Глава3 Лёва

В комнате пахнет хвоей, вкусными пирогами и счастьем.
Завтра Рождество! Катя, Лёва и маленькая Олечка весело бегают вокруг зелёной ёлки - красавицы. Лёве девять лет. Его мама, отец, сестренка Катя родились в девятнадцатом веке. Лёва тоже. Он родился в последний год уходящего века, а вот младшая Оля - спустя пару лет. Она уже дитя века грядущего. Они ждут праздник и подарки. Под ёлкой игрушки в яркой упаковке. Кате - книжка, Лёве - оловянные солдатики, а Олечке красивая кукла, с огромным бантом на голове.
                Выскребенцева Александра Алексеевна (рисунок автора)
          Выскребенцев Иван Семенович (рисунок автора)
       
Девятнадцатый век для семьи Выскребенцевых был счастливым и мирным. Глава семейства, Выскребенцев Иван Семенович, служил тогда крупным начальником на Московской железной дороге, а его жена и мать их троих детей, Александра Алексеевна, была из дворянской семьи. Об детских и юношеских годах родителей никаких сведений не сохранилось, можно только предполагать, что они выросли в счастливых, и вполне благополучных, семьях и получили достойное, по тем временам, воспитание и образование. Сохранились лишь две пожелтевшие фотографии, сделанные в Твери. С них удалось сделать более-менее четкие рисунки.
В Москве же Выскребенцевы проживали постоянно, как минимум с момента рождения старшей дочери. У всех детей (Кати, Оли и Левы) в документах, место рождения - город Москва. Сестры проживут в столице до глубокой старости, пережив все исторические вехи: и революции, и войны.

      В таких семьях всегда чтили традиции. Младшие уважали и беспрекословно слушались старших. Дети воспитывались в строгости, но они всегда чувствовали любовь и поддержку родителей.
В семье Выскребенцевых все дети получили достойное образование. Сестры и брат через всю жизнь пронесли с благодарностью воспоминания о семейном уюте и родительском участии в их судьбах. Несмотря на строгость воспитания, для детей в семье всегда устраивались праздники.
 Самыми чудесными и запоминающимся были зимнее – Новый год и Рождество.
Родившаяся в 1894 году Анастасия Цветаева, сестра поэтессы Марины Цветаевой, писала в «Воспоминаниях» о рождественском празднике своего детства: «Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы – и прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. Предвкушалась уже мамина «панорама» с ее волшебными превращениями. Запахи поднимали дом, как волны корабль.
Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат «дедушкиного» печенья... О! Настало же!
Самое главное, такое любимое, что — страшно: медленно распахиваются двери в лицо нам, летящим с лестницы, парадно одетым, – и над всем, что движется, блестит, пахнет она, снизу укутанная зеленым и золотистым. Ее запах заглушает запахи мандаринов и восковых свечей. У нее лапы бархатные, как у Васи. Ее сейчас зажгут. Она ждет. Подарки еще закрыты. Шары еще тускло сияют – синие, голубые, малиновые; золотые бусы и серебряный «дождь» – все ждет… Папа подносит к свече первую спичку – и начинается Рождество!».
 Яркие игрушки, конфеты, музыка и свечи - все это вызывало огромный восторг Кати, Лёвы и Олечки. Музыка и детский смех часто звучали в их доме. Дни рождения, пасхальные праздники навсегда остались в душе Левы чистыми и светлыми воспоминаниями. Будучи уже взрослым, он часто рассказывал о своих прогулках по старой Москве, вспоминал пестрый рынок с зазывалами, на котором можно было купить все на свете: от медового пряника до рояля.
     Маленький Лёва в детстве был отдан на учёбу в церковную школу, где успешно учился и пел в церковном хоре. У него был хороший слух и неплохие вокальные данные. Петь он любил. Делал это охотно и дома, и в церкви, и позднее в армии. После школы Лёва самостоятельно поступил в военное училище, хотя родители мечтали о другом жизненном пути для сына. Учебу он успел окончить до революции, получив аттестат и небольшой офицерский чин.
Начало революционных событий в стране не могло не отразиться на жизни выпускников военного училища, связавших свои жизни с Армией. Их сердца и умы взбудоражили события 1917 года, которые произошли в Петрограде. Тогда примерами для юношей являлись старшие офицеры, которые в ту пору сами с большим трудом определялись со своими политическими взглядами. Часть из них присягнула на верность Царю и Отечеству и ушли из жизни за Отечество и Царя. Другая часть с позором бежала из России, прихватив свои и чужие сбережения. Но была и третья часть – это люди, для которых Судьба и Родина едины.  И поэтому, они остались в России и может не сразу, но со временем, приняли  идеи революции, поверив новой власти и её вождю - Владимиру Ильичу Ленину(Ульянову).
Несмотря на свое непролетарское происхождение, эти офицеры возглавили Красную Армию. Вот к этой третьей части и примкнул восемнадцатилетний молодой офицер Лев Иванович Выскребенцев. В 1917 году он навсегда связал свою жизнь с Армией и своей Родиной.
Из домашнего архива. В 1922 году Выскребенцев Лев Иванович прошел курсы Красных Командиров.

Возможно, эти офицеры пребывали в сомнениях, зачастую, принимали решения под давлением режима, может быть не всегда были правы, но они любили свою страну и верили в лучшее будущее...
 
    Его семья: родители, сёстры остались в Москве. Им тоже было не просто, их благополучный, спокойный и счастливый мир рухнул, а  Лёва, их единственный сын, их любимый, хорошо воспитанный мальчик, вместе с частями Красной Армии, в это время уже сражался на полях гражданской войны.



Фото из домашнего архива. Выскребенцев Лев Иванович
Однажды судьба привела его в Череповец...


Рецензии