют по факту. Защищаются законодательно.

3. Профориентированный
К данному типу я отношу организации, в которых руководители прописывают, что у них есть жесткая система безопасности на рабочих местах, размечены возможные травмы и старательно улучшают из раза в раз технику безопасности и контроль за ней.

4. Детско-родительский
Думаю вы уже поняли, о чем пойдет речь. Привильно, о нулевом травматизме. Работодатель как родная мама бдит за тобой, холит, лилеет и продыху не дает со своим тотальным контролем и желанием обезопасить тебя, а главное свои нервные клетки при расставании с крупными суммами из бюджета организации.

5. Семейный
На мой взгляд самый приятный тип классификации. Он основывается на доверии в коллективе и самоуважении. В случае замечания человек вносит коррективы, а не возмущается и показывает свое «фи».

6. Саперный
Этот тип напоминает мне игру. Причем не простую, а игру организации с государством. Одни устанавливают свои правила, Другие их нарушают и начинается игра: «Удастся ли выйти из ситуации без штрафа?». С периодичностью побеждают то одни, то другие, но со стороны такое наблюдать весело, особенно когда участники получают «удовольствие» от процесса.
    
     На основании этих видов можно сделать следующие выводы:
1. У каждой организации может быть что-то от приведенной выше классификации.
2. Если замечаешь, что у тебя есть неблагоприятные типы, стоит менять направление в отношении к сотрудникам и их безопасности.
3. Безопасность должна быть превыше всего, но эта мысль должна идти как от руководителя, так и от сотрудника.
4. Нельзя экономить на безопасности, если этому ничего не препятствует, потому что это повлияет на человеческую жизнь, которая пострадает в первую очередь.
5. И последняя мысль этой статьи – при любом выборе в сфере безопасности помните, на месте пострадавшего можете оказаться вы из-за своей халатности.


Рецензии