По Юго-восточному краю 1 маршрут Окно в Прибалтику

Из цикла "Окно в Прибалтику"


     Конец апреля 2021 г.  погодой не радовал – после нескольких по-настоящему теплых дней снова закапризничала природа -  то выглядывало солнышко, то налетал ветер  и даже начинал порошить снег  мелкими сухими горошками. Но все равно в лесах уже вовсю голубели подснежники и скромно расцветали другие весенние цветы.  Молодая зелень робко заявляла о весне и опутывала кружевом тоненькие веточки кустов и деревьев.   В то воскресенье было довольно холодно, но, несмотря на непогоду, мы отправились в  очередное мини-путешествие,  на этот раз по Восточной Литве.  Репортажи данного  цикла объединяют несколько наших  поездок по этому интересному краю.

        Восточная и южная Литва – приграничный с Беларусью ( её Гродненской областью)  регион, исторические территории Речи Посполитой, преобладающее население здесь – поляки или ополячившиеся белорусы, как они сами себя называют  «тутэйшие». Государственная граница разрезала эти земли по живому – у многих за «границей»  осталась близкая родня. В советские времена связь соседних республик была особенно тесной.  Так, например,  дети некоторых  этнических поляков из приграничной Белоруссии  посещали школы с польским языком обучения в Литовской ССР. Некоторые вильнюсские предприятия  имели филиалы в соседней республике, например, Вильнюсский завод радиоизмерительных приборов  располагал филиалами в    Ошмянах, Островце.  Немало белорусов работало на предприятиях Вильнюса в разных отраслях. На работу добирались  служебными или рейсовыми  автобусами, поездами.  Ведь от Вильнюса до границы рукой подать – ближайший пограничный переход всего в 35 км.   И что там стоило смотаться в Белоруссию и прошвырнуться по магазинам в выходной  день.

        С развалом СССР и установлением границ  появились сложности – визы, таможни и прочие радости.   Поэтому когда в конце 2016 г.  Беларусь односторонне установила облегченный безвизовый режим въезда в  определенные районы Гродненской области для граждан ЕС, многие жители Литвы и Польши с удовольствием стали пользоваться этой возможностью. За пару лет Беларусь расширила  границы гостеприимства – упрощенный въезд распространился не только на Гродно и Гродненский район, но и на другие регионы Гродненской области, а так же на Брест и часть Брестской области.  Мало того, все граждане Литвы (и наверно ЕС), хоть один из предков которых имел корни  в Белоруссии (родители, дедушки-бабушки), получали  право на оформление годовой визы по льготной цене  (всего за 60 евро)  и на посещение любых регионов Беларуси. Поездки в Беларусь стали настолько популярны, что на пограничных пунктах постоянно выстраивались длинные очереди автомобилей. Ездили   покупать прекрасные белорусские товары, залить дешевого бензина, отдыхать в санаториях и домах отдыха с отличным сервисом и в разы дешевле, чем в Литве, да и просто посмотреть интересные места, связанные с нашей общей историей,  или навестить родственников  и друзей.  Беларусь была замечательным соседом – очень гостеприимным, но нейтральным, ни во что не вмешивавшимся, экономические отношения с которым приносили существенную часть доходов в бюджет Литвы.   В марте 2020 г. всё оборвалось из-за всемирной истерии, а затем  безумные наши политики к  великому неудовольствию и возмущению нашего  населения окончательно испортили  отношения  с Беларусью и с каждым днем эти отношения становятся всё хуже и хуже, а сейчас , похоже, пробили дно.
 
       Но вернемся к  нашему апрельскому  путешествию.  На сей раз мы выбрали направление по Лидскому шоссе в сторону белорусской границы. Наша первая остановка – Парудаминис, деревня в Вильнюсском районе.  Это поселение впервые упоминается в исторических документах в 1493 г., и что интересно, первоначально там была православная церковь, после 1596 г. – униатская церковь, а только  около середины XVIII в. здесь появилась католическая часовня.  Теперешний однобашенный каменный костел Преображения Господня  был выстроен в 1922 г. по проекту инженера Филиповича-Дубовика (1865-1930).  Этот неоготический костел, как и другие костёлы юго-востока Литвы,   очень отличается от неоготики Средней Литвы.  Изящный вид спереди, серые вертикальные конструкции  на общем «готическом» фоне красного кирпича, витражи в высоких стрельчатых окнах. Служба ведётся на польском и литовском языках.   

       Полюбовавшись на костел, мы решили подъехать к железнодорожной станции, потому что ребята (на сей раз к нам присоединился  один из товарищей сына, тоже большой любитель путешествий) интересуются всем, что связано с ж.д.  транспортом. В Парудаминисе проходит ж.д. линия на Лиду, есть остановочный  пункт. Пассажирского сообщения с Лидой  уже давно не существует, но грузовые поезда   в апреле  ещё курсировали. Как раз мимо нас промчался товарняк, который тащили «машки», так железнодорожники шутливо называют сдвоенный тепловоз 2М62. И что интересно, в составе в основном были вагоны с надписью «Беларуськалий». Мы ещё удивились, надо же, политики рвут и мечут, кричат о прекращении транзита продукции «Беларуськалий», плюются огнем, а жизнь идёт себе.
 
          Из Парудаминиса по довольно неважной лесной дороге, которую  для разнообразия выбрали вместо надоевшего шоссе,  мы направились в Яшюнай (до 1940 г. – Яшуны), городок, расположенный всего в 18 км от Вильнюса, но уже относящийся к соседнему Шальчининскому району.  Городок расположен на речке Мяркис, правом притоке Немана. В исторических документах он упоминался с 1402 г., как и многие имения, переходил из рук в руки именитых бояр, а первыми владельцами имения  были знатные Радзивиллы.    Главная же достопримечательность и украшение Яшюнай и всего района  - восстановленный дворец и парк усадьбы Балинских.  Построенный в стиле классицизма, теперешний вид он приобрел в XIX в. , когда хозяевами его стали дворяне Балинские и Снядецкие, а само имение превратилось в важный культурный центр края, центр интеллектуального притяжения, связанный с профессурой Виленского университета. 

      Сами посудите -  владелец имения, польский историк и публицист Михал Балински был женат на дочери профессора Виленского университета, ученого  универсала Ендржея Снядецкого , химика, биолога, философа и врача, своего рода польского Леонардо да Винчи.  Здесь же жил его брат – профессор Ян Снядецкий, в 1807-1815 годах - ректор Виленского университета, знаменитый астроном и математик, именем которого назван кратер на обратной стороне Луны. Кроме того, он был и философом, автором двух пособий - «О метафизике» и «О философии».   В разные времена здесь бывали, а то и гостили Адам Мицкевич, поэт-романтик Юлиуш Словацки и другие известные литераторы и ученые. Неудивительно, что благодаря такому созвездию владельцев и гостей имение стало центром притяжения высших кругов интеллигенции и  вольнодумства.

    Во дворце была собрана роскошная библиотека, насчитывавшая около 1,5 тыс. томов и более 6 тыс. рукописей и прочих документов,  также была оборудована небольшая лаборатория и часовня.  Здесь в Яшюнай в 1824 г. родился сын Михала Балинского Ян Балински. В литовских источниках он упоминается как  Йонас Балинскас, но только жил и работал он под именем  Иван Михайлович Балинский (1824-1902) , и был он  российским психиатром, профессором   медико-хирургической академии, одним  из основоположников психиатрии в России, основателем петербургской школы психиатров, многолетним обязательным консультантом различных ведомств по строительству психиатрических учреждений. Похоронен  по завещанию на семейном кладбище в Яшюнай. Сын его Пётр (1861-1925) стал знаменитым инженером, ещё в дореволюционные времена - автором проектов метро для Петербурга и Москвы. И это только некоторые, связанные с этим имением, знаменитые имена!
 
    А что мы знали об этом раньше, десятки раз пролетая мимо по шоссе ?  Ну, да, есть посёлок  в стороне, где  работает лесопилка и единственный в стране завод по производству натурального уксуса и других продуктов и ещё кое-какие  другие предприятия.  И это, пожалуй, всё.  Никогда мы не сворачивали к  усадьбе,   не любовались на дворец с колоннами, не бродили  по дорожкам этого парка, где    вспоминаются  под журчание речки печальные строки Словацкого:

     «Разлучились навеки, но помним друг друга…
     Белый голубь печали летает меж нами;
     Знаю час, когда бродишь по саду, по лугу,
     И когда, затворившись, исходишь слезами…

     Знаю час возвращенья томительной боли,
     Знаю речи, что тихий твой плач вызывают, —
     Как звезду, тебя вижу на синем престоле,
     Вон — слезой она блещет, алмазом мерцает…»
   
     (Юлиуш Словацки, «Разлука», перевод А. В. Коваленского)

     Почему я так мало знала об этом? Почему  в чужих городах и странах не прохожу мимо таких жемчужин, а у себя, в 18 километрах от дома  не была ни разу?  Почему?  Да потому что приезжать было не к чему.  Да, да, не к чему.

     Безжалостно распорядилась судьба с этим “дворянским гнездом”.  Виленский край в бурные переломные годы переходил из рук в руки. До 1939 г. Яшюны  входили в состав Польши, в 1940 г. были переданы Литовской ССР. И тогда последняя  хозяйка имения, правнучка Михала Балинского в 1939-1940 г.  с детьми бежала в США, а местные люмпены в 1939-м распорядились усадьбой по-своему: всё, что получше, вынесли, мелочи порубили топорами. Самой печальной утратой того погрома стало дикое и бессмысленное разорение библиотеки – её большую часть  просто сожгли.

     А потом, в 1941 г. пришли немцы.  И как и повсюду в Литве наступил кровавый август и сентябрь  1941 года. И прекрасный дворец  Балинских на три недели был превращён в гетто для местных евреев, которые сразу были расстреляны здесь недалеко, рядом с деревней Гай.

       В послевоенные годы дворец как только не  использовался - и как   жилой дом, и как клуб, и как библиотека,  и как аптека и пр.  При Хрущёве здесь размещалось правление местного совхоза. В 1973- 1974 г.  здесь даже снимали фильм “Бронзовая птица”, экранизацию   одноименной  повести А.Рыбакова (продолжение знаменитого фильма «Кортик»).  К счастью, прагматичные чиновники  сохранили дворцовый  паркет, накрыв его деревянными полами, а также сберегли геометрию помещений,  уникальные печи и  другие конструктивные элементы здания, позволившие позднее восстановить былой облик интерьера. Правда, реставрация дворца началась только в 1988 году, тогда уже начали восстанавливать гипсовую лепнину, наносить сусальное золото.

           Но СССР распался, финансирование прекратилось, совхоз ликвидировали. И опять повторился 1939 год. Опять жадные вандалы повыбивали стекла, ободрали кафель с с печей. Мало того – развороволи все металлическое – от дверных ручек до электропроводки – ведь воры тогда гонялись за цветными металлами. А потом началась воровская приватизация. По всей Литве исторические памятники – дворцы, усадьбы за смешные копейки оказались в руках бандитов и чиновников. Новые владельцы, разумеется, не собирались  вкладываться в свои приобретения, на которых просто собирались « наварить».  Повсеместно такие объекты просто физически деградировали. Такая же участь постигла и усадьбу Балинских, но потом, в 1996 г. благодаря приходу к власти на муниципальных выборах Избирательной акции поляков Литвы, оценившей культурно-историческое значение объекта,  произошёл перелом.  Новая мэрия взяла объект под свою опеку, за 18 лет судебной тяжбы  добилась его деприватизации, выбила финансирование и приступила к реновации.  Значит, общественность при желании и упорстве может чего-то добиться.

        Уже сейчас дворец  практически восстановлен, может выполнять музейные, выставочные, концертные функции.   Он немного напоминает дворец музея янтаря в Паланге, светлый, лёгкий, только меньших размеров и более скромный.  Осмотреть интерьеры мы не смогли – в связи с пандемией здесь тоже всё закрыто. Только местные мальчишки на досках колесили по круглой площадке с задней стороны.  Мы побродили по дорожкам  парка и  спустились к утопающей в весенней зелени речке Мяркис,  на высоком берегу которой расположена усадьба.

     Мяркис, одна из самых чистых речек Литвы, петляющая по её юго-западной части около 185 км, в Яшюнай разливается пошире, чем в других местах.  По этой речке с живописными берегами  любят ходить в походы байдарочники.  Мяркис  приходит в  Литву из Беларуси, где он зарождается неподалёку от Ошмян и зовется там Мерычанкой.  Белорусская её часть – всего каких-то 18 км. Речка несёт свои воды в Неман, который тоже начинается в Беларуси. Вот видите, даже реки у нас общие с соседями. Не сам ли Бог велел жить в мире и согласии?
Полюбовавшись на речку, мы отправились на край городка, там возле лесничества указатель в лес – к памятному месту Холокоста.  Еще одно страшное место на особой скорбной карте Литвы.

          Оно совсем недалеко от дороги – метров двести  вглубь леса. Вокруг опасно нависающие, израненные во время зимнего бурелома деревья.  Широкая поляна, обнесённая невысокой оградой, памятный камень.  575 невинных душ загублено здесь 25 сентября 1941 г.
 
     Рядом с памятником  небольшими кучками  разложены обработанные камни с надписями – наверно,  это имена погибших здесь жителей Яшун и окрестностей. Ведь по еврейскому обычаю  на  места  захоронений приносят не цветы, а камни. Хотя и цветы здесь тоже были. И догоревшие свечи…

    Мы стояли  в горьких раздумьях, а хмурое небо опять посыпало поляну сухой снежной крупой. А под ногами зеленела свежая трава и белели первые весенние цветы. Как много их тут. Жизнь  идет, весна сменяет зиму.

     Что дают нам посещения  памятных мест Холокоста в каждой экспедиции?  Нет,  мы не узнаём  просто очередную статистику.   За время этих экспедиций у нас сложилось полное понимание происходивших событий,  появились ответы на вопросы – как и почему это стало возможным. Это не был хаотичный и случайный процесс, здесь всё было на редкость чётко продумано и организовано.  Нам открылось понимание того, что было упрощено и заболтано официальными историками со всех сторон . Я постараюсь  об этом рассказать. Отдельно, когда обработаю собранные материалы.

     Когда выбрались из лесу, снова выглянуло солнышко. Мы проехали  немного  вперёд, здесь уже начинается деревня Гоюс, так она официально называется. Но местные её называют  деревня Гай, ещё с времен Российской империи.  Здесь на Староверской улице  находится восстановленная деревянная церковь Гайской поморской общины  Древлеправославной Поморской церкви Литвы, а сама деревня Гай была одним из мест компактного проживания старообрядцев.  Считается, что эта община основана в 1788 г. на землях дворян Балинских, но более ранняя её история неизвестна. По преданию старообрядцы в Гае живут около 300 лет, от самого раскола Патриарха Никона. На край империи они бежали от преследований,  в Литве их осело немало, и они заметны и по образу жизни, и по внешнему виду.

      Всего в Литве на сегодняшний день насчитывается около 50 000 старообрядцев, а по всему миру – около трёх миллионов.  А  религиозную  свободу в России получили они только в 1905 году по указу царя Николая Второго. В 1937 г. был построен новый Храм Николая Чудотворца. Немецкую оккупацию пережили довольно спокойно.  Сейчас небольшой деревянный храм красиво  восстановлен, на огороженной территории установлен высокий крест в память основателей общины.
 
    Старообрядцы придерживаются своих обычаев и правил. Крестятся двоеперстием, признают только старинные иконы и святые книги на старославянском языке, которые передаются из поколения к поколению от матерей дочерям.  В Литве есть всего несколько иконописцев, которых признают старообрядцы.  Сохранили они обряд крещения «живой водой», которую не кипятят, не подогревают, зимой только сгребают лёд.  Пьянство старообрядцы приравнивали к убийству, страшно осуждали кражи. Вера запрещает им  верить в сны и колдовство – на всё воля Божья.  По субботам посещали баню, но купание завершалось до захода солнца. До сих пор друг к другу обращаются по имени-отчеству. В церковном пении музыкальных инструментов не используют, пение самобытное и напоминает григорианские хоралы.
 
          Но главное у старообрядцев , конечно, взгляд на жизнь.  Ведь основной принцип новой веры, сформулированный  ещё в XVII  веке после раскола – верь, как велят высшие, верь, как велит власть. Реформой Никона были изменены не только внешние ритуалы, но и  сам принцип жизни, мирового сознания, был нанесён удар по семейным основам и личным принципам веры. Религия  превратилась в своеобразную партию, где все подчиняются предводителю. А вот староверы этому не пожелали подчиниться.  И им пришлось бежать на окраины империи.  Разве это не напоминает теперешние времена, когда ломаются все традиции и сама жизнь?

   Как, всё же,  разнообразна и интересна  наша Литва! Насыщенная событиями, в том числе трагическими,  её история  превратила страну  в многоцветный, многонациональный  край с богатыми и разнообразными культурными традициями .  Испокон веков здесь находили приют и уживались люди различных культур и верований, и для всех находилось место под солнцем.

         Осмотрев  церковь и деревню Гай, по желанию ребят мы заехали ещё посмотреть ж.д. станцию  Яшюнай на ж.д. линии на Лиду,  история которой восходит к концу XIX века.  На станции никакого движения поездов не было, только несколько  рабочих разгружали полувагон с древесиной.  Отсюда мы уже  отправились домой.  По дороге валил и валил снег. Но весна всё равно вступала в свои права.

Эта поездка положила  начало новому циклу репортажей об экспедициях по Юго-восточной Литве.

Продолжение :
http://proza.ru/2021/08/11/1628

Фотоколлаж автора


Рецензии
Добрый день Эми. Давно не заходила, даже соскучилась.Написано как всегда интересно,подробно, с историческими событиями.Но грустно. Начинается с Белоруссии,так хорошо, мирно. Вроде сегодня сквозь сон слышала, туда ядерные ракеты завезли.Мир сошёл с ума.Не живётся миром правящими. Крови людской никак не нахлебаются."Кортик"вспомнила. Книгу несколько раз перечитывала, и кино смотрела, всё представила. И из староверов моя семья по папе. Бабушка 109 лет прожила, но хочу сказать людей не любила, только свои книги на старославянском, молилось по три раза в день подолгу. А когда сама на Ангаре жила, там в тайге и дальше на север до сих пор староверские посёлки. В 1946 году геологи нашли их скит, они даже не знали, что был царь Пётр.Жили и выжили, а кровь чужую не проливали. Без цивилизации всё неплохо, многие традиции и ремёсла сохранились, правда инцест.А вот в Литве где они живут, как-то не представляю, кругом населённая местность, а у нас они чаще в глухой тайге.

Лариса Гулимова   02.02.2024 13:36     Заявить о нарушении
Привет, Лариса! Рада, что опять зашла ко мне.
Ты знаешь, буквально теперь вышла моя книга "Окно в Прибалтику", где много фотографий и очерки этого цикла.
Насчет староверов - видишь, они сюда, на край империи бежали на земли Ркчи Посполитой. Здесь прятаться в глуши не надо было, здесь края были в основном католические , их не преследовали как раскольников. Потому в наших краях они жили не скрываясь. Около нас недалеко соседствуют православная и старообрядческая церкви . На праздники еще с советских времен были очень заметны старообрядцы с бородами, в традиционных одеждах.

А обстановка в мире безумная, ты права. Это очень печально

Эми Ариель   02.02.2024 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.