Рассказ о картине - Материнство

"Материнство", 180х200 см, холст, масло, 2009 г.с. Автор картины и текста — Алексей Акиндинов.

Картину "Материнство" я написал экспериментальным методом моего стиля орнаментализм. При первом взгляде на холст зритель может задаться вопросом: "А при чем здесь орнаментализм?" Так как с расстояния, в сюжете не видно ни одного узора. В период конца первого десятилетия 21 века и всю первую половину второго десятилетия, я ставлю перед собой задачу изобразить окружающий мир максимально реалистично. Но есть одно, очень существенное "НО!" Если с расстояния, зрителю кажется, что картина написана по правилам реалистической живописи, то постепенно приближаясь к полотну, он начинает видеть совершенно иной мир. Вся поверхность изображенного сюжета "заткана" мной мельчайшими узорами, нарисованными тонкой кистью масляной краской от руки. Некоторые, видя этот метод живописи говорили, что я в своих картинах показываю мир вплоть до корпускул (молекул). В этом и состояла задача моего орнаментализма того периода. Синтез абсолютного реализма, с соблюдением всех его "канонов" и законов: правильные пропорции; анатомическая грамотность; пространственная и воздушная перспективы; цельный колорит; единый источник света. И всё это при ближайшем рассмотрении имело фактуру или структуру мелкого орнамента. В этом и суть и "соль" настоящего орнаментализма — синтез, "сплавление" реальности с орнаментацией. К работам того периода можно отнести следующие мои картины: "Луна-парк"; "Док "Тихий"; "Ленин в Январе" (Ленин и дети); "Чернобыль. Последний день Припяти" и конечно "Материнство".

Что касается темы полотна, часто, гуляя по своему родному городу, я видел еще "старую Рязань", - её деревянные одноэтажные дома с печным отоплением. Огороды, заборы. Вишнёвые и яблоневые сады. Во всём этом была провинциальность, патриархальность, неспешность и аромат яблок, сырой плесени, тополиных почек. То было время исчезновения старой, патриархальной Рязани. Постепенно на город надвигались железобетонные стеклянные небоскрёбы, супермаркеты, офисы, торговые Центры и прочее что-то блестящее, леденящее, прямоугольное, не имеющее ни запахов ни цвета, ни фактуры, ни души. Всё это заполоняло город, и у меня создавало ощущение неизбежности и щемящей тоски. Я видел старые, покосившиеся домики, семьи, которые готовились к переезду или вообще к чему-то нехорошему. Так как в то время, дома тех, кто отказывался переезжать или освобождать площадь, просто жгли. Поджоги осуществлялись обычно ранним утром, когда вся семья спала. Люди, если успевали проснуться от дыма или лая собак, спасались бегством. Так, например даже в моей деревне Гладкие Выселки Рязанской области, в доме на четыре семьи, где жил мой отец, в 2011-м году, ночью случился пожар (это был поджег). Мой отец (по его рассказам) выбил стулом окно и выпрыгнул из горящего дома, тем и спасся от пожара.

Вся эта гнетущая обстановка в то время создала в моём воображении образ молодой семьи, которая живёт в старом, деревянном домике. Недавно у них родился ребёнок. И вечером молодожены вышли во дворик, сели на скамеечку. Всё залито золотым светом закатного Солнца. Персонажи не веселы, они задумались о будущем, которое мерцало тревожными отблесками в предосенних кронах тополей. Эти красно-оранжевые оттенки были символом тех пожаров и предвестниками (картина написана в 2009-м году) печально-знаменитого лета 2010-го года, когда горели леса на огромных территориях и всё вокруг было затянуто белой пеленой дыма.

Для сюжета мне позировали реально-существующие люди (кроме младенчика). Молодой отец — это мой друг и художник Андрей Миронов. Молодая мама — моя двоюродная сестра — Ольга Анисимова. В реальной жизни их ничего не связывало кроме моей картины. Они даже позировали по отдельности. Когда полотно было написано и я его представил публике, то зрители подумали, что Андрей женился на моей сестре и у них действительно родился ребёнок. Люди с полной серьёзностью и уверенностью говорили: "Когда же Андрей женился? И уже ребёнок родился! Почему он ничего не сказал никому?" Такой эффект был от картины. Я связываю это с реалистической манерой живописного исполнения.

Ну а закончить свой рассказ хочу на самой позитивной ноте. Иногда так получается, и это доказало время и события, что мои картины являются предвестниками событий грядущего. Так и получилось с моей картиной "Материнство"! Моя сестра на момент написания полотна была в разводе. Но она мечтала вновь встретить мужчину своей мечты и родить от него ребёночка. Так и получилось. Через пару лет она встретила любимого мужчину — Николая, вышла за него замуж и родила от него прекрасного сыночка — Женю. Андрей Миронов также на момент написания полотна был холост. И казалось вообще никогда не свяжет себя брачными узами. Но и он через несколько лет, на удивление всем женился и сейчас живёт счастливым браком с Ириной. Так в моих картинах переплелись и грусть с печалью и радость со счастьем...

Судьба картины: полотно "Материнство" я несколько раз экспонировал на различных выставках, от областных коллективных, до персональных в своём родном городе и других городах России. О картине несколько раз писали в прессе. В 2018-м году я передал полотно в дар собрания Московского журнала "Русская галерея XXI век". Коллекция этого журнала славится активной выставочной деятельностью не только по всей России, но и далеко за её пределами. С 2008 года я веду с редакцией журнала тесное сотрудничество, ни раз публиковался на его страницах. Мои картины "Русская Галерея XXI век" выставляла на самых престижных выставках в Москве и Европе. Каждая выставка и моё участие в ней получало освещение в прессе и каталогах. В 2008-м году я стал первым Лауреатом Премии "Русская Галерея XXI век". Награждение проходило в здании Совета Федерации в Москве в торжественной обстановке. В присутствии ведущих политических деятелей и представителей искусства, мне была вручена Серебряная медаль "Русская Галерея XXI век" и финансовое поощрение. Надпись на удостоверении к медали гласила: "Алексею Акиндинову — за большой личный вклад в искусство России"!


Рецензии