Третий путь

Люди все болеют, даже молодые. Но относятся к болезням по-разному. Одни совсем не хотят лечиться, надеясь, что «само рассосется», или приговаривая «если я заболею, к врачам обращаться не стану …». Другие же полностью доверяются врачу и во всем следуют его рекомендациям. Однако есть и третий путь: многие знают, что врачу показаться, конечно, необходимо, но и самому хорошо бы подумать и понять, в чем причина болезни и нельзя ли эту причину убрать. Вот с этими-то людьми я и хочу поделиться тем, как можно обходиться с «некритическими» болезнями, т.е. не требующими серьезного врачебного вмешательства.

Поводом для раздумий на эту тему послужил один незначительный на первый взгляд эпизод. Мое здоровье долгое время было отменным и в больницах я бывал редко. Но вот однажды пришел к своему участковому терапевту, и тот, посмотрев на анализ моей крови, задумчиво пробормотал вполголоса: «что-то высоковат холестерин …». И все. Никаких выводов. А уровень холестерина действительно был высоким, и когда через полгода я оказался в стационаре с легким инфарктом, там по этому поводу выразились более определенно: «И как ты жив до сих пор с таким холестерином?». После этого мне пришлось менять весь уклад своей жизни, особенно режим питания, чтобы если уж не исправить, то хотя бы затормозить стремительное движение к печальному финалу. Но я задумался: а что же терапевт-то? Почему он так снисходительно отнесся к моим показателям? И тут гаденький и недостойный червь сомнения вполз в мою душу и стал точить ее: а, может, врач не тот? А где я найду другого, и окажется ли он лучше прежнего?

С тех пор я стал повнимательнее приглядываться к действиям врачей, и вскоре еще одно обстоятельство насторожило меня. Ну, хорошо, врач, послушав меня и измерив давление, выписывает кучу направлений на анализы (а я потом неделю бегаю их сдаю). Это правильно, ведь ему нужно знать, в какой кондиции я сейчас нахожусь. Но, получив анализы и бегло просмотрев их результаты, он начинает строчить, выписывая множество лекарств, хоть я ни на что особенно и не жалуюсь. А это зачем? А без лекарств нельзя? Он, врач, так глубоко и с первого взгляда оценил мое состояние, что сходу начал корректировать его со всех сторон всевозможной химией? В конце концов, стоимость лекарств для меня не так уж важна, гораздо важнее то, что все эти химические составы окажутся во мне! И некоторые сомнения, как в действиях врача, так и в чистоте его помыслов, все же возникают.

Так или иначе, но я стал задумываться, а могу ли я сам что-нибудь сделать, чтобы справиться с очередным возникшим недугом, или только врачи и лекарства? Конечно, я ничего не знаю о сути болезни на ее молекулярном уровне, но зато я знаю, как и когда она появилась. В мире известны множество случаев, когда люди самостоятельно находили правильное решении при лечении своей болезни, проанализировав все сопутствующие обстоятельства. И я вспомнил о двух прочитанных когда-то книжках, произведших сильное впечатление. 

В одной из них Михаил Зощенко рассказывал о том, как заболел серьезным расстройством психики. Дело зашло так далеко, что он, запершись в своей квартире и укрывшись кучей одеял, несколько недель лежал, ожидая нашествия диких львов и других жаждущих его крови монстров. И вот, находясь в этом состоянии, он стал размышлять, откуда на него свалилась эта напасть? В конце концов он понял, что корни его болезни уходят в далекое детство. После чего стал медленно выходить из депрессии.

Другую книжку, «Раздумья о здоровье», написал Николай Амосов. В ней знаменитый на весь мир киевский хирург рассказывал не о болезнях, а о том, как правильно содержать себя, чтобы быть здоровым. Например, о том, что в сорок с небольшим лет он почувствовал, что набирает лишний вес и ему становится трудно выстаивать по десяти часов за операционным столом. И тогда он отказался от личного автомобиля, каких в ту пору были единицы на весь Киев, и стал ходить на работу пешком. (Надо сказать, что в свои семьдесят лет он выглядел как египетская мумия и прожил еще долго).

Но больше всего мне запомнился один коротенький фрагмент его повествования. Рассуждая о том, что мы едим, он спросил, а нужно ли подсаливать еду? Ведь лишняя соль отлагается в суставах и только вредит; к тому же, в готовых продуктах, например, хлебе, соли столько, что ее вполне хватит для нормального функционирования организма. Наконец, несоленая пища менее вкусна и ее съешь меньше! Меня заинтересовало в этом отрывке не сама соль и вред от нее, а то, что привычные и обыденные вещи, в которых мы живем, не только можно, но и нужно анализировать с точки зрения их функционального назначения, и делать правильные выводы, критические для нашего здоровья. 

И вот, воодушевленный примерами из жизни умных и образованных людей, я стал пытаться сам разбираться в том, что со мной происходит. Первым претендентом на разбирательство стала болезнь под названием пародонтоз. Не буду ее описывать, так как многие люди, если не все, прекрасно знают, о чем речь, благодаря непосредственному знакомству с ней. Поскольку жизнь моя с пародонтозом стала невыносимой, я пошел в больницу. Врач-пародонтолог, молодая и симпатичная девушка, действовала, не задумываясь, по протоколу: стала колоть мои больные десна толстыми, еще советскими, иглами, впрыскивая какой-то раствор. Боль адская. На короткое время после процедуры мне стало легче, но уже через день или два болезнь восстановилась в прежнем виде.

Мне все это сильно не понравилось, и я стал рыться в справочниках, выясняя, что такое пародонтоз. Оказалось, что десна начинают болеть, когда засоряются мелкие кровеносные сосудики, их питающие. И все? Такая мелочь? Да с этими сосудиками я разберусь, как говорится, на раз-два! Дело в том, что за пару лет до этого мы с приятелем ходили на лекции по аутотренингу и освоили эту технику. И я часто прибегал к ней, чтобы снять усталость или поскорее заснуть. Я знал в общих чертах, что расслабление и мысленное прогревание мышц сопровождается хоть и малым, но реальным повышением температуры и увеличением тока крови в них. И все, что мне оставалось сделать на этот раз, так это включить десна в список тех участков, на которых нужно концентрировать внимание.

Я, как обычно, задернул в комнате шторы, удобно расположился на кровати, по привычной схеме расслабил мышцы ног и рук, потом мысленно охладил лоб, а виски, наоборот, нагрел, и тут уже обратил свой внутренний взор к деснам и попросил их тоже стать теплыми. Надо сказать, что десна разогрелись сразу и очень хорошо, даже стали как бы горячими, и в первую очередь те их участки, которые особенно страдали от пародонтоза. Я лежал, наслаждаясь состоянием, при котором мое тело с одной стороны было тяжелым и теплым, а с другой – как бы слегка парило в воздухе. Мне оставалось только продержать это блаженное состояние в течении некоторого времени.

Читатель, если доберется до этих строк, может не поверить мне, но через двадцать минут я поднялся с постели с практически здоровыми деснами. Сосудики в них стали функционировать как им положено. С тех пор, как только мои десна только-только начинают напоминать о своем существовании, я сразу прибегаю к аутотренингу, мысленно их прогреваю, и через пятнадцать-двадцать минут приятнейшей процедуры болезненные ощущения пропадают полностью. Особенно хочу подчеркнуть слово «приятнейшей», вспоминая свой поход в больницу по поводу пародонтоза.

После того сеанса я включил десна в перечень мест, подлежащих обязательному прогреванию, и делаю теперь это всякий раз для профилактики. (Свои находки в лечении пародонтоза я рассказал в разное время двум стоматологам. Глаза их, когда я говорил о лечении за 15 минут с помощью «приятнейшей процедуры», загорались алчным блеском, но, когда я доходил до слова «аутотренинг», угасали. Они начинали понимать, что извлечь для себя выгоду из моего рассказа им вряд ли удастся). 
Вообще аутотренинг – это мощная методика, она не раз меня выручала в самых различных ситуациях. Однажды в таджикских горах, на майские праздники, мы остановились днем перед самым перевалом, чтобы взять его следующим ранним утром, когда снег окрепнет и перестанет проваливаться. В тот день я был дежурным и готовил обед. Светило яркое горное солнце, и все мои спутники разделись позагорать. Не удержался и я. Но все расположились на своих спальниках, а я крутился вокруг костра, на ветерке, и меня продуло. Начало мая, высота три тысячи метров, ветерок прохладный, несмотря на солнечный день. А вечером радикулитная боль пронзила, как ножом, поясницу. Что делать? Ситуация-то на самом деле тяжелая. Если завтра утром я не сумею поднять рюкзак, то группе придется, скорее всего, сниматься с маршрута, в котором заранее все рассчитано до последнего метра и последней минуты, и вариации исключены. Я никому ничего не сказал, но ночью четыре или пять раз расслаблял и прогревал спину в сеансах аутотренинга. Утром я вместе со всеми шел на перевал.

Мне еще не приходилось встречать человека, которого хотя бы раз в жизни не скрутил радикулит. Всех скручивает. И все в конце концов выходят из этого «скрученного» состояния, но как? Прогреванием, лежанием на иголках, мазями, уколами. Возможно, есть еще какие-то оригинальные способы. И если раньше я еще мог что-то сделать с помощью аутотренинга, то с годами мои способности расслабляться стали притупляться, и спину полноценно расслабить я уже не могу. А радикулит, наоборот, стал навещать меня чаще и протекал все болезненнее.

Но вот совсем недавно, проходя мимо включенного телевизора, я «подсмотрел», как доктор Мясников показывает упражнение с мячом в качестве средства от радикулита. Я ему поверил. (Я вообще верю почти всему, что он говорит). Купил баскетбольный мяч. Немного жестковат, но надежен. Радикулит, словно узнав о моей покупке, не заставил себя долго ждать. Через несколько дней, вставая утром с постели, я как-то неловко повернулся корпусом и получил радикулитный «удар», пока еще не сильный, на начальной стадии, позволяющей сделать упражнение с мячом. Я и сделал, т.е. лег на мяч спиной и покатался по полу, стараясь получше прокатать те мышцы, где этот «гад» затаился.  Встав с пола, я вначале не поверил сам себе: радикулит не чувствовался! Через полчаса я уже спокойно пошел на работу, да еще и рюкзачок с ноутбуком нацепил. Потом я еще несколько раз проверял эту методику и убедился, что самомассаж спины и шеи с помощью мяча – это идеальное средство как от радикулита, так и головных болей, возникающих при «закаменевших» мышцах плеч (воротниковой зоны).

В последнем предложении ключевым является слово «самомассаж». Ведь все, о чем я говорил, может сделать профессиональный массажист. Но для этого он должен либо находиться при Вас, что практически невозможно, либо необходимо найти его, а потом тратить уйму времени и денег на процедуру. (К слову, однажды массажист, работающий при клинике, уже немолодой мужчина с огромными кулачищами, сделал мне массаж шеи так, что последующие две ночи я вынужден был спать, сидя в постели).

Но это все цветочки. Ягодки начинаются тогда, когда боль в пояснице практически прекращается, но воспаляется седалищный нерв: это нерв, который тянется от поясницы до кончиков пальцев на ступне. Любое движение ноги вызывает нестерпимую боль. В результате, ни сидеть, ни стоять, ни ходить. Опять диклофенак, массаж, лежание на иголках, аутотренинг – не помогает. Пошел к врачу. Пожилая женщина-врач мельком взглянула на мою ногу и принялась что-то писать. Судя по тому, что мне пришлось ждать минут десять, пока она закончит свои литературные упражнения, ее описание моей болезни оказалось, вероятно, крайне детальным. Стало понятным, почему очередь к ней на прием такая длинная. Наконец, оторвавшись от тетрадки, она перечислила несколько лекарств, которые я должен принимать с этого дня.

Позже выяснилось, что курс лечения, который она предлагала, оказался бы в моем случае неэффективным, если не сказать бесполезным. Но в тот момент я еще ничего этого не знал, а лишь осторожно спросил, нельзя ли обойтись меньшим количеством назначений? Невинный мой вопрос неожиданно вызвал бурную ее реакцию: кроткая до сих пор старушка вдруг посмотрела на меня в упор и с откровенной злостью заявила, что раз я не хочу лечиться, то мне нужно покинуть ее кабинет. Пришлось повиноваться. Я стал думать: как же мне справиться с моим седалищным нервом?

Не помню уж как мне пришла в голову спасительная мысль. У меня на дачном участке есть банька. Поскольку время было летнее, то банька привычно функционировала. Я подтопил ее, нарвал крапивы, изрубил в мелкие кусочки и заварил кипятком. Когда пришло время попариться, я плеснул на камни не воду, а настой крапивы. И попарился, особое внимание уделяя больной ноге. На следующий день мне стало значительно легче, а еще через день все прошло. В чем тут дело? Ведь можно было и без всякой баньки похлестать себя крапивой. Ну, тогда бы я обжег всю ногу, и к уже существующей боли добавилась бы еще одна. А в баньке, как мне представляется, настой, попавший на раскаленные камни, переходит в пар и попадает в поры моего разогретого тела, проникая внутрь. Можно сказать, что при этом осуществляется адресная доставка лекарства, т.е. молекул муравьиной кислоты, содержащихся в крапиве, к воспаленному нерву. (Проблема адресной доставки лекарства уже давно занимает ученых во всем мире, но что-то я не слышал об успешном ее решении).

Этот результат очень воодушевил меня. Я стал думать, что получил универсальное средство лечения радикулитов. Но мое ликование оказалось преждевременным. Через несколько лет на меня обрушилась болезнь, сковавшая мой седалищный нерв и вместе с ним всю ногу, да так, что почти год я не мог полноценно передвигаться. Все процедуры - бани, лекарства, массажи, - оказались бессильны. И только хирургическое вмешательство высокого уровня вернуло меня в нормальное состояние.          

Может показаться, что этот текст против врачей. Нет, я с искренним и глубоким почитанием отношусь к их профессии, трудной и очень сложной. Я хочу лишь сказать, что больной тоже должен думать своей головой и, может быть, помочь сам себе. И дело не в компетенции врачей, недостаточной, как иногда кажется неудовлетворенному и рассерженному пациенту, а в том, что очень часто причины болезни могут оказаться настолько неожиданными, что врач, будь он хоть семи пядей во лбу, неспособен догадаться о них без помощи пациента и назначить правильное лечение. Приведу еще один пример из личной жизни. (Организм человека настолько сложен, а причины появления какой-либо болезни могут оказаться настолько неожиданными и каверзными, что только примеры из личной жизни и могут иметь какое-то значение). 

Однажды у меня на одном маленьком участке кожи поселился грибок. Я никогда не знал, да и сейчас не представляю, откуда берутся эти болезни и как с ними бороться. Конечно, пошел к врачу, грамотному и опытному дерматологу. После внимательнейшего осмотра и подробнейшего опроса были выписаны мази. Помазался в течении нескольких недель. Никакой положительной реакции со стороны моего организма не последовало. Снова тот же врач, длительная беседа, но теперь уже решено было попробовать таблетки. Попил – безрезультатно. Я задумался, а когда и при каких обстоятельствах этот грибок у меня появился?

И вдруг вспомнил, что в последнее время в продуктовой лавке неподалеку стали продавать так называемый «живой» хлеб. Я взял его попробовать, и мне он очень понравился: свежий, мягкий, пышный, с чуть кисловатым дрожжевым привкусом. Я начал покупать его каждый день и вечером с удовольствием съедал весь хлебец с вареньем или медом. И вот на этот-то хлеб и пало мое подозрение.

Я спросил у жены: «Что такое живой хлеб?». «Да, там одни дрожжи» - отмахнулась она. Тяжелые подозрения медленно зашевелились в моей голове. Дрожжи? Ведь это тоже грибок? А вдруг …? Короче, я перестал есть «живой» хлеб, да и «неживой» тоже, на всякий случай. Дней через десять болезнь прошла и никогда больше не возвращалась. А теперь скажите, пожалуйста, откуда врач мог узнать о моем неразумном пристрастии? А если бы узнал, то, наверное, выгнал бы меня из своего кабинета. И правильно бы сделал!   
 
С кожными заболеваниями у меня связано еще одно воспоминание. С каких-то пор я стал замечать, что каждую зиму на тыльной стороне ладони, на небольшом участке кожи между большим и указательным пальцами, появляется раздражение, точь-в-точь как «цыпки», которые постоянно  сопровождали нас в нашем детстве, но только не зимой, а летом, и не только на руках, но и на ногах тоже, от воды и ветра. Но от «цыпок» мы избавлялись очень просто, помазав обветренное место вазелином. Сейчас же я перепробовал много разных мазей и кремов – не помогает. Наконец, когда в руки попало облепиховое масло (которое тоже не помогло!), я увидел на этикетке слова «содержит витамин «Д»». Какие-то смутные воспоминания об особенностях этого витамина забрезжили в моей голове.

Я полез в интернет и нашел, что этот необходимый витамин образуется в коже только под действием солнечных лучей. И тут до меня дошло, что всю зиму я хожу, не снимая с рук перчаток, и не даю возможности витамину синтезироваться там, где он привык быть постоянно – на руках. Ну, что ж, нужно ему помочь, и я стал снимать перчатки на короткое время даже в мороз и подставлять руки солнцу, когда оно есть. Зимой это обычно случается днем, когда я хожу с работы домой на обед и обратно. В морозные дни сеанс облучения длится недолго, две-три минуты, но и их оказалось достаточно, чтобы кожа перестала возмущаться.   

Бывают болезни, которые преследуют человека долгое время, если не всю жизнь. И поневоле начинаешь думать, что ничего с ними не поделаешь, необходимо просто терпеть.

У меня часто болела голова. С возрастом стала болеть реже, а вот раньше она мучала меня, и очень серьезно. Я глотал всякие таблетки и вскоре убедился, что простенькие средства, типа анальгина или цитрамона, совсем перестали помогать, остались только «тройчатки» и «четверчатки». Ходил я и к врачу, невропатологу. Она велела сделать рентгеновский снимок моей головы, а потом долго смотрела на него, но ничего не обнаружила. Пусто! Что делать? И тут я вспомнил, как в детстве мать водила меня к соседской старухе, и та «правила» мне голову. Как это происходило, я уже описывал однажды, и повторять нет нужды. Основной же вывод из этой истории состоял в том, что старуха, «правя» голову, просто массировала ее. И тогда я решил попробовать сам себе помассировать голову, когда она заболит. И получилось! Результат оказался вполне приемлемый: боль быстро проходит, если с силой помять голову, особенно в тех местах, где под кожей пальцы нащупывают болевые области. (Говорят, головные боли могут иметь различное происхождение, и их лечение тоже, вероятно, должно быть различным. Но это обстоятельство уже другого порядка сложности).

Мною, особенно в то время, когда я был еще сравнительно молодым, время от времени овладевало острое желание достичь физического совершенства. Как правило, это плохо кончалось. Например, однажды я решил бегать по утрам. Оздоровительный бег трусцой в то время широко рекламировался. Сказано ; сделано. Надел китайские кеды с подошвой из тонкой твердой резины (другой спортивной обуви в то время не было), и побежал. Примерно через месяц занятий у меня заболели пятки обеих ступней. Стало понятным, что я «наколотил» себе «шпоры».

Я мучился с ними несколько лет, натирал мазями, ходил в процедурный кабинет под какую-то особую лампу, прогревал, пропускал слабые токи и делал черт знает что еще. Не помогало. Наконец, один дальний приятель, который через все это уже прошел, посоветовал рентген. Слава Богу, в рентген-кабинете работала женщина, знакомая по родительским собраниям в школе. Она провела мне четыре сеанса облучения моих ступней рентгеном (больше нельзя!), и вот уже лет двадцать я хожу нормально, не хромаю, не ковыляю, не припадаю на одну ногу или обе сразу.

С годами спектр болезней расширяется, порой в совершенно неожиданном направлении. Например, в самое последнее время у меня стали болеть суставы на кистях рук. Неприятная ноющая боль возникала сначала только по вечерам, перед сном, а потом и днем. Все бы ничего, терпеть можно, но во время засыпания возникает непреодолимое желание сжать кисти, чтобы на несколько секунд боль прекратилась. Сжать-то нетрудно, но вот сон проходит. А поскольку нервы у меня уже давно истощились, то за таким безобидным нарушением процесса засыпания вполне могла последовать бессонная ночь. Откуда эта боль? Вспомнилось неприятное слово «подагра», и тут же литературные штампы: «скрюченный подагрой старик», «шаркающей подагрической походкой» и другие. Полез в интернет и обнаружил еще одно слово: артрит. Уже не такое некрасивое, как «подагра», но тоже малоприятное. Я так и не понял, в чем между ними разница, но было ясно, что и обоих случаях в суставах что-то отлагается и возникают болевые ощущения. А раз так, то становится ясным и возможный вариант борьбы с ними: нужно делать зарядку для кистей рук, изгоняя из них посторонние отложения.

И я стал делать эту зарядку, с силой сжимая и разжимая кисти всякий раз, когда о них вспомню: утром, вечером, по дороге на работу и так далее. Полного исчезновения боли я не добился, но уровень ее значительно снизился, и она перестала появляться перед сном, что меня уже обрадовало. Теперь, когда я столкнулся с этим явлением, я стал больше обращать внимание на различные сведения, с ним связанные. И вскоре выяснил, что на самом деле причиной возникновения артрита является высокое содержание мочевой кислоты в крови, и за ним, содержанием, нужно следить. Но это уже медицинская, т.е. профессиональная сторона дела.

Однажды, перечитывая Юрия Трифонова, я споткнулся о фразу, которой не придавал значения прежде. В ней мать, подходя к постели спящего сына, поправляет подушку, устраивая голову мальчика повыше, чтобы приток крови к мозжечку был поменьше, и не снились плохие сны. Плохие сны … . Сколько раз я просыпался среди ночи с трепещущим от тоски и ужаса сердцем от привидевшегося кошмара. И до самого утра эта тоска не оставляла меня. А нужно-то, оказывается, всего лишь создать мозжечку комфортные условия, чтобы он не бунтовал по ночам. Но просто поднять подушку я не мог, поскольку от высокой подушки уже голова начинает болеть. И тогда я решил наклонить постель. Сделал простенький деревянный каркас с небольшим уклоном (3-6 см на длину кровати) и уложил на него матрац.

При первом же испытании реконструированной кровати я проснулся среди ночи и, не открывая глаз, тихо рассмеялся – такой смешной и приятной оказалась приснившаяся мне сценка. Я словно вернулся в детство. Так, значит, прав был Трифонов! И вот уже много лет, с тех пор как неблаговидная роль мозжечка была разоблачена, я сплю в наклоненной постели, и никогда (и это не преувеличение!) мне не снятся плохие сны. Если и снится что-то нехорошее, то, во-первых, это именно нехорошее, а не ужасное, а во-вторых, даже это нехорошее происходит как бы не со мной, а с кем-то другим, незнакомым мне персонажем, а я лишь наблюдаю за происходящим со стороны. А утром, вспоминая, еще и ухмыляюсь: вот ведь не повезло человеку!

Я уже много раз перечитывал эти записи, пытаясь понять, зачем я их сделал. Возможно, единственной их целью было желание поделиться своими находками в деле лечения болезней, может быть, пустяковых по сравнению с другими, серьезными, но достаточно неприятных. 

То, что человек в критической ситуации способен самостоятельно найти выход из нее, известно на множестве примеров. Были случаи, когда волк отгрызал себе лапу, попавшую в капкан, а человек отпиливал свою руку, застрявшую в скальной расселине. Но это экстремальные ситуации, в которые мы с Вами, читатель, уж точно никогда не попадем. А вот получить несложное заболевание из числа приведенных здесь или множества других, вполне возможно.

И истинная цель данного текста состоит в том, чтобы призвать читателя не падать духом, если лечение у врача не дает желанных результатов, а попытаться проанализировать самому, что происходит и как можно нейтрализовать угрозу. Я хотел также сказать на своем, непрофессиональном, обывательском языке, что наглотаться таблеток и нагрузить свой сложный, умный, но и хрупкий организм чужеродной и вредной химией мы всегда успеем. А вот попробовать обойтись без них стоит обязательно (я не говорю о случаях, когда без лекарств вылечиться невозможно). И Вы будете счастливы, если Вам удастся это сделать! Но не только удовлетворение от проделанного анализа и последующего лечения имеет значение. По невесть откуда взявшемуся моему убеждению, существует простенькая зависимость: чем больше таблеток, тем ближе к деменции! А это уже серьезно!

Я вполне осознаю риск быть осмеянным и обвиненным в дилетантстве, ведь я ступил на чужую территорию, однако небольшая надежда на то, что кому-то пригодятся мои заметки, защитит меня от возможных насмешек.   

2021 г.


Рецензии