На краю света. Школа радости 2. Хор

(из серии заметок «Подруги  юности моей)

Предвижу, что некоторые учителя, читая мои заметки о  нашей  «самодеятельности», скажут:

-А где же здесь урок – основа обучения?

Да, урок, действительно, основа основ школы.  Я же здесь пишу о так называемой внеклассной работе.

Но я думаю, невозможно делить школу на классную и внеклассную работу, а педагога – на учителя и воспитателя.

В нашей школе этот вопрос не был  «вопросом».

Он не был проблемой, которую надо решать раздельно.

Разве не замечательно то, что содержание урока выходит за рамки академического часа, а познавательный интерес ученика продолжается за стенами класса и учитель и вне урока остаётся руководителем в творческом поиске ученика.

И если я здесь рассказываю о внеклассной работе по литературе, музыке, изобразительному искусству, то вывод сам собой вытекает – начальным этапом был урок.

Кстати, чуть- чуть и об уроке…  В моём перечислении школьных дисциплин, за исключением литературы, названные предметы не входили в число главных.  Да что греха таить, для преподавания этих предметов в сельскую школу никогда не присылали специалистов.

Но вот парадокс: мы в нашей школе не делили школьные дисциплины на главные и неглавные.

В процессе узнавания  наших учеников, мы убеждались, что дети, рожденные и выросшие на просторах родной природы, обладают чутьём  понимания прекрасного и неосознанно тянутся к искусству.

Начну с пения…  Так назывался тогда урок  музыки.  Уроки проводились, но помимо уроков в школе был ХОР.  Руководила хором учитель пения, выпускница педучилища Галина Михайловна Малина, самая молодая среди нас.


В хор не надо было загонять. В хоре хотели петь все.

Пели задорные пионерские песни, лирические о Родине. Была у нас и своя песня, сочинённая нашими учителями.

Сейчас смешно вспоминать, как мы её создавали. Как написать музыку, когда нет ни одного музыкального инструмента?  Но и это нас не остановило.

Н.Н. – директор школы, учитель литературы и признанный поэт в нашем кругу – сочинила стихи.

Галине дали задание – «написать» музыку на стихи, то есть  создать песню.
Два дня она сочиняла, ходила и напевала.

Затем собрала нас вместе, напела нам новую песню и велела всем выучить её до выходного.

Весь воскресный день мы исполняли, записывали на магнитофон, стирали, снова записывали…

Наконец, с общего согласия песня была признана.

На следующей неделе Галина на всех урока пения разучивала её с ребятами.

Скоро новую песню пела вся школа.

На протяжении всего последующего времени песня звучала на всех школьных концертах и там, куда мы выезжали.  Об этих поездках я расскажу позже.

Так как же не ходить в такой хор?

Все ребята слушались нашу юную учительницу, все с удовольствием и влюблённо пели с нашим милым композитором и дирижёром.

Невозможно не сказать, что, кроме хорошего голоса и слуха,  Галя была хороша собой.  Брюнетка с выразительными глазами,  располагающей улыбкой, в чёрном платье, подчёркивающем её стройную фигуру, она была выразительна в роли дирижёра.  Дети, конечно, обожали её.

Вскоре Галина поступила заочно на исторический факультет, и через два года ей доверили вести уроки истории.

Говоря о массовости участия учеников в школьных мероприятиях, важно сказать о качестве этих мероприятий.

Да, за неимением многого, кое-что, может быть, и желало бы быть лучше. Но хочу заметить, что на условия мы редко списывали какие-либо недоработки.  Делать тяп-ляп никто не хотел, ибо  за каждое конкретное дело отвечал кто-то один.

И  «этот один» не желал ударить в грязь лицом перед коллегами, наконец, перед ребятами.

Ребята были нашей совестью!


Немного изменю план повествования…

Только что  Анастасия Алейникова прислала мне слова песни о Сумозере.  Она сейчас живёт и работает в заполярье, в городе Апатиты.

А в те годы, о которых я пишу, она была маленькой ученицей нашей школы – Ася из Сумозера.

Все эти долгие десятилетия мы не прекращали с ней общения, как и со многими другими, бывшими учениками Сумозерской восьмилетней школы, а после её окончания «перешагнувшие» вместе со мной в Хвойнинскую среднюю школу, где я с ними снова работала уже в старших классах.

Итак,  «Песня о Сумозере», написанная учителями Сумозерской школы.

«В стороне от железной дороги,
Среди сосен густой синевы,
Есть посёлок, что всем нам так дорог,
Здесь живёт моя юность и ты.

Наш посёлок тепло тебя встретит
Простотою  суровых людей.
Пусть совсем он тебе не приметен,
Ты найдёшь себе верных друзей.

Рано утром тебя он разбудит
Пеньем сосен и шумом пилы.
Кто здесь был, тот уже не забудет,
Не забудет его красоты.

Припев:

Если тебе взгрустнётся,
О Карелии вспомнишь ты,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро  поспеши.


Ася из Сумозера ждёт продолжения – значит,
Продолжение следует.

Фото Анастасии Алейниковой.


Рецензии
Анна. Небольшая, уютная школа у Вас была. Преподавательский коллектив дружный. В преподавании дисциплин Вы выходили за рамки программ, это расширяло кругозор учеников. Учительница музыки была хороша собой и талантлива. Хороши слова в песне о Сумозере, и музыка, которую она написала. Да когда я читала слова этой песни, у меня в голове крутилась мелодия.
Моя мама тоже проработала учительницей до 70-ти лет. Вела начальные классы и уроки рисования в начальных и средних классах. Рисовала очень хорошо. По её линии все рисуют. Я тоже окончила вечернюю художественную школу, после возвращения с Дальнего востока, рисует и играет на саксофоне дочь, внучка тоже закончила худ. школу, готовится поступать на архитектурный факультет. Сын рисует, но одной линией. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   25.04.2023 11:22     Заявить о нарушении
Нина, я тоже в этой школе начинала в начальных классах, а в средних вела рисование и черчение. Откуда у меня эти способности и навыки? Может быть, вы когда-нибудь прочитаете и те мои рассказы, в которых я открываю своё "хобби". В своей жизни я ведь тоже немало "покуролесила": и на заводе работала, и в технологическом институте успела поучиться - и всё это до моей учительской деятельности. Жизнь у меня оказалась, слава Богу, длинной. Есть Что вспомнить и о чём написать.
Спасибо Вам за чтение и отклик.
С уважением.
Анна.

Анна Алексеевна Золотовская   25.04.2023 11:39   Заявить о нарушении
Да я потихоньку прочту всё, если успею. Куча болезней. У меня один надпочечник и в том опухоль. Один удалили, давление зашкаливало. Я свет увидала, объездила почти всю Европу, побывала в Карелии. И вот опять давление, конечно поменьше, но 180, 190 бывает. Оказывается во втором надпочечнике образовалась такая же опухоль. Удалить нельзя, без надпочечников (эндокринные железы) люди не живут. Опухоль выдавливает в кровь лишние гормоны, от этого и давлении. хотела ещё почитать следующий рассказик, но что-то не так. Померила, опять 180х95. Пришлось опять таблетку пить. Здоровье потеряла на очень вредном заводе (12 лет проработала ст. инженером в ЦЗЛ).


Нина Измайлова 2   25.04.2023 13:08   Заявить о нарушении
Нина, я тоже очень давно принимаю таблетки от давления утром и вечером. Здесь в Сочи реже стало "скакать", вот потому и живу здесь уже четвёртый год.
Я очень Вам сочувствую, Нина. У Вас серьёзные проблемы. Могу лишь посоветовать не перегружать себя в том числе и сидением за комп. Может, больше отдыхать на свежем воздухе. Берегите себя.
Желаю Вам здоровья и ещё раз здоровья! Берегите себя!

Анна Алексеевна Золотовская   25.04.2023 13:38   Заявить о нарушении
Спасибо. От таблеток уже желудок болит. Кроме таблеток от давления, ещё от полиартрита - преднизолон, от диабета, для щитовидной железы. Все мои эндокринные железы разрушил самый вредный завод электровакуумных приборов. Проработала там 12 лет.

Нина Измайлова 2   25.04.2023 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.