Улыбка моя, где ты? Шалва Амонашвили

Приближается очередной конец учебного года. Уже стало обычным явлением, что родители узнают о проблемах своего первоклассника только в последние дни, когда им предлагают перевести ребёнка в школу 8 вида.
Причина: ребёнок путает буквы, пишет их в другую сторону, не дописывает элементы букв, пропускает буквы в словах, меняет местами, имеет проблемы с чтением (искажает слоговую структуру слова).
Это симптомы дисграфии и дислексии. Без коррекции ребёнок будет всё больше отставать от своих сверстников.
Помню случай, когда познакомилась с учеником 4 класса, который под столом на пальчиках складывал и вычитал. Его познания русского языка и математики остановлены были педагогом ещё во 2 классе. Именно в то время она начала внушать ребёнку, что он тупой, и требовать перевода в специальную школу. Но родители не сдались. Ребёнок смог догнать сверстников. Прошли годы. Здравствуй, колледж!

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, обусловленное НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ высших психических функций: зрительный анализ и синтез; пространственные представления; слухопроизносительная дифференциация звуков; расстройство памяти и т.д. (Р.И. Лалаева)
Дисграфия проявляется трудностью в соотнесении звуков и букв. Возникновение ошибок НЕ СВЯЗАНО с нарушением мышления (думает невербальным способом, мышление образное: создаёт мысленные изображения) и снижением уровня интеллектуального развития.
Приобретёт ли ребёнок такие психологические проблемы, как неуверенность в себе, низкая самооценка, сниженная социализация, во многом зависит от педагога. Часто приходилось сталкиваться в реальности с тем, что педагог при всех обзывает ребёнка тупым, угрожает, что после каникул не пустит его в класс, или более того, делает всё, чтобы ребёнок начал проявлять агрессию по отношению к окружающим или к самому себе (начинает бить себя по голове). Перенапряжение нервной системы усугубит ситуацию, - у администрации появится возможность "силой" выпроводить его из общеобразовательного учреждения.

Трудный ученик и гений - в одном лице.

Американский изобретатель и бизнесмен Томас Эдисон запатентовал первое своё изобретение, когда ему был всего 21 год. К концу жизни он стал обладателем 1093 патентов в США и множества в Великобритании, Германии и Франции.
Томас Эдисон: "Я смог стать изобретателем потому, что в детстве не ходил в школу".
С детства он был болезненным мальчиком, но очень любознательным.
"Я слышал, как учитель сказал посетившему школу инспектору, что из меня не будет толку и нет больше смысла держать меня в школе. Я был так огорчён его словами, что разрыдался и бросился домой жаловаться матери".
Мать привела его обратно в школу и сказала учителю, что у Томаса мозгов больше, чем у него. Она забрала его из школы и стала продолжать учить дома.
Поступок матери, верившей, что её сын не "бестолковый", а только нуждается в другом подходе, навсегда запечатлелся в сердце Эдисона. "Моя мать была моим творцом, - говорил он, - она поняла меня, она дала мне возможность следовать моим склонностям". "Я никогда не был способен хорошо учиться в школе. В классе я всегда был среди последних по успеваемости. Мне казалось, что учителя не могут меня понять, а отец считает, что я глуп".
Нэнси Эдисон была дочерью священника, получила хорошее образование и в молодости работала школьной учительницей. Она научила Альву читать, писать и рисовать. Ранний опыт работы в поле на семейной ферме помог Альве осознать ценность заработанных денег.

Мама будет Логопедом.

Первичная диагностика проводится логопедом, психологом и неврологом. Консультация педиатра (офтальмолог, сурдолог) необходима для исключения соматических заболеваний. Электроэнцефалография (ЭЭГ) - для исключения скрытой судорожной активности головного мозга. МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга.
Пройти нейропсихологическое обследование полезно детям от 2 до 12 лет, имеющим задержку формирования мелкой моторики руки, общую моторную неловкость, часто с невнятной речью, слишком подвижным (СДВГ). Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них "оживает" не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело - им трудно усидеть на месте).
В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения. Обучение ребёнка чтению и письму должно быть согласовано со степенью созревания его сознания и готовности к обучению. Развитие фонематического слуха значительно снизит риск возникновения дислексии и дисграфии. Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов.

Ощущение спутанности сознания, или Дар дислексии (Рональд Дейвис)

Это умственный талант, который потенциальный дислексик (ПД) использует для узнавания предметов.
Уже в 3-месячном возрасте ПД обладает способностью мысленно заканчивать фрагментарные восприятия. Видя один локоть, ПД воссоздаёт и узнаёт мыслеобраз матери.
К 2 годам этот ребёнок становится слишком любопытным. Его дислектические таланты продолжают развиваться. Он за пару секунд обнаруживает в комнате новый предмет и устремляется к нему.
Вот его внимание привлёк белый меховой клубочек, лежащий в углу комнаты. Шаг, другой, покачнулся, но не упал. И вскрикнул: Котёнок!
Как мог 2-летний ребёнок узнать котёнка?
Как только его взгляд остановился на предмете, который не был узнан, ПД получил ощущение спутанности сознания, что привело в действие часть мозга, которая меняет восприятие. ПД мгновенно потерял ощущение равновесия, в комнате стало тихо, его внутренние часы перестали идти. В это мгновение его талант восприятия позволил ему посмотреть на комочек меха со всех углов, во всех направлениях. Процесс отделения вещей друг от друга уже стал составной частью его мыслительного процесса. В его мыслительном образе комочек стал раскладываться на составляющие: появились лапки и хвостик, потом высунулась голова, и ПД узнал котёнка. Как только произошло узнавание, ощущение спутанности сознания у ПД исчезло. Дезориентирующая деятельность мозга отключилась. В этот момент ПД восстановил чувство равновесия, его слух опять включился, его внутренние часы опять стали тикать...
Только что мозг ПД просмотрел примерно 2000 возможных вариантов того, чем бы мог быть этот комочек меха. Это произошло слишком быстро, он даже не заметил как (ПД думает раз в 400 быстрее других детей).
В возрасте от 3 до 5 лет происходит то, что позволяет иметь общий уровень развития интеллекта выше среднего, но и создаёт потенциальную возможность развития неспособности к обучению.
Навыки аналитического обоснования и логики должны начинать развиваться в возрасте 3 лет. Это навыки осознанного узнавания котят при виде комочков меха. Но у маленького ПД уже есть система, дающая более быстрые и более точные результаты. У него нет необходимости в таких навыках, поэтому они не развиваются. Логика, синтез, анализ - процессы, основанные на вербальном мышлении, когда используются центры речи мозга. Мыслительный процесс обычного ребёнка замедляется, в то время как ум ПД продолжает мчаться - слова сливаются, звуки искажаются. Речь, обращённая к ПД, воспринимается им так, будто слова произносятся со скоростью одно слово в секунду. К 5 годам ПД ещё не слышал ни одной собственной мысли.
Школа.
На доске появилось слово "кот", но оно не сформировало образ кота.
Маленький ПД не узнал этот предмет, - пришло ощущение спутанности сознания, что автоматически привело в действие тот участок головного мозга, который изменяет восприятие. В мгновение ПД видит слово в 40 возможных конфигурациях, но это не срабатывает. О, ужас!
Впервые его привычный метод не сработал. Слово стало в 100 раз более спутанным. Ребёнок старался понять слово не как символ, а как объект...

Если ребёнку не говорить, что он отличается от других детей, то он не понизит свою самооценку. Если маленькому ПД не помочь сформировать новые способы работы с символами, он не сможет учиться. Слова для него останутся невозможными.
И кто-то однажды скажет, что ПД недоразвитый, тупой. Ребёнок приобретет эмоциональное расстройство, которое необходимо, чтобы стать созревшим дислексиком. К 9 годам он достигнет своего предела фрустрации - возраста необучаемости.
Школа станет пыткой.


Рецензии