Бескозырка белая...

----------------------------------------
          Памяти Аркадия 
  Яковлевича Койфмана*,
  участника ВОВ, директора
  шолы-интернат номер
  пять, столетию со дня его
  рождения посвящается.
------------------------------------------
      Я когда начинала работать в школе в п.Беркут
 Саракташского района
 Оренбургской области мне навязали вести  пение,- начала своё повествование моя первая учительница по математике Мария Лазаревна.- И я с детьми разучивала песню "Бескозырка  белая":

Бескозырка белая,
В полоску воротник...
Мы ребята смелые
Спросили напрямик:

С какого, парень, года,
С какого парохода
И на каких морях
Ты побывал, моряк?

Ленты за плечами
Как флаги за кормой...
Смело отвечает
Товарищ молодой:

Да, мы, друзья, со флота,
Недавно из похода,
Одиннадцать недель
Гостили на воде.

Припев:
У матросов нет вопросов,
У матросов нет проблем,
Никогда матрос не бросит
Никогда матрос не бросит
Бескозырку насовсем,-продекламировала  наизусть Мария Лазаревна.


      Я в детском доме в Саре работала воспитателем. А потом в п.Беркут учитель математики ушла в декрет и уехала. Директор детского дома отпустил меня в Беркут.


     Раньше в Саре была семилетка. И после 7 го класса мы поехали в г.Орск поступать в машиностроительный техникум. Я одного бала не добрала и меня не приняли. Тогда я взяла документы и сдала их в РУ-15 г.Орска на токаря-универсала. Три года проработала токарем на ЮУМЗ. Заочно закончила 9 и 10 класс и поступила на физмат.


      Когда пошла работать воспитателем в детский дом, я уже училась заочно на третьем курсе физмата. А в школе в п.Беркут мне было легко заниматься с детьми математикой. И опять про пение. Песня "Бескозырка белая"навсегда отложилась в моей памяти:

С водопада падали,
Сидели на мели.
Сколько мы товарищей
Хороших завели!


Сколько песен спели,
Сколько рыбы съели.
Одних пятнистых щук
Поймали сорок штук!

Сколько песен спели,
Сколько рыбы съели.
Одних пятнистых щук
Поймали сорок штук!


Бескозырки белые,
Как чайки за кормой.
Парни загорелые,
Кубрик дом родной!


Нам завтра в море,
Качаться на просторе.
Увидим много стран,
И синий океан!

Нам завтра в море,
Качат ся на просторе.
Увидим много стран,
И синий океан!


      С первым мужем Николоем Палагиным я приехала в г.Орск на Гудрон и 23.5 года, прямо с открытия, проработала в интернате.


     Детей ещё не было, и завуч школы Дора Викторовна Полонская проводила с нами  занятия и семинары по работе в интернате.


      Борислав Александрович Кудрявцев
(в школе звали его Борисом Александровичем,сокращённо Борисанычем) служил в армии, и я вела, кроме уроков математики, физику и черчение. Аркадий Яковлевич брал некоторые классы и вёл математику с пятого по восьмой класс.


     Школа была очень хорошей,теперь бы сказали "элитная". А школа была ведомственная, но в неё стремились устроить своих детей и  родители, чья деятельность с железной дорогой не была связана.


      Дети у нас каждый день учились, а после обеденного перерыва и игр организованно готовились на самоподготовке на завтра.


      Запомнилась строгая методика проверки подготовки воспитанников Зоей Григорьевной Кудрявцевой. Она проверяла ребят по каждому предмету и тому, кто был готов, ставила крестик.


    Педагогический коллектив был сильным, успеваемость в школе была ввсокой. Так, например, из 24 учеников одного класса 14-были хорошистами. И тогда на педсовете мы решили ввести девятые и десятые классы. 


      О качестве подготовки говорят такие примеры :
На встрече выпускников Юра Мурзатаев сказал мне, что я ему выше тройки не ставила. А в новой школе он получал пятёрки.


      А вот Саша Барышников во время сдачи экзаменов в Оренбугский техникум ночевал на вокзале, и невыспавшийся пошел на экзамен по математике. Когда преподаватель обнаружил его спящим за партой, то возмутился. Но, проверив выполненное задание, поставил Барышникову пятёрку!


      "Вот вы как нас учили, Мария Лазаревна!",- сказал Саша мне!


      Вспоминаю и я, что не баловала Мария Лазаревна   и спуска не давала ни отличникам, ни троечникам!
Помню, что было в её системе обучения по сложности пять вариантов.


      Я легко решал все пять, а потом помогал одноклассникам. Но по итогам обучения Мария Лазаревна поставила мне по алгебре "четыре"! И я воспринял это как должное, хотя щёлкал алгебраические примеры и задачки, как орехи. Легко алгебра мне давались!


      -Неужели,- сказала мне МарЛа**,-а я уже и забыла,- закончила Мария Лазаревна.


       Много воды утекло с тех пор, когда мы как птенцы из гнезда вылетели, выпустились из интерната, но я как сегодня вспоминаю те дни. Вспоминаю добрые глаза ИХ! Вспоминается как, несмотря на личные проблемы, болезни родных и близких, форсмажоры, они любили нас!


      Не однажды МарЛа, уставшая после уроков математики и работы дежурным воспитателем, пересказывала нам содержание фильма "Трембита" или "Свадьбы в Малиновке". А Аркадий Яковлевич после трудового дня в личное время определял в вагон Кандагачских детей. Вот пример,  когда завуч Кузовова ругала Людмилу Ивановну Максименко за то, что она слишком любит своих воспитанников-пятиклашек и много с ними играет в детские игры. Мы это крепко запомнили!


      И однажды, когда Мария Лазаревна, спросила меня, почему я им уделяю столько много внимания, я сказал ей: "Это ответ на Вашу любовь к нам Ваших
воспитанников. Это наша оценка "Пять", которую вы заслужили за урок "Лучший  учитель и лучший воспитатель"

****************************
    Вот как Вы нас учили!
****************************

     В школе-интернате номер пять не было плохих или средних учителей, воспитателей, поваров, нянечек, бухгалтеров, костелянш. Все они были профи!


02.07.21г.  г.Воронеж

 * 15.10.1921 года в городе Днепропетровске, в семье Якова и Реббеки, родился великий сын русского народа Хацкель Яковлевич Койфман, герой ВОВ и повседневных будней нашей советской Родины, СССР, директор школы-интернат номер пять, отдела образования ЮУЖД.
.**МарЛа-так сокращенно ласкова называли Марию Лазаревну Рудакову педагоги, а затем и взрослые дети.


.


Рецензии