Жмот

     После завтрака Софья пошла на огород, чтобы помочь матери с прополкой лука и увидела, сидящего на крыльце, молодого человека лет двадцати. Поздоровалась.
 - Здрасььь-те… Я – Михаил. – Вы на каникулы приехали?
 - Нет. Навестить маму.
 - Надолго?
 - Завтра уеду.
 - А что так? – заинтересованно спросил юноша.
 - Обязательная практика.
 - А где? -  Парню явно хотелось задержать девушку и разговорить.
 - Пока еще - не знаю.
 - А-а-а… - протянул Михаил.
 - А сам-то, почему без дела, - насмешливо спросила Софья. – Учишься   или работаешь?
 - Я закончил курсы электриков в Боровске. Теперь, работаю в пионерском лагере «Красный Вымпел», что за Раточкой… Сегодня – выходной.
    С виду, Михаил - краснощекий крепыш.  На нем клетчатая рубашка с короткими рукавами и модные заношенные джинсы, указывающие, что местом их приобретения, скорее всего, был мусорный бак. Неспешные манеры выдают спокойный нрав.
 - Ты присядь!  – Он прижался к краю лестницы хлопнув ладонью по ступеньке рядом с собой. – И неожиданно издал невнятную ноту. -  Здесь тисто…
    Софья задела взглядом пухлую ладонь парня и подумала: «Рабочей не назовешь…».
   Он поднял на девушку круглые бесцветные глаза. - Поговорим…
 - Извини, дела! - Надо прополоть грядки…
 - Ну-у-у… Это мошно сделать вечером, – то-ли прошепелявил со свистом Михаил.
 -  На вечер у меня другие планы.
 -  А што, в кино пойдете?  - не унимался сосед, переходя на вы…
 -  Там, видно будет, - и девушка, ловко, не задевая сидящего, спустилась по ступенькам. 
 - Остановись, дочка, - позвала ее мама через открытое окно… -  Вот, возьми, а то руки потом не отмоешь, - и кинула на лужайку нитяные перчатки. –  Я сейчас выйду к тебе и буду помогать…
 - Нет, уж! -  Если хочешь, посиди рядом. Но с грядками управлюсь и без тебя
 - Ладно, - сказала мама. - Полоть мне, действительно, тяжело. Но   хочется побыть около тебя…
    Когда мама вышла на огород одна грядки лука уже была свободна от лебеды. Руки девушки быстро мелькали в высокой траве, не повреждая стрелок.
 - Мама, забор бы надо поправить. Вот-вот завалится! Попроси соседей. В доме три мужчины. Участки смежные, интерес общий…
Так – то, оно так. Только, старик - не в счет. Он больше охает, чем двигается. Старший его сын –библиотекарь, молоток в руках не держал. Больше специализируется на утешительных беседах. Это у него наследственное от деда – священника.
 - А Михаил? –  Ему, что трудно вкопать столб и укрепить штакетник?
 - Мишка, – с горечью улыбнулась мама. – Да, он и пальцем не пошевелит, если дело касается совместных обязательств по дому. Договариваться с ним можно только за деньги.
 -  Как это?  Вкопать столб на общем участке и взять за работу деньги с одинокой женщины – фронтовички!
   Мама не ответила…
 - Ладно, -  закрыла тем Софья. - После прополки сама вкопаю два столба и прибью несколько палок! - Работа не ахти… Но, объясни, пожалуйста, почему двор завален мусором? Когда я училась в школе -  здесь был газон и розы.
 - Усилиями - того же Мишки. Бревно, полено, гвоздь, проволоку - любую железяку 
 тащит во двор…
 -  Зачем?
 - «Прлигодится в хозяйстве…» -  передразнивает парня мама.  –отчего Софья громко смеется.
    У мамы - дар изображать голоса. Софья помнит, как они долгими зимними вечерами читали Чехова по ролям и поднимали настроение. Передать характер его героев, лучше мамы, даже в театрах Москвы, вряд - ли, кто мог. 
 – Он не приходит домой с пустыми руками, - продолжала рассказывать мама. – Купил велосипед и возит на нем все, что списывают организации и выбрасывают люди за ненадобностью:  Современный жмот! – И говорить с ним о хламе, который он сюда тащит – бесполезно. – «Лисшшнее –не будет…» - шепелявит за Мишку мама.
 - А Фаина Николаевна куда смотрит?
 - Она, кажется, сроднилась с кучами мусора и чувствует себя комфортно среди  барахла!  -  У меня Миша – Та – а – а - ко - о – о -й  Хозяйственный!
 - Подай заявление на антисанитарию, - серьезно сказала Софья. 
 - Одна я, доченька. А их четверо. Все - врагами станут! – Нелегко это, - вздохнула мама. - Давай оболью тебя водичкой, переключилась она, -  и пойдем кофе попьем…
 - Я – на речку, быстро! – И дочь исчезла за калиткой…
После завтрака Софья вкопала два столба, которые выбрала из Мишкиного хозяйства и прибила штакетник.  Фаина Николаевна, поджав губы, наблюдала из тени сарая, как студентка распоряжается ее добром.
 - Да, не огорчайтесь вы из-за гнилушек! – Уместнее поддерживать общий порядок! - После этих слов, соседка быстро покинула пост наблюдения…
   Муж Софьи служил на Байконуре.  Чтобы маме не было так одиноко, она на зиму забирала ее к себе, а летом привозила к брату, жена которого была замечательной женщиной… И вот, спустя много лет, она снова оказалась в маленьком городке Подмосковья, чтобы навестить могилку матери. Перед отъездом, решила заглянуть к одиноким учителям-пенсионерам, продолжающим жить в старом доме.
    Когда открыла калитку, то внутренне содрогнулась - двор напоминал лесоповал. Надо было еще подумать, с какой стороны и как взобраться на крыльцо, чтобы не сломать ноги. Бревна везде: у забора, на поляне, у калитки у сарая… Не дай Бог, пожилому человеку оступиться!  - И все это «добро» охраняли две облезлые шавки, выскочившие ей навстречу и грозно тявкающие!
Женщина подняла с земли увесистую дубину…  Собаки забились под крыльцо и перешли на жалобный визг…
   На шум вышел Михаил. - Здрасььь-те…
 - Собаки почему не привязаны! -  И что за свалка во дворе! - Немедленно – освободи подход к дому, или, иду в полицию и заявляю о антисанитарном состоянии муниципального жилья и притеснение пожилых людей…
 - Сищтяс, сищтяс,  – засуетился Михаил. - Луки не доходят. Я тепель один…
 -  Пустая у тебя голова, оттого и не доходит… Руки на чужое  – загребущие!  - Как ты посмел обложить стариков мусором!
 - Это, длова… Вплок заготавливаю…
 - Дрова надо распилить и сложить, как это делают настоящие мужчины.
Михаил, сопя от натуги, стал двигать бревна в сторону от тропинки  и крыльца. –Я сичас на лаботу уеду. А вечелом, все сделаю… - жевал он слова.
     Софья поднялась к старушкам – притихшим, испуганным, с дрожащими губами… – Притесняет, вас, Михаил!?
 -  Обложил бревнами, как стеной.  Не можем на улицу выйти! Девочки со швейной фабрики к нам с трудом попадают, чтобы принести водички и продукты. Думаем,  он сознательно  нас изолирует, потому как, сюда, часто , и по ночам тоже -  мужчины за самогонкой ходят… От постоянной копоти керосинки и тошнотворного запаха – дышать тяжело…
 - Я сегодня же решу вопрос с Директором школы, - пообещала Софья. И сама чаще буду навещать вас.  Но как же, Вы, дорогие, а вас было три учителя в доме, за мальчишкой не уследили… Из тихого паренька вырос скупердяй, самогонщик и мерзавец!
    Вскоре Софья снова навестила подопечных. Двор был расчищен. Дрова распилены и уложены в поленницы. У крыльца стояла широкая скамейка и небольшой столик, а под окнами, как много лет назад - росли три куста роз. И только дверь на половину дома Мишки была открыта и жалобно скрипела…
    Софья с учителями пила чай с любимыми конфетами «Озеро Рица» под кустом сирени, а те - рассказывали ей о Мишкиной судьбе.  Оказывается, «бедный» Мишка – оказался совсем не бедным, а настоящим миллионером.  Об этом случайно узнали девушки со швейной фабрики, еще при жизни Фаины Николаевны, заглянувшие к ней, узнать – не нужна ли ей какая помощь… Та, держала в руках большую книгу и от неожиданности, выронила ее. Когда книга падала, из нее сыпались крупные купюры, а мать Мишки застыла от страха. Она переводила взгляд то на девушек, то на деньги, которые кружил по комнате сквозняк от открытого окна и двери… Девушки растерялись не менее хозяйки. Столько денег они никогда не видели! –
     На следующий день вся фабрика знала о происшествии и богатом женихе в стоптанных башмаках и затертой до дыр спецовке… Когда Директор школы поставил у дома пионерский патруль, а полиция прижала Мишку за самогон, он совсем слетел с катушек. Стал пить, не просыхая. К нему повадилась ходить с рынка хохлушка, торгующая семечками.  Она исключила перерывы в пьянке, ускоряя Мишкино растление. Забрала у него паспорт и решила в Загсе брачный вопрос. Оставалось, только тайком от старшего брата, жившего в Москве, вывезти спившегося Михаила на Украину вместе с деньгами, которые он накопил на дармовых харчах в пионерском лагере и от продажи самогона. Лыка не вязал, когда жена - мошенница запихивала его в такси и увозила из дома. И только хвастливо бубнил, что едет на пышную свадьбу!
   Буквально через два месяца в городок прибыл брат хохлушки и заявил, что Михаил умер от белой горячки! - А он, как доверитель, оформляет наследство сестры.
   Маленький городок долго обсуждал судьбу жмота Мишки, который жил, как скотина и умер подобным образом.    https://e-shirokova.ru/
 
     03.07.2021, Москва
 


Рецензии
Да, Лена, подобных "Плюшкиных" много. Живут в скаредности, ходят в обносках, а радости от них нет. Одна досада. С благодарностью за интересный рассказ, Зоя

Декоратор2   04.09.2022 17:24     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо! - До встречи!))

Лена Широкова   14.09.2022 02:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.