Главный грех

/заметки на полях жизни/
/высказывания на все времена/

У вас ведь случались наивные прозрения? Когда, вдруг, приходишь к афоризму, и тот кажется универсальным?

Вот вам афоризм от меня: главный грех - невежество о себе.

Я понял это где-то в детстве, когда раздумывал о грехах.

Грех, в моём понимании, это то, что вредит душе, вредит человеку. Если попытаться аксиоматизировать это ощущение, возникнет ещё одно писание, настолько это глубокое, сложное, многогранное понятие - как сама человеческая жизнь.

Ведь сколько рассуждений о том, что человек ограничен в своём мировоззрении, отчего он может как-то судить о ситуации, а потом окажется, что суждение было неверным, та же притча о находке горшка с золотом в стенах хижины у бедных людей, у которых гостили мудрец и его спутник, и которых спутник мудреца жалел, мол, всё разрушилось, а мудрец останавливал - погоди, возможно, ты чего-то не знаешь. Так и оказалось. Хижина разрушена, но найдено золото, и вот уже новая жизнь возможна, лучше прежней.

*
Притча о «странном» Мудреце

Мудрец и его ученики очень долго шли, устали, изголодались и, наконец, увидели богатый красивый дом. Постучали. Вышел хозяин в дорогом шикарном халате и спросил:
- Что вам нужно?
- Можно ли у Вас переночевать? Мы весь день шли, очень устали…

Хозяин богатого дома разместил путников на ночлег в холодном, грязном сарае, и ушел в дом, захлопнув за собой дверь.

Утром Мудрец сказал своим ученикам:
- Соберите все деньги, которые имеете, и отдайте их хозяину дома в благодарность за прием.

На следующий вечер путники набрели на дряхлую хижину. Хозяин хижины, бедный старик, радушно принял их, накрыл стол, и все вместе сытно поужинали. Старик дал им свои самые лучшие покрывала, положил спать в лучшей комнате.

Рано утром Учитель поднял всех и приказал поджечь этот дом. Мудрец не объяснил своих действий, и по дороге ученики спросили его:

- Почему тому, который принял нас, как собак, ты приказал отдать все наши деньги, а тому, который приютил нас, как лучших друзей, мы подожгли дом?

Мудрец ответил:
- Каждый все воспринимает, исходя из своих знаний! Богатому ровно этой суммы не хватало, чтобы провернуть крупную аферу и потерять все свое состояние. А у бедного старика под домом зарыты несметные сокровища, а он даже не знает об этом!

Когда он будет разгребать завалы, то найдет эти сокровища.

*

Человек с абстрактным мышлением увидит здесь символы. Разрушенная хижина - старый уклад жизни, старое мышление. Видим указание - не бойтесь разрушать старое, там отыщется новая возможность, лучше старой. Если, разумеется, сучить лапками, как лягушка в сливках, хоть в данной притче акцента на такое указание и не присутствует, так как притча сконструирована, чтобы поставить свой акцент. Никакое послание, даже символическое, не может содержать прямых указаний, и всегда отыщется Левий Матвей, который всё неправильно записывал.

Кто-то воодушевится, поняв, что в любом разрушении старой хижины обветшавшего мировоззрения сокрыто золото новых возможностей. Кто-то воодушевится, поняв, что спутник мудреца - это наш обычный автоматический ум, который судит на ходу, сгоряча, будучи ограничен в кругозоре и, самое важное, не сознавая этого своего ограничения. А мудрец - символизирует ту способность нашего ума, которая расширяет кругозор и учит видеть возможности там, где обычному уму видятся драма, катастрофа и разрушение.

А кто-то, как неправильно всё записывающий Левий Матвей, воодушевится всё записывать и докладывать окружающим, не поняв этого толком самостоятельно, займётся заражением окружающим своими интерпретациями, убивая истину-Христа, и даже не понимая этого.

Кто-то создаст культ из мудрости, полагая мудростью записывание и пересказ записанного, не умея видеть глубже, в самую суть. Кто-то создаст культ из пересказывания этой притчи, станет использовать эту притчу в спорах, останавливая всякую мысль, говоря - ты не можешь знать всего наверняка, вон и притча это говорит!

Да, притча это говорит, но не для того, чтобы об этом говорить бесконечно на все лады, так и не уловив суть. Притча для того, чтобы показать, увидеть, услышать, осознать, проникнуться - человек ограничен, обычный ум человека ограничен, но есть и необычный, особый ум - мудрость, проницательность, осознанность, способность преодолевать свою ограниченность. Нет нужды драматизировать разрушение старого мировоззрения, куда продуктивнее искать золото знаний под грудой старых обломков, куда продуктивнее искать новые возможности, а не горевать над бесполезной разрухой в головах.

Притча эта - о ведении, о знании себя. Да, это знание может выглядеть как разрушенная хижина и драма о разрушенной хижине - всё меняется, устаревает, разрушается. Но если понимать, осознавать неизбежность, закономерность, причинность разрушения старой хижины - появляется золото. И это золото нетленно, так как оно принципиально: знание себя даёт новые возможности, это и есть золото мудрости.

*

Сейчас, через много лет, всякий раз убеждаюсь в верности своего наивного детского прозрения.

Уж сколько умных авторов мне повезло повстречать на своём пути, благодарность им всем, и пути, за эти встречи и возможности.

Что говорят эти авторы?

Знания о том, как работает мозг - ключ к счастью, - говорит Андрей Владимирович Курпатов, попутно заявляя, что счастья - не существует. Ну не может Андрей Владимирович без загадок.

Некоторые люди могут страдать от нехватки знаний о своей сверхчувствительности, - пишет Тед Зефф, причисляющий и себя к подобным людям. Такие сверхчувствительные люди (СЧЛ), по наблюдениям Теда, могут легко выбиваться из сил и испытывать постоянное напряжение по самым разным причинам. А при попытке вписаться в неуравновешенный мир страдает их физическое, эмоциональное и духовное здоровье.

Наконец, Будда учил пути избавления от страданий. Будда был настолько великодушен, что оставил человечеству учение. Что можно заключить из самого факта появления учения? То, что учение может облегчить страдания. Следовательно, ведь учение - это знания, требуется ведение себя, знания о себе, чтобы выйти из повторяющихся ситуаций греха, загрязнённости, заблуждений, иллюзий, увидев жизнь как есть (уточнив свои иллюзии до уровня знаний). Получается, что главный грех - неведение, ибо став видящим как есть, человек не заблуждается более. Я излагаю сейчас упрощённо, отчего запросто можно понять меня искажённо. И только тот, кто исполнен любви к истине, исполнен жаждой истины, алкает истины, и только истины - тот сам раскопает в моих словах знание, увидев в моих словах указание на знание.

*

Иногда говорят, что природа нам отомстит. Это верно, но это говорится в терминах нашей личности. Природе нет нужды мстить. Мы мстим себе сами, прямо сейчас, каждый миг, продолжая жить в заблуждении, не видя, как разрушаем единственную реальную, а не символическую, хижину, которую разрушать нельзя - планету Земля.

И даже это - язык личности. Он не требуется природе, не требуется принципам, стоящим за жизнью, чтобы всё шло как идёт.

Если мы не ищем золота мудрости, не видим связи между своим образом жизни и ухудшением состояния планеты - однажды мы проснёмся, но будет поздно.

Мы и есть та природа, которая нам отомстит. Мы сами - та сила, которая роет себе яму. Никто не придёт мстить однажды, специально, в виде отдельного события, не будет судного дня. Тонкие изменения (отсылка к четырём печатям Дхармы) непрерывны, а наша способность их замечать - груба, и чем грубее, тем позже пробуждение к прозрению - яма готова, и мы в ней были всё это время.

Всё, что я делаю каждый миг - и есть моя яма, моя хижина, и где-то спрятанное золото. Чего не сказано в той притче - хижина может сгореть и так, что живущие в ней не получат возможности увидеть золото. Они просто погибнут. Задохнутся. Угорят. Похоронят себя заживо в пожаре, не видя выхода.

Мой главный грех - неведение себя, я не знаю кто и как построил даже хижину, не говоря уже о золоте и окружающей жизни.

Но если я искал золото мудрости, то я понимаю следующее. Даже из неведения можно извлечь пользу, если сознавать это неведение. Тогда я говорю себе, подобно Сократу, - я невежда, ничего не знаю наверняка, и всё, что я могу - смотреть и пытаться видеть, слышать, зреть в корень, искать суть, каждый миг, в каждой ситуации, так, чтобы не полыхнул быстрый пожар, чтобы жизнь продолжилась, не сама по себе, в неведении ямы на краю погибели, а в осознании своих связей с окружающей действительностью.

Главная составляющая этой окружающей действительности, ближний круг истины - сам человек.

И нет нужды драматизировать первородный грех, на все лады повторяя это людям, доходя до абсурда, расположившись на перекрёстках с брошюрой а ля "Сторожевая башня" в руках, с миной печали на лицах.

Есть нужда действовать, добывая золото мудрости! Есть нужда сознавать своё невежество, превращая это в точку опоры, сворачивая старую хижину разрухи в головах, не дожидаясь мировых пожаров!


Рецензии
С о з в у ч н о !!!
многопроцентно согласен.
.......
Успеха во всём!
а.г.

Абзер Гаров   22.05.2022 13:12     Заявить о нарушении
До всего нам расти и расти ;)
Благодарю) Успеха)

Феронин   25.05.2022 01:28   Заявить о нарушении