Рассказ 3. Рита - Сила доброй воли

ИЛИ: Ответственная и счастливая жизнь белой вороны

       Рита родилась 3 июня 1938 года под знаком «Близнецы» в год белого тигра по китайскому гороскопу. В 1934 году Её родителей по доносу младшего научного сотрудника из Ленинградского института ВИР, который возглавлял академик Н.Вавилов, были признаны «врагами народа». Отца сослали в Гулаг Чибью на добычу урановой руды, а мать с двумя сыновьями – в Астрахань, где она – учитель в младших классах  нашла себе работу на конвейере швейной фабрики, благо в их семье была швейная машинка «Зингер» и она умела на ней шить.
        В 1937 году родителей перебросили в город Чимкент Южно-Казахстанской области на строительство  Ферганского канала имени Сталина и другой ирригационной сети под надзор НКВД.

       Отец долго не мог поверить, что измученная вторая жена Мария родила дочку и даже подозревал, что она поменяла его сына на девочку потому,что у его отца, да и от него самого рождались только мальчики. Но в 1940 году на свет появилась вторая дочка Ирочка после рождения которой у жены случилось расширение аорты и она стала умирать.
       О болезнях пришлось забыть, когда в 1941 году в Чимкент сумела эвакуироваться из Ленинграда  младшая сестра матери Риты с двумя детьми из которых новорожденный сын тёти Нины уже не держал голову. И Мария ни минуты не сомневаясь отняла свою дочку от груди и отдала своё молоко умирающему племяннику.

          Рита родилась с пороком сердца и с малых лет унаследовала от отца стенокардию, а от мамы её наследственную болезнь – геморрой  и переболела всеми болезнями того времени – корь, малярия, фурункулёз, ветрянка и прочие которые лечили красным стрептоцидом, впоследствии признанным вредным для здоровья.
          Умная и образованная мама во-время поняла, что её больную дочку надо научить бороться со своими болезнями, а лучшим способом для этого возложить на девочку с 3-х лет ответственность за младшую сестрёнку, а потом и двоюродного братишку, внушив ей что она старшая и большая, а они маленькие и слабенькие. В годы войны Рите приходилось сопровождать бабушку по материнской  линии в походах за хлебом по карточкам на всю семью,собирать с ней навоз по дорогам для изготовления кизяка, а с 1943 года водить в туалет слепую бабушку по отцу, когда Красная армия освободила город Сталино (Донецк)от окупации фашисткими захватчиками.

        7 лет исполнилось Рите в 1945 году и родители решили записать свою любимую дочку в лучшую женскую школу в центре города. Бабушка сшила любимой внучке  настоявший портфельчик из мешковины, с застёжкой на пуговицу, а мама форму и лёгкое пальтишко из красной ткани. Но Рита продолжала болеть и ей даже не помогло крещение в местной православной церкви, куда её отвела бабушка и повесила на шею алюминиевый крестик на тоненькой верёвочке. Поэтому в 1946 году пришлось отдать Риту в школу – четырёхлетку вместе со всеми друзьями – детьми из коллектива МЭС, где отец был главным инженером опять в первый класс.

        Уже в школе сама Рита поняла, что больна  потому, что пробежав 60 метров при сдаче норм БГТО на уроке физкультуры теряла сознание, а мама по совету врачей стала ограничивать её пробежки и прыжки. Когда дочка научилась писать и рисовать, то умная мама купила дочке толстую общую тетрадку, а отец всю квартиру украсил репродукциями с картин Шишкина, Айвазовского и других великих художников. Рита увлеклась писательством рассказов и стихов, глядя на прекрасные картины и сочиняя по ним свои рассказы... При окончании 4-ого класса учительница начальной школы дала задание «выпускникам» написать сочинение или рассказ о строительстве Большого Ферганского канала имени Сталина. Рита очень старалась и написала былину, которую украсила вырезками из газеты с экскаватором. Мама прочитала, похвалила и в конце посоветовала дописать: «Славит вся страна мудра Сталина, мудра Сталина – отца – батюшку. Рита удивилась и спросила, а причём Сталин, если канал строил наш папа? Умная мама ответила:
    - Ты же правильно написала Всё пески да пески в этой зоне лежат, всё пески, да колючи кустарники… Сталин и решил послать твоего  папу построить канал, а народ Ферганской долины получил воду и назвал канал его именем.

       В пятом классе школы Рита увлеклась математикой, забыла о своём писательстве и решила после окончания школы поступить в КазГУ на физико-математический факультет, который в 1954 году должен был окончить брат и его невеста.
       Весной 1956 года отец Риты получил первого внука от второго сына своей второй многострадальной жены и  почувствовал себя абсолютно счастливым.
       А Рите и Ире пришлось познакомиться с новорожденным племянником и стать для него настоящими няньками…
       В этот же год Рита окончила школу и подала свои документы по велению сердца в Каз.СХИ, узнав от подруги что в Алма-Ате есть лесохозяйственный факультет. 1 сентября 1956 года она обрела свою верную подругу Зауре Уракпаеву на всю оставшуюся жизнь.

        В 1977 году на голову Риты обрушилась проблема, повернувшая её жизнь в сторону от Нины и её подруг – выпускниц лусфака 1962 года с которыми Рита и Зоя начинали работу в экспедиции (Калмэ).
        Получив свидетельство о регистрации брака с Владимиром – бывшем мужем Нины, сестра Риты попросила её и Зою организовать свадьбу, которую требует от неё Плановый отдел Минторга. Перед свадьбой Владимир переселился из общежития в комнату Ирины и почувствовал себя хозяином, пообещав жене, что после рождения ребёнка он получит квартиру. Рита с матерью превратились в домработниц или прислугу для «молодоженов». Когда Ирина получила декретный отпуск то жизнь Риты по воскресным и субботним дням стала невыносимой и полной унижения и презрения со стороны Владимира. Однажды на дне рождения общей подруги из Казахского филиала Рита и Зоя по заведённой традиции помогали хозяйке с приготовлением салатов и сервировкой стола, а Нина сидела с остальными гостями в другой комнате и пела одну из популярных песен того времени, то после слов: - Красивая и смелая дорогу перешла… - громко сказала, что не считает её ни красивой, ни смелой. Рита, проходя мимо с тарелками тихо пробурчала: - Где уж нам уж выйти замуж…

        Но когда Ирина благополучно родила 1 июля 1978 года сына Дмитрия Рита с мамой и  Владимир почувствовали себя счастливыми. Мария Кузьминична даже заплакала, поздравляя зятя, объяснив, что Димочка родился в день рождения её любимого отца, погибшего в 1920 году. 

        Только в 1983 году Владимир получил шикарную трёхкомнатную квартиру напротив шестиэтажного здания, где размещались и «Леспроект» и Казахский филиал ГПИ «Союзгипролесхоз».
      А Рита  сумела обменять свою 3-х комнатную квартиру на первом этаже на однокомнатную на четвёртом этаже и осуществить мечту своей старой мамы выходить  на балкон. Дом, в котором Рита нашла квартиру находился в одном квартале от ПКО имени Горького. Из окон квартиры и с балкона открывался вид на снежные вершины хребта Заилийский Алатау. А Рита получила возможность  не только обедать дома, но и в любую минуту прибежать с места работы на помощь своей маме . В конце 80-х на сберегательной книжке у Риты скопилась большая сумма денег, но её желание обновить диван и купить новый телевизор мама пресекала, понимя, что умирает и просила свою дочку позволить ей уйти из жизни на своей старой кровати, со старым телевизором, диваном и креслами.      
        Поэтому после похорон  мамы Рита  осталась одна в обшарпанной квартире без денег на сберегательной книжке. Это не испугало Риту потому, что ей исполнилось 54 года и она осознавала, что успеет выйти на пенсию и стать абсолютно свободным человеком, отдавшим все долги.
 
      В 1994 году Рита и Зоя и Нина уволились из Казахского филиала и получили мизерную пенсию ещё в рублях, которая едва покрывала квартплату. Нина стала торговать китайским ширпотребом, Зоя устроилась домработницей к «новым» казахам, а Рита решила продавать малину со своей дачи. Но после распада СССР и образования в Алматы РГП Казгипролесхоз их попросили о помощи в переходный период  для переработки инструкций, указаний, терминов и определений, Гостов и Снипов на новые рельсы для независимого Государства.

        Рита не очень жаждала возвращаться, но не смогла отказать Газезу Мусину, занявшему её должность главного специалиста отдела лесомелиорации  и директору, понимая, что только она способна разрабатывать ТЭО на соединение зелёной зоны Астаны с  лесами Кокчетавской области по идее Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Рита  застряли в РГП до 2008 года, но не оставила своего участия в организации праздников на день рождения своих друзей, а также помощи на похоронах родителей и мужей своих подруг.

          15 мая 2011 года Нине исполнилось 75 лет – очень важный юбилей в жизни человека, а Зое -74. Свой день рождения Зоя и Нина отмечали, как правило, вместе, ещё со времён работы в Калмэ. При переезде в Алма-Ату они стали собирать друзей на квартире  Зауре... Поэтому, зная сложное положение Нины и то, что она с ранней весны до поздней осени живёт на даче, подруги решили приготовить пироги купить напитки и отправиться на такси поздравлять Нину с юбилеем к ней на дачу.
          Когда Рита, Зоя и Таня подходили к дому на дачном участке Нины и открыли дверь, то хозяйка ахнула и принялась поздравлять Зауре с днём рождения, после чего засуетилась накрывая стол. А когда подруги поздравили Нину и подарили ей 3000 тенге, она пришла в восторг и сказала, что теперь сможет купить себе дрова и жить здесь до поздней осени.

         После этого Нина по своей привычке лидера строго спросила Риту почему она на начинает работы на своей даче потому, что уже можно копать: - Я уже соскучилась по твоей Кити – добавила Нина.
        Неожиданно для Нины Рита сказала, что кроме поздравления с днём рождения своих верных подруг приехала сюда, чтобы попрощаться со своей дачей:
       - Я не хотела портить тебе настроение, но раз уж ты подняла вопрос про мою Китю, то расскажу тебе о моих проблемах, которые известны Зое. Китя моя умерла, а у Егора – второго внука Ирины обнаружилась аллергия на шерсть Масяни – дочки моей Кити и мне пришлось взять Масяню себе, а Китю усыпить, ей уже исполнилось 20 лет и она сама хотела уйти на тот свет и даже благодарила, когда я понесла её в лечебницу.
         - А осенью прошлого года, когда я верулась с дачи после её консервации, то обнаружила вскрытой свою городскую квартиру. Вошла в разрушенную конату, а из-под дивана моя Китя вылезает с выпученными глазами воры забрали все мои деньги  порядка 300000 теге, которыми со мной расплатился Казахский филиал после увольнения и мобильник. По полу были разбросаны все мои документы а также разорвана в клочья собачка из перьев на подставке, которой ты восхищалась. Милиция мне объяснила, что искали драгоценности и золотые украшения, которых у меня отродясь не было. Милиция посоветовала поставить металлическую дверь, но я поняла, что сюда больше никто не полезет и починила свой накладной замок, который они взломали. Приходи ко мне в этом году встречать Новый Год – увидишь взломанную дверь.
         - 2 февраля 2012 года исполняется 90 лет жене моего старшего брата и я поеду в Москву на поезде в качестве сюрприза с подарками для москвичей, отвезу племяннице палочку её бабушки, которой я закрывала глаза в Чимкете в 1948 году и  старинную книгу Елены Малоховец , ещё с Ъ.  Свою дачу я завещала Сашкиным внукам брата Виктора, а квартиру – племяннику Диме.
        - Работать на даче я больше не могу – сил нет, без нитроглицерина даже до базара дойти не могу, а вот домой в гости ко мне приходи вместе с внуками – милости прошу

        Неожиданно Нина с явной радостью затараторила:
     - Тогда отдай мне свой холодильник и раздвижной столик! Твой Сашка и его дети забросят твою прекрасную дачу!
        Рита засмеялась: - Ну ты даёшь! Говоришь  один в один, как твой муж Владимир! Я прошлой осенью сказала ему, что написала завещание, а когда через неделю приехала на дачу и по дороге зашла к нему поздороваться он мне показал какую лестницу с гранитными ступеньками сделал  до верхней террасы и дорожку до клумбы посыпал щебнем и с  юмором спросил у меня: - Узнаёшь свою горку? Твой Сашка забросит твою дачу! А твоя неправильная горка никому не нужна!
       Когда я подошла к своей даче, то обнаружила разрушенную горку перед домиком, разломанный пруд и собранный с дорожек щебень. Я не стала плакать от неуважения Владимира к моему труду потому, что еще до этого он меня попытался унизить в Стихи.ру, написав стих - рецензию  оскорбительного содержания
сказала Рита, вынимая из кармана записку и зачитав её вслух с выражением:
"Семидесятилетней старушке, вдруг возомнившей себя выдающейся поэтессой-литератором.

Писклявите: "Я выше, чем Булгаков!
Я Бунину с Гамзатовым равна!"
"Мадамазель", ошибся я однако,
Вы не кусок, Вы Эверест говна!

ВД"

       - Дорогая моя Ниночка! Я была бы рада подарить тебе и холодильник и свой раскладной походный столик в чемодане,но не могу. Столик в прошлом году увезла дочка Сашки со воим мужем, когда узнали что дача к ним переходит, а холодильник мы не сможем вытащить из комнаты, потому, что я с братом сама строила наш домик, вернее мы пристроили кирпичную комнату к нашей времянке, из листов железа.  А холодильник занесли в комнату через дверь , которую. потом я заклеила обоями, а со сторона летней кухни под навесом - заштукатурила, чтоб холодильник никто не украл. Но у тебя есть ключи, поэтому продолжай пользоваться летом моим холодильником - съэкономишь на электричестве! и забери из домика пылесос, посуду, всё, что тебе пригодится.

    Немного помолчав, Рита сказала, что им пора уходить, но она хочет отдельно поздравить Нину и Зою от себя и еще раз поблагодарить своих подруг за помощь в далёком 1963 году:
        -  Если бы не вы, я бы не смогла попрощаться с умершим отцом, встретиться со старшим братом и поддержать  маму.
         - Сегодня мы отмечаем 75 лет со дня рождения Нины. По церковным и народным традициям  25 лет со дня свадьбы считается Серебряной свадьбой, 50 лет – Золотой, а 75 лет - Брильянтовой.
         - Не обижайся дорогая, но я хочу тебе напомнить, что ты сама оттолкнула от себя своего мужа, который тебя очень любил и долго добивался.  Леонид Иванович правильно выбрал его на должность главного инженера, а ты почувствовала себя его заместителем.  Ты не поняла, что он теряет авторитет, а молодые начальники партий жалуются на тебя. Он попросил меня и Зою уговорить тебя уволится, а ты нам ответила, что можешь сама быть главным инженером. Но назначение жены и женщины совсем  другое, она должна быть хранителем очага, воспитывать детей, а не быть главой семьи или главным инженером, особенно в мусульманской стране.
        - Любить человека – это принимать его таким, какой он есть, а не переделывать. Надо уметь жертвовать собой, ради любви. Вот я и Зоя пожертвовали своей личной жизнью ради наших мам, а Зауреша ещё и ради отчима и внучки своей старшей сестры
        Ты замечательный, щедрый, добрый и красивый человек, сумела простить своего мужа и мою сестру и даже подружиться с ней, но позволила в себе убить гормоны счастья или радости, возненавидев любовника Юли и его мать. Почему юноша кореец, который младше Юли на 13 лет должен брать заботу за детей и считать её своей женой?! Но вот его мать обожает своих внуков на равне с тобой и имеет право их любить также, как и ты
       - Уж прости меня за лекцию, но я на себе ощутила ненависть или зависть моей младшей сестры и брата Виктора, которые, как и ты родились под знаком Тельца и просто не умеют любить человека, а меня они ревновали к родителям, считая, что они меня любят больше, чем их. 

        Рита вынула из своего рюкзака две коробки конфет под названием «Курочка Ряба», протянула их Нине и Зое и продолжила свою речь:
        - Нет ничего страшнее для разумного человека поселить в своей душе  ненависть к другому разумному человеку. Душа от этого страдает и болит. В 2012 году моей дорогой Зауреше исполниться тоже 75 лет, но я не смогу её поздравить с юбилеем, хотя уже знаю что должна ей подарить от моей мамы, которая перед смертью  прощаясь с ней сказала, что надеется, что она не оставит меня своей заботой.
    - Поздравляя вас, верные мои подруги с очередным днём рождения я решила подарить вам по коробке конфет «Курочка Ряба» и призвать Нину угостить конфетами не только своих внуков, но и их вторую бабушку и передать ей от меня привет. А Заурешу умоляю помириться и полюбить не только Айгирим, но и Карла – мужа Сауле и свою племянницу Гульнару.

        К сожалению Нина и Зоя не вняли призывам своей подруги Риты и посчитали, что не могут простить и примириться со своими врагами.На иллюстрации:- Рита и Зоя в гостях у Нины осенью 2008 года.

        Свой день рождения 3 июня 2021 года Рита встречала в полном одиночестве, но без уныния, она купила в соседнем магазине деликатесы, соки, водку, шоколад и осознав, что пережила Нину и Зою по возрасту уже больше, чем на год, глядя по ТВ передачу «Место встречи» мысленно послала на небо благодарность своим родителям и верным подругам и вслух произнесла: - До скорой встречи!


Рецензии