Изменение аборигенного албанского состава ЧIол ЦОЛ

Изменение аборигенного (албанского) состава ЧIол (Цол).

[Некoреннoй привнесённый этноконфессиональный состав населения Дербента: моменты появления иноэтнического элемента в северной столице Кавказской Албании после разрушения его государственности в связи с арабской колонизацией и последующим распадом страны на самостоятельные княжества Лакз, Утик, Ширван. Как известно, основная часть населения Кавказской Албании (кроме части удин,сумевшей сохранить в своей среде христианство благодаря приграничному положению с армянским населением; часть удин всё же была исламизирована) была исламизирована и с тех пор придерживалась суннизма. Арабская колонизация быстро сошла на нет, арабы сами оказались ассимилированы местным населением, по причине оторванности от своей арабской Родины и малочисленности. Но арабы сломали хребет Кавказской Албании и открыли на эту, ослабевшую и потерявшую государственность, территорию путь более коварным врагам: монголам, огузам и сельджукам. За монгольскими войсками шли многочисленные кочевые племена, искавшие пропитания и новых земель. Арабоязычные авторы с нескрываемым презрением писали об огузах и сельджуках, называя их саранчой (Якут), заполонившей Ширван и Лакз. Принятие ислама мало изменило их природу, они оставались хищниками, не производившими сами ничего, жившими за счёт захвата, грабежа, вытеснения оседлых народов с их земель. В какой-то момент это приобрело характер религиозной войны между шиитами и суннитами, но на самом деле, истинная причина лежала глубже, нежели религиозный конфликт: кочевники искали себе жизненное пространство вне религиозного контекста. Коренное население уничтожалось и на уже окультуренных землях селились кочевники. Таким образом, вытеснение суннитов пришлыми завоевателями имело прямую связь с вытеснением аборигенного населения Юго-Восточного Кавказа с мест своего коренного исторического проживания, захвата их земель и заселение территорий, в результате чего, прикаспийский юго-восточный Кавказ этнически изменился и стал другим].

Обзор источников.

Голландский художник К. Брейн, бывший в Дагестане в самом начале XVIII в., касаясь Дербента, писал, что он лежит на «северо-западе Изии и Курии, между Каспийским морем и горой Кавказ» [Олеарий А. Путешествие в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, С. 485. Также См: Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII — XVIII в. / Соет., введ., ветуп. статья к текстам и примеч. проф. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. С. 149]
В 1846 г. Мирза Хайдаром Визировым на персидском языке была составлена сводная история Дербента «Дербенд-наме-йиджадид» (Новая Дербенд-наме), в которой он в краткой форме излагает историю родного для себя города. В его сочинении содержатся указания на переселение в Дербент ряда племен, положившее начало процессу тюркизации и шиитизации населения Дербента.

Политика эта началась при сефевидском шахе Исмаиле I (1501–1524).
 «[Оно] натянуло на шею послушания ярмо вероисповедания имама Джафара» [Мирза Хайдар Визиров., 2002. С. 69]. Исмаил I в 915/1509–10 году хиджры захватил Баку, Дербент, как и весь Ширван. В том же году приказал он «500 семей из [туркменских племен] урумии Тебриза переселить в Дербенд. И сейчас 300 семей этого племени живут в Дербенде» [Мирза Хайдар Визиров, 2002. С. 67].

А.-К. Бакиханов тоже датирует начало колонизации Дербента тюркоязычными шиитскими племенами в 1510 г., когда «среди сильной зимы Шах Исмаил выступил в Ширван… Бакинский и Шабранский гарнизоны сдались ему без сопротивле­ния. Дербендский после некоторого упорства последо­вал их примеру» [Аббас-Кули-Ага Бакиханов., 1991. С. 95].

Е. И. Козубский также пишет, что Исмаил I Сефевид (1501–1524) после сдачи Дербента его правителем Яр-Ахмедом «переселил в город 500 семейств – поколение Румиев из Тавриза» [Козубский Е. И., 1906. С. 53]. Как пишет Е. Козубский: «с этих пор началось персидское владычество в Дербенте, жители которого сделались шиитами» [Козубский Е. И., 1906. С. 53]. Дело отца продолжил и Тахмасп I (1524–1576), который переселил «из великого племени Курчи четыреста [самых] надежных воинов, которые числились в его войсках, с семьями в город Дербенд, чтобы они защищали население Дербенда от вражеских козней. И сейчас примерно двести человек из племени Курчи проживают в Дербенде» [Мирза Хайдар Визиров., 2002. С. 71].
Е. И. Козубский также пишет, что при Тахмаспе I «400 семейств из племени Гурчиан были переселены в Дербент» [Козубский Е. И., 1906. С. 54]. Интересно, что в 1637–38 гг. в Дербенте упоминаются 500 солдат из племен «аюрумлу и койдурша», т. е. румлу и курчи, а также сообщается, что «средняя часть населена персами» [Козубский Е. И., 1906. С. 62].

В конце мая 1579 г. Лала-Мустафа-паша занял Дербент. В конце сентября того же года ему на помощь прибыло войско крымских татар под руководством Мухаммад-Гирея, и в октябре они совместными усилиями очистили регион от кызылбашских войск [Фарзалиев Ш., 1980.С. 107–108].

В Дербенте в качестве османского наместника во главе 1000 янычаров стал Осман Оздемир-оглы [Ибрахим Эфенди Печеви., 1988. С. 40]. Однако шах Аббас I (1588–1629) в августе 1607 г. снова занял город Дербент [Bilge M. S., 2012. S. 111], «выгнал из города суннитов и поставил в нем сильный гарнизон из кызылбашов, как называли персидских солдат, чтобы они держали в повиновении живущих в окрестностях суннитов. Управление Дербентом он поручил Чраг-Султану Устаджглю» [Козубский Е. И., 1906. С. 58]. Племя устажлу, судя по всему, заняло важную роль в управлении Дербентом, поскольку позднее, в XVII в., в Дербенте правил еще один представитель этого племени – Шахверди бек Устажлу [Козубский Е. И., 1906. С. 59].

Шах Аббас I вёл политику насильственного насаждения шиизма и преследования суннитов на Восточном Кавказе [Петрушевский И. П., 1949б. С. 280].

О практике преследования суннитов говорится в сочинении Аракела Даврижеци. После захвата Аббасом I Гянджи в 1606 г. в этом округе жило племя «эль Джекирлу», которое придерживалось суннитского направления в исламе. «Шах приказал собрать их всех в каком-то месте, затопляемом потоком, куда вел узкий ход, охраняемый персами… Шах приказал зарубить их всех – мужчин и женщин, стариков и детей – острыми мечами, даже малые дети были вырезаны и истреблены» [Аракел Даврижеци, 1973. С. 100]. Он же приводит еще один подобный эпизод. Оставшееся после «резни» в крепости Гянджа суннитское население шах Аббас I завел в ущелье Инджа в районе Акстафы, «и там он приказал персидским войскам зарубить всех оставшихся османов и разграбить скарб и имущество, [полонить] жен и детей их. И все было сделано, как повелел шах» [Аракел Даврижеци., 1973. С. 100–101].

Немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Дербент в 1638 году, сообщал что «город различался на три части, причём в высшей части города живет наместник; эта часть была вооружена пушками и 600 солдата из двух племён: аюрумлу и койдурша. Средняя часть населена персами».

Исследователь средневековой истории Ирана и областей к тому времени полностью уничтоженной Кавказской Албании, И. П. Петрушевский заключает, что христианское население в составе государства Сефевидов в XVII в. имело намного больше прав, чем сунниты [Петрушевский И. П., 1949б. С. 281].

При Аббасе I укрепления Дербента были реконструированы, большой объем работ был проделан «мастерами, переселенными из Ирана. Сверх того Аббас переселил в Дербент 400 семейств Баятского племени под начальством Фергат-бека… Аббас же водворил в Гандже часть племени каджаров» [Козубский Е. И., 1906. С. 59].

Согласно Мирзе Хайдару Визирову, шах Аббас I продолжил дело своих предков и «приказал Фархад-беку Баяту взять четыреста семей из своего племени и переселиться в Дербенд для охраны жителей от ближних и соседних врагов. Согласно приказу вышеназванный Фархад-бек со своим племенем вышел из Нишапура Хорасана и вошел в Дербенд. [Там] он обустроил свою жизнь. Потомки этих людей до сих пор живут в Дербенде» [Мирза Хайдар Визиров, 2002. С. 73–74]. Кстати, сами баят в Хорасане считаются частью каджарского племени («клан баят из племени каджар») [Маркарян С. А., 2010. С. 294]. Известно, что каджары делились на несколько больших подразделений: Агча Коюнлу, Агчалу, Шам Баяти, Йива [Кисляков В. Н., 1998. С. 210]). Итак, именно благодаря шаху Аббасу I на Восточном Кавказе появились каджары.

В XVII в. на этнический состав населения Дербента и Дербентского ханства повлияла переселенческая политика иранского шаха Аббаса I, который, стремясь превратить Дербент в опорную базу в борьбе за подчинение своей власти народов региона, изгонял местное коренное население (суннитов) из города, а вместо них переселил тюркоязычных жителей из Ирана [Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К., 2001. С. 107].
На это указывал и Е. И. Козубский в начале ХХ в.:«переселяемые в Дербент шахами в различные эпохи тюрки вынесли из Персии не только религию и многое из ее нравов, обычаев и т. п. Еще до сих пор различают в Дербенте следующие племена: карамаглы (румлу), переселенные шахом Исмаилом в 1509 г. из Тавриза; Курчи – шахом Тахмаспом в 1540 г.; Баят – шахом Аббасом I в начале XVII в.; Микри – Надиром в 1741 г.; Сур-Сур – тоже при этом шахе из Турции (сунниты)» [Козубский Е. И., 1906. С. 305].

Таким образом, изгнание из города коренного албанского состава, являвшихся уже на тот момент суннитами, а также проводимая сефевидскими шахами переселенческая политика начала XVII в. изменила этническое лицо города, «обеспечив преобладание тюркоязычного шиитского элемента» [Магомедов А. Р., 2003. С. 69].Русский автор, посетивший Дербент в первой половине XIX в.: «народонаселение Дербента состоит преимущественно из мусульман шиитского учения, что и ставит город в неприязненные отношения с горами. Суннитов, носящих название «микри», очень немного» [Березин И., 1850. С. 42].


При Надир-шахе.

По приказу «в тысяча сто пятидесятом (1737 г.) году хиджры примерно сто пятьдесят семей со скарбом, женами и детьми были переселены из Савудж Булага Курдистана в Дербенд. Живя в Дербенде, [эта] Мукринская община исповедовала ислам шафиитского толка. Сейчас из этого племени осталось пятьдесят семей» [Мирза Хайдар Визиров., 2002. С. 81].

Аббас-Кули-ага Бакиханов пишет, что в 1738 г. Сардар-хан «переселил в город Ахсу несколько дербендских семей, а вместо них перевел из Ширвана племя Цорцор (Сурсур)» [Аббас-Кули-Ага Бакиханов., 1991. С. 145; Березин И., 1850. С. 12]. Обе переселенные при Надир-шахе в Дербент общины были представлены суннитами, так же как и сам шах [Козубский Е. И., 1906. С. 305].

В результате всех этих переселенческих кампаний к концу XVIII в. население Дербента было представлено как тюркоязычным населением, так и «курдами и татами», которые говорили «порченным персидским языком» (в другом источнике – «туркоманы и персияне», т. е. тюрко- и ирано-язычное население) [Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К., 2001. С. 107, 109].

Однако, вместе с тем в Дербенте и в XVII–XVIII вв. проживали и этнические албаны (леки и лекоязычные), но они уже не были целостной общиной, а были представлены отдельными семьями, потому в численном отношении явно уступали прочим группам. Помимо леков (лезгинских народов),в Дербенте были и единичные представители народов Центрального и Нагорного Дагестана, к примеру, на кырхларском кладбище была найдена могила кади Раваджа Ухъбукани, т. е. кубачинца, похороненного в 1687 г. Как известно кубачинцы активно присутствовали на дербентском рынке, являясь торговыми представителями между горцами и купцами из различных стран, обменивая товары и получая заказы на изготовление изделий.

В конце XVIII в. Фатали-хан Кубинский,  захватив Дербент, «разделил кланы жителей Дербенда на 4 группы. Сословие конной гвардии [курчи, поручил] Джафар-беку. Клан [племени] Боят [поручил] Хаджи-Мирза-беку. Клан племени Урумии [поручил] Раджаб-Али-беку. А группу Хорде-пай и Мокри поручил сотникам. Одного из этих трех беков поставил вместо себя наместником (наибом), чтобы все подчинялись приказаниям и запретам упомянутого наиба и слушались их. Каждый из [трех] беков, который становился наместником хана, и их дети были главными в Дербенде» [Мирза Хайдар Визиров, 2002. С. 85–86].

Переводчик-арабист З. Ш. Закарьяев: «на участке «Южного» кладбища, примыкающего с юга к надгробию «Джум-джум», расположен ряд памятников с эпитафиями начала XVIII в., содержащими нисбу «Румлу», которая указывает на племенное происхождение владельцев эпитафий. Мы полагаем, что на этом участке кладбища хоронили по племенному признаку, ибо названий других кызылбашских племен на памятниках нет. Отсюда следует, что этот участок «Южного» кладбища был закреплен за представителями племени «румлу». Как известно, племя «румлу» относилось к числу основных кызылбашских племен, составлявших военную опору династии Сефевидов. Оно происходило из «Рума», т. е. территории нынешней Турции».
Согласно различным сведениям, на рубеже XVIII–XIX вв. сунниты составляли 10% населения, более трех четвертей – шииты, а остальные жители являлись христианами (армяне – до 10%) и иудеями (евреи – 4–5%) [Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К., 2001. С. 109].

Интересная информация: в начале XVIII в. в Дербенте «обретается множество бусурманеных неволею мретинцев» [Козубский Е. И., 1906. С. 65], т. е. грузин (имеретинцев). По состоянию на 1796 г. в Дербенте числилось 2 180 хозяйств. Из них «домов обывательских Алиевой и Сунинской секты – до 2 090, а армянских – около 90» [Симонович Ф. Ф., 1958. С. 143].

Таким образом, к концу XVIII в. население Дербента было представлено следующими племенами:

– Румлу – шиитское тюркоязычное племя, переселенное в 1510 г. в Дербент. Румлу сформировались на территории восточной Турции (Рум) большей частью из перешедших на оседлость туркменских племен, обосновавшихся в вилаятах Сивас и Амасья и смешавшихся с курдами. В XVI в. перешедшие в шиизм под влиянием сефевидских шейхов представители племени румлу стали переселяться на территорию Иранского Азербайджана (Северо-Западный Иран). Значительная часть их осела в Тебризе и его окрестностях, откуда они были переселены в Дербент. Румлу (румии) были одним из семи племен, ставших опорой Сефевидов: шамлу, румлу, усаджлу, текелю, афшар, каджар и зулкадар. Из них каджары, устаджлу и текелю были тюркскими племенами, афшары и зулкадары имели иранские корни, а румлу и шамлу – племенами назвать трудно. Как правильно подчеркивает С. А. Маркарян, скорее, это были временные кочевые союзы сложного этнического состава, объединенные под началом своих эмиров на конфессиональной (шиизм) почве, а не на этнической [Маркарян С. А., 2010. С. 234]. В этногенезе румлу большое участие, к примеру, приняли курды. На рубеже XV–XVI вв. сефевидские шейхи большую часть своего войска набирали на территории восточной части современной Турции, известной тогда как Рум. Соответственно, тюркский этноним «румлу» и означал «румийцы», или «жители Рума», т. е. это был своего рода земляческий союз, образовавшийся в результате массового переселения шиитского населения из Османской империи в пределы Сефевидского государства. Есть сведения о том, что только весной 1500 г. из Эрзинджана и Эрзурума в войско сефевидов влилось около 7 тысяч воинов из кочевых племен тюркоязычных шиитов. После объявления шахом Исмаилом в 1501 г. шиизма официальной религией в восточной Турции раз за разом в 1502, 1504, 1508 и 1511 гг. прошли восстания тюркоязычных шиитских племен. Новый османский султан Селим Явуз жестко подавил восстания шиитов, что повлекло за собой массовое переселение их на территорию Северо-Восточного Ирана, на территорию государства Сефевидов [Маркарян С.А., 2010. С. 243]. Из этих переселенцев и образовалось «племя» Румлу, расселенное главным образом на территории Иранского Азербайджана. Из центра этого региона – города Тебриз – около 500 семей недавних беженцев из восточной Турции были переселены в Дербент, где они должны были стать опорой Сефевидов на северо-западном рубеже создаваемого ими государства.

– Курчи – были переселены в Дербент в 1540 г. Так же как и Румлу, «племя», а точнее военное сословие Курчи (от монгольского хорчи – «стражник, гвардеец»), было сформировано из различных кочевых тюркоязычных племен Иранского Азербайджана, ставших опорой Сефевидов. Они в основном были расселены в Тебризе и Ардебиле – главных центрах Сефевидского государства. Отсюда же они были переселены в Дербент. Хорошо вооруженный корпус курчиев (телохранителей шаха) был создан еще во времена шаха Исмаила. Во второй половине XVI в. корпус насчитывал 6 тысяч воинов, а формировался он по принципу представительства от каждого кочевого племени (в т. ч. персидских, арабских и т. д.) по несколько сотен воинов, хотя в курчии записывались и оседлые жители. К XVIII в. корпус курчиев постепенно стал этнически однородным – «чисто персидским национальным подразделением в армии имперского государства» [Маркарян С. А., 2010. С. 271]. В 1747 г. власть в Дербенте захватил Мухаммад-Хасан «из шиитского рода Курчи, считающего в Дербенде до 400 домов и составлявшего прежде шахскую гвардию». Он правил в городе до 1760 г. [Березин И., 1850. С. 12].

–Баят – туркменское (на момент переселения в Дербент в 1608–09 г.) племя, сложившееся из монголов-баятов, часть которых переселилась еще в XIII в. в Хорасан и перешла там на тюркский язык. Баяты – одно из крупных монгольских племен, до сих пор сохраняющих свое самосознание и отдельный диалект. По переписи 2010 г. в Монголии, главным образом на северо-западе страны, в аймаке Убсунур, живут 56,6 тысячи баятов, ныне считающихся субэтносом монголов. Баяты разговаривают поныне на ойратском языке. Впервые баяты упоминаются в XIII в. как одно из самых крупных монгольских племен [Бромлей Ю. В., 1988. С. 93–94]. Тогда же часть баятов в составе монгольской армии перемещается в пределы современного Туркменистана и северо-восточного Ирана. Здесь они перешли на тюркский язык, и в средневековых источниках баяты уже упоминаются как туркменское племя [Джикиев А., 1991. С. 68]. Ныне большинство туркмен-баятов расселено в Чарджоусской области Туркменистана. В XVI–XVIII вв. главным центром иранских баятов был город Нишапур в северном Хорасане и его окрестности. Представители баятской знати вплоть до конца XVIII в. управляли от имени шахов Нишапуром и округой. Именно отсюда в начале XVII в. часть этого преданного сефевидским шахам племени была переселена в город Дербент.

–Мукри – курдское суннитское племя, переселенное в Дербент в 1737–38 г. из «Савудж Булага», т. е. города Мехабад в иранской провинции Западный Азербайджан. Расположен этот город южнее озера Урмия, в южной части провинции, и населен курдами. Более того, Мехабад считается одним из курдских культурных центров Ирана. Из курдского племени Мукри происходили наследственные правители Мараги до 1610 г. [Петрушевский И. П., 1949б. С. 248].

– курдское (?) – суннитское племя, которое в 1738 г. было переселено из Ширван, где оно кочевало до этого времени. Современные курдские авторы увязывают их с курдским племенным образованием Сорани [Лятиф Маммад, 2013], представители которого в основном проживают в северо-восточном Ираке и сопредельных территориях Ирана, расположенных к югу от озера Урмия. Основанием для такого отождествления считается наличие незначительного количества курдов – сорани, кочевавших в пределах Закавказья даже в первой половине XIX в. («суранлы, зимующие вокруг Эривани числом 500 шатер» [Лерх П. В., 1856. С. 88].

В связи со всем изложенным нужно упомянуть появление племени Терекеме в Дагестане и истоки распространения названия «мугъул» или «каджары».

– Терекеме – в Дербенте представителей племени терекеме мало, но оно представлено в Дербентском районе и в остальном Дагестане. Терекеме огузо-туркменское племя, близкое к карапапахам. Впервые появилось в первой половине XV века в связи с вторжением на Юго-Восточный Кавказ племён каракоюнлу, с которыми связывают этноним терекеме и формирование терекемейцев в отдельную этническую группу в Ширване. Н. Г. Волкова в своей работе «Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов» пишет: «А.Д.Ерицов, обследовавший Казахский уезд Елисаветпольской губернии, отмечает, что основное население уезда — татары — были известны под именем таракяма, и далее он называет их группы (племена) — айрумлы, баяты, кадырлы, каракоюнлы, караханлы, кенгерли, салахлы, софулы, татлы.». Появление терекеме в Дагестане в конце XVI века, связано, как ни странно, с систематическим переселения части этих кочевых племён из Кубы и Ширвана Кайтагским уцмием Ахмед-ханом, стараниям которого предки нынешних терекемейцев обрели новую родину в Дагестане. В конце XVI века кайтагский уцмий Ахмед-хан основал магал Терекеме, переселив сюда терекемейцев из Ширвана.  Причём кайтагский уцмий переселял терекеме и в Кайтаг и на подвластную ему территорию Табасарана. Откуда они двигались в район Дербента и на север на Кумыкскую плоскость. Согласно архивным данным, часть терекеменцев (до 300 и более семейств), а также 80 семейств горских евреев в первой половине XVIII в. переселились из Кайтагского уцмийства на Терско-Сулакскую низменность. Часть терекеменцев ныне компактно проживает в десяти селениях Дербентского района Дагестана: Мамедкала, Салик, Великент, Деличобан, Падар, Карадаглы, Татляр, Берикей, Уллутеркеме и Джемикент. Часть терекеменцев кочевала, двигались вглубь равнинного Дагестана и осваивая новые территории. Небольшое число терекеменцев в сер. XVIII в. перебралось на Кумыкскую плоскость (Засулакская Кумыкия), где смешалось с местным населением и в настоящее время проживает в селениях Темираул и Костек (Хасавюртовский район) и Чонтаул (Кизилюртовский район).

– Каджары – впервые появление названия имело место в Рутульском районе. Это другой момент, когда некоторые  дагестанские правители каким-то образом способствовали появлению иноэтничного элемента на территории Дагестана.  Известно, что в Рутульском районе расположено единственное в горах Дагестана  тюркоязычное селение Нижний Катрух. По рассказам жителей селения некий казикумухский хан имел в этом месте башню и поселил при ней пленных тюрков, а над ними поставил трёх лакцев. От них будто бы и произошли жители Нижний Катрух, которые разговаривают на тюрком языке. В Нижнем Катрухе имеется квартал «мугъаллар» и одноимённый тухум, от слова «мугъал». [Л.И. Лавров. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 3. — С. 120.]. Другая версия, также связана с казикумухским ханом, заключившим союз с Надир-шахом. По нему казикумухский хан Сурхай I выдал лакских девушек замуж за военнопленных из шахского войска и отвёл им землю для основания аула, коим стал Нижний Катрух. [Хайдаков С. М. Очерки по лексике лакского языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — С. 96.]. Скорее всего, появление иноэтнического элемента в Нижний Катлух действительна была связана с лакцами и потому, что в дореволюционной литературе жители Нижнего Катруха обычно указывались как казикумухцы или лаки (в обоих случаях лакцы) [Кавказский календарь на 1910 год. Часть 1. — Тифлис. — С. 280]. Помимо этого в Нижнем Катлухе имеются два квартала — «къатыргилар» и «саманчияр», представителями которых являются коренные жители Ширвана. Их потомки разговаривали на тюркском языке и назывались горцами вокруг «мугъул» или «каджары».

Интересно, что в лезгинских селениях Гельхен и Виттихъар имеются тухумы «къаджарар».


Возвращение к истокам.

Все эти этносы, волею исторических судеб, оказавшиеся в Дербенте, тем не менее заслуживают изучения своей истории, культуры отдельно как представителей своих древних этносов, таких как персы, курды, тюрки, таты (делится на горских евреев: североиранские иудеи, часть которых перешла на ислам и стали называться "таты" - обе группы одного этногенеза)и прочие. До сих пор нет ни одного серьёзного научно-исторического исследования этих этносов в Дербенте. Попытки в культурных целях привозить учебники персидского и иврита в школы, чтобы дети изучали свой собственный родной язык в школах Дербентского района, представителями этих этносов, эмигрировавших в Иран и в Израиль, были пресечены из Махачкалы. Учебники изъяты.  На сей день тема актуальная для исследования. В первой половине XX века произошло искусственное перенесение нового советского политического этнонима «азербайджанцы» на шиитские этносы Дербента.

В российской историографии есть тенденция упоминать современный этноним тюркоязычного населения АР как будто бы существовавший ещё в начале XX века. Это делается и под сильным прессингом из Баку, который заинтересован в политической подаче своей истории и не желает использования подлинных этнонимов, названий, бытовавших в историческом прошлом, что серьёзно искажает официальную историю в этом отношении. Мало того, и относительно персов, татов, курдов, евреев и терекеменцев Дагестана, в частности, Дербента. Что является антинаучным, неправильным и никак не соответствующим исторической действительности. Подобный перенос советского названия «Азербайджан», «азербайджанцы», появившегося исключительно по политическим мотивам в 1939 году по указу И. В. Сталина на этносы, имеющие свои настоящие оригинальные этнонимы, племенные названия, языки, древние культуры, в работах российских историков не выдерживает критики. Кроме того, этническая группа Дербента, выступавшая во времена российской империи в переписях всегда исключительно в качестве «персов», «в настоящее время фигурирует как азербайджанцы (вместе с собственно азербайджанцами)» [Карпов Ю.Ю. Кизляр как зеркало российской истории Кавказа // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 81.].  Оправдание этому стараются найти в том, что якобы «персами называли прибывших в Петровск для работы в порту азербайджанцев из Баку и так называемого иранского Азербайджана» [Капустина Е.Л. Сельские этюды к городскому пейзажу: трансформация городского пространства в контексте миграционных процессов в Дагестане и судьба сельских землячеств в Махачкале начала XXI века // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 115.]. На самом деле это ничего не объясняет. Применение советского политического этнонима «азербайджанцы» относительно к потомкам всех вышеуказанных переселённых в район Дербента в разное время разными завоевателями различных этнических групп с разными языками и культурами в истории Дагестана является беспрецедентным фактом. Сам по себе странный факт, как вообще в переписи населения ДАССР появилась графа, обозначающая искусственно привнесённый по указу  И. В. Сталина в 1936 году этноним, обозначающий в то время исключительно тюркоязычных кочевых племён южной части советского Азербайджана, географически и культурно далёких от Дербента, не имевших и не имеющих к Дербенту никакого  отношения, не подаётся логике и объяснению. 

Как мы пишем выше, современные попытки отдельных представителей этих этносов Дербента, изучать свою собственную историю и собственные языки блокируются Махачкалой по неизвестным нам причинам. Но самосознание этих этносов живо, несмотря на вековое подавление. Об этом пишут некоторые дагестанские исследователи: «вплоть до настоящего времени в некоторых азербайджанских селениях в районе Дербента «в качестве языка общения в семье и внутри аула все еще сохраняется татский язык».[Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX – начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 37.]

По семейным спискам 1886 г., в Дербенте жили как «персы» (8994 чел.), так и «татары» (1169 чел.) [Республика Дагестан: Административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. – 90-е годы XX в.) (Статистический справочник). Махачкала: Издательство «Юпитер», 2001. С. 37, 39.]
По той же переписи, в Махачкале проживало 1592 «перса» и 709 «татар», в поселке Дагестанские огни 83 «тюрка» и 9 «татар», в Буйнакске – 242 «татарина» и 380 «персов», в Кизляре – 145 «персов», в слободе Хасавюрт – 285 «персов». Хотя в Дагестане жили и собственно персы, в частности, по переписи 1886 г. в Порт-Петровске их было 256 человек[Там же. С. 82].

Для Дагестана ираноязычные таты, как и горские евреи, относящиеся к различным этносам «персов», являются коренным населением. Отдельно в городах Дагестанской области в течение досоветского периода и по переписи 1926 г. фиксировались, как правило, «мусульмане», или же «татары», «тюрки», «закавказские татары». Что интересно, до Кавказской войны в Дербенте персов и ираноязычных татов было больше, чем тюрков. Усиление тюркского элемента в Дербенте произошло в ходе Кавказской войны, когда неблагонадёжных горцев из Дербента всякими способами вытесняли, а персов подавляли, но поощряли этнические категории тюрков, лояльных власти. Россия в конце XIX проводило на Кавказе глубокую антииранскую политику, меняя повсеместного персидский элемент на тюркский. Этим объясняется и широкомасштабная образовательная реформа на Кавказе с внедрением школ для горцев на тюркском языке. Например, открытая в 26 сентября 1861 года в селении Ахцах (Ахты) Самурского округа первая в Дагестане светская школа вела обучение на русском и тюркском языках. Г. Беккер, совершивший поездку по Южному Дагестану, писал: «Тюркое наречие вытесняет всё более и более татское наречие (персидский язык)». Политикой царизма и объясняется, что персов в Дербенте за короткие полвека стало меньше, а тюрков больше. В Дербенте «мусульман», то есть тюрков, по переписи 1897 г. насчитывалось 9767 (или 9772) чел., что составляло 66,7% населения города [Махмудова З.У. Дербент в XIX – начале XX века: этническая мозаичность города на «вечном перекрестке». М., 2006. С. 46, 53, 68]. В то время как горцев словно и не было в городе. Царская перепись 1897 году зафиксировало тогда беспрецедентно малый процент горцев в городе. Согласно переписи 1897 г. в Дагестанской области татарским языком в качестве родного языка владели 32 143 чел., в Терской области: в Кизлярском округе – 955 чел., Хасавюртовском округе – 1306 чел. Татарский язык наряду с кумыкским (в Даг. области – указан родным для 51 209 чел., в Кизлярском округе – 988 чел.), ногайским (в Даг. области – 1909 чел., в Кизлярском округе – 31650 чел.) и туркменским (в Кизлярском округе – 1029 чел.) был указан в группе «Турецко-татарские наречия» (всего их в перечне 21).

В Большой Советской энциклопедии дается следующее пояснение данному термину: «Татаре, тартары, тюрко-татаре, терменъ – некоторые тюркские племена, не сохранившие особого имени. К ним относятся татаре: а) сибирские, б) алтайские, в) кавказские, г) ногайцы (нагайцы), д) крымские, е) астраханские, ж) казанские.». Под татарами же в Дагестанской области были указаны кавказские татары. И «до революции название «азербайджанец» не устоялось» (Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: «Академкнига», 2003. С. 34). В словаре Брокгауза и Ефрона отмечаются: «азербайджанские татары, совершенно неправильно называемые персами», и что «они мусульмане шиитского толка и подражают персиянам во многом, но их язык тюрко-татарский» (ЭСБЕ / Баку. Губернский город // URL: www.wikisource.org/).

Первая Всесоюзная перепись населения состоялась 17 декабря 1926 года. Она была спроектирована на высоком по тому времени уровню и осуществлена опытными специалистами, вышедшими в основном из земской статистики. Подробные материалы этой переписи были опубликованы, и до сих пор остается образцовой в истории отечественной статистики, как по методологии, так и по представлению результатов.
          
В 1926 г. в Дербентском районе 14286 тюрка и 263 перса, Кизлярском районе 309 перса, в Рутульском районе 885 тюрка. Отдельно была проведена перепись татов и горских евреев. То есть, в 1926 году не было никакого упоминания в переписи ДАССР этнонима «азербайджанцы», по той причине, что он ещё не был изобретён. Поэтому все представленные современные данные по переписи 1926 году относительно термина «азербайджанцы» в ДАССР и в Дербенте это представление недостоверных (не существовавших) данных, в которых обобщили самостоятельные данные по персам, татам, горским еврееям и терекеменцам Дербента.

По переписи 1939 г. в Дагестане впервые дагестанских персов, курдов, татов, горских евреев и терекеменцев, представителей разных народов, культур, религий, обозначили как «азербайджанцы». По официальным данным их насчитывалось 31,2 тыс. человек, по переписи 1959 г. – 382224, переписи 1970 г. – 54403, переписи 1979 г. – 64514, переписи 1989 г. – 75463, на 1 января 1995 г. – 88327,25 переписи 2002 г. – 111656 человек. [Республика Дагестан: Административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. – 90-е годы XX в.) (Статистический справочник). Махачкала: Издательство «Юпитер», 2001. С. 85-140. 25 Там же. С. 159, 165]. В переписи 1939 г. отсутствуют данные о 19 малочисленных самостоятельных народах Дагестана; горские евреи и таты не причислены к группе «Народности Дагестана», но при этом в республике появилась новая национальность «азербайджанцы».


Надеемся, что история всему даст справедливую оценку.


ЛИТЕРАТУРА


Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и-Ирам / ред., комм., ук. З. М. Буниятова. Баку, 1991.
Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII – нач. XIX в. Кн. II. Историческая география Южного Дагестана. Махачкала, 2001.
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI–XII вв.). М., 2003.
Аракел Даврижеци. Книга историй / пер. с арм., пред. и комм. Л.А. Ханларян. М., 1973.
Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI–XVI вв.). Баку, 1983.
Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию. — М.: Русич, 2003.
Баяты // Народы мира: историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.
Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. Ч. 2.
Bilge M.S. Osmanli Devletiva Kafkasya. Istanbul, 2005 (натур. яз.).
Bilge M.S. Osmanli Caginda Kafkasya. 1454–1829 (Tarih – Toplum – Ekonomi). Istanbul, 2012 (натур. яз.).
Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана (1136–1225 годы). Баку, 1978.
Гусейнов Г. Энциклопедия города Дербента. М., 2009.
Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. Ашхабад, 1991.
Ибрахим Эфенди Печеви. История (Извлечения по истории Азербайджана и сопредельных стран и областей периода 1520–1640 гг.) / пер. с трецкого яз. и прим. З.М. Буниятова. Баку, 1988.
Кисляков В.Н. Каджары // Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. М., 1998.
Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906.
Криштопа А. Сведения западно-европейских путешественников XV в. о Дагестане // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1970. Вып. 1.
Лерх П.В. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. 1. СПб., 1856. С. 88.
Лятиф Маммад. Южное Закавказье и курды.
Магомедов А.Р. Народы Дагестана. Махачкала, 2003.
Маркарян С.А. История Ирана в средние века – от Сасанидов до Каджаров (с III в. н.э. до первой трети XIX в.). Ростов-на-Дону, 2010.
Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване XIV–XV вв. / пер., сост., прим. и прил. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997.
Мирза Хайдар Визиров. Новая книга, называемая Дербенд-намейи Джадид» / пер. с персид., пред. и коммент. А.Н. Козловой. Махачкала, 2002.
Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в ХV в. // Сборник статей по истории Азербайджана. Баку, 1949 (а).  Вып. 1.
Петрушевский И.П. Азербайджан в ХVI–XVII в. // Сборник статей по истории Азербайджана. Баку, 1949 (б). Вып. 1.
Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времен до начала ХХ века. Махачкала, 1964.
Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обр. А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941.
Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. 1796 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева. М., 1958.
Фарзалиев Ш. Османский хронист Ибрахим Рахимизада о Дагестане (70-е гг. XVI в.) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
Поездка Г. Беккера по Южному Дагестану // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Вып. IX.
Л.И. Лавров Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 3.
Очерки истории Дагестана. Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, том 1. Дагестанское книжное изд-во, 1957
С.Ш. Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. — Наука, 1990.
Хайдаков С. М. Очерки по лексике лакского языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.
Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г. — Тифлис, 1893.
Воронов Н. И., Сборник статистических св;д;ній о Кавказ;. Императорское русское географическое общество. Кавказскій отд;л, 1869.
Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К., Дагестан в XV—XVI вв.: вопросы исторической географии, Институт ИАЭ ДНЦ, 2004
Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008.


Рецензии