На краю света. Школа радости 2. Хор
Предвижу, что некоторые учителя, читая мои заметки о нашей «самодеятельности», скажут:
-А где же здесь урок – основа обучения?
Да, урок, действительно, основа основ школы. Я же здесь пишу о так называемой внеклассной работе.
Но я думаю, невозможно делить школу на классную и внеклассную работу, а педагога – на учителя и воспитателя.
В нашей школе этот вопрос не был «вопросом».
Он не был проблемой, которую надо решать раздельно.
Разве не замечательно то, что содержание урока выходит за рамки академического часа, а познавательный интерес ученика продолжается за стенами класса и учитель и вне урока остаётся руководителем в творческом поиске ученика.
И если я здесь рассказываю о внеклассной работе по литературе, музыке, изобразительному искусству, то вывод сам собой вытекает – начальным этапом был урок.
Кстати, чуть- чуть и об уроке… В моём перечислении школьных дисциплин, за исключением литературы, названные предметы не входили в число главных. Да что греха таить, для преподавания этих предметов в сельскую школу никогда не присылали специалистов.
Но вот парадокс: мы в нашей школе не делили школьные дисциплины на главные и неглавные.
В процессе узнавания наших учеников, мы убеждались, что дети, рожденные и выросшие на просторах родной природы, обладают чутьём понимания прекрасного и неосознанно тянутся к искусству.
Начну с пения… Так назывался тогда урок музыки. Уроки проводились, но помимо уроков в школе был ХОР. Руководила хором учитель пения, выпускница педучилища Галина Михайловна Малина, самая молодая среди нас.
В хор не надо было загонять. В хоре хотели петь все.
Пели задорные пионерские песни, лирические о Родине. Была у нас и своя песня, сочинённая нашими учителями.
Сейчас смешно вспоминать, как мы её создавали. Как написать музыку, когда нет ни одного музыкального инструмента? Но и это нас не остановило.
Н.Н. – директор школы, учитель литературы и признанный поэт в нашем кругу – сочинила стихи.
Галине дали задание – «написать» музыку на стихи, то есть создать песню.
Два дня она сочиняла, ходила и напевала.
Затем собрала нас вместе, напела нам новую песню и велела всем выучить её до выходного.
Весь воскресный день мы исполняли, записывали на магнитофон, стирали, снова записывали…
Наконец, с общего согласия песня была признана.
На следующей неделе Галина на всех урока пения разучивала её с ребятами.
Скоро новую песню пела вся школа.
На протяжении всего последующего времени песня звучала на всех школьных концертах и там, куда мы выезжали. Об этих поездках я расскажу позже.
Так как же не ходить в такой хор?
Все ребята слушались нашу юную учительницу, все с удовольствием и влюблённо пели с нашим милым композитором и дирижёром.
Невозможно не сказать, что, кроме хорошего голоса и слуха, Галя была хороша собой. Брюнетка с выразительными глазами, располагающей улыбкой, в чёрном платье, подчёркивающем её стройную фигуру, она была выразительна в роли дирижёра. Дети, конечно, обожали её.
Вскоре Галина поступила заочно на исторический факультет, и через два года ей доверили вести уроки истории.
Говоря о массовости участия учеников в школьных мероприятиях, важно сказать о качестве этих мероприятий.
Да, за неимением многого, кое-что, может быть, и желало бы быть лучше. Но хочу заметить, что на условия мы редко списывали какие-либо недоработки. Делать тяп-ляп никто не хотел, ибо за каждое конкретное дело отвечал кто-то один.
И «этот один» не желал ударить в грязь лицом перед коллегами, наконец, перед ребятами.
Ребята были нашей совестью!
Немного изменю план повествования…
Только что Анастасия Алейникова прислала мне слова песни о Сумозере. Она сейчас живёт и работает в заполярье, в городе Апатиты.
А в те годы, о которых я пишу, она была маленькой ученицей нашей школы – Ася из Сумозера.
Все эти долгие десятилетия мы не прекращали с ней общения, как и со многими другими, бывшими учениками Сумозерской восьмилетней школы, а после её окончания «перешагнувшие» вместе со мной в Хвойнинскую среднюю школу, где я с ними снова работала уже в старших классах.
Итак, «Песня о Сумозере», написанная учителями Сумозерской школы.
«В стороне от железной дороги,
Среди сосен густой синевы,
Есть посёлок, что всем нам так дорог,
Здесь живёт моя юность и ты.
Наш посёлок тепло тебя встретит
Простотою суровых людей.
Пусть совсем он тебе не приметен,
Ты найдёшь себе верных друзей.
Рано утром тебя он разбудит
Пеньем сосен и шумом пилы.
Кто здесь был, тот уже не забудет,
Не забудет его красоты.
Припев:
Если тебе взгрустнётся,
О Карелии вспомнишь ты,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро поспеши.
Ася из Сумозера ждёт продолжения – значит,
Продолжение следует.
Фото Анастасии Алейниковой.
Свидетельство о публикации №221070300338
Моя мама тоже проработала учительницей до 70-ти лет. Вела начальные классы и уроки рисования в начальных и средних классах. Рисовала очень хорошо. По её линии все рисуют. Я тоже окончила вечернюю художественную школу, после возвращения с Дальнего востока, рисует и играет на саксофоне дочь, внучка тоже закончила худ. школу, готовится поступать на архитектурный факультет. Сын рисует, но одной линией. С уважением Нина.
Нина Измайлова 2 25.04.2023 11:22 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за чтение и отклик.
С уважением.
Анна.
Анна Алексеевна Золотовская 25.04.2023 11:39 Заявить о нарушении
Нина Измайлова 2 25.04.2023 13:08 Заявить о нарушении
Я очень Вам сочувствую, Нина. У Вас серьёзные проблемы. Могу лишь посоветовать не перегружать себя в том числе и сидением за комп. Может, больше отдыхать на свежем воздухе. Берегите себя.
Желаю Вам здоровья и ещё раз здоровья! Берегите себя!
Анна Алексеевна Золотовская 25.04.2023 13:38 Заявить о нарушении
Нина Измайлова 2 25.04.2023 17:41 Заявить о нарушении