Мария - крёстная мать Герасима

Много лет в семейном архиве Майи Герасимовны Калининой хранилась эта старинная фотография. На ней - женщина средних лет с чёрным кружевным шарфом на голове, в закрытом темном платье с белым стоячим воротничком. Никто уже не помнил её имени, но на обороте снимка сохранилась надпись - «Герасима крестная мать». Единственная строчка помогла установить имя этой женщины.
 
Для этого пришлось отыскать в Ейском архиве запись о рождении отца Майи Герасимовны в метрической книге Старопокровской церкви, сделанной в начале прошлого века псаломщиком Константином Заборовским. Герасим Иванович Калинин родился в Ейске 2 марта 1908 года (по старому стилю). Его родителями были: Иван Николаевич Калинин - рядовой из ейских мещан и его жена Ульяна Авдеевна - казачка Полтавской губернии, урожденная Пусько. Крестными Герасима Калинина стали ейские мещане: Филипп Федорович Савва и Мария Ивановна Ничикова. Калинины еще до 1917 года были работниками у хлеборобов Ничиковых и проживали во флигеле, во дворе их дома по улице Греческой (ул. Калинина), неподалеку от Старопокровской церкви. Этот домик, состоящий из двух комнат, был перестроен из бывшего амбара. Отношения между хозяевами и работниками были простыми и добросердечными, обедать за стол они всегда садились вместе. Поэтому было совершенно естественно, что Мария Ивановна Ничикова стала крестной матерью Герасима Калинина – сына своих работников.

У Марии Ничиковой было несколько крестных детей

По записям в метрических книгах Старопокровской церкви можно заметить, что Мария Ивановна Ничикова была тесно связана с семьей псаломщика, а затем дьякона этой церкви, Константина Целестиновича Заборовского. Он был крестным отцом у детей своих прихожан по фамилии Коноплевы, Ромашенко, Деревянко и др., а крестной матерью была Мария Ивановна Ничикова. Все эти семейства: Ничиковы, Коноплевы, Ромашенко и Деревянко жили на одном квартале, по улице Греческой, между улицами Нахичеванской (ул. Победы) и Керченской (ул. Советов). Константин Заборовский в конце 1920-х годов проживал на этом же квартале, в соседнем доме с семьей Ничиковых.

23 января 1904 года в Старопокровской церкви было совершено бракосочетание. Жених: псаломщик Старопокровской церкви Константин Целестинов Заборовский - 33 года; невеста: Агафья Иванова Пасынко - 17 лет. Мария Ивановна Ничикова была также крестной детей, родившихся у Константина Целестиновича и Агафьи Ивановны Заборовских. 30 октября 1904 года родилась первая дочь Анастасия у «псаломщика Старопокровской церкви Константина Целестинова Заборовского и его жены Агафьи Ивановой». Воспреемниками у нее были «священник Старопокровской церкви Александр Васильев Веселов и вдова ейского мещанина Мария Иванова Ничикова». 20 марта 1912 года у Заборовских родился сын Иван. Воспреемники: дьякон Старопокровской церкви Александр Иванов Галушко и Мария Иванова Ничикова. 9 апреля 1916 года у дьякона Старопокровской церкви Константина Целестинова Заборовского и его жены Агафьи Ивановны родилась дочь Лидия. Воспреемники: священник Андрей Яковлевич Радомский и Мария Ивановна Ничикова.
 
Можно предположить, что Мария Ивановна и Агафья Ивановна были родными сестрами, урожденными Пасынко, и Мария была старшей. Она рано лишилась своего мужа, Константина Ивановича Ничикова. У них были сыновья Андрей и Герасим. Вероятно, Марии Ивановне нравилось имя Герасим, ведь так звали и ее родного, и крестного сына. Один из сыновей Ничиковых, Андрей Константинович, женился на соседке с улицы Керченской - Александре, дочери Адриана Григорьевича Деревянко.
 
Судьба крестного сына Герасима Калинина

Отец Герасима Иван Николаевич Калинин был участником событий трагического «Красного десанта», когда с 13 по 20 июня 1918 года из-за плохой подготовки и неудачного руководства командующего десантом Сигизмунда Клово и командующего Азово-Черноморской флотилией Иосифа Герштейна в районе Таганрога погибло несколько тысяч красноармейцев. Среди погибших там ейчан был Иван Николаевич Калинин. Его старший сын Феоктист пошел вслед за отцом в Красную армию и в 1919 году умер от тифа в госпитале города Новороссийска. По семейным преданиям Калининых, крестной матерью Феоктиста была «жена священника». С большой долей вероятности можно предположить, что это была Агафья Ивановна, жена Константина Заборовского. Был случай, когда она спасла своего крестника Феоктиста от расправы белогвардейцев, засвидетельствовав перед ними его несовершеннолетний возраст. Уважаемой «матушке», его крестной матери, они поверили. Но когда Феоктист Калинин собрался идти с красноармейцами, чтобы отомстить белогвардейцам за погибшего отца, тут уже ни родная мать Ульяна Авдеевна, ни крестная мать Агафья Ивановна, не смогли его удержать. В семье Калининых после Гражданской войны остались: вдова Ульяна Авдеевна, дочь Мария, сыновья Герасим, Александр и самый младший Петр, родившийся в 1918 году.
 
Герасим Калинин, оставшийся в семье старшим, выбрал себе в невесты воспитанницу ейского приюта Пелагею Романовну Варуха. Герасим Калинин и Пелагея Варуха были одногодками, они вступили в брак 1 декабря 1928 года. Двое сыновей Пелагеи и Герасима умерли маленькими, выжили две дочери - Инна и Майя. Герасим Калинин служил в Красной армии, учился в Ростовском артиллерийском училище. Значительная часть артиллерии тогда передвигалась с помощью лошадей. За каждым курсантом в артиллерийском училище была закреплена лошадь, а за ней надо было тщательно ухаживать. В артиллерийской части, где служил Герасим Калинин, было много новобранцев – уроженцев из среднеазиатских республик, не умеющих правильно ухаживать за лошадьми. Герасим Иванович часто брал в руки щетку и сам показывал им, как надо чистить лошадей, при этом у него была любимая присказка – «сто чертов тебе дать».
 
Когда началась война, политрук Калинин, с мая 1941 года находившийся в военных летних лагерях, не простившись с семьей, сразу отправился на фронт. С тех пор родные ничего не знали о судьбе Герасима Ивановича, писем от него не было. Лишь 9 ноября 1943 года Калинины получили от него первое и последнее письмо, которое он написал 29 октября. В нем он писал о том, что долго был на оккупированной территории, а теперь находится под Москвой. В январе 1944 года в дом Калининых по улице Ростовской принесли извещение. В нем значилось, что Калинин Герасим Иванович, политрук батареи 879 стрелкового полка 158-й стрелковой дивизии убит в бою 24 декабря 1943 года.

Среди множества фотографий из семейного архива его младшей дочери Майи Герасимовны, долгие годы хранилось безымянное фото крестной матери Герасима Ивановича Калинина. Теперь можно совершенно точно назвать ее имя – ейская мещанка Мария Ивановна Ничикова. На старом фото была запечатлена прихожанка Старопокровской церкви, крёстная мать не только Герасима Калинина, но и детей из ейских семейств Заборовских, Коноплёвых, Деревянко и Ромашенко. В 1919 году у Марии Ивановны родилась внучка, которую тоже назвали Марией, и она была очень похожа на свою бабушку. Мария Андреевна Ничикова, в замужестве Дубровская, работала в Ейске воспитательницей детского сада, и я - одна из ее воспитанниц.


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за интересную статью.
Мало кто может узнать о судьбе людей, живших более ста лет назад, а Вам это удаётся. Недавно мне показали фотографии колхозников 1930-х годов из д. Поярково, откуда родом мои родители и другие родственники. Ни я, ни кто другой не смогли определить, кто там запечатлён.

Волкова Наталья Андреевна   30.08.2021 10:43     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв, я увлекаюсь краеведением, в семейных архивах попадаются старинные фотографии, а за ними открываются совершенно неожиданные истории. Кто знает, может быть и ваши фотографии еще откроют свои тайны.

Татьяна Сахань   30.08.2021 23:22   Заявить о нарушении