Как наполняются пустышки

Если педагог хочет выразить своё отношение к сидящим перед ним детям, то мы сразу понимаем, что будут сказаны в их адрес самые добрые, мотивирующие слова. Почему? Потому что этого требует педагогическая этика.
Вот и наши уроки математики в 4 классе каждый раз начинались с внушительного: "Вы - пустышки!"
Самое главное в этом обращении: оно адресовано сразу всем и указывает на неоспоримый факт.
Кому-то может показаться фальшивым, но такое обращение, запомнившись, не оставило негативных воспоминаний. (Мы не были названы "дебилами" и нас не делили на тупых и не очень.)
В то же время ситуация на уроках русского и литературы заметно отличалась. Все понимали, кто есть кто. И попасть в касту "любимчиков" могли далеко не все.
Очень повезёт в таких условиях ребёнку, который был выращен в семье с любовью и был наделён социальным иммунитетом (базовым доверием к окружающему миру).
Мне повезло. Обитая в касте "троечников" по русскому и литературе (отметку "отлично" можно было получить только, когда приходила другая учительница), я принимала своё положение, считая его правильным, и, более того, уважала этого педагога за то, что она очень требовательно относилась к процессу уборки кабинета... Конечно, такое положение дел не способствовало пробуждению интереса к её предметам. Но и негативное отношение к педагогу не формировалось. Ни в 8 классе, когда обострилось чувство справедливости. Ни в 9-ом, когда педагог, давая одноклассницам напутствие, хотела, чтобы они пошли по её стопам, а на мне остановилась, замолчала и ушла. Это запомнилось. Но осознаваться стало гораздо позже.
Такие отношения ребёнок-взрослый строились на уровне интеллекта. Они не затрагивали глубин души. Ситуация изменилась, когда в школе появилась новая учительница: Галина Константиновна Мельникова. Она стала другом, наполняющим внутренний мир "пустышки". Человеком, пробуждающим осознанное сопереживание. Более того, по своим снам я всегда понимала, когда отменят её уроки, и когда она вернётся снова. Галина Константиновна стала первой учительницей души. И этого тёплого чувства воспоминаний, обитающих в самых сокровенных уголках, не смогло стереть время.

Можно долго говорить об учителях и классах. Но и у каждой школы есть своя атмосфера. Оказавшись в пространстве 7 школы, я поняла, что значит "дышать полной грудью". Это были два года пробуждающейся весенней природы. Это состояние, когда "пустышка" осознаёт, что она никогда не была пустой. Просто наполнение пустоты возможно лишь одним способом - познанием своего потенциала.
Жизнь. Какие энергии или силы ведут нас по этой дороге? Бодрящее чувство появляется, когда оказываешься в условиях контрастов. И эти условия жизнь предоставляла в полной мере. Если в прежней школе отметку "отлично" за экзамен по русскому пришлось отвоёвывать на жёстком "допросе" (даже коллеги-экзаменаторы уже начали делать замечания учительнице), то в новой школе всё стало иначе.
Литература стала любимым предметом, анализ произведений - неотъемлемой частью жизни. Мысли приходили из потаённых глубин души и могли смело ложиться на белые листы бумаги.
Вера Борисовна Котлярова - не просто педагог, а Учитель с большой буквы. Собравший в себе все самые лучшие качества Человека.
Итогом формирования из "пустышки" личности стало экзаменационное сочинение, ставшее судьбоносным. Моё скромное желание - поступить на дошфак. Сказывались годы предыдущей пустоты. В педклассе выпускные экзамены были одновременно и вступительными, так что моё желание исполнилось быстро. Но.
Жребий судьбы оказался иным.
Моё сочинение легло перед
Ларисой Петровной Батыревой, преподавателем университета. Её желание, чтобы я поступила на филологический, исполняли мои одноклассники и Вера Борисовна. Для меня же это был шаг из ряда "невозможных" (что следовало из опыта "пустышки"), и я не соглашалась.
Тогда на сцену театра жизни вышел случай, а если он повторяется несколько раз, то становится совсем неслучайным.
Я подавала документы на дошкольный, а мне их возвращали под разными предлогами... так и ушла домой с мыслью: утро вечера мудренее.
Утром приняли мои документы на филологический... нужно было срочно готовиться к вступительным экзаменам... а я уже устроилась на лето работать.
И эти экзамены были сданы.
Первый курс филологического факультета. О чем и узнала учительница русского и литературы из прошлого "пустышки". Крик, несущийся по коридору прежней школы никогда не забыть (но можно уважать за искренрость): "Ты вылетишь оттуда!!!"
Так вступили в борьбу две силы, ведущие человека по дороге жизни. Ларисe Петровне выпала роль "оберега", в то время как её коллега всеми силами исполняла напутственное "предсказание" (лишь через много лет откроется недостаюшая для понимания происходящего информация, а на тот момент всё происходило как по наитию, без осознания, что будет верным шагом, а что - нет).
Интересным и важным остаётся тот факт, что основным полем битвы стал наш "древний язык". Преподаватель подготавливала почву уже на консультации, ставя всех перед фактом, что я ей ночью приснилась, к чему бы это могло быть... Честно, этот предмет изначально вызывал чувство тревоги: в нём чего-то не хватало, чего-то очень важного, но неясного. Так же тревожило отсутствие в программе мифологии славян. Но эту тревогу невозможно было объяснить словами.
Только все последующие годы я пыталась найти информацию о буквах, точнее их образах, что и стало возможным с появлением интернета. Азбучные истины вернулись, и были встречены такой же неизъяснимой внутренней радостью.
Здесь следует признать тот факт, что из русского языка для меня в школе было сделано отличное пугало. Никогда не забыть, как не склеивались в единое целое правила и практическое их применение. Орфография. Но у жизни и здесь был в запасе счастливый случай, точнее, встреча с Татьяной Модестовной Сорокиной, отличным специалистом своего дела. Тяжек был труд, но он приносил восторг радости, потому что пугало орфографии превращалось в доброго соломенного Страшилу.
Любое образование останется неполным, если будет наполняться только интеллект. Науку чувствознания у нас не преподают (да и возможно ли это). Но она постигается в обычных человеческих взаимоотношениях, основанных на искренней дружбе, в её высшем значении (не путать с привычкой и поиском выгоды). Очень важно, чтобы наполняющаяся "пустышка" встречала на своём пути наставников-друзей.
Я ещё не сказала слов благодарности тем, кто были для меня наставниками души в университете. Важный период, когда человек учится наполнять свою пустоту изнутри.
Этих людей уже нет в Шуе, но они всегда есть в моём сердце: Андрей Иванович Баранов, Вера Витальевна и Владимир Николаевич Шапошниковы, Владимир Александрович Ветров.

Этот рассказ будет неполным, если не вспомнить выпускной 11 класс из 1 школы, где я проходила студенческую практику. Этот класс не хотели давать студентам, потому что они каждый год срывали им практику. Вот и мне был дан другой класс, а этот я потом попросила сама, дополнительно. И именно они стали для меня светлым воспоминанием и осознанием того, что на земле есть те, кому ты можешь подарить то, что имеешь, потому что это им, действительно, по-настоящему нужно. Первую неделю знакомства мы изучали друг друга. Во все последующие дни мы радовались встрече друг с другом. Перед началом урока они всегда мыли доску и подметали пол, а в конце урока благодарили, и всегда говорили за что. Был и такой случай, что ученик сказал своей маме: "А эта книга ночью светится".


Рецензии