Александрийская православная церковь

АЛЕКСАНДРИЯ: ЦЕРКОВЬ СУДИИ ВСЕЛЕННОЙ
Александрия была основана Александром Македонским. Александрийская Православная Церковь основана около 42 года апостолом и евангелистом Марком. Марк благовествовал в Египте, в Александрию он вошел через Лунные ворота, и на этом месте позже возник первый в городе христианский храм. С 451 г. Александрийская Церковь является Патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Александрийская Православная Церковь дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, Климента Александрийского и Оригена, ставших основателями научного богословия. Именно в Александрии был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий. В течение первых трёх столетий здесь было построено большое количество храмов и первые в истории христианства монастыри. Александрийская Церковь имеет свой собственный чин Литургии - Литургию апостола Марка (александрийскую). На этой священной земле подвизались величайшие подвижники благочестия, в т.ч. преподобный Макарий Египетский. Именно Александрия дала христианскому миру методику расчета пасхального цикла и первое на арабском языке изложение библейской истории, составленное в 938г. александрийским Патриархом Евтихием.
С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. Теперешний Патриарх Феодор носит титул «Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной». Титул "Судия Вселенной" связан с именем Патриарха Феофила II, который в1015 г разрешил спор византийского императора Василия II и Константинопольского Патриарха Сергия II, за что удостоился этого титула и получил право носить 2 епитрахили и тиару.
Первые два века христианской эры были для Александрийской церкви временем становления и относительного покоя. 3 век был веком гонений, которые достигли противоположного эффекта: христиане от своей веры не отказались, а их мужество и стойкость в отстаивании своих убеждений стали примером для многих александрийцев. В 312 г. император Константин I Великий издал эдикт о прекращении гонений на христиан, а в 313г-ещё один, о свободе вероисповедания. В 391г. языческие храмы были закрыты. На месте одного из них Александрийский Патриарх основал монастырь Покаяния.
6м правилом I Вселенского Собора АПЦ занимала 2е почетное место в церковной иерархии (первым был Рим), но на Халкидонском Соборе 28м правилом 2 место было отдано Константинополю, а Александрия стала третьей. Впрочем, Рим это правило не признал. Часть египетских христиан, не признавших решения Халкидонского Собора, обособилась в национальную Коптскую Церковь. Возможно, их неприятие решений Собора было вызвано тем, что они считали (и не исключено, что справедливо) ущемлением их интересов. Но так или иначе -они не приняли всех решений собора, в том числе осуждения монофизитской ереси, что, безусловно было ошибкой. Это привело к расколу Александрийской церкви на халкидонитскую и нехалкидонитскую (коптскую).
В 7в. Египет был покорен арабами. Поначалу христиане сохранили свободу вероисповедания, но неоднократно подвергались преследованиям и денежным поборам. Всемерно поощрялся их переход в ислам. Одно из самых сильных гонений на христиан было в середине 9в. Был запрещён колокольный звон и отправление многих христианских обрядов. В 960 и 961 гг.произошли погромы христиан. А с 1003 г. халиф аль-Хаким пошел «внутренней войной» на христиан, составлявших к тому времени чуть ли не половину его подданных. Были разрушены, за единичными исключениями, все монастыри храмы, на месте которых часто возводили мечети. Многие тысячи людей были казнены и убиты. Были сброшены кресты с уцелевших церквей и даже стерты знаки крестов на стенах, было запрещено празднование Вербного Воскресения и Крещения Господнего. Александрийский Патриарх Арсений был казнён. Вводились разнообразные ограничения в одежде. Христианам было предписано одеваться в черное и носить на шее тяжелые деревянные кресты. В 1014 г христиане начали массово переселяться из Египта. Немногие из оставшихся приняли ислам. Следующий халиф - аз-Захир отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового Патриарха и епископов. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство.
В эпоху крестоносцев Египет оказался в эпицентре борьбы Запад и Востока. Лакомая добыча несколько раз переходила и рук в руки. Крестовые походы ухудшили положение египетских христиан, которые оказались между Сциллой и Харибдой: мусульманские фанатики призывали возобновить гонения против
«неверных», которых они считали союзниками своих врагов, ну а сами крестоносцы, ворвавшись очередной раз в Египет, не различали «свой – чужой»,а убивали всех подряд и грабили все, что попадалось под руку. Не отставали и мусульмане: во время 5го крестового похода мусульманская армия разрушила 115 христианских храмов.
В 1439 году представитель Александрийского папы Филофея подписал печально знаменитую Флорентийскую унию. Впрочем, уже в 1443 г. три Восточных. Патриарха - Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский -приняли окружное послание с осуждением униатской политики Константинополя. При Патриархе Марке VI АПЦ активно вела борьбу с римскими миссионерами для окончательного осуждения Флорентийской унии, которая не спасла Константинополь от турок и стала началом конца Византийской империи. В 15в. во главе АПЦ встал Патриарх Иоаким, аскет и подвижник. Его благочестие признавали даже мусульмане. Однажды он выпил чашу с ядом, предложенную султаном, в подтверждение истинности своей веры, и остался невредим.
В 1517 г. Египет вошёл в состав Османской империи. Положение христиан стало чуть легче, чем при предыдущих правителях. Гражданские права христиан были безусловно ограничены, но сохранялась свобода вероисповедания и внутренняя автономия общины. Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи от православных государей, прежде всего из России. Службы велись на греческом языке, с некоторыми повторениями по-арабски. Миряне принимали активное участие в жизни АПЦ. Верхушка православной общины поддерживала духовенство материально и в свою очередь влияла на церковные дела и избрание Патриархов. Патриарх Иоаким имел абсолютную власть над всеми клириками и монахами и был полновластным хозяином храмов и монастырей. После почти 80-летнего первосвятительского служения 119-летний старец Иоаким скончался в ореоле святости. В 1593 г. епитрахиль и пастырский жезл этого Патриарха были подарены Русской Православной Церкви. Именно этот Патриарх наладил первые контакты Московского и Александрийского престолов: в 1523 и в 1556 гг Патриарх направлял посольство в Россию с просьбой к русским царям о помощи, которая была незамедлительно оказана Василием III и Иваном IV. Россия и потом все время материально поддерживала Александрийский Патриархат. В 1735 г. указом императрицы Анны Иоанновны были установлены
«палестинские штаты» - фонд, из которого раз в 5 лет Восточным Патриархам и монастырям выплачивалось по 500 р. – очень большие деньги по тем временам.
Положение Александрийских христиан улучшилось лишь в начале 19 в. после завоевания Египта Наполеоном. Французы отменили бытовые ограничения, ранее налагавшиеся на христиан, но и после возвращения Египта под власть османской империи турецкие власти покровительствовали христианским общинам. Александрийская Православная Церковь, несмотря на стеснённость в средствах, старалась выполнять не только чисто церковные, но и социальные функции, например, поддерживать бедных. С ростом паствы и благосостояния Александрийской церкви усилилась её независимость от Константинопольской Патриархии. Состоявшийся 24 июля 1867 г. в Египте Собор под председательством Патриарха Никанора осудил Вселенскую Патриархию за вмешательство в дела АПЦ. Это осуждение поддержали Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Кипрская и Элладская Церкви.
С восстановлением Патриаршей формы управления РПЦ в 1917 г между русским Патриархом Тихоном и Александрийским Патриархом Фотием установились братские отношения. При преемнике Фотия, Патриархе Мелетии II Александрийский Патриархат получил независимость от государства. При нем также юрисдикция александрийского Патриархата распространилась на всю Африку, в том числе на древнейшую Карфагенскую митрополию. 5 мая 1930 г. Патриарх Мелетий подписал «Положение о священническом служении», согласно которому ни один клирик не мог быть рукоположен без семинарского или университетского образования.
Во время второй мировой войны александрийский патриарх Христофор оказывал молитвенную поддержку братской русской церкви, направлял телеграммы патриарху Сергию, он же принял участие в Соборе РПЦ в 1945г,на котором был избран Патриарх Алексий I. Патриарх Христофор II наградил Святейшего Патриарха Алексия Крестом апостола и евангелиста Марка I класса
В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская (Кения, Уганда и Танзания), Центральноафриканская (Киншаса, ДР Конго) и Западноафриканская (Камерун, Яунде). В 1968 г. были образованы епархии Родезийская (Зимбабвийская) и Мыса Доброй Надежды (ЮАР). А1997 г. учреждены 4 новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). В Яунде (Камерун) была открыта семинария для франкоязычных православных. В 1982 г. в Найроби
(Кения) была открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африканского континента. В 1968 г. прибывшая в Александрию по случаю интронизации Патриарха Николая VI делегация Ватикана от имени папы Павла VI передала престолу апостола Марка частицу святых мощей евангелиста, некогда вывезенных венецианцами.
Богослужение АПЦ совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. Литургия Иоанна Златоуста переведена и опубликована на 50 африканских языках. Патриаршая библиотека, наследница древней Александрийской библиотеки, в 1952 г. торжественно отметила свое 1000-летие. Церковь Александрии и Африки стремится в полной мере вникать в нужды своей паствы. Отдаленные районы Африки Патриархат обеспечивает едой и бесплатной медицинской помощью, стараясь всеми доступными средствами помочь нуждающимся.
11 сент. 2004 г. Патриарх АПЦ Петр VII трагически погиб в результате крушения вертолета. И Патриархом стал Блаженнейший Феодор. Он окончил богословский факультет Фессалоникийского университета, изучал историю искусств в Одесском университете, а с 1985 по 1990 год был представителем Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. В 2007г. Патриарх Феодор совершил официальный визит в Москву, где Патриарх Алексий II наградил его орденом святого благоверного князя Владимира. Патриарх Александрийский Феодор II был единственным из патриархов поместных церквей, участвовавшим в интронизации патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя. В этом году, когда усилиями украинского расстриги и впавшего в ересь папизма главы константинопольской церкви православный мир встал на грань раскола, поддержка каждого из глав поместных церквей, так или иначе выразивших солидарность с РПЦ, очень важна. Патриарх Александрийский и всея Африки 27 сентября этого года прибыл в Одессу, несколько дней совершал там богослужения и встречался с представителями УПЦ. "Недавний визит патриарха Александрийского Феодора на украинскую землю, в Одессу — это, конечно, огромное событие, мировой важности. Предстоятель древнейшего Александрийского патриархата прибыл сюда и утвердил нас всех в том, что мировое православие будет всегда на защите правды и будет всегда с канонической Украинской православной церковью. Это огромная радость", — сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла в эфире телеканала "Спас". Судия вселенной", как всегда, встал на правильную сторону.
(2018 ГОД)

 


Рецензии