Владимир Чижик и Альфред Шнитке

Владимир Чижик о премьере Первой симфонии, тогда молодого композитора, Альфреда Шнитке в 1974 году.

По идеологическим законам того времени это произведение было запрещено.
Многие дирижёры в СССР хотели записать и пытались включить в свой репертуар Первую симфонию Альфреда, но худсоветы запрещали им это делать...

Провидец и смелый человек Геннадий Рождественский

Геннадий Николаевич понимал значимость музыки Шнитке, видел в нем гениального композитора. Он втайне договорился с директором Горьковской филармонии, что тот предоставит площадку и оркестр для исполнения симфонии (были и тогда рисковые люди). В музыкальных кругах Москвы было известно об этом событии - но это были разговоры «на кухне».
 
Ночью поезд, заполненный меломанами, диссидентами от мира музыки тронулся… В этом же поезде ехали и мы джаз-группой - музыканты из ансамбля «Мелодия»: Г. Гаранян, А. Зубов, А. Бахолдин и я (в симфонии требовалась джазовая окраска). С нами - крупнейший дирижёр и смелый человек Геннадий Рождественский.

Нигде в Горьком об этом концерте не объявлялось. Ни одной афиши - только «сарафанное радио».
Утром была репетиция, и уже весь город шумел о событии. Вечером был концерт. Это было самое первое исполнение симфонии никому не известного композитора А. Шнитке. Зал филармонии был набит до отказа, было много конной милиции. Непонятно – кого и от кого она охраняла?

Концерт прошёл с большим успехом. В зале кто-то записывал исполнение. Может, это были люди из КГБ… Не знаю. Ни телевидения, ни радио не было. Ночью, после концерта, мы, одухотворенные проделанным, возвращались в Москву. По «Голосу Америки» почти сразу рассказали об этом концерте. А симфония попала в число полузапрещенных произведений. Только в 1986 году она была исполнена в Москве.
Не могу не сказать и о нашей личной дружбе с Альфредом. Он часто приходил к нам на репетиции, был общительным и очень добрым товарищем - в общем, классным парнем.
Сегодня Альфред Шнитке – классик.


Рецензии